15 июля 2022

Секреты мастерства Мастера возрождения раскрывают тайны реставрации

Реставраторы порой напоминают алхимиков — благодаря их уникальным манипуляциям произведение искусства чудесным образом возвращается к жизни. Резиновая крошка легко уберет загрязнение, японская бумага укрепит разрывы, дистиллированная вода освежит акварель. Кажется, безвозвратно испорченный рисунок, гравюра, картина после секретных действий реставраторов как по волшебству приобретает первоначальный вид. На выставке «Мастера возрождения. Реставрация графики. 2010–2022», открытой в Третьяковской галерее до 13 ноября 2022 года, можно увидеть отреставрированные шедевры графики: произведения Николая Ге, Михаила Нестерова, Евгения Лансере, Виктора Васнецова, Александра Бенуа и других художников. Кураторы выставки Елизавета Горелышева и Наталья Береснева рассказали «Лаврусу» о важных и весьма неожиданных методах реставрации.

Удаление поверхностных загрязнений резиновой крошкой или ластиком

Алексей Зубов. Портрет Петра I. Фронтиспис к книге "Куншты корабельные". 1718. Офорт, резец.
Алексей Зубов. Портрет Петра I. Фронтиспис к книге "Куншты корабельные". 1718. Офорт, резец.
Работа реставратора чаще всего начинается с удаления поверхностных загрязнений. Гравюре Алексея Зубова «Трубящая слава с портретом Петра I», которая служит виньеткой для книги «Куншты корабельные» (СПб., 1718), этот этап был особенно необходим.

Процесс очистки представляет собой удаление с лицевой (не затрагивая красочный слой) и оборотной сторон поверхности произведения посторонних наслоений: пыли, копоти, грязи.

Бумага — пористый материал и в зависимости от сорта (меловые бумаги — мелкопористые; верже, торшон — крупнопористые) по-разному вбирает в себя загрязнения. Пыль не только лежит на поверхности произведения, но и попадает в его поры, откуда ее очень сложно устранить. Для удаления такого типа загрязнений используют резиновую крошку из мягкой белой карандашной резинки. Мелкие частички резиновой крошки вбирают в себя загрязнения, сама крошка меняет цвет, темнеет. Процесс очистки продолжается до тех пор, пока крошка не перестанет интенсивно окрашиваться. Мастера работают легкими круговыми движениями, без нажима, мягким ватным тампоном. А остатки крошки вместе с загрязнениями сметают с поверхности листа мягким широким флейцем — кистью из натурального ворса козы.

Наиболее загрязненные участки произведения очищают с помощью ластиков. В реставрации используются разные ластики: мягкие и жесткие, тестообразную клячку и плотный абразивный ластик, карандашную резинку и ластик-карандаш.

Выбор ластика зависит от степени и характера загрязнений и фактуры основы. Так, например, клячка абсорбирует частички графического материала (угля, пастели, графита, соуса и т. п.), не повреждая бумагу и не размазывая рисунок, в отличие от обычного ластика. Клячкой работают тампонирующими движениями. Для более интенсивных внешних загрязнений и менее рыхлой основы применяют ластик с добавлением песка. А ластик-карандаш позволяет очищать пространства между буквами подписи или владельческой надписи.

Промывка акварели дистиллированной водой на столе на подушке из фильтровальной бумаги

Акварель «Вид из Куракина» была выполнена Николаем Гриценко недалеко от усадьбы Третьяковых в Куракине, где художник жил после женитьбы на дочери Павла Михайловича Третьякова, Любови Павловны. Работа поступила в реставрацию графики в 2021 году и нуждалась в особом подходе. Дело в том, что акварель не всегда можно промыть в кювете методом погружения в воду. В таких случаях используют метод промывки на фильтровальной бумаге.

Подклейка разрывов

Неизвестный гравер. Сказание о честном Семике и о честной Масленице. Лист I части I тома атласа «Русские народные картинки». 1881 г. Воспроизведение гравюры (XVIII век). Раскрашенная фотолитография.
Неизвестный гравер. Сказание о честном Семике и о честной Масленице. Лист I части I тома атласа «Русские народные картинки». 1881 г. Воспроизведение гравюры (XVIII век). Раскрашенная фотолитография.
Гравюры обычно поступают в реставрацию в особенно сложном состоянии — порой лист сильно рвется и загрязняется. Ярким примером такого состояния гравюры служит лубок «Сказание о честном Семике и о честной Масленице», выполненный неизвестным гравером. Такие повреждения авторской основы, как разрывы, подлежат обязательному реставрационному вмешательству. Незафиксированный разрыв имеет тенденцию к дальнейшему увеличению и способен серьезно повредить произведение.

Подклеивают разрывы, только приведя произведение во влажное состояние — целиком или же только в месте повреждения. Разрыв укладывают так, чтобы совпали линии рисунка или совместились линии срыва фактуры, после чего смазывают мучным клеем и приглаживают косточкой. Если разрыв давний и произведение с ним существует какое-то время, то микроволокна разрыва обтрепаны и уже частично утрачены. В таких случаях точного соединения невозможно добиться, тогда края разрыва выравниваются, а в место стыка вживляются волокна из другой бумаги, чтобы вернуть листу целостность. Увлажнение происходит с расстояния примерно 30 сантиметров из пульверизатора тонкой дисперсии. На лицевую сторону дозированно наносится дистиллированная вода. Проходя через произведение, вода оказывается на фильтровальной бумаге, и она вытягивает на себя вместе с влагой желтизну и продукты распада. Этот способ позволяет ограничить количество влаги, которая взаимодействует с экспонатом и не повредит красочный слой нестойкой к увлажнению акварели.
Определить степень допустимого увлажнения произведения помогает анализ на водорастворимость.

После соединения и склейки разрывы (а также другие повреждения бумаги, такие как проколы, сломы, смятости) укрепляют с оборотной стороны произведения, подклеивая равнопрочную специальную реставраторскую (японскую) бумагу. Японская бумага — это специальный реставрационный общепризнанный материал. Она производится из коры тутового дерева, бананового волокна, луба гампи и других волокон. Равнопрочной называют бумагу, в которой долевое направление ее волокон было бы таким же прочным, как и поперечное. Действуя как пластырь, она дополнительно фиксирует собой рану произведения и укрепляет поврежденные участки.

Восполнение утраты способом доливки бумажной массы

Одним из способов восполнения утраты основы произведения является доливка бумажной массой — пульпой. Пульпа приготавливается из специально подобранной реставрационной бумаги. Неоспоримым достоинством этого метода является то, что можно подобрать абсолютно идентичную утрате по цвету бумажную массу, а в самом процессе доливки еще и добиться точно такой же толщины, какой обладал утраченный фрагмент, достигая плавного перехода между текстурой основной бумаги и долитого участка. Однако доливать бумагу можно только на произведениях печатных техник, потому что доливают с оборотной стороны произведения, а уложить экспонат «лицом вниз» в случае с акварелью, пастелью, гуашью и т. д. просто немыслимо. Даже ряд печатных техник требует большой осторожности с доливом бумаги — так, меццо-тинто, хоть и относится к печатной технике, обладает очень тонким и нестойким красочным слоем.

Удаление густого пастозного клея с оборота произведения

Довольно часто реставраторам приходится сталкиваться со следами и фрагментами различных клеев. Первоочередной задачей в таких случаях является определение типа клея, проверка его нейтральности с помощью универсального индикатора и его способность растворяться в воде. Мездровый водорастворимый клей характерного коричневого цвета предварительно размачивают дистиллированной водой, дают время набухнуть и уже пластичные размягченные участки легко удаляют скальпелем. Без размягчения пастозные участки клея откалываются вместе с фрагментами авторской основы, непоправимо повреждая ее.

Удаление застарелых мушиных экскрементов глазным скальпелем

Достаточно распространены на произведениях графики, хранившихся вне музейных условий без стекла, следы жизнедеятельности насекомых (мухи, тараканы, клопы, чешуйницы). Большинство такого рода загрязнений представляет собой пастозные экскременты, скученно или единично расположенные на поверхности авторского листа. Такие загрязнения удаляют кончиком острого глазного скальпеля, не повреждая фактуру бумаги и красочный слой. Помимо того, что такие загрязнения входят в структуру бумаги, они наносят несомненный урон экспозиционному виду произведения. В отличие от остальных загрязнений экскременты насекомых, бывает, берут на себя «наглость» соавторствовать — принимают вид веснушек, родинок, горошка на ткани или обоях.

Локальная химическая обработка пятен

Перед удалением пятен, затеков, сильной желтизны реставраторы проводят проверку на устойчивость к реагентам. Каждое пятно требует индивидуального выбора реагента и времени действия этого реагента.

Для того чтобы избежать повреждения химическими реактивами соседних с пятном участков, не требующих воздействия, реактив наносят концом тонкой кисти строго на пятно.
За химической обработкой всегда следует общая или локальная промывка произведения дистиллированной водой до полного выведения химических реагентов из авторского листа под контролем универсального индикатора.

Обеспыливание поверхности произведения мягкой кистью

Виктор Васнецов. «Бог Саваоф». 1915. Кадр из фильма "Мастера возрождения. Реставрация графики. 2010-2022
", ГТГ
Виктор Васнецов. «Бог Саваоф». 1915. Кадр из фильма "Мастера возрождения. Реставрация графики. 2010-2022 ", ГТГ
Работа Виктора Васнецова «Бог Саваоф» была создана для главного иконостаса храма-памятника Александру Невскому в Софии в 1912 году. Художник обращается к одной из самых хрупких техник — это пастель с добавлением гуаши. Первый этап реставрационных работ для подобного типа работ — удаление пылевых загрязнений мягким флейцем — кистью из козьей шерсти. Он позволяет приподнять и удалить верхний слой пыли, осевшей на произведение, не вгоняя ее в структуру основы, и подготовить авторский лист к дальнейшим реставрационным мероприятиям. Если на этом этапе не избиваться от осевшей пыли, то при промывке или увлажнении она войдет глубоко в структуру бумаги и закрепится там, тогда бороться с ней будет гораздо сложнее.

Промывка произведения от интенсивной желтизны

Пейзаж 1805 года французского художника Франсуа Бодио поступил в мастерскую реставраторов графики с крайне активным пожелтением бумаги, что является результатом разрушения молекул целлюлозы под воздействием света, воздуха и времени. Избавиться от продуктов разрушения бумаги и восстановить естественный цвет авторского листа можно с помощью промывки водой. Дистиллированная вода, лишенная всех примесей, очищенная практически до молекулярного состава, является отличным растворителем и способна эффективно воздействовать на интенсивную желтизну. Проходя через основу, проникая в каждую пору произведения, вода растворяет продукты распада, забирая и выводя их с собой. Поэтому при промывке требуется регулярная смена воды — до прекращения ее окрашивания. Решить, можно ли промывать произведение, поможет проба красочного слоя по отношению к воде, ее еще называют пробой на текучесть.

Устранение деформации основы произведения

Евгений Пономарёв. Эскиз костюма царицы XVII столетия для костюмированного бала в Зимнем дворце в 1903 г. Кадр из фильма "Мастера возрождения. Реставрация графики. 2010-2022
", ГТГ
Евгений Пономарёв. Эскиз костюма царицы XVII столетия для костюмированного бала в Зимнем дворце в 1903 г. Кадр из фильма "Мастера возрождения. Реставрация графики. 2010-2022 ", ГТГ
После устранения деформации основы сухому произведению все еще требуется время для окончательной стабилизации клея (его полного высыхания, сцепления с основой) и выравнивания бумаги. Для этого экспонат помещают на 10–15 дней под оргстекло и микалентную бумагу и груз сверху. Он может быть любым, но наиболее излюбленным прессом реставратора являются чугунные утюги. Эта любовь обусловлена как весом таких утюгов, так и идеально ровной поверхностью подошвы. Ко всему прочему у таких утюгов очень удобная ручка. Все вместе это дает прекрасную возможность использовать более не применяемые в быту аутентичные чугунные утюги всех размеров в интересах реставрации.

На финальном этапе реставрации был помещен под пресс эскиз костюма царицы XVII столетия, разработанный Евгением Пономаревым специально для грандиозного костюмированного бала, который прошел в 1903 году в Зимнем дворце. Цель прессования произведения — устранение деформации бумажной основы авторского листа. Процесс занимает как минимум неделю, после чего экспонат может быть перенесен в сухой пресс. После склеивания разрывов, восполнения проколов и утрат, дублирования, расправления сломов и смятостей произведение помещают в автоматический пресс с фиксированным давлением. Для защиты фактуры бумаги и пастозного красочного слоя используются специальные чистошерстяные неокрашенные сукна, также вбирающие в себя излишнюю влагу из авторского листа. В первые дни сукна постоянно меняются на сухие. Являясь важной частью процесса, сукна поддерживаются в чистоте исключительно с помощью полоскания в детском мыле с нейтральным pH.

Случается так, что часть авторского листа отстает от дублировочной основы, образуя пузырь. Если оборот закрыт плотным картоном, то добраться до такого пузыря обычными реставрационными средствами затруднительно. В таких случаях клей можно ввести между слоями бумаги исключительно с помощью шприца с иглой, делая точечные проколы в необходимых местах. После чего место прокола осушают фильтровальной бумагой, забирая лишнюю влагу, а отставания проглаживают косточкой через лист нетканого материала, такого как Holitex. Затем груз (например, мешочек с песком или дробью) устанавливается поверх нетканого материала локально, именно на участок, в который был введен клей.