07 сентября 2023

Музей Виктора Васнецова История создания

День, когда Виктор Васнецов увидел своих «Богатырей» в новом доме-мастерской, он считал одним из счастливейших в своей жизни. В этом доме Васнецов прожил более 30 лет, а в 1953 году здесь открылся мемориальный музей. С тех пор Музей Виктора Васнецова стал одной из достопримечательностей Москвы, любимым местом посещения для москвичей и гостей столицы.
70 лет назад, 25 августа 1953 года в доме Виктора Михайловича Васнецова открылся мемориальный музей. Однако его история началась задолго до этой даты. Точкой отсчета стал 1894 год, когда художник по собственному проекту построил дом, осуществив давнишнюю свою мечту «устроить <…> мастерскую в Москве». Место для дома было выбрано неподалеку от московского подворья Троице-Сергиевой лавры в Новопроектированном переулке (ныне переулок Васнецова). В отличие от последней съемной квартиры в Демидовском переулке, где всегда было шумно и неспокойно — «целые вечера такие гулянья, точно всё праздники», здесь было очень тихо, даже редко когда проезжала подвода или извозчичья пролетка. Это был словно «какой-то другой, особенный, совсем не московский мир», вспоминал племянник художника Всеволод Аполлинарьевич Васнецов.

Еще при жизни мастера особняк стал достопримечательностью Москвы. Это было первое жилое здание, выполненное в неорусском стиле — национально-романтическом варианте стиля модерн. В создании его художественно выразительного образа Виктор Васнецов обратился к традициям древнерусского зодчества. Решение внутреннего пространства также принадлежало художнику. Облик дома и убранство комнат стало своеобразным отражением идейных и художественных поисков мастера в выражении народного понимания красоты.
Москва с ее памятниками старины стала необходима мастеру, и перспектива окончательно обосноваться в ней его радовала:
«Живем мы теперь в новой избе, которую выстроили в мое отсутствие, покуда я был в Киеве — каковы москвичи! Ничего себе хата, не была бы только холодновата! Живем себе — ничего тоже — я день ото дня хорошею, становлюсь вообще очень мил — и при этом работаю усердно…»
Виктор Михайлович жил здесь с семьей: женой Александрой Владимировной, дочерью Татьяной и сыновьями — Борисом, Алексеем, Михаилом и Владимиром. Первый этаж дома занимали жилые комнаты, на втором располагалась мастерская.
Многие известные картины Васнецова были написаны или закончены в мастерской этого дома. Среди них — «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» (1896), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897), «Богатыри» (1898, все — ГТГ), «Баян» (1910, ГРМ). Высота потолков позволяла мастеру работать над большими религиозными композициями для Георгиевского собора в Гусь-Хрустальном, собора Воскресения Христова (Спаса на крови) в Санкт-Петербурге и собора Св. Александра Невского в Варшаве. Последние десятилетия он писал здесь картины из цикла «Поэма семи сказок» (1901–1926).
Идея создания мемориального музея возникла у наследников сразу после кончины художника. Спустя всего три дня, 27 июля 1926 года, Алексеем Викторовичем были написаны следующие строки брату Михаилу, который в то время жил в Праге и не смог приехать проститься с отцом:
«Дом наш опустел, точно душа отлетела от него — все тут было “его”, носило его отпечаток — страшно коснуться чего-либо, изменить что-либо. Наше общее желание — все сохранить, как было, устроить что-то вроде дома-музея».
Находящиеся в то время в мастерской картины, мебель, иконы и личные вещи художника были сфотографированы и схематично зарисованы Алексеем Викторовичем Васнецовым. «Не хочется нарушать того порядка (или вернее беспорядка), в котором все сейчас находится, точно еще какая-то нить оборвется, но иначе нельзя» (А.В. Васнецов). В мастерской, помимо картин «Поэмы семи сказок», которые все стояли вдоль восточного окна, находился портрет Татьяны Викторовны из гостиной (его художник реставрировал, так как он был немного поврежден из-за лившегося на него дождя через испорченную крышу), эскиз «Страж», портрет Зинаиды Сергеевны Соколовой, портрет Михаила Васильевича Нестерова, а также крест-распятие для церкви Адриана и Натальи — «последнее произведение папы, как и портрет М.В. Нестерова».
Процесс организации музея по разным причинам, в том числе бюрократического характера, родственникам пришлось отложить на неопределенное время. Алексей Викторович Васнецов писал:
«У нас все та же грусть. Дом стоит пустой и холодный. Топить нечем, т. к. нет денег на дрова. В мастерской 6–8 гр. Хорошо, что на улице не холодно. Дело с музеем, как и должно было ожидать, затягивается. Пока нет препятствий, но просто все очень заняты, и проводить бумаги очень медленное дело. <…> Пока хлопочу о временной выставке в нашем доме, но тут остановка в деньгах…»
Частично финансовые проблемы были решены за счет сдачи в аренду помещения флигеля знакомой семье, это несколько уменьшило расходы на содержание дома.

Первое знакомство широкого круга зрителей с домом художника и оставшимися в нем произведениями состоялось на открытии «Посмертной выставки картин и рисунков Виктора Васнецова» 13 марта 1927 года. Экспонаты были размещены в классной, гостиной и мастерской. В остальных комнатах продолжали жить родственники. В обстановке, в которой жил и работал Виктор Михайлович, были представлены его жанровые рисунки и эскизы, пейзажи, религиозные композиции (всего 212 произведений). Впервые зрители увидели картины цикла «Поэма семи сказок» (кроме «Сивки-Бурки» и «Ковра-самолета», их решено было не выставлять, как неоконченные, чтобы не вызывать замечаний критиков). «Образы древних русских народных сказок глядят с громадных васнецовских полотен на изумленных посетителей. Но несомненный “гвоздь” новоявленного васнецовского сказочного цикла — это “Сказка о спящей царевне”», — писал корреспондент петербургской «Красной газеты».

Непосредственное участие в создании выставки приняли брат художника Аполлинарий Васнецов, дети — Татьяна и Алексей Васнецовы, жена сына Алексея Зинаида Васнецова-Соколова, художники Михаил Нестеров и Павел Корин, а также ученый секретарь Третьяковской галереи Николай Моргунов.
Организационные вопросы и заведование выставкой выполнял Алексей Викторович. «Алеша употребил много труда и энергии для устройства выставки. Я даже удивляюсь его энергии. Работали они иногда до 3–4 ч. утра» (А.В. Васнецова). Татьяна Викторовна принимала посетителей в мастерской, Зинаида Константиновна была кассиром: продавала билеты, каталоги выставки, фотографии и фототипии с работ Виктора Михайловича Васнецова. По выходным, когда было особенно много посетителей, приходил помогать Владимир Викторович со своими студентами и тринадцатилетним сыном Юрием. Художники Аполлинарий Васнецов, Михаил Нестеров, Павел Корин и ученый секретарь Третьяковской галереи Николай Моргунов участвовали в разработке концепции экспозиции и оказывали поддержку Алексею Викторовичу во взаимодействии с различными официальными структурами.

В день открытия выставки (это было воскресенье) ее посетило более 500 человек, что говорит о большой заинтересованности зрителей творчеством художника. «Было очень торжественно и настроение у всех приподнятое. Вообще выставка пользуется успехом. Перебывало за три недели до 3500 человек. Это необыкновенный успех в наше время, когда выставки вообще мало посещаются. Все уходят очень довольные. Многим не хочется уходить. Дети уходят чуть ли не со слезами. Многие благодарили уходя. Слышны только лестные отзывы» (А.В. Васнецова).

В специальном журнале велась запись посетителей — своеобразная «летопись» тех событий. На выставку часто приходили учащиеся школ, слушатели различных курсов, студенты ВХУТЕМАСа, представители Ассоциации художников революционной России. Зафиксированы визиты в музей архитектора Алексея Щусева, художников Михаила Нестерова и Павла Корина, скульптора Надежды Крандиевской, искусствоведа Николая Прахова и др. Интересовались выставкой иностранные гости, порою экскурсантами были соседские дети.
В 1933 году выставка закрылась, в том же году скончалась жена художника, однако мастерская по-прежнему оставалась выставочным залом, и посетители проходили по каменной лестнице прямо наверх. На первом этаже жили дети художника, родственники, знакомые семьи. Здесь поддерживалась установившаяся при Викторе Михайловиче глубокая, духовно наполненная атмосфера. Храмы вокруг были закрыты, и в доме совершались богослужения, таинства венчания и крещения.
В годы Великой Отечественной войны родными художника предпринималось все возможное для сохранения здания и произведений в нем. В доме тогда жили Татьяна Викторовна, Алексей Викторович с женой Зинаидой Константиновной и тещей Зинаидой Сергеевной, Александра Саввишна Мамонтова с внуками Веры Саввишны — Сережей и Ваней Чернышевыми, Людмила Аркадьевна Васнецова с мужем Михаилом Васильевичем Воиновым, ее мать Ольга Андреевна Васнецова, родители и сестра мужа — Татьяна Александровна, Василий Михайлович, Ольга Васильевна Воиновы и др. Короткое время проживала внучатая племянница художника Ольга Алексеевна Васнецова.

Несмотря на то, что дом в то время, по свидетельству очевидца, напоминал «воронью слободку», к нему по-прежнему относились как к музею. По ночам, опасаясь возгорания, проживавшие в доме по очереди дежурили на улице. Самое ценное — большие картины — было свернуто в рулоны, остальные работы разложены по ящикам. К счастью, во время воздушных налетов на Москву дом художника остался цел, хотя совсем рядом на Малой Колхозной площади, в переулках у Соборной мечети и неподалеку от Уголка дедушки Дурова были зарегистрированы попадания в здания с пожарами и разрушениями.
О том, как семья Васнецовых пережила непростое для всей страны время, рассказано Татьяной Викторовной Васнецовой в письме брату Михаилу в Прагу в 1946 году:
«Мы живем там же и жили там все время войны, были и тяжелые и трудные дни. Теперь, конечно, легче. Живем вместе Алеша, Зина и я. Все постарели и ослабли. <…> Дом наш цел, но тоже постарел и разрушается. Требуется капитальный ремонт. Все зимы с трудом, но отапливаемся… <…> С приближением к концу жизни и после всего пережитого за эти годы я все больше и больше утверждаюсь в вере в Бога и его святого промысла. Увидимся или нет в этой жизни, но душа твоей сестры с тобой…»
Дом В.М. Васнецова послевоенных лет. 1952 – 1953.  Фотография.
Дом В.М. Васнецова послевоенных лет. 1952 – 1953. Фотография.
К приближающемуся столетнему юбилею Виктора Михайловича Васнецова его наследники приняли окончательное решение и 16 апреля 1948 года передали государству дом, мебель и художественные ценности для организации мемориального музея. 29 июня 1950 года Совет министров во главе с председателем Совета И.В. Сталиным постановили «организовать в 1950 г. Дом-музей выдающегося русского художника Виктора Михайловича Васнецова в г. Москве по 3-му Троицкому переулку, дом № 13, где жил и работал художник».
Выписка из распоряжения СМ СССР от 29.06.1950 г. о принятии предложения комитета об организации музея В.М. Васнецова.
Выписка из распоряжения СМ СССР от 29.06.1950 г. о принятии предложения комитета об организации музея В.М. Васнецова.
В июне 1951 года были утверждены директор музея, хранитель, бухгалтер; в течения июля — ноября были набраны в штат остальные сотрудники и служащие. В том же 1951 году в собственность государству были переданы земельный участок, дом, картины, рисунки и произведения декоративно-прикладного искусства. За годы войны дом сильно обветшал, а потому почти сразу начался его капитальный ремонт. Не сохранились ограда и терраса, они были восстановлены по рисункам Татьяны Викторовны Васнецовой. Научные сотрудники приступили к формированию экспозиции, реставрировались картины и мебель.

Первым директором музея стал племянник художника Дмитрий Аркадьевич Васнецов, хранителем — вдова сына Алексея З.К. Васнецова-Соколова. Дочь, Татьяна Викторовна Васнецова, не занимая никакой официальной должности, оставалась здесь до своей кончины в 1961 году, передавая в музей оставшиеся коллекции: архив, библиотеку, фотографии.

25 августа 1953 года состоялось торжественное открытие музея. Были разосланы пригласительные билеты, на мероприятие собралось около 400 приглашенных. Присутствовавший от Министерства культуры зам. начальника Главизо П.П. Никифоров сказал приветственную речь, от Института истории искусств при Академии художеств выступил В.М. Лобанов.
Для посетителей были открыты мастерская и почти все комнаты первого этажа, кроме комнат Александры Владимировны и Татьяны Викторовны Васнецовых.
Экспозиции залов музея создавались при непосредственном участии родных художника. По их воспоминаниям были воссозданы интерьеры дома. С первого дня открытия музей пользовался большой популярностью у взрослых и детей.
Каждый год в музее проводятся различные мероприятия, посвященные дню рождения художника. В первые десятилетия существования музея на них выступали с воспоминаниями родные и близкие семьи художника. В настоящее время доклады и сообщения о жизни и творчестве Виктора Михайловича Васнецова делают сотрудники музея и приглашенные специалисты. Завершаются вечера музыкальной программой. Традиция проведения музыкальных вечеров в доме художника остается неизменной с конца XIX века.

Первые десять лет мемориальный Дом-музей В.М. Васнецова был самостоятельной организацией при Министерстве культуры СССР. В 1963 году на правах филиала он был присоединен к Музею истории и реконструкции г. Москвы, а в 1986-м вошел в состав Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея» как научный отдел.

В настоящее время дом-музей хранит разнообразную и богатую коллекцию: иконы из собрания В.М. Васнецова, произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, предметы быта, книги из личной библиотеки художника, подлинные фотографии, письма и документы.