27 апреля 2021

Фонотека Плейлист ро­ман­тиз­ма

Романтизм нашел свое отражение во многих видах искусства. В музыке первой половины XIX века он проявился чуть позже визуальных видов искусства, но его влияние на развитие музыки ощущается и сегодня. Критик Алексей Мунипов по предложению редакции Лавруса собрал расширенный плейлист романтизма, от Людвига ван Бетховена до избранных героев современной музыки.

Романтизм стал заметен в музыке, когда в других искусствах он уже вовсю полыхал. Отсчет принято вести от позднего Бетховена: темный надрыв его поздних струнных квартетов и экстатический финал Девятой симфонии — типичные образцы романтизма. Музыка внезапно заговорила от первого лица и обрела нового героя — собственно, самого композитора. Это он мечется в галлюцинациях «Фантастической симфонии», оплакивает свой мир в «Зимнем пути» и роняет хрустальные бусины меланхолии в ноктюрнах и мазурках. Сочинители и музыканты повсюду, от России до Мексики, осваивают новые эмоциональные состояния с немецкими названиями: Weltschmerz («мировая скорбь»), Sehnsucht («томление духа»). Степень этого томления легко почувствовать в знаменитом вагнеровском «тристан-аккорде» — неопределенно-тревожном сгустке нот, который не находит разрешения на протяжении всей пятичасовой оперы. К французской Mal du siècle (болезни века, то есть байроническому пессимизму) добавляются английская хандра и русский сплин, и тысячи слушателей валятся в изнеможении на свои оттоманки под звуки Шумана, Шопена, Верди, Вагнера, Мендельсона. Эпоха рождает фигуру демонического дирижера, взлетевшего над толпой, и музыканта-виртуоза, этой толпой повелевающего, а также новые жанры — прежде всего размашистый концерт, где виртуозу вторит (или спорит с ним) громадный симфонический оркестр, выполняющий роль хора из древнегреческой трагедии.

После Второй мировой романтизм ненадолго стал неприличным: лучшие умы эпохи бьются над композиторскими техниками, исключающими самовыражение в принципе. Алеаторика, додекафония и тотальный сериализм — это музыка, в которой композитора в идеале не должно быть видно вовсе. Но пока послевоенный авангард боролся с призраком романтизма, тот начал новую жизнь в поп- и рок-музыке. Из проклятых рок-поэтов нового времени можно составить город, и все они наследуют Байрону, Китсу и Шелли. Скажем, дилановская «Tangled Up In Blue» — образцовая романтическая канцона. В 1963 году группа The Fugs одной из первых кладет на музыку стихотворение Блейка, а Джим Моррисон заимствует у Блейка даже название группы (опосредованно, через Хаксли — «Двери восприятия», название его знаменитой книги, использует блейковскую метафору из «Бракосочетания Рая и Ада»). Он также цитирует его в дебютном альбоме, явно неслучайно — его любимым профессором в UCLA был выдающийся исследователь литературного романтизма Фредерик Барвик. Патти Смит вставит «Мой блейковский год» в великий альбом «The Horses» и станет председателем общества Блейка в Великобритании, а «Песни невинности и опыта» будут процитированы десятки раз (альбом U2 — самая очевидная, хоть и не самая убедительная попытка). Cure вдохновляется «Адонисом» Шелли, а Джаггер читает его вслух в телеэфире, строчкой из Шелли завершает свой хит Scritti Politti («Like lions after slumber, in unvanquishable number», или, в переводе Бальмонта, «Восстаньте ото сна, как львы, вас столько ж, как стеблей травы»). Бесчисленным отсылкам к романтической поэзии у Ника Кейва посвящены объемные академические сборники — «Where the wild roses grow» рифмуется с «Одой меланхолии» Китса, «Henry Lee» — с «Annabel Lee» Эдгара По. Стихи романтиков XIX века можно класть на музыку целиком, как это сделал Леонард Коэн с байроновским «Go No More A-Roving», и никто не заметит подмены. Что уж говорить про отсылки не к букве, а к духу — готик-рок, глэм-рок, нью-вейв, эмо и даже гангста-рэп наследуют картинам Каспара Фридриха, текстам Шатобриана и стихам Гейне. Весь хеви-метал со всеми его тревожными разновидностями — продолжение Schwarze Romantik, «темного романтизма». А Sehnsucht — это теперь не только картина Оскара Цвинчера и шеллиевское «чувство святое, что манит куда-то далеко», а еще и альбомы Rammstein и Lacrimosa, и песня группы Einstürzende Neubauten.

Появление «новых романтиков» довершает дело: Visage, Spandau Ballet и Duran Duran даже внешне пытаются походить на Байрона и Браммела, а их альбомы — это энциклопедия романтических трюизмов. Термин new romantics рождается в клубах (конкретно в лондонском клубе Blitz), а широкая публика увидит странно одетых blitz kids в массовке клипа «Ashes to Ashes»: они сопровождают Дэвида Боуи, идеального романтического героя. Сквозь синтипоп и новую волну просвечивают знакомые мотивы: «Enjoy the Silence» Depeche Mode — это парафраз одновременно Шелли и Тютчева. Искать байронизм в песнях «Кино», дендизм у «Оберманекенов», романтику ночи у «Технологии», «Ночного проспекта» и «Николая Коперника» — занятие несложное, экзамен с такими билетами невозможно завалить. Впрочем, эти темы легко угадываются у кого угодно, от Леди Гаги до Моргенштерна. «Классицизм — это здоровье, романтизм — болезнь», — заключил когда-то Гете. Мама, мы все тяжело больны. Я, наверное, возьму больничный лист.

1. Людвиг ван Бетховен. Струнный квартет №15 ля-минор

Исполняют: квартет Quatuor Ebène (Франция). Фестиваль Висамбур (Festival Wissembourg), 2013

Это видео вы можете посмотреть на YouTube.

2. Ференц Лист. Симфоническая поэма «Прелюды»

Исполняет: Российский национальный оркестр. Дирижер: Михаил Плетнев. 2005

Это видео вы можете посмотреть на YouTube.

3. Гектор Берлиоз. Фантастическая симфония

Исполняет: Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии. 2019

Это видео вы можете посмотреть на YouTube.

4. Никколо Паганини. Каприс №24 ля-минор

Исполняет: Яша Хейфец (США)

Это видео вы можете посмотреть на YouTube.

5. Рихард Вагнер. Tristan und Isolde Vorspiel und Liebestod

Исполняет: Симфонический оркестр Франкфуртского радио. Дирижер: Андрес Ороско-Эстрада. 2018

Это видео вы можете посмотреть на YouTube.

6. Франц Шуберт Der Leiermann

Исполняют: Томас Квастхофф. Фортепиано: Даниэль Баренбойм. 2005

Это видео вы можете посмотреть на YouTube.

7. Фридерик Шопен. Мазурка ля-минор Opus 17, No.4

Исполняет: Владимир Горовиц. 1985

Это видео вы можете посмотреть на YouTube.

8. Эдвард Григ. Концерт для фортепиано с оркестром ля минор

Исполняет: Эмиль Гилельс. Концерт в Королевском Альберт-холле, 1979

Это видео вы можете посмотреть на YouTube.

9. Петр Чайковский. 6 романсов: № 5 «смерть», OP. 57/5

Исполняет: Дмитрий Хворостовский. Москва. 2005

Это видео вы можете посмотреть на YouTube.

10. Сергей Рахманинов. Концерт №2 для фортепиано с оркестром

Исполняет: Сергей Рахманинов

Это видео вы можете посмотреть на YouTube.

11. Александр Скрябин. Этюд №12 op 8

Исполняет: Владимир Горовиц

Это видео вы можете посмотреть на YouTube.

12. Арнольд Шенберг. Verklarte Nacht

Исполняет: Филармонический оркестр Радио Франции. Дирижер: Пьер Булез. 2009

Это видео вы можете посмотреть на YouTube.

13. Чарльз Айвз. The Unanswered Question

Исполняет: Симфонический оркестр Франкфуртского радио. Дирижер: Андрес Ороско-Эстрада. 2018

Это видео вы можете посмотреть на YouTube.

14. Иван Вышнеградский. Так говорил Заратустра

Исполняют: Ансамбль HOCKET, Вики Рэй и Стивен Ванхауварт. Дирижер: Дональд Крокетт. Фестиваль Other Minds 24. 2020

Это видео вы можете посмотреть на YouTube.

15. Ян Сибелиус. Finlandia

Исполняет: Королевский ливерпульский филармонический оркестр. Дирижер: Василий Петренко. 2009

Это видео вы можете посмотреть на YouTube.

16. Боб Дилан. Tangled Up in Blue


Это видео вы можете посмотреть на YouTube.

17. The Doors. End of the night

Это видео вы можете посмотреть на YouTube.

18. Дэвид Боуи. Ashes To Ashes

Это видео вы можете посмотреть на YouTube.

19. Ник Кейв. Henry Lee

© 1996 Mute Records, a BMG Company

Это видео вы можете посмотреть на YouTube.

20. «Оберманекен». «Нега и роскошь»

Это видео вы можете посмотреть на YouTube.

21. The Cure. Adonais

Это видео вы можете посмотреть на YouTube.

22. Scritti Politti. Lions After Slumber

Это видео вы можете посмотреть на YouTube.

23. Depeche Mode. Enjoy The Silence

Это видео вы можете посмотреть на YouTube.

24. Леонард Коэн. Go No More A-Roving

Это видео вы можете посмотреть на YouTube.

25. Антон Батагов. Письмо Сергея Рахманинова Виму Мертенсу и Никколо Паганини

Это видео вы можете посмотреть на YouTube.


Плейлист составлен Алексеем Муниповым.


В оформлении обложки и превью использованы фрагменты картин: 

 Карл Йегер. Портрет Рихарда Вагнера. 1875 (Повтор на шелке, автор неизвестен). Метрополитен-музей, Нью-Йорк

 Николай Кузнецов. Портрет композитора П. И. Чайковского. 1893. Государственная Третьяковская галерея

 Максим Воробьев. Дуб, раздробленный молнией. 1842. Государственная Третьяковская галерея