03 февраля 2023

Музыкальная экскурсия Выставка «Алексей Венецианов. Пространство, свет и тишина»

Приглашаем посмотреть музыкальную экскурсию по выставке «Алексей Венецианов. Пространство, свет и тишина», проходившую с 30 сентября 2021 года по 6 февраля 2022 года в Государственной Третьяковской галерее, и прослушать народные песни, собранные в этнографических экспедициях по всей России.
Алексей Гаврилович Венецианов — один из самых гармоничных мастеров русского искусства эпохи романтизма. Во времена крепостного права он открыл в русском крестьянстве человеческое достоинство, глубокую содержательность и духовную чистоту. Не обладая академическим образованием, он создал школу, школу для простых ребят из низших сословий, и благодаря Венецианову многие из них смогли реализовать свои таланты.

Наша выставка в своем названии ориентирует зрителя на те аспекты восприятия его искусства, в которых открываются самые сущностные, самые важные стороны его таланта.

Именно таким — сдержанным на эмоции, но тонко чувствующим красоту и вдумчивым человеком — Венецианов предстает и на своем автопортрете. Однако биография художника начиналась вполне заурядно. Он родился в семье купца второй гильдии в Москве. Они жили в приходе церкви Воскресения за Таганскими воротами. Отец торговал саженцами и какими-то картинками, написанными пастелью. Мы не знаем, в каком из частных пансионов учился художник. В начале XIX века он перебирается в Петербург, служит то землемером, то мелким чиновником, но при этом не бросает искусство. Он даже делает пастелью портреты на заказ, зарабатывая на свое содержание.

По семейным преданиям предки художника были родом из Греции, и в этом слышится легкое дуновение античности, коснувшееся его палитры. Нам неизвестно, как судьба свела Венецианова с Василием Лукичом Боровиковским, одним из самых замечательных художников XVIII — первой четверти XIX века, но скорее всего именно Боровиковский давал художнику частные уроки, он советовал ему копировать старых мастеров в Эрмитаже, и действительно отсвет изящной, благородной стилистики Боровиковского чувствуется на многих работах Венецианова. Сохранившиеся копии с эрмитажных картин Мурильо и Луки Джордано показывают, с каким тонким чувством художник воспринял свойства оригинала, пластические и колористические особенности этих художников. А то, что они выполнены в технике пастели, придает этим работам особое очарование, особую мягкую фактуру, тонкие переходы цвета.
Освоив под руководством Боровиковского профессиональные навыки, художник должен был получить свой социальный статус, а для этого нужно было предоставить в академию работы своей кисти. Такой работой оказался автопортрет, большой автопортрет, который сейчас принадлежит Русскому музею. За него художник получает звание назначенного [в академики], а за портрет Кирилла Головачевского с учениками — звание академика. Портрет Головачевского — это программное произведение художника. Оно выполнено в духе эпохи просвещения. Перед нами мудрый наставник юношества, а три мальчика, которые держат в руках художественные инструменты, олицетворяют собой три знатнейших художества: скульптуру, архитектуру и живопись. Именно им обучали в этом замечательном учебном заведении, которое с XVIII века было ориентировано на европейскую традицию художественной культуры.

Художник начинал как портретист. Он выполнял пастелью небольшие портреты на заказ. Самое раннее произведение в технике масла — это портрет его матери, купчихи Анны Лукиничны. Он изображает ее в нарядном чепце, платье, с зеленой шалью и веером в сложенных руках — то есть в стилистике светского портрета XVIII века.

Когда же произошел этот переход художника к новой теме, в которой он и совершил свои главные открытия? В 1815 году Венецианов женится на Марфе Афанасьевне Азарьевой, происходившей из довольно хорошего дворянского рода, но обедневшего к началу XIX века. Возможно, вскоре после свадьбы и был исполнен этот портрет, где она предстает в белом домашнем платье, отделанном красивым воротником с фестонами, на плечи наброшена полосатая шаль — модный аксессуар того времени. Для семьи Венецианов приобретает земли в Тверской губернии Вышневолоцкого уезда. Это было село Тройниха с несколькими деревнями: Сафонково, Сливнева, Максиха и Микашиха. Земли были скудными, Венецианов был помещиком небогатым, ему приходилось вникать и в хозяйственные дела, и в крестьянские заботы. С этого времени и начинается проявляться интерес у художника к крестьянской теме.

А в 1819 году художник окончательно бросает службу, чтобы посвятить себя искусству, работать по принятой им методе: писать не a lа Рембрандт или a la Рубенс, а просто как бы a la натура. В судьбе любого художника бывает момент, который определяет его дальнейший художественный поиск. Таким событием в жизни Венецианова стало знакомство с картиной французского художника Гране, изображающего вид капуцинского монастыря. Что поразило Венецианова в этой работе, достаточно сухой и, может быть, даже не очень интересной по живописи? Поразил эффект освещения из глубины, из окон, который давал впечатление оживотворения натуры, и эта сцена с монахами выглядела действительно как живая сцена, в которую зритель мог войти. Видимо, это полотно отвечало давним намерениям самого художника — освоить оживотворение светом пространства и людей в пространстве.
Алексей Венецианов. Гумно. 1822–1823. Холст, масло.
Алексей Венецианов. Гумно. 1822–1823. Холст, масло.
Что он делает? Чтобы превзойти Гране, он уезжает в деревню и там начинает свой эксперимент. В картине Гране иллюзия пространства достигалась фокусным освещением из окон в глубине. Венецианов усложняет задачу. Он приезжает в деревню, выбирает самое большое сооружение — гумно, выпиливает переднюю стенку, и тем самым все пространство оказывается залито светом с разных сторон. Художник специально конструирует и саму сцену: слева мы видим сидящую крестьянку, обувающую лапти, другая группа крестьян — справа, они фланкируют вход в это пространство. Расставляя предметы и людей в глубине гумна, он как бы направляет движение взгляда зрителя: от первого плана туда, вглубь — к проему дверному на задней стене, и обратно — вновь на передний план. Тем самым задается вот это вот кругообразное движение, подобно хороводу. И вовлеченные в этот хоровод люди и предметы оказываются в каком-то сакральном пространстве. Возникает магия бесконечно длящегося движения. Ровный солнечный свет, не яркий, а рассеянный, заполняет всю сцену. Тем самым художнику действительно удалось превзойти Гране, как он и мечтал. Картину представили император, она понравилась Александру I, ее внесли в каталог Эрмитажа, и тем самым осуществилась мечта Венецианова — оказаться на одной стене с Гране. В то время формировалась русская галерея в эрмитажных царских собраниях, и работы Венецианова стали первыми экспонатами этой галереи русской живописи.
Культурная среда России конца XVIII — начала XIX века увлекалась идеями Жан-Жака Руссо о естественном человеке, зачитывалась «Бедной Лизой» Карамзина, но именно Венецианов вывел крестьянскую тему из сферы сугубо бытописательной в сферу высокой художественной образности. Он открыл для русского искусства крестьянство как особый мир, живущий по своим законам и воссозданный по законам художественной правды и красоты. В Академии художеств существовал класс домашних упражнений, где учили жанровой живописи, но простые сюжеты считались недостойными кисти художника или они носили этнографический характер. Первая демонстрация работ Венецианова для публики состоялась на академической выставке 1824 года, где были показаны произведения и таких замечательных художников, современников Венецианова, как Тропинин и Кипренский. Одной из работ, представленных на выставке, была маленькая картина — мальчик, который переживает из-за уроненного бурака и пролитого молока, — «Вот-те и батькин обед!». Он нес этот нехитрый обед отцу в поле, а теперь сидит, горюя и не понимая, куда ему пойти: или вернуться к маме, или идти к отцу. И там, и там он, конечно, получит взбучку. Ему сочувствует собачка, внимательно и сострадательно глядя на мальчонку. Это, пожалуй, одна из немногих сюжетных картин художника. Дело в том, что ему, кто самостоятельно осваивал искусство изображения на плоскости трехмерных фигур, сюжетные коллизии в общем-то не удавались. Большинство работ Венецианова — это одно-двухфигурные композиции, это крестьяне с каким-нибудь атрибутом в руке. Но сам жест, поза, предмет, который они держат в руках, очень естественно, свободно организует и пространство композиции, оно и является неким ключом к восприятию этого образа. Так, например, великолепный овал правильного лица жницы, формы ее кокошника, изгиб серпа создают ощущение совершенной композиции, а сам образ превращается в олицетворение красоты. И, конечно, олицетворение земного плодородия в этих тучных колосьях, склонившихся за ее спиной. Естественно держит на плече Пелагея свою косу — это образ крестьянки, пришедшей с поля. Картина, изображающая девочку с гармоникой в руках, подчеркивает веселый и жизнерадостный характер этой маленькой крестьянки. Бабочки, присевшие на руку другой жницы, которых она боится стряхнуть неловким движением, говорят о чуткости крестьянской души к красоте, к природной красоте этого мира.
Алексей Венецианов. Крестьянский мальчик, надевающий лапти. Между 1823 и 1826. Холст, масло.
Алексей Венецианов. Крестьянский мальчик, надевающий лапти. Между 1823 и 1826. Холст, масло.
Школа Венецианова была не обычным учебным заведением, а скорее союзом, творческим союзом наставника и его подопечных. После 1824 года всецело жизнь Венецианова была связана с его учениками. Они приходили к нему разными путями, с разными дарованиями, но каждому из них Венецианов пытался дать те понятия о совершенстве и гармонии, которыми обладал сам. Учеба состояла в том, что они учились рисовать простые геометрические предметы, потом предметы крестьянского быта и, уже овладев законами построения трехмерной формы на плоскости, переходили к написанию этюдов с живой натуры. Это могли быть простые учебные постановки: крестьянка или крестьянин с каким-нибудь предметом в руках или в какой-нибудь простой нехитрой ситуации. Иногда копировали работы самого Венецианова или кого-то из лучших учеников. Нередко ставили одну и ту же постановку, как в данном случае с мальчиком, обувающим лапти. Этот мотив собирания в дорогу вызывал даже ассоциации с Ломоносовым, который отправляется в путь в Петербург. Конечно, это придуманная ассоциация, но она вполне естественно рождается из образа этого смышленого, умного мальчишки. Венецианов всячески подчеркивал натурную основу своих работ. Это сказалось даже в названии многих картин: «Параня со Сливнева», «Васютка с Максихи», «Захарка», «Пелагея». Это не вымышленные персонажи, похожие на идеальных пейзан XVIII века, а живые, настоящие, реально существовавшие люди со своим обликом, со своим характером, со своим особым душевным складом.
Григорий  Сорока (Васильев). Гумно. 1843 (?). Холст, масло.
Григорий Сорока (Васильев). Гумно. 1843 (?). Холст, масло.
Умение видеть поэзию обыденного, постигать художественное совершенство в самых простых предметах сельского быта было свойственно и лучшим ученикам Венецианова. Григорий Сорока изображает гумно, выполняя задание учителя, чтобы освоить искусство перспективы. Но он решает задачу по-своему. На фоне темного деревянного сруба две девичьи фигуры, они улыбаются, переглядываются между собой, и это вносит неожиданный эмоциональный акцент в простую бесхитростную сценку. Взгляд зрителя направлен в глубину, сквозь это темное таинственное пространство здания, и там в глубине, на задней стене в проеме он видит раскидистую сосну, освещенную яркими лучами солнца. Словно картинка в картине возникает на глазах зрителя. Так, изображая простую сельскую сцену, художник постигает магию жизни, осваивая магию искусства и живописи.
Мир, в котором существовал Венецианов и его подопечные, пребывал в социальном неравенстве. Но образ родной земли, русской природы, единой для всех, был сильнейшим фактором политической гармонизации этого мира. Один из последних и любимейших учеников Венецианова Григорий Сорока в своем искусстве создал удивительный образ гармонии и совершенства усадебной дворянской жизни. Он писал имение своего барина Николая Милюкова Островки в Тверской губернии и село Спасское, виды села Спасского в Тамбовской губернии, которое принадлежало родственникам Милюковых. Его работы просты, даже в чем-то наивны, но они поражают какой-то удивительной силой, они завораживают зрителя замедленностью ритма, длиннотами, которые заданы форматом полотна, бесконечными линиями берега, и это рождает чувство безграничности этого пространства. Фигуры на его картинах замирают в какой-то неподвижности, даже если они совершают действие, как мальчик-рыбак, который тянет лодку сквозь густые заросли на берегу озера. И это рождает ощущение тишины и благодати, разлитой в природе. Но мысль о том, что автором столь гармоничных полотен был крепостной юноша, освобождения которого так и не смог добиться Венецианов, наполняет сердце нотой затаенной, неизбывной печали.
Картина «На пашне. Весна» — самое известное произведение мастера. Здесь правда и поэтическая интерпретация слились воедино. Ведь работа в поле требовала больших физических усилий, и, как правило, ею занимались мужчины, но именно в бороновании позволялось принимать участие и женщинам. Венецианов создает не реалистическое произведение, а поэтический образ. Образ пробуждения весны, образ женщины, который одухотворяет собой это пространство. Его крестьянка и реальна, и нет. Она одета в красный праздничный сарафан, кокошник на ее голове выглядит греческой диадемой, она легко ступает босыми ногами по этой весенней сырой земле. И кажется, что перед нами не простая крестьянка, а Флора — царица полей, образ, воспетый в русской поэзии. Фигура крестьянки чуть смещена влево от центральной оси, она как будто идет мимо зрителя, туда, за пределы картины. Линия земли проходит почти посередине центра и чуть изгибается у краев, тем самым возникает ощущение гармонии, равновесия и вместе с тем безбрежности этого пространства. Дважды повторяющиеся фигурки женщин, идущих по полю с боронами, создают ощущение не реальной картины, а некоего священного действия, происходящего на наших глазах, что рождает метафорические ассоциации. И тогда становятся неважными какие-то отступления от реальности: фигура женщины чуть увеличена в размерах по сравнению с лошадками, ребенок в белой рубашечке сидит на холодной сырой земле, перебирая васильки, он словно порождение самой этой природы, самого этого мира. А природа, очень похожая на Тверскую землю, с ее камнями, с ее корягами, чересполосицами и тонкими деревцами воспринимается как поэтическое пространство, как образ всей России.

Женские образы в картинах Венецианова, посвященных сезонным полевым работам, близки по характеру, по своему мироощущению крестьянскому сознанию, в котором образы матери земли, женщины матери, Богородицы образуют магическую триаду, связанную с идеей пробуждения земли, плодородия и небесной благодати. На картине «Сенокос» перед нами, казалось бы, обычная жанровая сцена. Мы видим женщину, которая кормит ребенка, рядом с ней девочка, видимо, старшая дочь, которая с немым вопросом сморит на мать, какие-то простые предметы крестьянского труда. Но собственно сами сенокосные работы отнесены вглубь картины, мы их почти не замечаем. Перед нами образ русской Мадонны. Золотистый свет, который заливает полотно, снопы, которые кажутся сами источающими свет, рождают ощущение иконного образа. Силуэт стога за спиной женщины подобен алтарным композициям ренессансных картин, он словно священная мандала осеняет ее своим присутствием, а женский профиль русской Мадонны подобен античным камеям.
Как верно было замечено, на многих образах Венецианова лежит печать заботливости, но это не грусть, спутник праздности и меланхолии, это неизбывное тайное печалование людей, которым вверена самая насущная забота — радение о земле. С немой грустью смотрит девушка с васильками. Ее натруженные руки тяжело опустились на груду цветов. Но вот это вот ощущение какой-то внутренней грусти прикровенно и не явлено. Венецианов с какой-то особой деликатностью изображает крестьянку и с удивительной тонкостью передает световые акценты ее облика: светло-голубые глаза, немножко блеклого цвета синий сарафан, яркие васильки, лежащие на ткани желто-песочного цвета.

Венецианов ценил и понимал красоту народного костюма, как праздничного, так и повседневного, и не случайно он изображает свою жену, женщину, рано постаревшую, болезненную, в парадном платье Тверской губернии. И вот этот вот голубой шелковый сарафан, расшитая рубаха, прекрасно выполненный головной убор, характерный убор крестьянок Тверской губернии, ничуть не уступает по своему великолепию нарядному светскому платью. Художник ценил народное творчество, воплощенное и в женском рукоделии, и в крестьянском ремесле. Ценил это накопленное веками в народной среде понимание красоты и гармонии, понимание сакральных свойств цвета, орнамента, формы. Интересно, что в двадцатые годы XIX века в русской литературе появились и поэты из крестьянской среды. Это был Фёдор Слепушкин, Егор Алипанов и Михаил Суханов. Конечно, не столько качество их стихов, сколько принадлежность их к крестьянскому сословию вызывали интерес у критиков и почитателей их таланта. Но в этих простых и бесхитростных строчках встречаются и очень поэтические выражения, например, «поля воскресли», «светает небо голубое». Описывая крестьянскую жизнь, они, как правило, перечисляют то, что происходит в этой жизни:
«На скамьях же за гребнями
Пряжу девушки прядут;
Бабы, сидя за станами,
Пестрядь, холст и сукна ткут».
_________

Федор Никифорович Слепушкин. Изба. (Цит. по: И будет вечен вольный труд...: Стихи русских поэтов о родине / Сост., вступ. ст. и комм. Л. Асанова. — М.: Правда, 1988.)

Алексей Тыранов (Тыронов). Ткачихи. 1824-1830. Холст, масло.
Алексей Тыранов (Тыронов). Ткачихи. 1824-1830. Холст, масло.
И, глядя на замечательную картину Алексея Тыранова, хочется задаться вопросами: что же такое станы, которые используют ткачихи? что же такое кросно? и какие предметы эти замечательные ткачихи держат в своих руках?

Кросны — это ручной ткацкий станок. Его использовали для изготовления разнообразных тканей, от грубой до тончайшей, от обычного полотна до узорчатых тканей. Следует обратить внимание на то, что слева сидит замужняя женщина, а справа стоит молодая девушка. Слева у женщины в руках чесалка, она использовалась для того, чтобы вычесывать шерсть, чтобы она удлинилась. Справа девушка обхватывает руками бочонок с водой, туда опускали уже готовую ткань, чтобы она выгладилась.
Тема материнства и детства отражена во многих работах Венецианова и его учеников. Монументальный, эпический образ создает Никифор Крылов — один из первых учеников Венецианова. Фронтальное положение женской фигуры, кормящей ребенка из рожка, яркая зеленая драпировка, висящая у нее за спиной, напоминают образы ренессансных Мадонн, того же Беллини. Картина «Первые шаги» известна в трех вариантах. Тот, который представлен на выставке, был исполнен ко дню бракосочетания герцога Максимилиана Лейхтенбергского и великой княгини Марии Николаевны. Может быть, не очень складная и ловкая по композиции, картина подкупает особым очарованием и как-бы предполагает, что зрители разделят с этой молодой мамой радость первых шагов ребенка. Особой эпичностью отличается образ кормилицы. Кормильцы занимали в семьях особое положение. Их уважали, их одаривали подарками. Нередко на протяжении всей жизни они поддерживали духовную связь со своими воспитанниками. Упитанный резвый малыш, который забавляется с бусами кормилицы, написан художником со скульптурной статуэтки. Это была реплика известной работы французского мастера Пигаля. Но мы воспринимаем образ ребенка как живой и непосредственный, а образ самой кормильцы как один из самых величественных образов русской женщины. Ее кокошник, ее прямой взгляд и даже пейзажный мотив, достаточно условный, за ее спиной создают образ крепости и опоры. Благодаря таким кормилицам и возрастала русская земля и ее таланты. Для овладения искусством перспективы Венецианов предлагал своим ученикам писать интерьеры. Удивительным образом этот легкий и подручный род живописи явил в искусстве целый мир. Мир, наполненный особым ароматом этого времени, этой эпохи и русского быта. Благородная простота и спокойное величие стали кодом ампирной эпохи. И во многом это связано с самим устройством интерьеров домов этого времени. Комнаты выстроены по анфиладному принципу, поэтому пространство как бы перетекает из одного в другое, через большие окна льется свет, он ложится пятнами на стены, на пол, одухотворяя это пространство обычной жизни. Эти комнаты словно приветливо распахнуты зрителю, как будто мы — гости, родные и близкие, вхожие в дом без церемоний во всякий час. Работы Григория Сороки и других учеников Венецианова сохранили для нас особый образ, особый мир дворянской усадьбы, городской или сельской. Мир, наполненный чтением любимых книг, звучанием музыки — или из-под клавиш фортепьяно, или от струн старинной гитары.
После смерти жены Венецианов остался с двумя дочерями-подростками. Он очень любил своих девочек и остро переживал то, что в пору своего взросления они остались без теплого материнского попечения. Портрет старшей дочери в детстве — это один из подлинных шедевров художника, по нежной прелести ребенка, простодушно взирающего на мир, по тонкости цветовых градаций нежно-розовых, светло-зеленых оттенков. Александра была старшей дочерью художника, она увлекалась искусством, брала уроки у отца, писала портреты и картины. И неслучайно на втором, незаконченном портрете она изображена с палитрой в руках, а за ее спиной младшая дочь Фелицата, она словно внимательно смотрит на тот шедевр, над которым работает сестра.
Жизнь и творчество Венецианова были разделены на два мира — деревню и столицу. Он любил город, ценил Петербург за кипение умственной жизни, за то, что здесь дух не морится голодом. Но душой оставался сафонковцем, селянином, и не признавал «городской надменности и прочих столичных пузырей». Так, между городом и деревней формировалось его миросозерцание, понимание того, что труд и красота — краеугольные камни творчества.

Со времен введения при Петре I рекрутских наборов на плечи крестьянского сословия легла непосильная солдатская служба. И с той поры в народных песнях и пословицах отразилась нелегкая солдатская доля. Рекрутчину называли невольщиной. Солдат провожали как будто в последний путь, на смерть. Особенно тяжело приходилось солдаткам и их детям. Неслучайно солдатских детей называли почти сиротами, и вся деревня была им отцом. Но когда солдаты возвращались домой после долгой службы, именно они могли рассказать своим односельчанам много интересных историй, много интересных происшествий, которые случились на их веку. И неслучайно в середине тридцатых годов писатель Николай Полевой опубликовал «Рассказы русского солдата», где он описывает судьбу одного из них. И, возможно, неслучайно Венецианов в конце тридцатых годов обращается к этой теме. Он пишет довольно сентиментальное полотно, где солдат встречается с девушкой, несущей в кузовке ягоды, возможно, возвращающуюся с прогулки по лесу. Но самыми интересными оказались две работы, которые были созданы как парные произведения, — это «Благословение рекрута» и «Встреча солдата». На выставке представлена первая из них. И именно в ней отражаются самые интересные моменты проводов солдата на эту нелегкую службу.

Во времена Петра I на службу забирали мужчин от 20 до 30 лет. Служили до конца жизни. Желающих было мало, поэтому в деревнях кидали жребий. Провожали в рекруты всей деревней. Пели рекрутские частушки и припевки, лирические песни, а также было большое количество плачей и причитаний. Чуть позже срок службы сократился до 25 лет, но это мало спасло ситуацию. И поэтому мужчин провожали как в последний путь.

Во все времена старики были хранителями мудрости народной, опыта и традиций. И неслучайно современные ученые, фольклористы стараются побывать в деревнях, увидеть носителей подлинной народной культуры, записать их песни, сказания, плачи и притчи.

Светлана Степанова (куратор выставки): Скажите, а вам приходилось бывать в таких экспедициях?

Павла Крюкова (участница фолк-группы «Глаза»): Да, я езжу в экспедиции с 13 лет и за это время успела посетить Курскую область, Воронежскую и Тульскую. И для меня это бесценный опыт, когда ты приезжаешь к бабушке, слышишь аутентичное исполнение песни, и потом эту песню приносишь в свой обычный круг друзей и тем самым хранишь традицию.

Творчество Венецианова и его учеников отразило и тему круговорота человеческой жизни в портретах крестьян разного возраста, отразило чувство смирения перед неизбежным концом, понимание краткости земного бытия. И если в образах молодых девушек мы видим отзвуки сентиментализма, то портреты стариков и старух преисполнены особой строгостью, монументальной простотой, подлинным реализмом. Это люди, на чьих лицах печать прожитых лет, но они носители житейской мудрости, они хранители традиций, духовных устоев крестьянского мира. Художник пишет их с удивительной человеческой теплотой и пониманием. Обращаясь в конце тридцатых годов к теме ухода человека из жизни, Венецианов совершает подлинное открытие, поскольку до него практически к этой теме русское искусство не обращалось. Причем он изображает кончину простого человека, а не античного героя. Это кончина молодой барыни, и собрались вокруг нее ее крестьяне, молодые и старые, старики, женщины и дети. Никто не плачет, а все благоговейно стоят, словно ждут и молятся. Крестьянка бережно поддерживает свою барыню на подушках, она только что исповедовалась, и священник готовится ее причастить. Художник словно показывает нам подлинную, настоящую и правильную кончину православной женщины как тихое непостыдное угасание.

Венецианов — сын своей эпохи, носитель ампирной культуры, которая определяла внутренний стержень всех его художественных решений. Но самые яркие грани своего таланта он проявил на Тверской земле, в творческом союзе с крестьянской средой, носительницей сакрального отношения к миру и людям. В этом приникание к почве, к ее живительным силам, источник подлинности и правды его искусства.


Куратор выставки – Светлана Степанова.

Фолк-группа «Глаза»: Мария Боровкова, Павла Крюкова, Софья Шапченко.