Когда же произошел этот переход художника к новой теме, в которой он и совершил свои главные открытия? В 1815 году Венецианов женится на Марфе Афанасьевне Азарьевой, происходившей из довольно хорошего дворянского рода, но обедневшего к началу XIX века. Возможно, вскоре после свадьбы и был исполнен этот портрет, где она предстает в белом домашнем платье, отделанном красивым воротником с фестонами, на плечи наброшена полосатая шаль — модный аксессуар того времени. Для семьи Венецианов приобретает земли в Тверской губернии Вышневолоцкого уезда. Это было село Тройниха с несколькими деревнями: Сафонково, Сливнева, Максиха и Микашиха. Земли были скудными, Венецианов был помещиком небогатым, ему приходилось вникать и в хозяйственные дела, и в крестьянские заботы. С этого времени и начинается проявляться интерес у художника к крестьянской теме.
А в 1819 году художник окончательно бросает службу, чтобы посвятить себя искусству, работать по принятой им методе: писать не a lа Рембрандт или a la Рубенс, а просто как бы a la натура. В судьбе любого художника бывает момент, который определяет его дальнейший художественный поиск. Таким событием в жизни Венецианова стало знакомство с картиной французского художника Гране, изображающего вид капуцинского монастыря. Что поразило Венецианова в этой работе, достаточно сухой и, может быть, даже не очень интересной по живописи? Поразил эффект освещения из глубины, из окон, который давал впечатление оживотворения натуры, и эта сцена с монахами выглядела действительно как живая сцена, в которую зритель мог войти. Видимо, это полотно отвечало давним намерениям самого художника — освоить оживотворение светом пространства и людей в пространстве.
Федор Никифорович Слепушкин. Изба. (Цит. по: И будет вечен вольный труд...: Стихи русских поэтов о родине / Сост., вступ. ст. и комм. Л. Асанова. — М.: Правда, 1988.)
Творчество Венецианова и его учеников отразило и тему круговорота человеческой жизни в портретах крестьян разного возраста, отразило чувство смирения перед неизбежным концом, понимание краткости земного бытия. И если в образах молодых девушек мы видим отзвуки сентиментализма, то портреты стариков и старух преисполнены особой строгостью, монументальной простотой, подлинным реализмом. Это люди, на чьих лицах печать прожитых лет, но они носители житейской мудрости, они хранители традиций, духовных устоев крестьянского мира. Художник пишет их с удивительной человеческой теплотой и пониманием. Обращаясь в конце тридцатых годов к теме ухода человека из жизни, Венецианов совершает подлинное открытие, поскольку до него практически к этой теме русское искусство не обращалось. Причем он изображает кончину простого человека, а не античного героя. Это кончина молодой барыни, и собрались вокруг нее ее крестьяне, молодые и старые, старики, женщины и дети. Никто не плачет, а все благоговейно стоят, словно ждут и молятся. Крестьянка бережно поддерживает свою барыню на подушках, она только что исповедовалась, и священник готовится ее причастить. Художник словно показывает нам подлинную, настоящую и правильную кончину православной женщины как тихое непостыдное угасание.
Венецианов — сын своей эпохи, носитель ампирной культуры, которая определяла внутренний стержень всех его художественных решений. Но самые яркие грани своего таланта он проявил на Тверской земле, в творческом союзе с крестьянской средой, носительницей сакрального отношения к миру и людям. В этом приникание к почве, к ее живительным силам, источник подлинности и правды его искусства.
Куратор выставки – Светлана Степанова.
Фолк-группа «Глаза»: Мария Боровкова, Павла Крюкова, Софья Шапченко.