08 июня 2022

Страницы истории «Апофеоза личности»

Важная страница истории русского искусства эпохи романтизма — портретная галерея ссыльных декабристов. Ее автор — художник-декабрист Николай Бестужев — создал эти работы в ссылке в Сибири. Взяв на себя «подлинно историческую миссию» сохранить «для истории» черты соратников по борьбе, за 12 лет пребывания на каторге он создал уникальную галерею «фаланги героев». Благодаря искусствоведу, коллекционеру и исследователю Илье Зильберштейну значительная часть галереи Бестужева оказалась в Отделе личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Декабризм сквозь призму романтизма

Романтизм как широкое европейское художественное и философское явление конца XVIII — начала XIX века совпал с эпохой великих революционных потрясений и охватил литературу и изобразительное искусство, эстетику и общественно-политическую мысль. Романтизм наследовал эпохе Просвещения, в основе которой лежали идеи торжества разума, равенства, свободомыслия и исторического оптимизма, веры в возможность изменения существующего порядка и создания справедливого общества. На смену культа разума пришел культ чувств: романтический бунтарский настрой, состояние «бури и натиска», воспевание эмоционального, физического и духовного противостояния одиночек обществу.

По определению Ивана Тургенева, романтизм «есть не что иное, как апофеоза личности» [1]. Романтизм в России имел свою окраску. «Романтизм, и притом наш, русский, <…> был не простым литературным, а жизненным явлением, целою эпохой морального развития, имевшей свой особенный цвет <…>. Пусть романтическое веяние пришло <…> от западной жизни и западных литератур, оно нашло в русской натуре почву, готовую к его воспринятию, и <…> отразилось в явлениях совершенно оригинальных» [2]. В русской литературе этого времени развилась тема «лишнего» человека, в общественно-политической сфере появились люди, совершающие поступки, действенно противостоящие существующим порядкам. Во всех странах романтизм был связан с подъемом национального самосознания. В России после войны с Наполеоном 1812 года произошел всплеск патриотических настроений. «Мы были дети 1812 года», — писал один из декабристов Матвей Муравьев-Апостол. Можно сказать, что именно 1812 год породил движение декабристов как явление национальной культуры и эстетический феномен, которое было «не заимствованным, не европейским, а чисто русским» [3].

[1] Тургенев И. С. Сочинения. М.: ГИХЛ, 1933. Т. XII

[2] Григорьев А. Литературная критика. М., 1967

[3] Скатов Н. Фаланга героев // Литературная газета. 2011. № 4 (6309)

«Великий заговор»

Со школьной скамьи нам известна история первого в России антиправительственного восстания, поднятого узкой группой офицеров, вышедших на Сенатскую площадь 14 (25) декабря 1825 года, в день восшествия на престол Николая I, чтобы не допустить присяги новому императору элитными армейскими полками и продемонстрировать полное неподчинение власти (вплоть до цареубийства). Главной их целью были реформы самого государственного устройства России.

Сергей Трубецкой. Петровская тюрьма. 1839. Тонкий картон, акварель.
Сергей Волконский. Петровская тюрьма. 1837. Тонкий картон, акварель, лак.
Сергей Трубецкой. Петровская тюрьма. 1839. Тонкий картон, акварель.
Сергей Волконский. Петровская тюрьма. 1837. Тонкий картон, акварель, лак.

«Декабризм <…> начинался как выражение общего духа свободы и широты обновленного взгляда на мир» [4]. Будущие мятежники принадлежали к молодому поколению русского дворянства, элите общества, были хорошо образованны, напитаны демократичными идеалами эпохи Просвещения и Великой французской революции с ее лозунгом «Свобода, равенство, братство». Многие из них, профессиональные военные, закаленные в боях Отечественной войны 1812 года и Заграничного похода русской армии, включились в борьбу с губительными, с их точки зрения, самодержавием и крепостным правом. С середины 1810-х годов ими были созданы многочисленные тайные общества — Союз объединенных славян, Союз благоденствия и Союз спасения, Северное и Южное общества, — где вырабатывалась идеология декабризма.

[4] Скатов Н. Указ. соч.

Мысли о социальной справедливости, вера в возможность подвигнуть монарха к проведению реформ, принятию конституции, ослаблению и даже отмене крепостного права оказались революционны и утопичны. Декабристы, обуреваемые благородным стремлением к справедливости, были готовы принести себя в жертву во имя изменения устоявшегося жизненного уклада. Многие из тех, кто вышел на Сенатскую площадь, знали, что «их ждали веревка палача и каторжная работа», как писал Герцен [5]. Они с восторгом поэтизировали смерть: «Мы умрем. Ах, как славно мы умрем!» — восклицал юный корнет князь Александр Одоевский, повторяя знаменитую фразу поэта и одного из главных организаторов восстания Кондратия Рылеева.

[5] Герцен А. Еще раз Базаров // Собрание сочинений. М., 1960. Т. 20

Идеология декабристского движения с его внутренними противоречиями, несбыточной мечтой спасения отечества путем открытого армейского переворота до определенной степени была созвучна художественной утопии романтиков — литераторов и художников с их поэтическим видением мира, прозревающих новую реальность, искавших «артистического ковчега спасения». Декабризм трагичен. Вся история декабризма оказалась печальной иллюстрацией основного канона романтизма — конфликта между реальным миром и идеальными представлениями, в котором борьба за свободу оборачивается несвободой.

Никита Муравьев. Петровская тюрьма. 1836. Тонкий картон, акварель.
Александр Одоевский. Петровская тюрьма. 1833. Бумага, акварель.
Никита Муравьев. Петровская тюрьма. 1836. Тонкий картон, акварель.
Александр Одоевский. Петровская тюрьма. 1833. Бумага, акварель.

Восстание захлебнулось, пятеро идеологов движения были казнены в Петропавловской крепости; участники восстания лишились дворянских привилегий и воинских чинов; всех участников тайных обществ допросили, около 300 из них признали виновными в попытке государственного переворота. Многих офицеров отправили рядовыми на Кавказскую войну. Более сотни человек сослали в Сибирь — сначала в Иркутск, на Благодатский рудник, затем в Читинский острог, позже — в тюрьму Петровского завода, и наконец, уже в конце 1830-х выживших оставили на поселение в глухих местах Западной и Восточной Сибири.

Миссия Николая Бестужева

История декабризма сопровождается обилием документов. Это и официальные бумаги Следственного комитета, и письма, и воспоминания современников, литературные произведения и публицистические материалы. Александр Сергеевич Пушкин в память о декабристах оставил высокие рифмы:

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье.

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье…

Портреты некоторых участников восстания еще до событий на Сенатской площади уже находились в Военной галерее 1812 года Зимнего дворца. Но облик декабристов — узников Сибири не был бы нам известен, если бы не замысел Николая Бестужева. Он решил запечатлеть образы непокоренных ссыльных товарищей в Читинском остроге и в Петровской тюрьме и создал работы «акварелью с изумительным сходством» [6]. Его труд имеет большое значение и для русского искусства, и для иконографии декабризма, и для истории, учитывая, что эра фотографии еще не наступила.

[6] Зильберштейн И. Николай Бестужев и его живописное наследие // Литературное наследство. М., 1956. Т. 60. Кн. 2

Портретная галерея Бестужева состоит из трех крупных групп. В так называемое основное авторское собрание входят акварели с автографами изображенных. С акварелей основного собрания художник исполнил карандашные копии декабристам на память и для отправки родственникам (в 1840 году друг Пушкина и тоже ссыльный декабрист Иван Пущин приобрел эти рисунки, часть из них ныне хранится в Историческом музее). В конце срока каторги — в 1839 году, — уезжая на поселение в Селенгинск, Бестужев исполнил с акварельных портретов новые карандашные «резервные» копии, которые передал на хранение декабристу Ивану Горбачевскому, оставшемуся на поселении в Петровском заводе. После смерти Горбачевского новые владельцы перевезли рисунки в Москву, но в 1880-е при пересылке в Петербург для публикации работы пропали.

История бестужевского собрания

Николай Бестужев. Автопортрет. Петровская тюрьма. 1837–1839. Бумага, акварель, лак.
Николай Бестужев. Автопортрет. Петровская тюрьма. 1837–1839. Бумага, акварель, лак.

Николай Бестужев бережно хранил «основное» собрание вплоть до своей смерти в 1855 году. В 1858-м сестра декабриста перевезла портреты в Москву и вскоре продала известному московскому меценату Козьме Солдатёнкову. Но когда в 1901 году тот умер, следы авторского собрания портретов декабристов затерялись. Позже выяснилось, что оно хранилось в имении Солдатёнкова Кунцево. Это была самая цельная и большая коллекция портретов Бестужева: 76 акварелей, из них декабристов — 68, их жен и детей — 5, членов Оренбургского тайного общества — 2 и участника Польского восстания — 1. Поиски этой бесценной коллекции предпринимались еще в начале 1900-х в связи с публикациями по истории декабристского восстания. И только в 1944 году крупный ученый, коллекционер Илья Зильберштейн наконец разыскал ее и включил в свое собрание, полностью опубликовав в 1956-м в академическом издании «Литературное наследство», а в 1977-м — в книге «Художник-декабрист Николай Бестужев».

В 1986 году собрание русской и западноевропейской живописи и графики Ильи Самойловича Зильберштейна легло в основу созданного по инициативе ученого и поддержанного директором ГМИИ им. А. С. Пушкина Ирины Александровны Антоновой Музея личных коллекций на правах отдела ГМИИ. К портретной галерее декабристов тематически примыкают пейзажи Сибири, исполненные в 1860-е первым профессиональным художником Томска Павлом Кошаровым и участником Польского восстания 1831 года художником Леопольдом Немировским. Близкий друг Николая Бестужева и декабриста Сергея Волконского, Немировский отбывал каторгу в Сибири, а в 1844 году «в качестве рисовальщика» был привлечен к экспедиции Русского географического общества. В коллекции находится живописный портрет Марии Волконской, жены Сергея Волконского, исполненный шведским художником Карлом Петером Мазером в 1848 году, и акварельный портрет сестры декабриста Петра Свистунова Глафиры Бальмен кисти Петра Соколова.

Николай Бестужев и его галерея героев

Николай Александрович Бестужев (1791–1855) — сын помощника президента Академии художеств, блестящий морской офицер и литератор, активный участник восстания на Сенатской площади, «один из лучших, из самых энергичных действующих лиц великого заговора». Его приговор гласил: «Сослать вечно на каторжную работу». Профессионального художественного образования не получил, но рисовать начал еще в юности, а в ссылке освоил технику акварели. Образцом ему были находившиеся у ссыльных работы признанного мастера акварели Петра Соколова: «Портрет М. Н. Волконской с сыном» (1826, ГМП), который был привезен первой женщиной-декабристкой Екатериной Трубецкой для Сергея Волконского, и упоминаемый портрет Глафиры Бальмен. Бумагу и краски Бестужев получал из Петербурга благодаря прибывшей в Сибирь жене Никиты Муравьева Александре Муравьевой, от ее родственников.

Художник запечатлел всех ссыльных, с кем встречался на каторге, — руководителей и рядовых участников движения, офицеров и гражданских. Среди них: князь Сергей Трубецкой, полковник, основатель Северного общества, несостоявшийся «диктатор» восстания; князь Сергей Волконский, генерал, герой Отечественной войны 1812 года, руководитель Каменской управы Южного общества; Никита Муравьев, капитан гвардейского Генерального штаба, основатель Северного общества, один из главных идеологов движения и авторов «Конституции» — проекта по реформированию самодержавия; Михаил Лунин, подполковник, «один из тончайших умов», непримиримый борец с властью, первым выдвинувший идею цареубийства, человек «гордой, непреклонной, подавляющей отваги»; Василий Давыдов, полковник, председатель Каменской управы, в чьем доме в селе Каменка проходили собрания Южного общества; Александр Поджио, подполковник, ближайший соратник руководителя Южного общества Павла Пестеля; Алексей Юшневский, генерал-интендант, один из директоров Южного общества, работавший с Пестелем над программным документом «Русская правда»; Александр Якубович, капитан, назначенный на захват Зимнего дворца; Иван Горбачевский, подпоручик, входивший в число тех, кто готовил покушение на Александра I; Иван Анненков, кавалергард, член Северного общества; Александр Бестужев-Марлинский, штабс-капитан, брат художника, писатель-байронист, высланный на Кавказ и убитый в сражении; ближайшие лицейские друзья Пушкина — Иван Пущин, глава Московской управы Северного общества, и Михаил Кюхельбекер, поэт, член Северного общества; князь Александр Одоевский, корнет, поэт, друг Александра Грибоедова и Кондратия Рылеева, и многие другие. Установлено, что Бестужев создал не менее 128 акварельных портретов соратников по борьбе.

Запрету вопреки. «Написать характер»

Александра Давыдова (урожденная Потапова). Петровская тюрьма. 1830–1839. Тонкий картон, акварель, лак.
Василий Давыдов. 1839 (?). Бумага, акварель.
Александра Давыдова (урожденная Потапова). Петровская тюрьма. 1830–1839. Тонкий картон, акварель, лак.
Василий Давыдов. 1839 (?). Бумага, акварель.

Первые десять портретов художник сделал в Читинском остроге в 1828 году, будучи закованным в кандалы. В августе 1828-го кандалы сняли, что облегчило Бестужеву дальнейшую работу. Основной состав галереи с повторением некоторых произведений 1828 года был создан уже в 1830-е в Петровском заводе. Как правило, художник рисовал декабристов накануне отправки из тюрьмы на поселение, несмотря на царский запрет «поселенцам из государственных и политических преступников <…> снимать с себя портреты». Все работы основного собрания имеют оригинальные подписи изображенных, что делает рисунки уникальными историческими документами. Среди прочих выделяются два портрета с надписями, в которых звучит святая вера в свое предназначение. «С нами Бог!» — написал Алексей Черкасов из Читинского острога; «Воспоминание есть единственный рай, из которого ни в коем случае нет изгнания», — вывел формулу сопротивления Андрей Розен, находясь в Петровском заводе.

Василий Ивашев. Петровская тюрьма. 1834. Тонкий картон, акварель, лак.
Камилла Ивашева (урожденная Ле-Дантю). Петровская тюрьма. 1831. Тонкий картон, акварель, лак.
Василий Ивашев. Петровская тюрьма. 1834. Тонкий картон, акварель, лак.
Камилла Ивашева (урожденная Ле-Дантю). Петровская тюрьма. 1831. Тонкий картон, акварель, лак.

История декабризма знает пленительную и столь же печальную главу — судьбы жен декабристов, последовавших за мужьями в Сибирь, немногим из которых суждено было дожить до окончания ссылки. Женщин, выбравших добровольное изгнание, было 11. В коллекции Зильберштейна четыре портрета декабристок — Александры Давыдовой, чья «беспримерная преданность», по словам ее мужа, «давала силу <…> не раз забывать ужас» своего положения; француженок Полины Анненковой (Гебль) и Камиллы Ивашёвой (Ле Дантю), которые, еще не будучи обвенчанными, добились высочайшего разрешения отправиться в Сибирь; Марии Юшневской, наравне с другими женщинами покорно разделившей с мужем его тяжелую участь, — и один детский, с которого с непосредственной улыбкой смотрит маленькая дочь Никиты и Александры Муравьевых — София (Нонушка), первый «сибирский» ребенок в декабристской колонии, оставшаяся сиротой в 14 лет.

Нонушка (Софья Муравьева). Петровская тюрьма. 1833–1835. Тонкий картон, акварель, лак.
Нонушка (Софья Муравьева). Петровская тюрьма. 1833–1835. Тонкий картон, акварель, лак.

Все изображения за малым исключением натурные и написаны по законам камерного портретного жанра, получившего расцвет в эпоху романтизма. Романтизм обращен к «выражению личностных глубин», что тесно соприкасается с художественным решением образов. Портреты даны на нейтральном светлом фоне, оплечно или погрудно, исполнены в мягком приглушенном колорите, легкими движениями кисти, прозрачными многослойными мазками, благодаря чему достигаются тонкие живописные нюансы. Поражает полное отсутствие светского налета и позы — Бестужев, исполненный сопереживания к декабристам и их женам, точно передавая индивидуальные черты, обращен к внутреннему миру изображенных. Женские портреты выражают смирение и стойкость, мужские — полны благородства, возвышенного чувства сопричастности поворотному событию в истории России, достоинства, с которым они переживали свое изгнание.

Иван Анненков. Петровская тюрьма. 1836. Тонкий картон, акварель.
Прасковья Анненкова (урожденная Полина Гебль). Петровская тюрьма. 1836. Тонкий картон, акварель, лак.
Иван Анненков. Петровская тюрьма. 1836. Тонкий картон, акварель.
Прасковья Анненкова (урожденная Полина Гебль). Петровская тюрьма. 1836. Тонкий картон, акварель, лак.

«Каторжные робинзоны»

Декабристы — образованнейшие люди России — в ссылке сохранили свою среду и даже создали «каторжную академию», как они ее называли. Они вели религиозно-философские споры, читали доклады по естественным наукам и истории России, совершали научные открытия в области механики, ботаники, орнитологии, энтомологии, метеорологии, которые высоко оценили Берлинская и Парижская академии наук, занимались живописью, создавали литературные произведения и изобретали сельскохозяйственные орудия. Они — «артель столяров и сапожников, огородников и портных» [7] — в Сибири учили народ рациональной агрономии и ремеслам, лечили и заводили школы. «Я благословляю десницу Божию, проведшую меня по терновому пути…» — писал Сергей Трубецкой. Характерно признание Николая Бестужева брату Александру: «…несчастие дóлжно нести с достоинством, <…> всякое выражение скорби неприлично в нашем положении» [8].

[7] Скатов Н. Указ. соч.

[8] Зильберштейн И. Николай Бестужев и его живописное наследие // Литературное наследство. М., 1956. Т. 60. Кн. 2. С. 212

Передовые современники отмечали основную черту феномена декабризма — «возбужденное чувство человеческого достоинства, стремление к независимости». Подвижничество декабристов и галерея Николая Бестужева — уникальное явление в практике русского гражданского искусства, когда «романтизм в мысли, романтизм в искусстве, романтизм в жизни» [9] слились воедино.

[9] Григорьев А. Романтизм. Отношение критического сознания к романтизму. Гегелизм (1834–1840) // Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина. URL: grigoryev.lit-info.ru/grigoryev/kritika-grigorev/vzglyad-pushkina-2.htm


Обложка: Николай Бестужев. Портрет декабриста И. А. Анненкова. 1828. Фрагмент. Государственная Третьяковская галерея