25 октября 2023

Пейзажный парк эпохи классицизма

Пейзажные парки эпохи классицизма поражают своей совершенной красотой. Восхитительные сады появляются по всей Европе, в том числе и в России. Художники увековечивали пейзажные сады в своих произведениях. В России изображения пейзажных садов появились на полотнах ведущего русского пейзажиста той поры, руководителя ландшафтного класса Академии художеств Семена Щедрина.

Пейзажный парк

Так называемый английский или пейзажный парк возникает в Европе, когда на смену пышному, помпезному стилю барокко приходит классицизм. Общие принципы пейзажного парка сформировались в начале XVIII века в Англии.

Одно из главных понятий в эстетике пейзажного парка — «естественная природа», но это природа отнюдь не дикая, запущенная, неухоженная. Это смоделированная по «законам естественности» картина «живой натуры», какой она представлялась парковому художнику: продуманная схема расположения аллей, лужаек и полян, прихотливо вьющихся дорожек, журчащих ручейков, свободно растущих групп деревьев и кустарников, искусственно созданных ущелий, холмов и долин. Эта «естественность» создавалась человеком. Пейзажные сады быстро входят в моду, и страсть к их устройству охватывает всю Европу.
Самые знаменитые пейзажные сады, помимо Англии, возникают во Франции: Малый Трианон в Версале, Эрменонвиль, где похоронен один из идеологов нового направления Жан-Жак Руссо, и в России.

Временем их расцвета в России стала последняя треть XVIII столетия, связанная с правлением Екатерины II. Императрица изучает труды европейских теоретиков и философов, покупает коллекции английских видовых гравюр, заказывает у Веджвуда «Сервиз с зеленой лягушкой», на котором изображены фрагменты английских пейзажных парков.
Царское Село. Пейзажный парк
Царское Село. Пейзажный парк
Екатерина писала Вольтеру:
«Я ныне люблю до безумия аглинские сады, кривые дорожки, отлогие холмы, озерам подобные пруды, архипелаги на твердой земле, а к прямым дорожкам, однообразным аллеям чувствую великое отвращение, фонтанов также не могу терпеть: они заставляют воду принимать такое течение, которое не сообразно природе; статуям же, по мнению моему, пристойно быть заключенным в галереях и прочих сим подобных местах, короче сказать, над садовничеством моим совершенно владычествует аглинский вкус».
Первым пейзажным парком в России стал парк Царского Села, немного позже возникли парки Павловска и Гатчины.
Одновременно с появлением английских парков в России в русском изобразительном искусстве полностью сформировался пейзажный жанр. Виды пейзажных садов изображены на полотнах ведущего русского пейзажиста той поры, руководителя ландшафтного класса Академии художеств Семена Щедрина.
Семён Щедрин. Каменный мост в Гатчине у площади Коннетабля. 1799-1801. Холст, масло.
Семён Щедрин. Каменный мост в Гатчине у площади Коннетабля. 1799-1801. Холст, масло.
Для Михайловского дворца, новой резиденции Павла I, Щедрин пишет картины-панно, встроенные непосредственно в стену и оформленные в виде окон. Находясь в помещении дворца в непогожие, темные, холодные дни петербургской осени и зимы, при взгляде в «окно» у обитателя дворца создавалась иллюзия, что за стенами дворца лето: гарцуют всадники, зеленеет листва и сияет под солнцем гладь водоема.
Природа как бы «входит» в жилое пространство дворца: большие окна, обращенные в сад, растительные мотивы в убранстве интерьера, картины-пейзажи на стенах и т. д. Создается единая гармоническая среда, где жизнь человека неотделима от природы.
Пейзажный парк. Павловск
Пейзажный парк. Павловск
В эпоху классицизма и сентиментализма, когда усложняется представление о человеке и его внутреннем мире, природа начинает рассматриваться как отражение скрытой, интимной жизни человека — изменчивой, непостоянной, подобной свободно текущему потоку воды или поверхности озер, в глади которых отражался мир во всем его многообразии.

Пейзажный сад освобождает от условностей этикета, дает возможность через природу или, как говорили тогда, натуру познать собственный внутренний мир, прикоснуться к тайнам Бытия. На лоне природы человек находит уединение и покой. За чтением книг, в совместных или одиноких прогулках, в дружеских беседах и сосредоточенных размышлениях происходит духовный рост человека.

Между посетителем пейзажного сада и окружающей природой завязывается сложная система взаимоотношений. Элементы сада соединяются с поэтическими образами, мотивами воспоминаний. Это требует от человека особой тонкости и культуры чувств. Человек той эпохи, впервые осознавший неисчерпаемые богатства, глубину и сложность, а порой и противоречивость мира, размышляет об оттенках чувств, переживает «светлую печаль», роняет «слезы радости».
Для такого рода переживаний в парках отводились самые потаенные места, где в уединении можно было предаться сладостным воспоминаниям о прошлом, о покинувших земной мир друзьях и родных.
О, Меланхолия! Нежнейший перелив
От скорби и тоски к утехам наслажденья.
Веселья нет еще, но нет уже мученья.
Отчаяние прошло, но, слезы осушив,
Ты радостно взглянуть на свет еще не смеешь,
И матери твоей — печали, вид имеешь.

Н.М. Карамзин. Меланхолия. Подражание Делилю

Павловск. Памятник великому князю Вячеславу Константиновичу
Павловск. Памятник великому князю Вячеславу Константиновичу
Памятники ушедшим располагались среди дикого леса, в тени вековых деревьев. Эта особая страна воспоминаний была миром покоя, тишины и умиротворения.

Но при этом пейзажный парк наполнен постоянным легким движением, то и дело меняющимися впечатлениями от окружающих видов.
Пусть водопад ревет, пускай журчат ключи,
Пусть вьются по траве игривые ключи.
Все живо! Синий луг, уступы гор с кустами
Пестреют, движутся, красуются стадами.

Жак Делиль. Сады. 1782

Перед путником, проходящим по живописным петляющим парковым дорожкам, при каждом повороте открывался новый пейзажный вид, погруженный в себя мечтатель испытывал новые чувства, неожиданные ассоциации рождались от смены природной картины.
Иду под рощею излучистой тропой;
Что шаг, то новая в глазах моих картина;
То вдруг сквозь чащу древ мелькает предо мной,
 Как в дымке, светлая долина;
 То вдруг исчезло все… окрест сгустился лес <…>
И вдруг пустынный храм в дичи передо мной;
Заглохшая тропа; кругом кусты седые;
Между багряных лип чернеет дуб густой
И дремлют ели гробовые…

В.А. Жуковский. Элегия «Славянка»

Прогулки по парку становятся важным фактором поэтического восприятия мира.
Павловск. Розовый павильон
Павловск. Розовый павильон
Входят в моду «эоловы арфы» — струнный музыкальный инструмент, звучащий от дуновений ветра. В Розовом павильоне в Павловске в полукруглых окнах под куполом размещались четыре эоловых арфы. Их печальные звуки порождали особую атмосферу во время дружеских собраний в этом маленьком дворце.
Очень ценилась в пейзажном парке старина как свидетель былого, давно прошедшего времени. Обветшавшие каменные столбы, полусгнившие деревянные подпорки, покрытые мхом камни, наполовину скрытые в земле статуи — все это создавалось рукой опытного мастера.
Царское Село. Руина
Царское Село. Руина
Часто среди парковых построек встречалась полуразрушенная постройка, руина. В восприятии тех лет руины вызывали не столько сожаление о разрушении некогда прекрасного сооружения, сколько восхищали нетленной красотой древних строений. С другой же стороны, романтические развалины становились печальным символом неотвратимо текущего времени.
Эрменонвиль. Храм Философии
Эрменонвиль. Храм Философии
В одном из парков, принадлежавших философу и государственному деятелю Ивану Владимировичу Лопухину, по образцу храма в Эрменонвиле (место захоронения Жан-Жака Руссо, французского философа и литератора эпохи Просвещения) находился специально недостроенный Храм Философии, символизирующий, что осмысление Бытия бесконечно и не может быть завершено.

Широчайшей популярностью в пейзажных парках Европы пользовались купольные центрические постройки, во множестве дошедшие даже до нашего времени. В представлениях той эпохи они символизировали некий идеальный храм.
Излюбленным строительным материалом в парках конца XVIII века был необработанный, «дикий» камень как символ души, непросвещенной светом истины. Это аллегория человеческой натуры, созвучная с мыслями английских философов о двойственном переживании природы, ее внешней дисгармонии и внутреннего совершенства. Охотно использовал дикий камень архитектор Николай Львов.
В результате этих особых приемов возникала насыщенная целым комплексом содержательных тем среда пейзажного парка. Здесь представала «модель мира» духовных склонностей и предпочтений просвещенного человека той эпохи. Хозяин парка как бы убеждал своих гостей в том, что на лоне природы человек забывает об изменчивости и коварстве света, что чувства его возвышенны, чисты и естественны, что он уподобляется Адаму в саду Эдема.

Для непосвященных, а таких было большинство среди небогатых провинциальных помещиков, наполненный символикой сад был обычной рощей для приятных прогулок с привычными для того времени парковыми постройками.

Для человека же с обостренными чувствами, для взыскующего истины прогулка по такому парку представляла собой своеобразное духовное странствие. Бродя по парку, он совершал важную духовную работу — погружался в размышления, которые сами по себе были значимы и служили необходимыми ступенями на пути обретения Истины.