11 декабря 2019

Биография Василий Поленов

Василий Поленов — разносторонне одаренный художник, прогрессивно мыслящая личность, духовный наставник множества современников. Как потомственный петербургский дворянин стал автором множества важных для русского искусства шедевров, почему его называют пионером пленэрной живописи как самостоятельного жанра, как началась его деятельность популяризатора культуры в провинции — все вехи становления Поленова можно проследить в краткой биографии.

20 мая 1844 года

Василий Поленов родился в Санкт-Петербурге в семье потомственных дворян. Его отец Дмитрий Васильевич — юрист, дипломат, археолог, член-корреспондент Императорской Академии наук, коллекционер древнегреческого и древнеегипетского искусства. Мать Мария Алексеевна (урождённая Воейкова) — художница-любительница и детская писательница, внучка знаменитого архитектора-классициста Николая Львова. Именно Мария Алексеевна в своей книге «Лето в Царском Селе» (1852) отметила рано проявившиеся способности сына к рисованию.

Детство и юность

1850-е

Василий Поленов учится рисунку у пейзажиста Павла Черкасова, позже берёт уроки рисунка и живописи у Павла Чистякова, в Императорской Академии художеств посещает классы гравирования Фёдора Иордана.

В 1855 году в имении Имоченцы в Олонецкой губернии (ныне деревня Имоченицы Лодейнопольского района Ленинградской области) Поленовы строят усадебный дом. Семья Поленовых будет проводить лето в Имоченцах до 1884 года, поэтому неудивительно, чтомногие работы художника связаны с этим местом.

Дмитрий Васильевич Поленов с детьми Василием и Верой. Середина 1850-х
Дмитрий Васильевич Поленов с детьми Василием и Верой. Середина 1850-х

1858

Несколько раз посещает выставку картины Александра Иванова «Явление Христа народу» (1837–1857) в Императорской Академии художеств.

Александр Иванов. Явление Мессии
Александр Иванов. Явление Мессии

1860-е

Вместе с сестрой Еленой берёт уроки у Ивана Крамского в Рисовальной школе Общества поощрения художников.

1860

С отцом и братом Алексеем отправляется в поездку по городам России — в Новгород, Тверь, Воскресенск, Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострому, Суздаль и Владимир.

1863

Принят на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета и одновременно вольноприходящим учеником в класс исторической живописи Академии художеств. Вскоре Поленова переводят в натурный класс, занятия же в университете художник на некоторое время прекращает. Возобновит учёбу он в 1868 году, но уже на юридическом факультете.

1864

Знакомится с Ильёй Репиным, который в будущем станет другом художника.

Диссертация кандидата права и большая золотая медаль Академии художеств

1871

Заканчивает университет как кандидат права с диссертацией на тему «О значении искусства в его применении к ремеслу и о мерах, принимаемых отдельными государствами для поднятия ремесла, внося в него художественный элемент». Как и Илья Репин, представляет в ИАХ картину «Воскрешение дочери Иаира» и тоже получает большую золотую медаль и право на шестилетнюю пенсионерскую (то есть оплачиваемую академией) поездку в Европу.

Василий Поленов. Воскрешение дочери Иаира
Выпускники ИАХ. Слева направо сидят: П.О. Ковалевский, И.Е. Репин, М.А. Кудрявцев, К.А. Савицкий, Е.К. Макаров; стоят: В.Д. Поленов, Е.Ф. Урлауб. 1871
Василий Поленов. Воскрешение дочери Иаира
Выпускники ИАХ. Слева направо сидят: П.О. Ковалевский, И.Е. Репин, М.А. Кудрявцев, К.А. Савицкий, Е.К. Макаров; стоят: В.Д. Поленов, Е.Ф. Урлауб. 1871

Париж и увлечение пленэром

1872

Как пенсионер Академии художеств отправляется в Европу. Побывав в Вене, Мюнхене, Зеесхаупте, Инсбруке, Венеции, Вероне, Виченце, Падуе, Флоренции, Поленов поселяется в Риме, где знакомится с промышленником и меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым и его женой Елизаветой Григорьевной.

1873

Поселяется в Париже в мастерской Репина на Монмартре (в 1876 году снимет там же мастерскую для себя).

1874

Посещает вечера в мастерской художника Алексея Боголюбова, который был увлечён пленэрной живописью и заинтересовал ею Поленова. Знакомится с Алексеем Толстым, Валентиной Серовой (матерью художника), Иваном Тургеневым. В салоне Полины Виардо встречается с Эрнестом Ренаном и Эмилем Золя. На Весеннем салоне Парижской Академии изящных искусств экспонирует картину «Право господина», которую через год приобретёт Павел Михайлович Третьяков. По приглашению Репина едет в Нормандию, там оба художника пишут этюды в местечке Вёль-ле-Роз. Самые знаменитые «нормандские» работы Поленова — «Белая лошадка. Нормандия» и «Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия».

Василий Поленов. Белая лошадка. Нормандия. 1874
Василий Поленов. Право господина. 1874
Василий Поленов. Белая лошадка. Нормандия. 1874
Василий Поленов. Право господина. 1874

1875

Завершает картину «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’Этремон». Увидев в Париже посмертную выставку Мариано Фортуни, увлекается творчеством этого испанского приверженца ориентализма и пишет копию с его картины «На берегу моря».

Художник на войне

Вторая половина 1870-х

В 1876-м, вернувшись в Россию раньше окончания срока пенсионерской поездки, Поленов уходит добровольцем на Сербо-черногорско-турецкую войну. Получает награду «За храбрость» и золотой Таковский крест. В том же году удостоен звания академика за «отличные познания в живописи». В октябре 1877 — феврале 1878 года Поленов состоит художником при штабе цесаревича Александра Александровича (будущего императора Александр III) на болгарском фронте Русско-турецкой войны, за что получает орден Святого Станислава и медаль «В память Русско-турецкой войны 1877–1878».

Василий Поленов. Обитатели Северной Сербии. 1876. Этюд
Василий Поленов. Брестовец. 1878
Василий Поленов. Обитатели Северной Сербии. 1876. Этюд
Василий Поленов. Брестовец. 1878

От Кремля до «Московского дворика». Абрамцево и обращение к архитектуре

1877

В Москве снимает квартиру в доме Баумгартена. Задумав картину «Пострижение негодной царевны» (которая так и не будет написана), пишет этюды кремлёвских соборов и теремов.

Василий Поленов. Кремлевские этюды: Теремной дворец: наружный вид
Василий Поленов. Кремлевские этюды: Теремной дворец: наружный вид

1878

В доме Баумгартена Василий Дмитриевич жил недолго, но именно там он писал «Московский дворик» (1878), в котором пейзажный жанр мастерски соединён с бытовым; там же начал работу над картиной «Бабушкин сад» (1878) и этюдами к «Заросшему пруду» (1879). «Московский дворик», который вскоре приобретёт Павел Михайлович Третьяков, был представлен на 6-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ). Поленов вступает в ТПХВ.

1879

На сцене Абрамцевского кружка в Москве ставят драму Аполлона Майкова «Два мира» в декорациях и костюмах по эскизам Василия Поленова. Сам художник исполняет роль патриция Деция.

1881

Поленов обращается к архитектуре и создаёт проект и эскизы внутреннего убранства церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцеве, взяв за образец старинную новгородскую церковь Спаса на Нередице (1198). В этом проекте Василий Поленов соревнуется с Виктором Васнецовым, который переосмыслил созданное Поленовым «более в московском характере». Хотя итоговый проект готовит Васнецов, именно Поленов нашёл истоки образа. В следующем году Поленов напишет для церкви иконы, создаст эскизы резного иконостаса, паникадила и других предметов. Церковь Спаса Нерукотворного войдёт в историю архитектуры как первый храм неорусского направления зарождавшегося стиля модерн.

«Христос и грешница»

Василий Поленов. Христос и грешница («Кто из вас без греха?»). 1887
Василий Поленов. Христос и грешница («Кто из вас без греха?»). 1887

1881–1882

Для сбора материала к картине «Христос и грешница» (1887) отправляется в путешествие. Маршрут художника таков: Москва — Киев — Румыния — Болгария — Константинополь — Египет — Палестина — Сирия — Греция — Константинополь.

Василий Поленов. Мертвое море. 1882
Василий Поленов. Фасад храма Гроба Господня. 1882
Василий Поленов. Мертвое море. 1882
Василий Поленов. Фасад храма Гроба Господня. 1882

1882

Венчается в абрамцевской церкви с Натальей Якунчиковой, двоюродной сестрой Елизаветы Мамонтовой.

М.В. Якунчикова, Д.В. Поленов и няня Авдотья Павловна. 1888.  Жуковка
М.В. Якунчикова, Д.В. Поленов и няня Авдотья Павловна. 1888. Жуковка

1882–1895 (с перерывами)

Преподаёт в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, руководит классом пейзажа и натюрморта (факультативно). Среди поленовских учеников — Абрам Архипов, Сергей Виноградов, Александр Головин, Константин Коровин, Исаак Левитан, Егише Татевосян.

1883

Завершает картины на тему Сербо-черногорско-турецкой войны, заказанные Александром III. Для подготовки материалов к картине «Христос и грешница» отправляется в Италию.

1885

Открытие Московской частной русской оперы Саввы Мамонтова, для которой Поленов в будущем исполнит эскизы декораций к «Виндзорским проказницам» Отто Николаи, «Фаусту» Шарля Гуно. Константин Коровин под руководством Поленова и по материалам его египетских этюдов пишет эскизы к постановке «Аиды» Джузеппе Верди.

Василий Поленов. Христос. 1886
Василий Поленов. Христос. 1886

1887

Представленную на 15-й выставке ТПХВ картину «Христос и грешница» приобретает Александр III.

Картина «Христос и грешница» («Кто из вас без греха?») в экспозиции Русского музея. Зал 1-го этажа. 1935
Картина «Христос и грешница» («Кто из вас без греха?») в экспозиции Русского музея. Зал 1-го этажа. 1935

Усадьба Борок. Цикл «Из жизни Христа»

1890–1891

Начало 1890-х связано для Поленова с Бёхово — местечком в Тульской губернии. Именно там, на высоком берегу Оки Поленов построит усадьбу, которую назовёт Борок. Проект имения художник разрабатывает сам: по его замыслу, это должен быть дом-музей, в котором разместятся произведения искусства и предметы из коллекции семьи.

Василий Поленов. Ока. Летний день. 1890-е
Василий Поленов. Ока. Летний день. 1890-е

1892

Удостоен звания профессора Академии художеств «за известность на художественном поприще», а через год избран действительным членом академии.

2 октября вместе с семьёй переезжает в Большой дом в Борке. Этот день считается датой основания музея-заповедника В. Д. Поленова.

Василий Поленов. Золотая осень. 1893
Василий Поленов. Золотая осень. 1893

1896

Вместе с Константином Коровиным заканчивает панно Михаила Врубеля «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович». Эти работы представлены в художественном отделе Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставки в Нижнем Новгороде.

Василий Поленов. Среди учителей. 1896
Василий Поленов. Среди учителей. 1896

1898

Входит в Комитет по созданию Музея изящных искусств имени императора Александра III (ныне ГМИИ им. А. С. Пушкина) и дарит будущему музею древнегреческие статуэтки и обломок глиняного сосуда, привезённые из Афин отцом. Позднее — в 1902 году — Василий Поленов будет работать над программой росписей музея, а в 1912 году будет удостоен ордена Святого Владимира IV степени «об особых трудах по устройству Музея изящных искусств».

После болезни умирает сестра художника — Елена. Впамять о ней Василий Дмитриевич вместе с братьями учреждает стипендию на образовательные поездки молодым художникам. Среди стипендиатов были Константин Богаевский, Виктор Борисов-Мусатов, Егише Татевосян и другие.

1899

На первой выставке журнала «Мир искусства» в Санкт-Петербурге показывает мозаичные работы из речных камней: «Вечер», «Горелые пни» и «Костёр» (местонахождение этих работ неизвестно), а также ныне хранящиеся в музее-заповеднике В. Д. Поленова «Озеро» и «Фриз».

Совершает второе путешествие на Восток. Посещает Киев, Одессу, Константинополь, Египет, Палестину и Грецию. Исполняет этюды к циклу «Из жизни Христа».

1903

Создаёт проект церкви Святой Троицы в селе Бёхово (построена в 1906 году).

1904

В усадьбе Борок по проекту Поленова построено здание-мастерская, которое художник называл Аббатство. В Аббатстве Поленов работает, проводит занятия с сельскими детьми.

От «Призраков Эллады» в Московской консерватории до Секции содействия народным театрам и звания народного художника

1905

Вместе с Валентином Серовым направляет в совет Академии художеств протест против действий её президента — великого князя Владимира Александровича. Именно князь руководил войсками, причастными к организации Кровавого воскресенья — расстрелу мирной демонстрации 9 января на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге.

1906

В Большом зале Московской консерватории состоялась премьера оперы «Призраки Эллады» на музыку Василия Поленова и Николая Кроткова (либретто Саввы Мамонтова).

Пишет «Мое художественное завещание».

Постановка оперы Василия Поленова «Призраки Эллады» на сцене Народного дома в Тарусе. 1915
Василий Поленов. Эскиз-вариант обложки клавира. 1906
Постановка оперы Василия Поленова «Призраки Эллады» на сцене Народного дома в Тарусе. 1915
Василий Поленов. Эскиз-вариант обложки клавира. 1906

1908

Заканчивает основную работу над циклом «Из жизни Христа», начатым ещё в 1890-е.

1911

В селе Страхово, что неподалёку от Бёхова, открывается построенная на средства Поленовых школа.

1913

Избран председателем Секции содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров. Через два года в Москве на углу улицы Медынки и переулка Кабанихина (ныне Зоологическая улица, 13) появится возведённый по проекту Поленова дом Секции (с 1921-го — Дом театрального просвещения имени академика В. Д. Поленова).

Дом театрального просвещения на Медынке. 1915
Дом театрального просвещения на Медынке. 1915

1915–1918

Входит в совет Третьяковской галереи.

1918

Музей-усадьба «Борок» одним из первых в Советской России взят под государственную охрану как не подлежащий конфискации и объявлен национальным достоянием.

Василий Поленов в своей мастерской в усадьбе Борок. 1910-е
Василий Поленов в своей мастерской в усадьбе Борок. 1910-е

1920–1921

Работает над 65 картинами для светового театра-диорамы «Путешествие вокруг света».

Василий Поленов. Елка, освещенная огнями. 1920-е. Лист из диорамы «Путешествие вокруг света». Бумага, цветная бумага, папиросная бумага, акварель, гуашь
Василий Поленов. Большой канал в Венеции. 1920-е. Лист из диорамы «Путешествие вокруг света»
Василий Поленов. Елка, освещенная огнями. 1920-е. Лист из диорамы «Путешествие вокруг света». Бумага, цветная бумага, папиросная бумага, акварель, гуашь
Василий Поленов. Большой канал в Венеции. 1920-е. Лист из диорамы «Путешествие вокруг света»

1924

На Выставке русского искусства в Нью-Йорке представлены 12 картин цикла «Из жизни Христа».

1926

В числе первых художников удостоен звания народного художника РСФСР.

18 июля 1927

Василий Поленов умер в своей усадьбе в Борке. Похоронен на кладбище у церкви Святой Троицы в Бёхове.