11 декабря 2019

Путешествия Поленов в Египте и Палестине

Главные евангельские картины Василия Поленова были бы невозможны без его путешествий на Ближний Восток

Василий Дмитриевич Поленов с юности мечтал побывать на Ближнем Востоке. Что звало его туда? Как и многие русские художники, он хотел «написать картину, которая бы воплощала глубокую суть христианства, то есть творческое понимание высшей моральной проблемы — „Христос“; выразить синтез жизни одним образом, одним вдохновенным видением…»

Большим нравственным и художественным авторитетом для начинающего живописца был Александр Иванов. Под воздействием его полотна «Явление Христа народу» Поленов серьёзно увлёкся евангельскими сюжетами. Написанные в Академии художеств картины «Иов и его друзья» и «Воскрешение дочери Иаира» нельзя считать свободным выбором мастера, но библейские мотивы художника интересовали на протяжении всей жизни. Именно в 1870-е Поленов задумал создать картину на сюжет из Евангелия от Иоанна о Христе и грешнице. Трактовка сюжета мыслилась ему довольно реалистично, с учётом историко-географических реалий. Для написания картины Поленов решил посетить землю, где происходили евангельские события.

Осенью 1881 года от своего друга Саввы Ивановича Мамонтова художник узнал, что в поездку собирается их общий знакомый — археолог, историк искусства Адриан Викторович Прахов. Он планировал сопровождать своего университетского ученика, князя Семёна Семёновича Абамелек-Лазарева. В итоге три увлечённых исследователя отправились в путь в конце ноября 1881 года. Из Москвы по железной дороге доехали до Болгарии, где пересели на пароход, направлявшийся в Константинополь. Внимательно осмотрев достопримечательности, отплыли в Африку. Из Александрии поездом добрались до Каира, откуда на пароходе вверх по Нилу. Дойдя до Асуана, где путь преграждали речные пороги, друзья решили двинуться обратно по течению реки на оригинально устроенном речном домике. Исследовав берег, путешественники через Порт-Саид и Яффу отправились в Иерусалим. Внимательно изучив город и окрестности, они посетили и другие уголки Палестины.

Первое путешествие на Восток было очень насыщенным. Впечатления переполняли путников, о чём свидетельствуют этюды Поленова, листы его альбомов, подробные рассказы в письмах родным и знакомым. Эти письма легли в основу книги «Василий Поленов в Египте и Палестине». Вернувшись из поездки, художник приступил к работе над огромным полотном «Христос и грешница» (1887), созданию которого посвятил много лет. Затем Поленов начал работать над другими картинами цикла «Из жизни Христа». Постепенно произведения этого цикла становятся менее эффектными и при этом более интимными, проникновенными. Значительное место начинает занимать пейзаж. Со временем Поленов пришёл к твёрдому убеждению, что для дальнейшей работы ему необходимо вновь посетить дорогие сердцу места. Художник стал серьёзно обдумывать возможность новой поездки в Палестину.

Василий Поленов. Нил у скал Гебель-Шейх-Хериди. 1881
Василий Поленов. Лист из альбома № 7 "Путешествие по Востоку". 1881-1882
Василий Поленов. Нил у скал Гебель-Шейх-Хериди. 1881
Василий Поленов. Лист из альбома № 7 "Путешествие по Востоку". 1881-1882

Поленов отправился в задуманное путешествие лишь в марте 1899 года. С ним поехали ученики Александр Киселёв и Егише Татевосян, а также увлекавшийся фотографией студент-физик Леонид Кандауров. Маршрут во многом повторял уже знакомый по 1881–1882 годам, за исключением предпринятого во время первого путешествия длительного плавания по Нилу. Василий Дмитриевич невольно сравнивал обе поездки. Красота и величие пейзажей остались столь же впечатляющими. С годами путешествия на Восток становились всё комфортнее и безопаснее, но главное, ради чего ехал Поленов, оставалось неизменным. Основным героем его этюдов по-прежнему была природа. Сам художник писал:

«Вот те мотивы, которые особенно меня пленили во время путешествия и для которых есть материал. Тивериадское озеро, не грандиозное, но очень красивое, величественная гора Эрмон, лирические развалины Капернаума, яркое Средиземное море и остатки Тира; трагические холмы суровой Иудеи, исторические обломки Иерусалимских стен и гробниц, поля и долины цветущей Галилеи».

Отдел рукописей Третьяковской галереи. Фонд. 54. Ед. хр. 87. Л. 1

Для Поленова поездки в дальние страны были неотделимы от творчества. Они давали вдохновение и материал для работы, позволяли по-новому взглянуть на хорошо известные вещи. В конце жизни художник писал:

«И вот путешествуя по разным странам трёх частей света: по Германии, Франции, Италии, Греции, Египту, Палестине, Сирии, бродя по развалинам большей частью храмов или ступая по плитам существующих святилищ и запечатлевая их себе в этюдах, мне стало ясно, что как искусство, так и религия имеют одно и то же происхождение, то есть происходят от человека, или точнее его способности творчества».

ОР ГТГ. Ф. 54. Ед. хр. 190. Л. 4

Василий Поленов. Олива в Гефсиманском саду. 1882. Холст, масло.
Василий Поленов. Харам-эш-Шериф. 1882
Василий Поленов. Олива в Гефсиманском саду. 1882. Холст, масло.
Василий Поленов. Харам-эш-Шериф. 1882

Из письма Василия Поленова Марии Алексеевне Поленовой, 16 декабря 1881 года

…На третий день рано утром отправились мы на большие пирамиды близ деревни Гизе. Чудное безоблачное утро, солнце только что показалось и косыми розовыми лучами обливает долину, довольно холодно, тёплое пальто очень впору. Пирамиды находятся на запад от Каира, на самом рубеже песчаной Ливийской пустыни и плодородной долины Нила, верстах в 12 от города. К ним ведёт по зелёным полям всходов высокая насыпь, усаженная акациями и сикоморами, кусты и тенистые деревья. Две громаднейшие пирамиды Хеопса или Гуфу (тоже Суфис) и Хефрена стоят на каменных холмах, оканчивающих пустыню. Вышина их около 70 сажень. Сложены они из паралеллептических песчаников, вышины в полтора аршина, который теперь составляет лестницу. Заведуют этими пирамидами одно племя бедуинов под начальством Шеиха, и каждый путешественник платит 5 франков за восхождение. Не успели мы осмотреться, как нас окружили бедуины, подхватили под руки и потащили наверх. Операция эта совершается следующим образом. Двое тянут вас за руки, а двое подсаживают в зад. А несколько карабкаются рядом и стараются вас отбить, доказывая, что именно они-то и суть те настоящие проводники. Таким образом начинается восхождение. Бедуины в это время объясняют вам на упрощённых европейских диалектах, что это пирамиды и что это «tresbon» и «verygood», «colossal», даже попадается русское «хорошо», и что это очень трудно, притворяются запыхавшимися и что за всё это надо «bonbakchich!». Минут через 30 я очутился на вершине пирамиды Хеопса. Арабы с притворным восторгом кричат «Hourrah!», поздравляют с таким небывалым подвигом. А через десять минут на эту же пирамиду втаскивают целое бритское семейство, различных возрастов и полов. Вид с пирамиды очень любопытен. На юго-восток вся долина Нила…

Из письма Василия Дмитриевича Поленова Савве Ивановичу Мамонтову, 24 декабря 1881 года

Мы уже спускаемся по Нилу. Любопытная речка этот Нил: узкая полоска плодородной и обработанной земли, с множеством финиковых пальм, сикомор, белых акаций идёт между двумя грядами огромных масс песчаника, а в верхнем течении гранита. Одни поля ярко-зелены со всходами, другие уже жёлтые, спелые и идёт 3 уборка, всюду работает человек, да какой курьёзный, живописный. Славный народ эти африканцы: арабы, феллахи, копты, нубийцы, абиссинцы, негры с различными подразделениями. И всё это на фоне красивых и величественных Египетских развалин, которым по две, по три, а некоторым и по шести тысяч лет. Особенно подружился я с нубийцами. Смышлёные, ловкие, весёлые, они нас совершенно пленили.

Из письма Василия Дмитриевича Поленова Марии Алексеевне Поленовой, 2 февраля 1882 года

Из Яффы отправились мы в крытой таратайке по довольно сносному шоссе в Иерусалим. Небо разъяснело, солнце осветило плодородное финикийское побережье. На полдороге, в уединённом домике под названием Латрун, мы заночевали и на другой день с рассветом при холодном дожде и ветре пустились через склон Ливана в Иерусалим и после полдня холода и мокроты вступили в пригород Иерусалима, то есть в русское подворье. Консул нас ожидал и приготовил нам помещение. Оправившись, отправились мы к нему, оказалось, очень милый, радушный господин, страстный любитель живописи, так что Египетские мои этюды произвели огромный фурор. Взяв Коваса (телохранителя), мы пошли ко Гробу Господню. Это конгломерат строений, начиная от третьего века, церковь Императрицы Елены, и кончая куполом над часовней Гроба, возведенном в 1868 году. Но что за живописная вещь этот лабиринт церквей, алтарей, переходов, лестниц, подвалов, балконов и т. д., и всё это живёт. Какая разнородная толпа богомольцев движется перед вами, начиная от наших русских старушек всех губерний, их тут огромное количество, и кончая чёрными нубийцами и абиссинцами христианами. Какие трогательные сцены можно видеть, сколько искренной горячей веры и чувства приносят к этому Гробу.

Василий Поленов. Фасад храма Гроба Господня. 1882
Василий Поленов. Храм Гроба Господня. Внутренний вид. 1882
Василий Поленов. Фасад храма Гроба Господня. 1882
Василий Поленов. Храм Гроба Господня. Внутренний вид. 1882

Материал подготовлен по книге «Василий Поленов в Египте и Палестине» (М.: Государственная Третьяковская галерея, 2019)