05:03 Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. 1885
Иван Крамской очень верно подметил, что «человек, который увидит эту картину, навсегда застрахован от разнузданности зверя».
12:42 Воскрешение дочери Иаира. 1871
Соприкосновение рук Христа и умершей девочки — очень важный узел композиции, здесь происходит передача «тока жизни».
16:01 Бурлаки на Волге. 1870–1873
Репин создаёт картину, которая открыла новую страницу в истории русского искусства и стала своего родом манифестом. Почему эту картину называют новаторской? Потому что Репин изображает одиннадцать бурлаков и каждого очень метко характеризует, он проникает в индивидуальность каждого человека.
24:55 Садко. 1876
Садко выбирает невесту среди заморских красавиц, и глаза у него разбегаются, как у Репина в Париже, — от красочной, яркой художественной жизни, которая его окружает.
30:10 Протодиакон. 1877
Христианское и языческое соприкасаются в этом образе. Репин писал, что «в этом моём диаконе Уланове воплотился экстракт всех наших диаконов <…> это лев духовенства».
31:20 Крестный ход в Курской губернии. 1881–1883
Репин изображает разные слои населения, которые участвуют в крестном ходе и объединены общим движением. «Это Россия в поисках своей благодати», Россия, которая движется по своему крестному страдальческому пути.
42:23 Арест пропагандиста. 1880–1889, 1892
В этой работе современники, с одной стороны, видели то, что изображено, — арест пропагандиста, нигилиста, а с другой — считывали параллели с евангельской образностью: здесь находили сходную иконографическую схему с «Осмеянием Христа».
53:02 Не ждали. 1884–1888
Репин выступает постановщиком сложной драматургической ситуации: на стене мы видим гравюру «На Голгофе» с картины Карла Штейбена, которая связывает судьбу вернувшегося ссыльного с крестным путём.
00:13 Запорожцы. 1880–1891
Репин пишет картину, которая посвящена смеху в самых разных его вариациях. Многие специалисты говорили, что картина посвящена физиологии смеха, что это океан смеха, море смеха.
04:03 Приём волостных старшин Александром III. 1886
В картине Репину удалось выразить концепцию «Царь и самодержавие». Мощные спины крестьян составляют ограду, защиту и опору государя.
12:27 Портрет композитора М. П. Мусоргского. 1881
Сложный диалог художника и композитора — та самая драма жизни, драма сердца, которую Репин считал в Мусоргском, — блестяще передана в этом портрете.
17:07 Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения. 1903
Один из современников Репина, философ Василий Розанов, назвал эту картину «Карфаген перед разрушением».
19:50 17 октября 1905 года. 1907
Репина увлекает гипертрофия чувств, экзальтация, эмоциональное возбуждение толпы. Василий Розанов писал, что Репин изобразил «масленицу русской революции».
26:35 Портрет писателя Л. Н. Толстого. 1883
Репин невероятно ценил литературный дар Толстого, но не соглашался с его философией аскетического толка и часто вступал с ним в споры. Как художник Репин считал, что должен запечатлеть важные моменты жизни великого человека.
35:03 Какой простор! 1903
Эта работа открывает пенатский период творчества Репина. Кто-то ассоциировал картину с революционной романтикой, а кто-то — с новым мироощущением Репина.
37:12 Автопортрет с Н. Б. Нордман-Северовой. 1903
Наталья Борисовна Нордман выстраивает всю жизнь в Пенатах так, чтобы у Ильи Ефимовича была возможность работать, большую часть времени посвящать искусству.
44:36 Большевики. 1918
Композиция, энергетика серого цвета, закрученная ритмика напоминают картины Брейгеля и Босха.
49:00 Гопак. 1927
Репин начинает писать картину в 82 года, а заканчивает её в год смерти. Она посвящена танцу и смеху, прыжкам через костёр. Буйство красок, энергия этой картины, несомненно, свидетельствуют о жизнеутверждающей силе Репина. Эта работа завершает его творчество. Репин остаётся верен себе.
51:26 Автопортрет. 1920
В глазах старика Репина, с одной стороны, читается сознание прожитой жизни, а с другой — в них есть огонёк, что позволил ему прожить ещё десять лет, наполненных творчеством. Наша выставка, на которой представлено очень много блистательных работ, демонстрирует невероятную любовь Репина к искусству, невероятную мощь и масштаб этого художника.
Тезисы
1. Мы делали выставку не только потому, что у Репина юбилей, но и потому, что для нас он сегодня представляется чрезвычайно актуальным художником.
2. Нам хотелось раскрыть Репина как автора крупноформатных многолюдных картин. Кроме того, на нашей выставке представлен целый ряд малоизвестных работ, а некоторые полотна приехали из-за границы.
3. Репин — главный русский художник XIX века. Он прожил невероятно длинную жизнь. Сегодня мы делим творчество Репина на два неравноценных этапа. Первый большой этап называется классическим. Он начинается с больших известных работ «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали» и заканчивается картиной «Торжественное заседание Государственного совета…». А дальше традиционно специалисты рассматривают позднее творчество Репина, этот период иногда называют пенатским.
4. Все главные картины Репина обращаются к кульминационным моментам жизни. Ему важно передать на холсте эмоциональный порыв, страстное состояние толпы либо шествие, запечатлеть людей, объединённых действием. Он стремился находить в окружающей жизни невероятно сильные эмоциональные сцены и переносить их на холст.
5. Всякий раз, когда картины Репина появлялись на выставках, они производили сенсацию. Художник бросал вызов общественному мнению своими работами. Он эпатировал публику, и те смыслы, которые несли его картины, будоражили современников. Сам Репин говорил, что «задача искусства — разбудить человека».
6. Современность — это основа творчества Репина. Современность помогает художнику обращаться и к прошлому, и к будущему.
7. Так сложилось, что современники видели в картинах Репина одно, в советское время — другое, а мы сегодня — третье. Каждое поколение открывает что-то своё, близкое именно ему. Именно в этом глубина репинских картин.