12 августа 2020

Мастер-класс Рисуем мечту о дальних странах

В этом занятии цикла «Рисуем шедевр» вы познакомитесь с приёмами упрощения и контраста на примере творчества Мартироса Сарьяна и создадите свою вариацию темы знойного летнего дня.

«Финиковая пальма» Мартироса Сарьяна — одна из самых удивительных картин в Третьяковской галерее. Она так не похожа на произведения классической школы и, возможно, кажется «слишком простой» на их фоне. И всё-таки «Пальма» сразу обращает на себя внимание, завораживает и остаётся в памяти — в её простоте есть какая-то тайна. Возможно, это великая тайна жизни, древняя как мир и солнечный свет.

Мартирос Сарьян. Финиковая пальма. Египет. 1911
Мартирос Сарьян. Финиковая пальма. Египет. 1911

Для Мартироса Сарьяна встреча с Азией, её культурой, природой, людьми стала решающей и во многом наполнила смыслом его творческие поиски. Ещё в молодости он осуществил свою мечту побывать в Турции, Персии, Египте и, конечно, в Армении, на родине его предков. А вот поездки в Европу, напротив, не вдохновили художника — даже в Италии Сарьян не написал ни одной картины, тогда как «азиатские путешествия» подарили множество сюжетов и образов.

Финиковая пальма
Финиковая пальма

«Финиковая пальма» была задумана в Египте. В этой картине соединены три образа страны: современный художнику Египет (сцена из жизни поселения арабов или феллахов), Египет как колыбель цивилизации, страна богов и фараонов, и Египет из восточных сказок и притч.

Посмотрите на картину и представьте…

Феллахи — деревенские жители в Египте и других странах Северной Африки.

Мартирос Сарьян. Финиковая пальма. Египет [фрагмент]. 1911
Мартирос Сарьян. Финиковая пальма. Египет [фрагмент]. 1911

…Жаркий день. Воздух дрожит от зноя. Песок обжигает, стены домов раскалены. Солнце — ослепительный белый шар. Для европейца такая жара невыносима, но феллахи привыкли к зною. Даже в самые жаркие дни жизнь в поселении не останавливается, а лишь затихает. Двое сидят в тени под пальмой, мимо них кто-то проезжает на ослике. Ещё один человек устроился на крыше дома.

Мартирос Сарьян. Финиковая пальма. Египет [фрагмент]. 1911
Мартирос Сарьян. Финиковая пальма. Египет [фрагмент]. 1911

Финиковая пальма возвышается, буквально царствует надо всем. Её листья даруют тень и прохладу. Её плоды утоляют голод и жажду — финики нередко называют «хлебом пустыни» и «ягодами жизни». Тяжёлые гроздья фиников хорошо видны на картине. Они словно светятся изнутри — кажется, это зреют солнца, пока ещё небольшие, но уже горячие и ослепительно яркие.

Именно пальма с её плодами-солнцами отсылает к древнему культу солнца. Египет — страна пирамид, фараонов, сфинксов, которой покровительствует могучий бог Амон-Ра:

Край Озириса, Гора и Изиды.

Папирус. Лотос. Пальма. Тамариск.

Храм духа, светят алым пирамиды.

Могучий Ра высоко поднял диск.

И как копьё оконченной обиды,

Как пламень камня всходит обелиск.

Константин Бальмонт

Древние египтяне изображали бога Ра человеком с головой сокола, увенчанной солнечным диском, и считали, что его щедрость и доброта дают жизнь всему сущему. Во славу Ра устанавливали обелиски — четырёхгранные сужающиеся кверху столбы. Навершие обелиска покрывали сплавом из золота и серебра — электрумом, ярко блестящим на солнце. На боковых гранях обелиска высекали тексты гимнов, прославляющих Ра. В картине Сарьяна ствол пальмы напоминает об этих древних символах божества.

Древнеегипетский обелиск
Стела из гробницы писца Афенмута. Примерно 924–889 до н.э.
Древнеегипетский обелиск
Стела из гробницы писца Афенмута. Примерно 924–889 до н.э.

Эта пальма, главный герой картины, действительно не так проста, как кажется. Её ствол поднимается к небу, а листья раскинулись так широко, что не помещаются на холсте, и кажется, могут накрыть своей тенью весь мир. В этой пальме словно заключена магическая сила, сродни той, что описана в «Тысяче и одной ночи». Может быть, в дереве, словно в лампе, заточен джинн? Знают ли об этом отдыхающие в тени пальмы? Да и вообще кто эти люди? Так ли они просты? Может, они на самом деле герои восточных сказок?..

Мартирос Сарьян. Финиковая пальма. Египет [фрагмент]. 1911
Мартирос Сарьян. Финиковая пальма. Египет [фрагмент]. 1911

А теперь обратите внимание на того, кто, возможно, знает о многих тайнах этой удивительной страны. Догадались, о ком идёт речь? Неторопливо и гордо в пространство картины входит верблюд… С каким достоинством он держится, сколь мудрым кажется!.. Не правда ли, он чем-то неуловимо напоминает сфинкса?

Секреты мастерства

Мартирос Сарьян окончил Московское училище живописи ваяния и зодчества и, конечно же, умел работать в реалистической манере. Однако Сарьяну не нравилось, что его картины похожи на работы товарищей, он искал свой собственный выразительный язык. Обрести этот язык художнику помогли восточные сказки и, как он сам говорил, «чары солнца».

Первая серия «восточных» работ Сарьяна называлась «Сны и сказки». Одна из картин этого цикла — «У гранатового дерева». Цвета, линии и формы на ней далеки от реальности — художник намеренно отказывается от «жизненности», увлекая зрителя в мир фантазий.

Мартирос Сарьян. У гранатового дерева. 1907
Мартирос Сарьян. У гранатового дерева. 1907

Почему листья написаны длинными синими мазками, а небо — жёлтыми? Возможно, потому, что так листья становятся похожи на перья сказочной синей птицы, а небо кажется сотканным из солнечных лучей. Продуманная неточность в передаче форм превращает плоды граната в птиц, а птиц — в цветы. На переднем плане изображены герои этой известной одному только художнику сказки — мечтательный юноша-поэт и прекрасная газель, быть может, это заколдованная принцесса или даже волшебница, умеющая менять облик. Мотив таинственных превращений становится главным в картине. 

Преднамеренная неточность в изображении предметов, обобщение и упрощение их форм, свободное обращение с цветом помогают художнику погружать зрителя в мир фантазий и тайных смыслов. Все эти приёмы позволили Сарьяну в автопортрете выразить сокровенную мечту о возвращении на родину предков, в Армению.

Мартирос Сарьян. Автопортрет. 1909
Мартирос Сарьян. Автопортрет. 1909

Черты лица художник наметил резкими чёрными линиями, а его поверхность заштриховал голубым и оранжевым. Чуть более широкими штрихами близких цветов нарисованы горы на дальнем плане. Лицо художника практически сливается с горным пейзажем — оно словно высечено из камня. Над горами летят птицы… Если бы только художник мог, как птица, отправиться туда, куда стремится его душа…

Окончательно стиль Сарьяна сформировался во время путешествия по Турции и Египту. Там он открыл в себе способность не только спокойно переносить палящее солнце, но и наполняться его энергией. Вот слова художника:

Больше всего на свете я люблю солнце. Любить солнце — значит любить мир, любить землю и всё то, что есть на ней. Мы связаны с солнцем, оно веками увлекает нас за собой. Куда? Неизвестно. Приходят новые поколения, а солнце всегда остаётся в человеке, в каждом из нас.

Сарьян увидел, что лучи полуденного солнца преображают формы и цвета предметов. Когда свет слепит глаза, мы не видим мелких деталей, подробностей, полутонов, только самое основное.

Под воздействием «чар солнца» написана картина «Улица. Полдень. Константинополь». Бесконечной кажется перспектива узкой константинопольской улицы, призрачными — фигурки людей и животных, нет оттенков и полутонов — лишь синева неба и теней, огненно-оранжевые, раскалившиеся на солнце крыши домов и дорога.

Мартирос Сарьян. Улица. Полдень. Константинополь. 1910
Мартирос Сарьян. Улица. Полдень. Константинополь. 1910

Контраст и упрощение стали важными выразительными средствами в творчестве Мартироса Сарьяна — словно бы само солнце подсказало художнику: «Чем меньше линий, тем выразительнее форма, чем меньше красок, тем больше они могут сказать!»

В «Финиковой пальме» Сарьян умело работает с контрастом: сопоставляет разные формы и цвета, добиваясь, однако, внутренней гармонии. Так, пальма кажется ещё больше и величественнее благодаря тому, что под ней сидят маленькие люди, а ещё за счёт противопоставления вертикального ствола дерева горизонтальному ряду домов.

Особое внимание художник уделяет цветовому контрасту. Он практически полностью отказывается от смешивания красок на палитре и использует чистые цвета в их наибольшей насыщенности. Цветовая гамма «Финиковой пальмы» построена на контрастах синего и оранжевого, тёмно-зелёного и красно-коричневого, белого и чёрного. Чтобы нарисовать «чары солнца», художник берёт самые звонкие и горячие краски — жёлтую, оранжевую, красную — и пишет ими всё, что освещено солнечными лучами. Затем он сопоставляет горячие краски с холодными — синей и голубой, которыми пишет всё, что находится в тени. 

Задания

1. Как вы думаете, где на картине жарче всего, а где холоднее? Какие цвета передают эти ощущения?

2. Найдите самое светлое и самое тёмное место на картине. С помощью каких цветов художник передал ощущение света и темноты?

3. Найдите контрастные пары цветов среди ниточек клубка на рисунке. Не забывайте, что контраст может быть разным: это и контраст холодных и тёплых оттенков, и светлых и тёмных, и насыщенных и более нежных.

4. Финиковые пальмы могут достигать 40 метров в высоту. Как вы думаете, какой высоты пальма на картине Сарьяна? Чтобы произвести расчёт, сравните высоту пальмы с ростом сидящих в её тени людей. Исходите из того, что высота сидящего человека порядка 80–90 сантиметров.

Рекомендации

Николай Римский-Корсаков. «Царевич и царевна»
Николай Римский-Корсаков. «Праздник в Багдаде»

Что почитать?

«Али-Баба и 40 разбойников», «Волшебная лампа Аладдина» — эти истории из средневекового сборника сказок «Тысяча и одна ночь» создают образ загадочного Востока. Действие сказок разворачивается в Багдаде, но есть версия, что многие истории происходят из Каира, то есть у них египетские корни.

С какими сверхъестественными явлениями довелось столкнуться Али-Бабе и Аладдину? Какая из этих сказок волшебная, а какая поучительная?

Что послушать?

Восточные мотивы очень хорошо представлены в симфонической сюите Николая Римского-Корсакова «Шахерезада». Композитор цитирует арабские мелодии, передаёт их характерные интонации, имитирует звучание восточных музыкальных инструментов. Одними только звуками он создаёт образы жестокого султана Шахрияра, его прекрасной жены Шахерезады, рассказывающей сказки, чтобы спасти свою жизнь, плывущего по бурному морю корабля Синдбада, атмосферу городского праздника, рассказывает о фантастических приключениях царевича Календера… Послушайте третью и четвёртую части сюиты, которые называются «Царевич и царевна» и «Праздник в Багдаде», и попробуйте представить себе, что происходит в этих музыкальных картинах.


Какой из этих музыкальных фрагментов построен на контрастах?

***

Попробуйте и вы создать рисунок, наполненный зноем африканских стран, в котором живёт мечта о путешествиях и сказках. 


Для работы понадобится

Плотная бумага формата А3 и А4 — несколько листов

Гуашь:

  • синий (желательно синяя светлая и голубая тёмная или церулеум, ультрамарин или кобальт)

  • красный (желательно алый и краплак)

  • охра

  • жёлтый (золотистый)

  • оранжевый (можно получить путём смешивания, если нет в наборе)

  • коричневый

  • зелёный (желательно изумрудный или тёмный зелёный)

  • белила

Кисти круглые синтетические разного размера

Баночка для воды

Палитра (подойдёт также пластиковая одноразовая тарелка)

Зачастую в наборах гуаши разных производителей названия красок не совпадают, поэтому отнеситесь к составлению палитры творчески


Если под рукой не оказалось нужных красок и кисточек, используйте те материалы, которые у вас имеются. Подойдут акриловые краски, акварель, пастель (как масляная, так и сухая), восковые мелки, цветные карандаши.

Практика

1. Для начала стоит потренироваться.

Чтобы создать образ величественной пальмы, нужно правильно построить композицию рисунка, то есть расположить все объекты так, чтобы они подчёркивали главенство дерева. Пальму лучше всего изобразить в центре листа и сделать её значительно больше всех остальных объектов. Отлично, если листья дерева будут выходить за края листа бумаги.

Попробуйте сделать три наброска на одном листе формата А4. Нарисуйте три одинаковые прямоугольные рамочки. Внутри каждой изобразите пальму. Пусть дерево «подрастает» от наброска к наброску, пока наконец не станет таким огромным, что перестанет помещаться в рамочке.

2. Пора приступать к основной работе. Возьмите лист А3 и расположите его вертикально. Определите местоположение пальмы на листе и сделайте подготовительный рисунок охрой. Наметьте несколько домов на заднем плане. 

3. Цветовое решение этой работы строится на контрасте тёплого и холодного. Тёплыми называют цвета, которые ассоциируются с образом огня, а холодными — с образом воды. 

Холодными цветами, от зелёных до тёмно-синих цветов, проработайте листья. Не забывайте про свет и тень: на свету краски будут светлее и теплее, в тени — темнее и холоднее. Тёплыми охристыми, оранжевыми и коричневыми тонами нарисуйте ствол и плоды. 

4. Затем приступайте к небу. Чтобы получить такой оттенок, как на картине Сарьяна, смешайте белила, голубую тёмную и немного синей светлой краски. Полученным цветом плотно закройте небо.

5. Следующий шаг — заполнить цветом дома и землю. Для домиков следует выбрать светлые тёплые тона. Для земли — охру и оранжевый; можно добавить немного белил. Не забывайте, что в тени тон должен быть холоднее, чем на свету. 

6. Осталось добавить детали. Сделайте ствол пальмы фактурным. Смешайте охру и коричневый и нарисуйте по всей длине ствола короткие наклонные линии, похожие на насечки.

7. Добавьте жёлтые мазки по краям некоторых листьев пальмы, как будто солнечный свет буквально стекает с них капельками. Не забудьте про тень под пальмой — её можно слегка усилить охрой.

Если захотите, можете добавить фигурки людей или верблюда. Лучше всего предварительно потренироваться на отдельном листе и затем, соблюдая масштаб, перенести на основную работу.

8. Готово!


Если вы хотите поделиться результатами и вдохновением — выкладывайте фотографии своей работы в социальные сети с хештегами #ТретьяковкаДома и #Лаврус. Пусть в мире будет больше красоты и творчества!