20 мая 2025

История одной картины: «Вирсавия» Карла Брюллова

История создания и бытования картины «Вирсавия» Карла Брюллова столь же невероятна, как и изображенная на ней библейская красавица. Предлагаем вам узнать, как история о грехе царя Давида воплотилась в чувственном образе, кто предположительно позировал художнику, что скрывает лаковое покрытие шедевра и почему существует две «Вирсавии» — в Москве и Санкт-Петербурге.

Карл Брюллов. Вирсавия. 1832. Холст, масло. (модель - Юлия Самойлова)
Карл Брюллов. Вирсавия. 1832. Холст, масло. (модель - Юлия Самойлова)

Карл Брюллов писал картину «Вирсавия» на протяжении четырех лет, находясь в Италии, однако так и не завершил полотно. По сложившейся традиции он изобразил библейскую героиню обнаженной в момент ее купания у дворца израильского царя.

Сюжет картины основан на Священном Писании. Согласно библейскому повествованию, мудрый правитель Давид, влюбившись в жену полководца Урии, совершил грехопадение. Вернувшись с войны с аммонитянами, полководец догадался о связи Вирсавии и царя. Тогда Давид призывает военачальника Иоаву отправить Урию в самое опасное сражение, где тот и погиб. Скрыв от Вирсавии истинные обстоятельства смерти мужа, Давид взял ее в жены. За этот грех Давид был наказан Богом: их ребенок умер, чтобы не породить новый грех. Однако впоследствии у них родилось двое сыновей, старший из которых — будущий царь Соломон.
Примечательно, что Вирсавия у Брюллова не отворачивает взгляда, а смотрит прямо на зрителя. Подобно царю Давиду, смотрящий должен быть потрясен ее красотой. Белоснежное тело Вирсавии, освещенное солнцем, контрастирует с окружающим пространством в тени и со смуглой служанкой-эфиопкой. Она настолько прекрасна, что Брюллов даже не решился исказить преломлением в воде ее ногу, опущенную в бассейн. Художник сочетает академическую точность с романтической эмоциональностью. Вирсавия Брюллова чувствительна и полна жизни. Незавершенность картины позволяет увидеть авторскую манеру письма: тщательная проработка тела контрастирует со свободными мазками фона. В коллекции Третьяковской галереи хранится несколько первоначальных зарисовок в альбомах художника к картине «Вирсавия», демонстрирующих искания Брюллова в композиции картины.

Работая над полотном, художник впервые писал обнаженную натуру с живой модели. В Петербургской Академии художеств и Московском училище живописи, ваяния и зодчества класс обнаженной женской натуры появился только в 1893 году. До этого официальными натурщиками были только мужчины. Однако в Италии существовало больше возможностей для работы с натурой. Во время первого путешествия в Рим Брюллов занимался «в натурном классе обоего пола», согласно его письму 1823 года Обществу поощрения художников.

Принято считать, что моделью выступала возлюбленная и покровительница его таланта — графиня Юлия Самойлова. К моменту завершения работы над «Вирсавией» в 1832 году художник гостил у графини на вилле «Джулия» в Белладжо и в этот же период дописывал жанровый портрет ее воспитанниц — «Всадницу».

Несмотря на высокую степень детализации — фактуры бархата и шелка, драпировок, прозрачных крылышек стрекозы, одежды Вирсавии и прочих элементов, — картина считается незавершенной. При технико-технологическом исследовании произведения сотрудниками Третьяковской галереи было выявлено, что художник переписывал положение правой руки, кисть левой руки, направление струи воды в купальне и другие детали. Считается, что художник был настолько не удовлетворен своим произведением, что в порыве бросил в него сапог.

Несмотря на прорывы холста на сгибе левой руки у кисти и незавершенность рук, в 1852 году картину купил московский предприниматель Козьма Солдатёнков, которому об этом случае рассказал академик Николай Рамазанов. Новый владелец «Вирсавии» в 1891 году писал Павлу Третьякову: «Находящаяся у меня картина Карла Павловича Брюллова “Вирсавия” куплена мною у него лично в Риме в 1852 г. Кисти рук у ней неокончены — одна из них пробита» (ОР ГТГ. Ф. 2. Ед. хр. 364. Л. 46). Проведенные исследования подтверждают сведения о повреждении холста, ныне скрытые тонировками. Однако были выявлены и другие повреждения: над головой Вирсавии, правее середины и ближе к верхнему краю холста, а также вертикальная царапина вдоль левого плеча служанки-эфиопки.

Несмотря на такую сложную историю создания и бытования, в 1830-х годах Брюллов выполнил повторение «Вирсавии». Авторская копия с небольшими изменениями ныне хранится в коллекции Русского музея в Санкт-Петербурге. Для Брюллова создание произведений в нескольких вариантах не было редкостью, так как его картины пользовались большим спросом у современников. Сохранилось несколько вариантов его произведений: «Турчанка» (1837–1839 годов — в Третьяковской галерее; не позднее 1844 года — в Русском музее) и «Автопортрет» (1848 года — в Третьяковской галерее; 1849 (?) года — в Русском музее; 1849 года — в частном собрании).