17 августа 2023

Шесть выставок Казимира Малевича

При жизни Казимира Малевича состоялось шесть его персональных выставок, организованных при непосредственном участии художника. Все они имели ретроспективный характер и строились по принципу хронологии (реальной или вымышленной), демонстрируя последовательное движение по системам нового искусства, показательное, по мысли автора, для эволюции современного художника. Выставки не сопровождались каталогами с перечислением экспонатов, но их состав отчасти восстанавливается благодаря сохранившимся фотографиям и документальным данным.

XVI Государственная выставка ВЦВБ Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму

1920 год
Москва, Б. Дмитровка, 11 (бывш. салон К.И. Михайловой)
Первоначально выставку планировалось открыть в 1919 году. Малевич в это время работал в Отделе ИЗО Наркомпроса, и руководимый им Художественно-строительный подотдел находился в прямом контакте с ВЦВБ (Всероссийским центральным выставочным бюро). Но тяжелая зима 1919–1920 года, голод и холод (выставочные помещения не отапливались) заставили пересмотреть планы. Малевич к этому времени уже переехал в Витебск. В декабре он писал в Музейное бюро Наркомпроса: «Дошли слухи, что выставка моя заброшена и не думают ее открывать»,1 — и просил переправить картины в Немчиновку, где жила его семья.
_________________
1К.С. Малевич — В.Ф. Степановой 21.12.1919 // Малевич о себе. Письма. Документы. Воспоминания. Критика. Авт.-сост. И.А. Вакар, Т.Н. Михиенко. М., 2004. Т. 1. С. 119.
Открытие все же состоялось 25 марта2. Экспонировалось 153 произведения. На фотографиях опознается около 70 работ — живопись маслом, гуаши и акварели с 1911–1912 до 1917–1918 годов. Фотографии не зафиксировали ранние полотна, относимые автором к импрессионизму («Портрет родственницы», около 1906, СМА, и др.), а также крупноформатные гуаши 1911 года («Садовник», «Купальщик», «Похороны крестьянина» и др.); не видно на них также рисунков и печатной графики.
__________
2Шатских А.С. Витебск. Жизнь искусства 1917–1922. М., 2001. С. 126.
Все экспонаты принадлежали автору. Работы, приобретенные Отделом ИЗО и распределенные в МЖК (Москва), МХК (Петроград) и в провинциальные музеи, не были затребованы, этим объясняется тот факт, что ни «Черный квадрат», ни «Супрематизмы» из МЖК и другие известные картины на фотографиях не видны. Работы висели тесно, в два, три, а иногда и в четыре ряда; большинство картин экспонировалось без рам. Экспозицию сопровождала аннотация Алексея Гана, четко и логично (по словам А. Сидорова) объясняющая концепцию выставки.
Все экспонаты принадлежали автору. Работы, приобретенные Отделом ИЗО и распределенные в МЖК (Москва), МХК (Петроград) и в провинциальные музеи, не были затребованы, этим объясняется тот факт, что ни «Черный квадрат», ни «Супрематизмы» из МЖК и другие известные картины на фотографиях не видны. Работы висели тесно, в два, три, а иногда и в четыре ряда; большинство картин экспонировалось без рам. Экспозицию сопровождала аннотация Алексея Гана, четко и логично (по словам А. Сидорова) объясняющая концепцию выставки.
Первая масштабная выставка одного из лидеров левого искусства привлекла внимание двух известных критиков. Они выбрали разные способы полемики с художником. Алексей Сидоров в корректной по тону рецензии заверял читателя, что путь Малевича — «прямой и честный путь. Но никаких “революций” здесь нет. <…> беспредметное искусство… есть действительно: последнее слово всего старого искусства. Интересно только: вырастет ли творчество нового строя из этого старого семени?»3. Абрам Эфрос, давний противник авангарда, предпочел язвительный тон и образные гиперболы: «оказалось, никакого “художника Малевича” нет вообще, есть несколько лиц, носящих имя и фамилию “Казимир Малевич”, и пишущих картины»4. Критик объявлял Малевича интересным теоретиком искусства, но не живописцем.

Точная дата закрытия выставки неизвестна, возможно, это июнь.

Без каталога.
_______________
3Сидоров А.А. Художественные выставки // Творчество. 1920. № 2–4. С. 34.

4Эфрос А.М. К. Малевич (Ретроспективная выставка) // Художественная жизнь. 1920. № 3, март — апрель. С. 39–40.

Казимир Малевич — 25 лет работы

Январь — февраль (март?) 1923 года
Москва, Музей живописной культуры (Поварская ул., 52)
Выставка открылась в конце января. Экспонировалось около 100 произведений. Фотографии экспозиции не были сделаны или не сохранились, рецензии в прессе не появилось. Можно предположить, что в целом она повторяла выставку 1920 года, но в сокращенном виде.

Местом проведения выставки неслучайно стал московский Музей живописной культуры: инициаторами были его заведующий Петр Вильямс и главный теоретик Соломон Никритин, молодые левые художники, недавние выпускники Вхутемаса. Малевич, часто приезжавший в Москву, в 1922-м вошел в Художественный совет музея. В декабре МЖК обратился в РАХН: «Совет Музея живописной культуры, устраивая при Музее показательную выставку живописных работ художника Малевича к 25-летию его экспонатской деятельности, просит правление Академии художественных наук оказать содействие в приглашении К.С. Малевича в Москву для прочтения лекций и докладов». Художник прочел два цикла лекций о современном искусстве под названием «От Сезанна до супрематизма». На выставке «объяснение» картин посетителям выставки давала витебская ученица Малевича и «консультант музея» Нина Коган.

Большинство работ было предоставлено братом художника Мечиславом Севериновичем Малевичем, который жил в Москве и в июле 1922 года получил от автора доверенность на распоряжение его «имуществом, состоящим из произведений живописного и литературного искусства». В экспозицию, несомненно, вошли и картины из собрания МЖК: «Черный квадрат», «Туалетная шкатулка» и «Станция без остановки» (обе назывались «Кубизм») и три «Супрематизма».

Без каталога.

Выставка Казимира Малевича

20–25 марта 1927 года
Варшава, отель «Полония»
На выставке экспонировалось около 30 холстов, гуашей и акварелей, а также рисунки и теоретические таблицы. Малевич заехал в Варшаву по дороге в Берлин, где было запланировано его участие в Большой Берлинской выставке. Инициатором ее проведения стали Польский клуб художников и группа «Презенс». 25 марта состоялась лекция Малевича, а затем прощальный банкет в его честь. Выставка стала предметом специального исследования: Turowski Andrzej. Malewicz w Warszawie. Krakòw, 2002.

Без каталога.

Персональная выставка Казимира Малевича на Большой Берлинской художественной выставке

14 мая — 30 сентября 1927 года
Берлин, Большая Берлинская художественная выставка
Большая Берлинская художественная выставка (Große Berliner Kunstausstellung), ежегодная отчетная выставка немецких художников, открылась 7 мая 1927 года в выставочных залах на улице Альт-Моабит, неподалеку от Лертер Банхоф (вокзал Лертер).

Помимо традиционных участников — объединений берлинских художников, — в ее состав были включены несколько отдельных приглашенных выставок: Die Abstrakten («Абстрактные»: Леон Файнингер, Алексей Явленский, Василий Кандинский и Пауль Клее); шлезвиг-гольштейнских художников; молодого датского искусства; объединения прогрессивных немецких архитекторов «Круг» (Der Ring), приглашенным гостем которого был, в свою очередь, Малевич; и, наконец, персональная выставка Малевича в отдельном зале (№ 14). Малевич включен в общий каталог, где под одним номером 308 указано Sonderausstellung (персональная выставка), ему посвящена небольшая аннотация без подписи на с. 107 каталога.

Картины Малевича прибыли в Берлин с опозданием, поэтому его выставка открылась на неделю позже.

Состав выставки в настоящее время известен (см.: Andersen T. Malevich. Cataloque raisonne of the Berlin Exhibition 1927, including the Collection in the Stedelijk Museum, Amsterdam, with a General introduction to his Work. Copenhagen-Amsterdam, 1970). В большинстве это были те же произведения, что и на московской выставке 1920 года. Экспозиция также строилась по хронологическому принципу, демонстрируя формально-стилистическую эволюцию автора.

Первые персональные выставки Малевича в Европе вызвали широкий резонанс. Его искусство, практически неизвестное на Западе, было воспринято в контексте европейских стилевых тенденций. В сравнении с геометрической абстракцией Мондриана, группы «Де Стайл», мастеров Баухауза, Эль Лисицкого супрематизм казался предшествующим этапом современных исканий; теория и философия русского художника не нашли понимания у западной аудитории.

Малевич покинул Берлин до закрытия выставки. Согласно письменному распоряжению автора, его работы остались на попечении немецких друзей и уже не вернулись на родину.

Каталог: Grosse Berliner Kunstausstellung
Malewitsch, Kasimir, Leningrad.

Выставка произведений К.С. Малевича

1 ноября — ? 1929 года
Москва, Государственная Третьяковская галерея
Открытие выставки состоялось 1 ноября 1929 года. К ней был издан буклет со статьей Алексея Федорова-Давыдова «Искусство К.С. Малевича» (М., ГТГ, 1929). Состав выставки в настоящее время установлен. Экспонировалась 41 картина и несколько архитектонов (в дороге из Петербурга в Москву они разбились, и в акте указано «12 отдельных частей»). Основу экспозиции составили картины, написанные в 1928–1929 годах, но датированные автором разными годами, начиная с 1903-го и кончая 1918-м. Эта новая хронология вошла в текст Федорова-Давыдова, став на долгие годы основой ошибочного представления о творческом пути Малевича.

Выставке посвящена специальная статья: Вакар И.А. Выставка Малевича 1929 года в Третьяковской галерее // Вакар И.А. Люди и измы. К истории авангарда. М., НЛО, 2022. С. 377–401.

Без каталога.

Выставка К.С. Малевича

Май (?) — 5 июня 1930 года
Киев, Киевская картинная галерея
Инициатором проведения выставки был живописец Лев Крамаренко, вместе с Малевичем преподававший в Киевском художественном институте; ее организатором выступило объединение ОСМУ. После закрытия выставки в Третьяковской галереи работы были перевезены в Киев. Они прибыли в конце января 1930 года. 31 января в киевской газете «Пролетарська правда» в разделе «Культурно-художественная хроника» помещена заметка об открытии в ближайшем времени выставки Малевича в Киевской картинной галерее. Но в связи со сложной внутриполитической ситуацией («чисткой» в аппарате Наркомпроса) открытие выставки, запланированное на 15 марта, было отложено на неопределенное время.

Согласно архивному списку, экспонировалось 39 или 40 картин и 26 архитектонов. В печати появилось несколько заметок о выставке, с обстоятельной статьей выступил Сергей Ефимович (републ.: Малевич о себе. Т. 2. С. 548–551).

Последняя прижизненная выставка Малевича стала и одной из последних демонстраций авангардного искусства в Советской России. Последовавшие за ней репрессии, которые коснулись руководства Киевского художественного института, и арест самого Малевича в сентябре 1930 года показали невозможность дальнейшего продвижения левого искусства «в массы».

Без каталога.