В период обновления художественного языка на рубеже XIX–XX веков особый смысл в творчестве Врубеля приобрели поиски образа Вечной Женственности, открытия пока неведомой, новой Музы, являющей свой облик в различных ипостасях. Эти искания были напрямую связаны с природой символа, который, по выражению Вячеслава Иванова, «многолик, многосмыслен и темен в последней глубине». Как писал Андрей Белый: «Цель поэзии — найти лик музы, выразив в этом лике мировое единство вселенской истины. Цель религии — воплотить это единство. Искусству поэтому кратчайший путь к религии; здесь человечество, познавшее свою сущность, объединяется единством Вечной Жены: творчество, проведенное до конца, переходит в религиозное творчество — теургию».
Гамлет и Офелия
Михаил Врубель. Гамлет и Офелия. 1888.
Государственная Третьяковская галерея
Прологом к теме воспринимаются произведения, навеянные «Гамлетом» Шекспира. В картине «Гамлет и Офелия» Офелия помещена на пьедестал словно античная статуя и является объектом поэтического созерцания. Ее зыбко очерченный, «лунный профиль» и светящиеся в сумерках цветы окутаны романтическими сумерками. Но Гамлет словно не видит перед собой Офелии. Погруженный в тягостные раздумья, он смотрит в темноту.
Женская голова (Э.Л. Прахова)
Михаил Врубель. Женская голова (Э.Л. Прахова). Фрагмент. 1884. Бумага серая, графитный карандаш, масло.
Государственная Третьяковская галерея
В киевский период поиск женственного идеала у Врубеля приобретает два направления. Первое связано с религиозными исканиями — прежде всего с работой над образом Богоматери для иконостаса Кирилловской церкви. Незавершенный набросок «Женская голова (Э.Л. Прахова)» отмечен духовной экзальтацией и индивидуальностью черт; он отождествляется с обликом Эмилии Львовны Праховой, которой Врубель был в то время увлечен. С той поры у женских персонажей Врубеля появляются сверхъестественные, лучезарные, как сапфиры, глаза, как у его первой Музы.
Второе направление поиска образа Музы отразило эстетизирующую тенденцию. В картине «Девочка на фоне персидского ковра» впервые проявляется восточная нотка в облике юной модели, уподобленной драгоценной жемчужине в избыточно роскошной оправе.
Второе направление поиска образа Музы отразило эстетизирующую тенденцию. В картине «Девочка на фоне персидского ковра» впервые проявляется восточная нотка в облике юной модели, уподобленной драгоценной жемчужине в избыточно роскошной оправе.
Италия. Неаполитанская ночь
Михаил Врубель. Италия. Неаполитанская ночь. 1891. Бумага на картоне. Акварель, белила, графитный карандаш.
Государственная Третьяковская галерея
В московский период творчества Врубель, поглощенный работой над образом Демона, одновременно был вовлечен Саввой Мамонтовым в разработку новой концепции театра. Его Муза переселяется в фантастическое пространство театральных работ, где встречаются различные эпохи. Призрачный силуэт Музы сквозит в эскизах театральных занавесов и набросках аллегорических композиций, а также в портретах, приобретая условный и отвлеченный облик античной фигуры с лирой в руках в картине «Италия. Неаполитанская ночь».
Египтянка
Михаил Врубель. Египтянка. 1891. Майолика.
Государственная Третьяковская галерея
Врубеля вдохновляет окружение Мамонтова, и более всего, облик «10-й музы», как ее называли в Абрамцевском кружке, Веры Мамонтовой, модели картины «Девочка с персиками» Валентина Серова. Если полотно Серова стало истоком русского импрессионизма и темы «отрадного, светлого» в русском искусстве, то Врубель увидел в 16-летней Вере Мамонтовой мистический и таинственный образ египтянки, навеянный постановкой в Абрамцевском кружке оперы «Царь Саул», в оформлении которого Врубель принимал активное участие. Майоликовая «Египтянка» имеет явное портретное сходство с Верой Мамонтовой, которое подтверждается свидетельством Николая Прахова.
Гадалка
Михаил Врубель. Гадалка. 1895. Холст дублированный, масло.
Государственная Третьяковская галерея
В «Гадалке» намечается перелом: Врубель мыслит в категориях символизма, развивая поиски, начатые в киевский период. Одним из источников замысла стала испанская тема, которая появилась в творчестве Врубеля под впечатлением от оперы Бизе «Кармен». В «Гадалке» художник уходит от сюжетных ассоциаций, концентрируя идею мистического всматривания в лик судьбы, популярную в символизме. Живописная поверхность, напоминающая узоры на цветном мраморе, усиливает ощущение таинственных превращений форм. На переднем плане лежат раскрытые карты, среди которых, как вызов судьбы, выделяется туз пик, обращенный на зрителя, — и над всем торжествует лицо гадалки, горящее бледным, лунным свечением. Разделенное пополам тенью, оно подобно сакральной маске, сквозь которую проступает вечное противоборство тьмы и света, выявляя мистический лик судьбы. Внутренней темой картины становится прозрение высшей тайны бытия, стоящее за игрой фортуны. Гадалка наделяется даром прорицания.
Гензель и Гретель
Михаил Врубель. Гензель и Гретель (Т.С. Любатович и Н.И. Забела в ролях оперы Э. Хумпердинка). 1896.
Государственная Третьяковская галерея
Кульминацией поиска Прекрасной Дамы становится для художника встреча с певицей Надеждой Забелой, ставшей его женой и истинной Музой. Знакомство с певицей произошло в Панаевском театре в Петербурге, где Надежда Ивановна исполняла партию Гретель в опере Энгельберта Хумпердинка «Гензель и Гретель». Очарованный голосом Надежды Ивановны, Врубель поспешил за кулисы, где был ей представлен. Очень скоро он сделал предложение, и певица ответила в шутку, что даст согласие, если художник напишет ее портрет. Врубель воспользовался фотографией и запечатлел Надежду Забелу и Татьяну Любатович в ролях Гензеля и Гретель. Изображение получилось с портретным сходством, но художник ни на йоту не поступился своей характерной многослойной графической манерой. Отныне ее обликом навеяны идеальные женские образы второй половины 1890-х — начала 1900-х годов.
Со временем облик Надежды Забелы-Врубель претерпевает сложные метаморфозы, отражая визионерский опыт художника в поисках гармонического начала. Врубель становится имиджмейкером и театральным художником, создающим сценические костюмы для своей жены-музы. Среди изображений певицы встречаются как портреты, так и образы — перевоплощения в сказочных, фантастических существ. Даже в чертах божественного вестника «Шестикрылого Серафима» 1904 года, итоговой работе демонианы, угадываются несколько гипертрофированные черты его Музы.
Со временем облик Надежды Забелы-Врубель претерпевает сложные метаморфозы, отражая визионерский опыт художника в поисках гармонического начала. Врубель становится имиджмейкером и театральным художником, создающим сценические костюмы для своей жены-музы. Среди изображений певицы встречаются как портреты, так и образы — перевоплощения в сказочных, фантастических существ. Даже в чертах божественного вестника «Шестикрылого Серафима» 1904 года, итоговой работе демонианы, угадываются несколько гипертрофированные черты его Музы.
Маргарита
Михаил Врубель. Маргарита. Средняя часть декоративного панно для готического кабинета в доме А. В. Морозова в Москве. 1896. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея
Врубель запечатлевает облик Надежды Ивановны Забелы в монументальной живописи: среднее панно на тему «Фауста» «Маргарита» для готического кабинета особняка А.В. Морозова в Москве и «Принцесса Грёза» для Нижегородской выставки. Образ Маргариты выделен художником как отстраненный, торжествующий над миром страстей. Представленная в саду в окружении лилий и ирисов, символизирующих целомудрие и мистическую тайну души, Маргарита явлена в облике Небесной Гретхен, Вечной Женственности, олицетворяющей гармонию хрупкой земной красоты и небесного совершенства. На панно запечатлен костюм, созданный по эскизам художника, в котором Надежда Ивановна исполняла партию Маргариты в опере Шарля Гуно. Подобно лучу света или стеблю прекрасного растения соединяет фигура Маргариты земные цветы и кружево облаков, воплощая гармоническое единство неба и земли. Композиция являет идею соответствия земной и небесной красоты, характерную для символизма.
Принцесса Грёза
Михаил Врубель. Принцесса Греза. Панно. 1896. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея
Панно «Принцесса Грёза» создавалось в период свадьбы Врубеля. Стилистика и образность панно сфокусированы вокруг открытой прерафаэлитами темы, мистической любви, как высшего духовного подвига.
Ты непорочна, как снег за горами,
Ты многодумна, как полярная ночь,
Вся ты в лучах, как полярное пламя,
Темного хаоса светлая дочь!
Вл. Соловьев
Портрет Н.И. Забелы-Врубель
Михаил Врубель. Портрет Надежды Ивановны Забелы-Врубель. 1898. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея
Портреты жены, ставшей для художника воплощением единства любви земной и небесной, составляют целую серию в творчестве художника, являясь для него линией внутреннего диалога конца 1890-х — начала 1900-х годов. Начальная и завершающая фаза этого пути отмечена такими шедеврами, как «Портрет Н.И. Забелы-Врубель» в летнем туалете ампир и неоконченный портрет «После концерта. Портрет Н.И. Забелы-Врубель в платье, исполненном по замыслу художника». Первый из них поражает несвойственной Врубелю кажущейся непосредственностью в состоянии модели и светлым колоритом, которые лишь усиливают таинственность образа. В портрете присутствует ретроспективная нотка. Особого внимания заслуживает шляпка, напоминающая белый ирис, что позволяет вспомнить этюды цветов киевского периода. В легких, написанных трепещущими мазками одеяниях модель кажется невесомой и воздушной, в то время как тень подчеркивает таинственное ускользание черт. Образ перекликается со строками Вл. Соловьева:
Милый друг, иль ты не знаешь,
Что все видимое нами —
Только отблеск, только тени
От незримого очами.
Что все видимое нами —
Только отблеск, только тени
От незримого очами.
Царевна-Лебедь
Михаил Врубель. Царевна-Лебедь. 1900. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея
Увлеченного поисками «цельного человека» Врубеля занимало преломление образа Музы в «сказочном роде». В картинах «Прощание царя морского с царевной Волховой» и «Царевна-Лебедь» главными героинями становятся фантастические сказочные существа. В «Сирени» и «Жемчужине» оживают образы стихийных духов природы.
Героиня «Сказки о царе Салтане» Пушкина Царевна-Лебедь обрела новое воплощение в опере Римского-Корсакова. Врубель оформлял этот спектакль — он создал эскизы декораций и костюмов. Жена и муза художника Надежда Ивановна Забела-Врубель, исполнявшая роль Царевны-Лебедь, обладала удивительным даром перевоплощаться на сцене в образы сказочных и фантастических существ.
«Царевна-Лебедь» — не костюмированный портрет певицы и не только воплощение сценического образа. Картина Врубеля — чарующий миф о высшей красоте, о тайне ее появления в мире. В отличие от нежного, лирического образа «Царевны-Лебедь», созданного Пушкиным, Врубель наделяет свою героиню демоническими чертами. В ее лице, особенно в огромных, сверкающих из тьмы глазах, таится иной, пока неведомый облик. Царевна-Лебедь — существо двойственной природы, появляющееся на границе света и тьмы. Она олицетворяет две стихии — морскую и воздушную, что становится более очевидным в эскизах. Врубель пытается уловить сам момент перевоплощения девы в птицу. Крылья, обретающие в гаснущих лучах фантастические очертания, одновременно напоминают чудесный цветок, кристаллы, перламутровые раковины, морские волны и птичьи перья.
Героиня «Сказки о царе Салтане» Пушкина Царевна-Лебедь обрела новое воплощение в опере Римского-Корсакова. Врубель оформлял этот спектакль — он создал эскизы декораций и костюмов. Жена и муза художника Надежда Ивановна Забела-Врубель, исполнявшая роль Царевны-Лебедь, обладала удивительным даром перевоплощаться на сцене в образы сказочных и фантастических существ.
«Царевна-Лебедь» — не костюмированный портрет певицы и не только воплощение сценического образа. Картина Врубеля — чарующий миф о высшей красоте, о тайне ее появления в мире. В отличие от нежного, лирического образа «Царевны-Лебедь», созданного Пушкиным, Врубель наделяет свою героиню демоническими чертами. В ее лице, особенно в огромных, сверкающих из тьмы глазах, таится иной, пока неведомый облик. Царевна-Лебедь — существо двойственной природы, появляющееся на границе света и тьмы. Она олицетворяет две стихии — морскую и воздушную, что становится более очевидным в эскизах. Врубель пытается уловить сам момент перевоплощения девы в птицу. Крылья, обретающие в гаснущих лучах фантастические очертания, одновременно напоминают чудесный цветок, кристаллы, перламутровые раковины, морские волны и птичьи перья.
В эстетике символизма Лебедь олицетворяет вдохновение, возвышающее душу, но и ведущее ее к познанию темной, таинственной сущности мира. Образ символизирует также способность души странствовать по небу. В этом качестве он выступает как символ возрождения, целомудрия, гордого одиночества, мудрости, пророческих способностей, поэзии и мужества, совершенства, но и смерти.
Эти качества подчеркнуты у Врубеля двойственной природой мистического существа — девы-птицы. Подобные изображения были распространены и в интернациональном модерне, и в прикладном искусстве неорусского стиля, ориентирующегося на лубки или росписи сундуков, где они наделялись охранительной функцией. Мастеров модерна особенно привлекал изгиб лебединой шеи, напоминающий формообразующую кривую линию этого стиля, которая получила название «удар бича».
В увлечении миром сказочных героинь Врубель выходит к майоликовой скульптуре и прикладному искусству. Его увлекают героические образы существ двойственной природы, олицетворяющих природные стихии: Царевна Волхова, Купава, Снегурочка; создавая их, художник стремился уловить момент перевоплощения, хрупкость и трагическую краткость явления в мир высшей красоты.
Эти качества подчеркнуты у Врубеля двойственной природой мистического существа — девы-птицы. Подобные изображения были распространены и в интернациональном модерне, и в прикладном искусстве неорусского стиля, ориентирующегося на лубки или росписи сундуков, где они наделялись охранительной функцией. Мастеров модерна особенно привлекал изгиб лебединой шеи, напоминающий формообразующую кривую линию этого стиля, которая получила название «удар бича».
В увлечении миром сказочных героинь Врубель выходит к майоликовой скульптуре и прикладному искусству. Его увлекают героические образы существ двойственной природы, олицетворяющих природные стихии: Царевна Волхова, Купава, Снегурочка; создавая их, художник стремился уловить момент перевоплощения, хрупкость и трагическую краткость явления в мир высшей красоты.
После концерта. Портрет певицы Надежды Ивановны Забелы-Врубель, жены художника, на кушетке у горящего камина
После концерта. Портрет. Н.И. Забелы-Врубель у камина. 1905. Холст, пастель, уголь.
Государственная Третьяковская галерея
В последнем неоконченном портрете жены «После концерта» Врубель прикасается к тайне творчества. На картине представлена жена и муза художника после концерта. Певица представлена в платье, выполненном для нее Врубелем, которое состояло по описанию сестры певицы Екатерины Ге: «из… прозрачных чехлов, внизу великолепная шелковая материя, розово-красная, светлая, потом розовый чехол, потом пунцовый. Лиф весь из буф, точно гигантские розы, плечи совсем открыты, так как рукавов нет… видна вся рука с плечом, на шее же колеретка и перекладины».
Незавершенность образа воспринимается как выразительное средство для выявления многомерности и таинственности смысла. В этом портрете жены художник ближе всего подходит к разгадке ее творческого дара. Растворение материального облика модели позволяет выявить призрачный свет души. Техника пастели создает зыбкую, подобную морозным узорам поверхность. Образ как облако рождается из огня и дыма. В нежные светлые оттенки острыми гранями врезаются черные штрихи угля. Призрачная душа Музы словно перевоплощается в драгоценную кристаллическую ткань изображения.