23 мая 2024

Васнецовы Творческий портрет художественной династии

С 23 мая по 4 ноября 2024 года в Новой Третьяковке открыта выставка «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век». Куратор экспозиции Ольга Атрощенко рассказала о знаменитой художественной династии.
В 2023 году исполнилось 175 лет со дня рождения выдающегося русского художника Виктора Михайловича Васнецова (1848–1926) и 90 лет со дня кончины его брата Аполлинария Михайловича (1856–1933). В 2024 году отмечается другая памятная дата, столетний юбилей Андрея Владимировича Васнецова (1924–2009) — внука знаменитого живописца. «Поразительно, каких людей рождают на сухом песке растущие еловые леса Вятки! Выходят из вятских лесов и появляются на удивление изнеженных столиц люди, как бы из самой этой древней скифской почвы выделанные. Массивные духом, крепкие телом богатыри. Такими именно были братья Васнецовы. <…> Сухая сила древней закваски жила в обоих Васнецовых»1, — писал Федор Шаляпин, не подозревая, что эти слова можно будет применить и к младшему Васнецову, Андрею, — знаковой фигуре в культурной жизни России второй половины ХХ века. Именно он стал одним из лидеров «сурового стиля», направления в советском искусстве, уверенно заявившего о себе в период хрущевской оттепели.
____________
1Федор Иванович Шаляпин : в 3 т. Т. 1 : Литературное наследство. Письма. М., 1976. С. 249.
Виктор Васнецов на протяжении двух десятилетий удерживал позицию новатора в искусстве. Среди талантливых художников-современников именно он своим многогранным творчеством способствовал формированию новых эстетических идеалов и живописно-пластических приемов в искусстве ХХ века. Около Васнецова «„русского духа“ искали не в одном только прошлом, но пытались разгадать его и в настоящем, вокруг себя»2, молодые живописцы — его младший брат Аполлинарий, Елена Поленова, Сергей Малютин, Михаил Врубель, Михаил Нестеров, воплотившие народные средневековые образы в стилистические формы неоромантизма, модерна и символизма. Васнецов стал основателем национально-романтического направления в русском искусстве и ярким апологетом красоты.
____________
2Грабарь И.Э. Искание родной красоты // Грабарь И.Э. История русского искусства Т. 1 : Архитектура. Т. 1 : Допетровская эпоха. М., [1910]. C. 97.

Семейные традиции

Виктор Васнецов. Автопортрет. 1868. Бумага, графитный карандаш.
Виктор Васнецов. Автопортрет. 1868. Бумага, графитный карандаш.
Все братья Васнецовы были талантливыми людьми, много трудившимися на славу отечества, но только двое из них, Виктор и Аполлинарий, стали живописцами. Как и подобало детям из священнической семьи, они начинали свой жизненный путь в стенах духовного училища, а затем семинарии. Первым с благословления отца покинул последний курс Вятской духовной семинарии Виктор. Он переехал в Санкт-Петербург, чтобы поступить в Императорскую Академию художеств и получить профессиональное художественное образование. Чуть позже его примеру последовал Аполлинарий, и хотя ему не довелось обучаться в прославленном учебном заведении, тем не менее обладая несомненным талантом, он получил известность как самобытный пейзажист. Виктор Васнецов остался приверженным монархистом, консерватором и носителем православной веры, в чем видел непосредственную заслугу своего отца. Об этом он писал Владимиру Стасову: «Прогуливаясь с нами, детьми, по полям в звездные августовские ночи (отец. — О. А.), влил в наши души живое неистребимое представление о Живом, действительно сущем Боге!»3 Более пространно художник объяснил свою позицию другому корреспонденту: «Я как был, так и доселе остаюсь убежденным монархистом на исконных русских началах, т. е. стою за православную веру, за самодержавного неограниченного царя и за великий русский народ и его господство в русском государстве, и к сему подлинному моему „credo“ не нахожу нужным прибавлять никаких „constitution quo“»4.
______________
3В.М. Васнецов — В.В. Стасову. [Москва], 7 октября 1898 // Васнецов В.М. 1987. С. 155.

4В.М. Васнецов — И.Л. Щеглову-Леонтьеву. Москва, 2 апреля 1907 // Васнецов В.М. 2004. С. 210.
Виктор Васнецов. Портрет художника Аполлинария Михайловича Васнецова. 1878. Холст, масло
Виктор Васнецов. Портрет художника Аполлинария Михайловича Васнецова. 1878. Холст, масло
Виктор Михайлович Васнецов прожил творческую, плодотворную и благочестивую жизнь. Мудрым, спокойным, достойным человеком он предстает на многочисленных фотографиях и на портрете, написанным Михаилом Нестеровым в последний год его жизни (1925, ГТГ).

Еще одним редкостным качеством характера обладал живописец — умением быть благодарным как Всевышнему, так и людям, своей большой семье — братьям, детям, внукам и, конечно, друзьям. Несмотря на разные, порой очень тяжелые жизненные обстоятельства, это чувство неизменно в нем сохранялось.

В близком окружении художника можно увидеть представителей разных поколений и сословий: дворянского, купеческого, духовенства, интеллигентов-разночинцев. Всех их объединяла общность интересов и мировосприятия. Культурный код этой сравнительно небольшой группы — терпимость друг к другу (включая веротерпимость), любовь к мировому искусству, творчеству, природе, семье и отечеству, заложенные в детстве, безусловно, оттачивался в творческой атмосфере Абрамцевского художественного кружка, членом которого Виктор Васнецов стал в 1879 году.

Музей Виктора Васнецова

Музей Виктора Васнецова
Музей Виктора Васнецова
В 1894 году Виктор Васнецов построил в Москве в Троицком переулке оригинальный деревянный дом-терем по собственному архитектурному проекту. Несмотря на индивидуальное решение фасада и интерьера, обстановка в нем во многом напоминала абрамцевскую. Тот же набор мебели и гончарных изделий, включая печные изразцы, изготовленные в мастерских Абрамцева, предметы старины, картины, этюды и фотографии, в определенном порядке размещенные на стенах. По такому же алгоритму, создавая красивое и уютное пространство, решались интерьеры в «Большом доме» усадьбы Борок Поленова, в Пенатах Репина, в московском доме Остроухова, в квартире дома № 6 по Фурманову переулку у Аполлинария Васнецова. Эту обстановку заботливо сохраняли в отчем доме младшие Васнецовы, оставшиеся в стране, а сходную создавали потомки, оказавшиеся в эмиграции, ибо памятные предметы становилась символами ушедшей России. Благодаря подвижничеству наследников родные обители со временем превращались в мемориальные музеи, которые теперь известны во всем мире. К заслуге Андрея можно отнести восстановление родового гнезда в селе Рябово, когда-то далекой вятской провинции. Показательно, что в Москве художник проживал по соседству с Софьей Всеволодовной, внучкой Аполлинария Михайловича в Харитоньевском переулке, а лето традиционно проводил в любимом Абрамцеве.

Культ рода

Виктор Михайлович Васнецов с женой и детьми на террасе дома в Троицком переулке. Москва. 1897.  Фотография.
Виктор Михайлович Васнецов с женой и детьми на террасе дома в Троицком переулке. Москва. 1897. Фотография.
Культ рода особой темой проходит в творчестве трех Васнецовых. У Виктора Михайловича он отзывается стремлением увековечить память близких и любимых. Не считая себя портретистом по призванию, мастер писал многочисленные портреты братьев, супруги, детей, внуков. Иногда ему было необходимо, чтобы кто-то из семьи или друзей попозировал в костюмах или в нужных позах для задуманных картин. Так, абрамцевская горничная Даша превратилась в скомороха (1882), сын Владимир предстал в нарядном боярском костюме (1899, оба — ГТГ), старший Алексей — в одеянии эпохи царя Ивана Грозного (конец XIX – начало ХХ века, АОМИИ), открытое детское лицо Михаила узнается на многочисленных изображениях серафимов и херувимов. Бытует мнение, что черты героини на картинах «Снегурочка» (1899, ГТГ) и «Боярышня» (1884, ВХМ) неуловимо напоминают Веру Мамонтову. О том, какую ценность представляла для художника семья, можно понять из того, как он интерпретировал ранний вариант произведения Ильи Репина «Не ждали» (1886–1888, ГТГ). «Его картина — „Возвращение в семью“ (сюжет Вы, вероятно, знаете) приводит образованных людей в восторг. Да и нельзя иначе — он в ней возвышает семейное начало, т. е. что только в семье найдет успокоение современный страдающий интеллигент!»5 — делает вывод живописец.
___________
5В.М. Васнецов — Е.Г. Мамонтовой. Москва, 28 марта 1884 // Васнецов В.М. 1987. С. 61.
Аполлинарий Васнецов. Родина. 1886. Холст, масло.
Аполлинарий Васнецов. Родина. 1886. Холст, масло.
Аполлинарий Васнецов не писал портретов, но тему родного очага и малой родины блестяще воплотил в пейзаже. Он считал, что именно природа, окружавшая его с младенчества, воспитала в нем пейзажиста6. Произведения, написанные в разные годы, позволяют проследить динамику развития этой темы в его творчестве. В одной из первых самостоятельных картин под названием «Родина» (1886, ГТГ) живописец видит свою страну крестьянской и патриархальной, в серии «Старая Москва» она ассоциируется с городом-храмом, в поздних акварельных листах из цикла «Моя Родина» пейзажист мысленно возвращается в далекие времена детства и изображает милое сердцу вятское село Рябово в самых мельчайших подробностях. Виктор Васнецов, в отличие от брата, не воплощал память о родном доме на холсте — запечатлев ее, впрочем, в названии подмосковной дачи Новое Рябово, приобретенной в 1901 году.
_____________
6Васнецов А.М. Как я сделался художником и как и что работал // Каталог выставки картин, этюдов, рисунков, иллюстраций, автолитографий и архитектуры академика живописи Аполлинария Васнецова, организованной в связи с пятидесятилетием его художественной деятельности. М., 1929. С. 19.
Андрей Васнецов. Автопортрет с семьей. 1987. Холст, масло.
Андрей Васнецов. Автопортрет с семьей. 1987. Холст, масло.
Дар портретиста через поколение вернулся к Андрею Васнецову, так же, как и сакральная тема семьи, которая в его интерпретации лишь отчасти претендует на жанр. Помимо «Автопортрета с семьей» (1987, ГТГ) кисти мастера принадлежат полотна, названия которых так и начинаются со слова «семья» — «Семья художника Андронова» ( 1970-е, собрание Р.Д. Бабичева), «Семья Гурия Захарова» (1970-е, ГТГ), «Семья художника Васильцова» (1998, Музей-заповедник «Абрамцево») и др. Можно предположить, что на полотнах изображены представители той самой советской интеллигенции, которые, чувствуя себя свободно в среде друзей, проводили долгие вечера на тесных кухнях хрущевских квартир в бесконечных разговорах о политике, искусстве, литературе. Одна из картин Васнецова, где действие разворачивается за пустым столом-метафорой, так и называется — «Разговор» (1962, ГТГ).

Обращение к фольклору

Виктор Васнецов. С квартиры на квартиру. 1876. Холст, масло.
Виктор Васнецов. С квартиры на квартиру. 1876. Холст, масло.
В реалистическом искусстве Васнецова также прочитываются стремления к синтезу, обобщениям, концептуальной ясности, первообразу. Особенно это касается произведений из фольклорной серии, которые представляют собой одну из вершин его творческой деятельности. К былинным сюжетам мастер обратился в конце 1870-х годов, когда в России процветала идеология народничества со страстным призывом найти свои корни, сблизиться с народом, помочь ему. В обществе появилась активная прослойка в лице разночинной интеллигенции, а в привилегированной среде — невиданный ранее тип «кающегося дворянина»7 (по выражению социолога и литературоведа Н.К. Михайловского). Началось героическое, жертвенное «хождение в народ» русской интеллигенции, к которому на короткое время примкнул и Аполлинарий Васнецов8. Старшему брату потребовались усилия, чтобы вернуть младшего от стези учительства вновь к художественной деятельности. В русской реалистической живописи тогда господствовало критическое направление с характерными обличительными интонациями и жалостью к простому народу, под которым понимался мужик-крестьянин. С подобных произведений начинал и Виктор Васнецов, но, несмотря на явный их успех, особенно картины «С квартиры на квартиру» (1876, ГТГ), художник резко сменил тематику своих произведений и обратился к сюжетам из фольклора. Позже в письме Стасову мастер отчасти раскрыл причину подобного переворота, сознавшись, что живя с детства среди мужиков и баб, он «любил их не „народнически“, а попросту, как своих друзей и приятелей, — слушал их песни, сказки, заслушивался, сидя на печи, при свете и треске лучины»9. То есть с ранних пор окружавший его деревенский люд воспринимался им как носитель народной мудрости, поэзии и искусства. Позже Виктор Михайлович подытоживал: «Хотя я только художник, но народ свой люблю не на картинах только и жанрах — люблю его всего, его богатырскую, подчас размашистую натуру, его песню, сказку, его художество, его всю, наконец, многострадальную историю, одну из скорбных глав которой мы переживаем теперь…»10
________________
7Михайловский Н.К. Вперемежку // Соч. : в 6 т. Т. 4. СПб., 1897. С. 222.

8А.М. Васнецов в 1876 сдал экзамены на должность народного учителя и до 1878 преподавал в сельской школе села Быстрица Орловского уезда Вятской губернии.

9В.М. Васнецов — В.В. Стасову. [Москва], 7 октября 1898 // Васнецов В.М. 1987. С. 154.

10В.М. Васнецов — А.В. Кривошеину. Москва, 1 июля 1908 // Там же. С. 212.

В дальнейшем, благодаря знакомству с философией славянофилов и чтению появившихся в печати научных трудов, в его сознании эта мысль окончательно укоренилась11. Славянофилы, как известно, ратовали за восстановление национальной идентичности, усматривая в образцах народной словесности идеалы, к которым призывали вернуться.
_____________
11В это время были изданы следующие научные труды: «Русская народная поэзия» Ф.И. Буслаева (1861), «О былинах Владимирова цикла» Л.Н. Майкова (1863), «Илья Муромец и богатырство киевское» О.Ф. Миллера (1869). Кроме того, вышли три выпуска «Великорусских сказок» И.А. Худякова (1860–1861), сборник «Народные сказки, собранные сельскими учителями» А.А. Эрленвейна (1863), «Русские народные сказки, прибаутки и побасенки» Е.А. Чудинского (1864). В 1861 появились «Пословицы русского народа» В.И. Даля.
Виктор Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880.
Виктор Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880.
Мастер находил новых персонажей для своих картин в летописях и эпосах. Новаторство Васнецова было столь очевидным и неожиданным, что не сразу нашло понимание среди современников. Лишь спустя десятилетия он получил адекватную оценку своим экспериментам. «Картиной… „Побоище“ открывается новая эра в русском искусстве, с нее начинается длинный ряд страстных попыток разгадать идеал национальной красоты, которые не прекращаются до сих пор»12, — отмечал Игорь Грабарь.
_________________
12Грабарь И.Э. Искание родной красоты // Грабарь И.Э. История русского искусства. C. 95.
Виктор Васнецов. Ковёр-самолёт. 1880
Виктор Васнецов. Ковёр-самолёт. 1880
В 1880 году, сразу же по окончанию работы над картиной «После побоища Игоря Святославича с половцами» (ГТГ), Васнецов создал полотно «Ковер-самолет» (Нижегородский ГХМ). Обе картины, отрицательно воспринятые современниками, стали программными для творчества живописца13. Замысел «Ковра…» отчасти разъяснил Аполлинарий Михайлович, когда проводил сравнение архитектуры Кремля с волшебным обиталищем Жар-птицы. «Кремль был продуктом векового народного творчества; здесь вылилось в осязательную форму все то, что могло создать оно. Складывались про него былины, сказки; он принимал облик сказочного жилища Жар-птицы»14.
___________________
13О реакции зрителей на картины В.М. Васнецова «После битвы Игоря Святославича с половцами» (ГТГ) и «Ковер-самолет» (обе — 1880, Нижегородский ГХМ) П.М. Третьяков писал И.Н. Крамскому: «Васнецова „Поле“ менее образованные не понимают, образованные говорят, что не вышло; над „Ковром“ смеются, т. е. насмехаются, и те и другие» (Переписка И.Н. Крамского : в 2 т. Т. 1 : И.Н. Крамской и П.М. Третьяков. 1869–1887 / подгот. к печ., примеч. и предисл. С.Н. Гольдштейн. М., 1953. С. 271).

14Васнецов А.М. Облик старой Москвы // Васнецов А.М. 1986. С. 119.

Аполлинарий Васнецов. «Гонцы. Ранним утром в Кремле». 1913. Холст, масло.
Аполлинарий Васнецов. «Гонцы. Ранним утром в Кремле». 1913. Холст, масло.
Взгляды Виктора Васнецова на ценность русского народного искусства полностью разделял его брат, также обращавшийся к фольклору и по-своему искавший в нем мудрость и истоки прекрасного. Аполлинарий Михайлович создал уникальную серию картин на тему «Старая Москва», в которой, по его словам, старался запечатлеть «подлинно народное творчество в жизни прошлого»15.
Кинотеатр «Октябрь», Москва. Фотография.
Кинотеатр «Октябрь», Москва. Фотография.
Наш современник Андрей Васнецов, работая над крупными монументальными объектами, в частности мозаичным оформлением на здании кинотеатра «Октябрь» в Москве (1971, совместно с Н.И. Андроновым и В.Б. Элькониным), также занимался переносом фольклорных мотивов на плоскость стены. Константин Симонов в газетной рубрике «Глазами писателя» так отзывался об этом произведении: «Мозаика… производит сильное впечатление своей цельностью, строгой и величественной простотой замысла и исполнения. При всей своей огромности фигуры людей выполнены с каким-то оттенком лирической задушевности, они не только поражают глаз, они затрагивают душу. В них есть что-то близкое, романтическое. В них есть что-то одновременно и от русской былины, и от песен гражданской войны, словно там, высоко, у тебя над головой кто-то запел старую, напоминающую нашу юность песню»16.
_______________
16Симонов К. Мозаика кинотеатра «Октябрь» // Литературная газета. 1967. № 51 (4129). 20 дек. С. 8.
Все три художника, стремясь к универсализму, создавали росписи общественных интерьеров, эскизы архитектурных проектов, работали в монументальном, станковом, прикладном искусстве. Однако если Виктор стал основоположником национально-романтического стиля в русском искусстве, а Аполлинарий, используя открытия брата, разработал собственный пластический вариант внутри неоромантизма, то Андрей лишь однажды воспользовался узнаваемыми приемами этого стиля, оформляя интерьеры «Русского ресторана» в Центре международной торговли в Москве (1980). Здесь в стилистическом единстве им были выполнены многочисленные эскизы гобеленов, люстр, зеркал, витражей, посуды.

Внеземные миры

Виктор Васнецов. Христос Вседержитель. Картон для росписи главного купола Владимирского собора в Киеве. Холст, масло.
Виктор Васнецов. Христос Вседержитель. Картон для росписи главного купола Владимирского собора в Киеве. Холст, масло.
Обладая философским складом ума и высокими интеллектуальными способностями, художники этой творческой династии, чтобы «почувствовать священный холод и жар вдохновенья»17, нередко устремлялись в иные миры на поиски трансцендентного. Виктор Васнецов эту потребность в совершенстве реализовал на стенах соборов. Значительным явлением в истории русского религиозного и монументального искусства стали его росписи храма Святого Владимира в Киеве, автором концепции которых он являлся. Художник, мучительно искавший новую форму для передачи православного идеала образа Христа, Богородицы и русских святых, создал оригинальный стиль. Предпочитая эстетизму академической живописи категорию святости и божественности, он выбрал путь слияния традиций древнего русско-византийского искусства с изобразительными методами живописи рубежа XIX–XX веков.
_________________
17В.М. Васнецов — В.С. Мамонтовой. [Москва], 9 сентября 1901 // Васнецов В.М. 1987. С. 184.
Аполлинария Васнецова также увлекали внеземные миры, которые он пытался материализовать в живописи и литературе. Особенно наглядны его идеи в словесном творчестве. «Устремите ваш взгляд в эти звездные пространства, стараясь охватить сразу как можно больший кругозор, весь необъятный купол, все небо, и тогда вам вдруг почувствуется вся эта звездная бездна как выражение чего-то такого далекого, такого несродного всему тому, что вы видели, испытали. <…> Вы почувствуете над собой и в себе это бесконечное пространство, наполненное мирами; вы почувствуете себя как бы повисшим в безбрежной звездной бездне и принадлежащим ей как незримая частица… Вы поймете, постигнете, что перед вами реальная бесконечность; больше, вы увидите ее так же, как реальность, ощутите божественное величие Вселенной»18, — поэтично рассуждал живописец.
________________
18Ядохина Е.И. Необъятная бездна звездного океана. Астрономические увлечения художника А.М. Васнецова (1856–1933) // Московский журнал. 2020. № 6 (354). Июнь. С. 19.
Аполлинарий Васнецов. Солнечное затмение около Вятских полян. 1887. Холст, масло.
Аполлинарий Васнецов. Солнечное затмение около Вятских полян. 1887. Холст, масло.
В пейзажах Аполлинарий Михайлович предпочитал изображать таинственные состояния природы: туманы, сумерки, затмения, движения облаков, которые помогали ему рассказать о властной силе природы и величии Творца. «Таинственность — это то, что загадочно, неизвестно и влечет к себе и заставляет наполнить эту непонятную пустоту образами и формами»19, считал автор.
Андрей Васнецов. Женщина с ребенком. 1985-1987. Холст, масло.
Андрей Васнецов. Женщина с ребенком. 1985-1987. Холст, масло.
Андрей Васнецов, часто представляя в своих произведениях жанровые сцены — «Вешают белье» (1960), «Пьющая» (1960–1985), «Сборы на охоту» (1973–1975; все — ГТГ) , находит такую изобразительную формулу состояния человека или сущности предмета, если речь идет о натюрморте, интерьере, пейзаже, отвечающую понятию кантовской «вещи в себе». Рассматривая действительность метафизически и духовно, он по сути пытается выявить первооснову, алгоритм жизненных состояний, семантическую схему. К примеру, в картинах «Женщина с ребенком» (1985–1987) и «Лошадь с жеребенком» (1983–1985, обе — ГТГ) средствами живописно-пластического языка он выражает архетип материнства — чувство заботы. Все его работы — это не иллюзорные картины мира, а философские раздумья. Причем как прирожденный монументалист, он умеет выявить композиционную целостность и строгую пространственную логику не только на плоскости стены, но и в станковом произведении.

Прошлое страны

Виктор Васнецов. Богатыри. 1881–1898. Холст, масло.
Виктор Васнецов. Богатыри. 1881–1898. Холст, масло.
Васнецовых глубоко волновало прошлое своей страны. Виктор и Аполлинарий встали на путь поэтизации истории допетровской Руси, находя в этой эпохе наиболее яркие образцы для понимания особенностей национального характера. При этом старший Васнецов считал, что «поэтичность картины едва ли не более всего заключается в тоне и краске»20. Уже в первом историческом полотне легендарного содержания «После побоища Игоря Святославича с половцами» он освобождается от цветового аскетизма своих предыдущих работ и утверждает превосходство яркой палитры. Произведение приобретает декоративный характер: зеленое поле битвы противопоставлено пятнам красных сапог витязя и кровавого цвета щитов, темно-синее вечернее небо — восходящему багряному диску луны, а он в свою очередь — всполохам бьющихся орлов в коричневом оперении.
_________
20В.М. Васнецов — В.Д. Поленову. [Киев], 2 ноября 1885 // Васнецов В.М. 1987. С. 69.
Аполлинарий Васнецов. «Скоморохи». 1904. Бумага, акварель, уголь.
Аполлинарий Васнецов. «Скоморохи». 1904. Бумага, акварель, уголь.
Аполлинарий, напротив, реконструируя архитектуру и жизненный уклад древнерусских городов (не чуждаясь при этом поэтического вымысла), постепенно отходит от декоративизма таких мажорных полотен, как «Прошлое Великого Новгорода» (1901, частное собрание), «Базар. XVII век» (1903, ГИМ) и переключается на палитру пастельных, сильно разбеленных тонов. Этот прием так же, как привлечение смешанной техники, в которой главную роль выполняла прозрачная акварель, помог ему найти визуальный эквивалент «грезам, мечтам и вере» — ведь именно к этому призывал его старший брат: «Мы только тогда внесем свою лепту в сокровищницу всемирного искусства, когда все силы свои устремим к развитию своего родного Русского искусства, т. е. когда с возможными для нас совершенством и полнотой изобразим и выразим красоту, мощь и смысл наших родных образов — нашей русской природы и человека, нашей настоящей жизни, нашего прошлого, наши грезы, мечты, нашу веру и сумеем в своем истинно национальном отразить вечное, непреходящее»21. Кроме того, погружаясь в стихию поэтического мифа, лежащего за пределами рационального опыта или разрешая труднейшую задачу воссоздания облика древних городов, которых никто не видел, оба брата закономерно приходили к стилистике модерна и символизма.
_____________
21В.М. Васнецов — В.В. Стасову. Москва, между 2 и 7 октября 1898 // Васнецов В.М. 1987. С. 154.
Андрей Васнецов. Разгон демонстрации. 1965-1985. Холст, масло.
Андрей Васнецов. Разгон демонстрации. 1965-1985. Холст, масло.
В картинах исторического содержания Андрея Васнецова цвет также имел огромную смысловую нагрузку. Выразить концепцию, придать сюжету эпическую значимость художнику-монументалисту помогала ограниченная цветовая палитра, в основе которой лежали черные, серые, коричневые пигменты, лишь изредка оживленные вкраплениями красноватых оттенков. В известных композициях «Разгон демонстрации» (1965–1985, ГРМ), «Революция» (1970, собрание В.И. Некрасова), «Добровольцы. 1919 год» (1975–1985, ГРМ) он избегает включать поэтические интонации (хотя прием поэтизации тогда господствовал в визуальном и вербальном искусстве соцреализма), предпочитая выражать суть событий через лаконизм «кричащей» линии и строгие пластические формы.
Виктор Васнецов редко излагал сокровенные замыслы в письменном виде и никогда не раскрывал подоплеку своих полотен. Исключениям, пожалуй, является послание к В.В. Стасову: «Я, как Вам известно, человек Старой Руси, а Новая Русь (скорее — Нерусь) мне не по сердцу — это тоже своего рода духовное декадентство, захватившее и старцев, и мужей, и почти всех юношей до младенцев включительно! Русский народ, по-видимому, и талантливый, и умный — даже остроумный — и добрый, но, увы, самый бестолковый! Даже и подлость наших мерзавцев и предателей какая-то бестолковая. У нас чем человек считается европейски образованнее, тем делается бестолковее, и это мы убедительно доказали всему миру. За последние времена и, особенно, за последние тяжкие годы наших невзгод ни один в мире народ не относился и не относится так самоубийственно к своей родине!!!»22
________________
22В.М. Васнецов — В.В. Стасову. [Москва], 16 апреля 1906 // Васнецов В.М. 1987. С. 207–208.
Виктор Васнецов. Сирин и Алконост. Птицы радости и печали. 1896. Холст, масло.
Виктор Васнецов. Сирин и Алконост. Птицы радости и печали. 1896. Холст, масло.
Письмо написано в 1906 году, когда художник глубоко переживал события, произошедшие в последние годы: поражение России в Русско-японской войне, первую революцию, трагическую смерть великого князя Сергея Александровича, которого Виктор Михайлович хорошо знал и в чьей коллекции находились шедевры его кисти — в частности, «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» (1896, ГТГ). В 1908 году на месте убийства великого князя близ Никольских ворот Кремля был установлен крест работы Васнецова. Памятник был уничтожен весной 1918 года «перед началом первомайской демонстрации: его стаскивали члены ВЦИК и Совнаркома во главе с В.И. Лениным, который собственноручно накинул первую веревочную петлю»23.
_______________
23Мальков П.Д. Записки коменданта Кремля. М., 1967. С. 127.
С этого времени началась полоса огромных испытаний для семьи живописца и близких ему людей, несмотря на то, что знаменитый дом Виктора Васнецова был оставлен советской властью в пожизненное пользование наследникам (национализации подверглось лишь Новое Рябово). После кончины мастера в комнатах первого этажа и в мастерской, где и сейчас хранятся его крупноформатные работы, была организована небольшая выставка24. Хранитель Исторического музея А.В. Орешников, знавший художника при жизни и побывавший на ней, оставил в своем дневнике за 1927 год лаконичную запись: «26 (13 марта). Встал поздно, на солнце 0°. Утром ездил на выставку посмертных картин и рисунков В.М. Васнецова (в его доме, 3-й Троицкий переулок). Самые большие полотна со сказочными сюжетами, много портретов, картин на религиозные темы и карандашных рисунков. Писать маслом сказочные сюжеты — большой риск»25.
____________
24Подробнее см.: Дом-музей В.М. Васнецова : путеводитель. М., 2018. С. 16–17.

25Орешников А.В. Дневник 1915–1933 : в 2 кн. / отв. ред. П.Г. Гайдуков. Кн. 1 : 1915–1924. М., 2010. С. 176.
Полностью статья Ольги Атрощенко опубликована в каталоге выставки «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век».