О Фридрихе в России узнали достаточно рано. Во время путешествия в Германию великий князь Николай Павлович (будущий император Николай I) со своей супругой Александрой Федоровной посетил дрезденскую мастерскую художника и приобрел у него два полотна: «На паруснике» и «Ночь в гавани (Сестры)». Что заставило члена русской императорской фамилии настолько заинтересоваться этим живописцем, чтобы удостоить его своим визитом? Целью первого совместного путешествия супругов было посещение родителей Александры Федоровны (урожденной принцессы Фридерики Луизы Шарлотты Вильгельмины Прусской) — прусского короля Фридриха Вильгельма III и королевы Луизы. Отец и брат великой княгини были расположены к творчеству Фридриха. Так, благодаря семейным узам, Николай Павлович узнал о дрезденском живописце.
В каталоге собрания Государственного Эрмитажа, где сегодня находятся обе картины, Б. И. Асварищ, хранитель немецкой живописи XIX века, высказал предположение, что великий князь Николай Павлович купил картину «На паруснике», так как она была близка по духу его собственным переживаниям. Она была написана вскоре после свадебного путешествия Фридриха на север Германии (Грейфсвальд и остров Рюген) и является своеобразным автопортретом художника с женой и аллегорическим выражением их счастливой любви.
В 1820 году в Берлине с картинами Фридриха познакомился Жуковский. В столицу Пруссии он прибыл вместе с Александрой Федоровной, которой преподавал русский язык. А в 1821 году состоялась судьбоносная встреча русского поэта и немецкого художника. Рассказывая в письме Александре Федоровне о визите в мастерскую Фридриха, Жуковский подробно описал одну из картин, над которой в тот момент работал художник и которая более других привлекла его внимание. По этому тексту легко установить, что речь шла о картине «Восход луны над морем», которая по завершении была приобретена для императорской коллекции. Так было положено начало собранию произведений Фридриха в России.
В Эрмитаже находятся девять живописных полотен Фридриха, созданных в разное время. К самым ранним относятся «На паруснике», «Ночь в гавани (Сестры)» (в этой картине художник изобразил свою жену и жену своего брата) и «Восход луны над морем». В статьях о работах Фридриха из Эрмитажа Асварищ неоднократно писал о характерной особенности творческого метода художника — создании живописных серий и циклов. Эти три картины, написанные примерно в одно и то же время, Асварищ условно объединяет в триптих, в котором раскрыты аллегории Веры, Надежды и Любви.
Закупка полотен дрезденского пейзажиста для императорской коллекции входила в круг государственных обязанностей Жуковского. При этом он начал приобретать картины и графику Фридриха для себя. На момент его отъезда из России в 1841 году в описях его коллекции изобразительного искусства насчитывалось более 50 рисунков и как минимум 9 живописных работ художника. После переезда Жуковского в Германию, куда он забрал свою коллекцию рисунков, большая ее часть бесследно исчезла. Такая же судьба постигла и живописную коллекцию, которую поэт оставил на сохранение в Петербурге.
Мода на Фридриха прошла еще при его жизни. Быстрый успех и громкая слава 1810-х годов, когда критики ломали копья из-за «Креста в горах (Теченского алтаря)», сменились равнодушием и забвением. И если бы не хлопоты и заботы русского друга Жуковского, то Фридрих оказался бы на грани полного банкротства. Фатальным событием для Фридриха стала не только болезнь, практически лишившая его возможности писать картины, но и появление новой живописной школы в Дюссельдорфе, быстро набравшей популярность во всем мире и полностью вытеснившей всех своих предшественников с олимпа искусства. Начавшийся во второй половине XIX века процесс объединения Германии привел к выработке нового национального стиля, связанного с исторической живописью на сюжеты германской истории и мифологических саг. Иллюстративность и повествовательность, характеризующие работы художников этого времени, в корне отличали их от картин Фридриха и живописцев его круга.
Со временем и в России меланхолические, философские пейзажи немецких романтиков утратили актуальность, и на смену им пришла живопись дюссельдорфской школы, а затем и натурные штудии пленэристов, натуралистов, реалистов и, наконец, импрессионистов. Постепенно работы Фридриха, украшавшие царские покои, были заменены другими картинами. Глубина забвения была такова, что в позднейших описях императорской коллекции, начатых в 1859 году, имя Фридриха часто писалось с ошибками, а иногда и попросту выпадало и заменялось указанием «неизвестный художник».
О Фридрихе в Германии, а затем и в Европе заговорили после знаменитой выставки 1906 года в Берлине, представившей обзор немецкого искусства XIX века. Устроители выставки неожиданным образом сместили акценты с художественных позиций, десятилетиями считавшихся абсолютно незыблемыми, и обозначили альтернативную историю развития искусства, в которой живопись романтиков, и в первую очередь Фридриха, заняла центральное место. Это смещение вкуса было обусловлено поисками молодых художников. Философские воззрения художников-романтиков начала XIX века на природу, их страстное желание постичь внутренний мир человека с его мучительными духовными поисками, полными разочарований и радости, связанной с обретением гармонии с окружающей действительностью, оказались созвучными чаяниям молодежи начала ХХ века.
С этого момента бывший аутсайдер Фридрих занял прочное место в мировой истории искусства, ему удалось то, чего лишь с огромным трудом добивались немецкие мастера до и после него, — найти и запечатлеть самый нерв «немецкого духа». Тот нерв, который был необходим для представления цельного образа европейской культуры. Искусство сегодняшнего дня невозможно помыслить без Фридриха и его произведений, оказавших вольно и невольно колоссальное влияние на художественное развитие в ХХ и XXI веках.
***
Статья опубликована в каталоге выставки «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии».
Превью: Герхард фон Кюгельхен. Художник Каспар Давид Фридрих. Около 1808 © Кунстхалле, Гамбург