17 мая 2023

Архивная история Виктор Васнецов и «Богатыри»

У картины Виктора Васнецова «Богатыри» уникальная история создания — художник работал над полотном почти что три десятилетия. Об уникальном снимке Васнецова на фоне его «капитальнейшего», по выражению критика Владимира Стасова, труда рассказала заведующая отделом рукописей Третьяковской галереи Елена Теркель.
Виктор Васнецов около картины «Богатыри». Москва. 1897. Фотография.
Виктор Васнецов около картины «Богатыри». Москва. 1897. Фотография.
В отделе рукописей Третьяковской галереи есть редкий снимок художника на фоне его картины «Богатыри». На обороте дарственная надпись: «Оле с любовью. Виктор Васнецов. 31 августа 1898. Москва». Фотография хранится в личном фонде Михаила Нестерова, и это неслучайно. Ведь она была подарена его старшей дочери Ольге. Васнецов работал над произведением более двадцати лет. Снимок сделан в 1897 году в мастерской художника, в 1898-м картина была окончена и приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым.

Первые карандашные наброски «Богатырей» появились еще в 1870-е. С тех пор, по словам автора, «они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука!». Свидетелем работы был и Михаил Нестеров, познакомившийся с Виктором Васнецовым в 1890 году в Киеве, куда оба были приглашены историком искусства Андрианом Праховым для росписи Владимирского собора.
Виктор Васнецов у иконостаса Владимирского собора. Киев. 1894. Фотография.
Виктор Васнецов у иконостаса Владимирского собора. Киев. 1894. Фотография.
Нестеров был под впечатлением творческих достижений старшего товарища, с которым быстро сблизился и сохранил дружбу на всю жизнь. В Киеве он бывал у Васнецова дома, куда художник привез и неоконченных «Богатырей». Михаил Васильевич писал родным о радушном приеме в семье Васнецовых, о его детях: «…Все они в стиле Васнецова, а один из них (мой любимец) встречается во всех серафимах и херувимах». Речь шла о росписях собора. Конечно, Нестеров рассказывал новым друзьям о своей любимой дочери Ольге, мать которой умерла при родах. Девочка воспитывалась в Уфе родными художника, а в конце лета 1898 года он привез дочку в Киев и определил в Институт благородных девиц. Проездом они были в Москве 31 августа. Вероятно, именно тогда состоялось знакомство двенадцатилетней Оленьки с Васнецовым, подарившим ей свою фотокарточку. А уже 9 сентября девочка заболела скарлатиной. Михаил Нестеров вспоминал: «Болезнь приняла неожиданный, угрожающий характер. Проходили дни, недели — температура стояла высокая, болезнь кинулась на уши, потом на почки, осложнилась дифтеритом. Пошли одна за другой операции. <…> Смерти их ждали со дня на день. <…> Жизнь моей двенадцатилетней девочки висела на волоске». Несколько месяцев Оля боролась за жизнь.
Дочь М.В. Нестерова Ольга. Киев. 1900. Фотография.
Дочь М.В. Нестерова Ольга. Киев. 1900. Фотография.
Фотография, подаренная ей другом отца, контрастировала с окружающей обстановкой, но невольно стала поддержкой в этот сложный период. Богатыри символизировали не только былинную мощь, но и волю к жизни. В ноябре Нестеров смог сообщить друзьям: «Оля моя медленно, но все же поправляется, она еще в постели, но силы растут». Фотография Васнецова долгие годы хранилась в семье. Ольга Михайловна Нестерова прожила непростую жизнь, свой архив она передала в Третьяковскую галерею.