18 марта 2021

Текст Война и мир в искусстве

Смыслов у словосочетания «Мир искусства» так много, что порой хочется сказать и «мир искусств», и «миры искусства», и даже «миры искусств». При этом привычный «Мир искусства» всякий раз нуждается в уточнении — о чем, собственно, речь? О журнале, выходившем в Петербурге в 1898–1905 годах? О группировавшихся вокруг него художниках? О союзе, пытавшемся в 1910 году возродить прежнее товарищество, а на деле имевшем к своему предшественнику не так много отношения?

Друзья и годы

Елизавета Кругликова. Александр Бенуа, Степан Яремич, Константин Сомов, Мстислав Добужинский. 1915–1916. Бумага, наклеенная на картон
Елизавета Кругликова. Александр Бенуа, Степан Яремич, Константин Сомов, Мстислав Добужинский. 1915–1916. Бумага, наклеенная на картон

Журнал "Мир искусства" здесь выглядит наиболее цельным явлением. У него не было единой эстетической позиции, его сотрудники не всегда симпатизировали друг другу, но у него было направление, тенденция — свойство, редкое для хиревшей на глазах арт-журналистики той поры. Из-за одного лишь стремления к новому простится любой эклектизм, забудется всякое противоречие и нестыковка взглядов.

Основу редакции составляли бывшие выпускники знаменитой петербургской гимназии Карла Мая — Александр Бенуа, Дмитрий Философов, Лев Бакст, Владимир Нувель (здесь же, кстати, учились Николай Рерих и братья Мстислава Добужинского), к ним примкнули Евгений Лансере, Константин Сомов и Альфред Нурок, но главным двигателем процесса был Сергей Дягилев. Он вырос в Перми в семье военного, на редкость культурной, домашние концерты и спектакли были здесь главным времяпрепровождением. Петербургские родственники жили хоть далеко, но благодаря переписке оказывались близки — в дальнем родстве с Дягилевыми был даже Чайковский, а тетушка Дягилева Анна Павловна Философова интеллектуально блистала в столичных салонах, с нею близко общались Достоевский и Кропоткин.

Леонид Пастернак. Концерт Ванды Ландовской. 1907. Бумага, пастель
Леонид Пастернак. Концерт Ванды Ландовской. 1907. Бумага, пастель

Дягилев быстро стал своим в компании «майцев». Он учился на юридическом факультете Петербургского университета, но как-то спустя рукава, на занятия не ходил, увлекался музыкой, брал уроки пения у итальянского баритона и композиции у Римского-Корсакова. Дягилева влекло искусство. Благодаря друзьям своего кузена Дмитрия Философова он «заболел» живописью, начал коллекционировать и писать о выставках в «Новостях и биржевой газете», причем на одних страницах с патриархом передвижнической критики Стасовым. Владимир Васильевич юнца поначалу не замечал, пока тот не высказался не только против народнического реализма, но и него лично. Открытое письмо маститому критику не опубликовали (Дягилев объявлял между делом, что время Стасова ушло), но адресат его прочитал. И с тех пор не упускал случая проехаться по взглядам молодого оппонента, которого назвал «декадентским старостой». Словцо прижилось, что не помешало Дягилеву в какой-то момент явиться к критику с просьбой помочь в публикации статьи, направленной против него же.

Друзья Дягилева поддерживали, в том числе и в выставочных планах — сперва привезли немецких и английских акварелистов, это была первая частная выставка западного искусства в России, а в 1899 году показали российских и финских художников. В этом сочетании сталкивались политика и эстетика: довольно независимая в рамках Российской империи Финляндия казалась даже петербуржцам примерно тем же, чем Прибалтика для СССР: форпостом Запада, образчиком стиля.

Надежда Войтинская-Левидова. Портрет Александра Бенуа. 1909. Бумага кремовая, литография, оттиск тоном сангины.
Надежда Войтинская-Левидова. Портрет Александра Бенуа. 1909. Бумага кремовая, литография, оттиск тоном сангины.

Из разговоров и совместной работы родился план журнала, призванного противостоять гегемонии передвижников: первый номер «Мира искусства» планировали на начало 1900 года, но его создатели торопились жить, номер вышел раньше, в декабре 1899 года. Редакция не дождалась и засевшего в Париже одного из главных своих идеологов, Александра Бенуа, на что тот по привычке обиделся. Он вообще был обидчивым, его отношения с Дягилевым всегда развивались по синусоиде (оба отличались непростыми характерами, хотя Дягилев выглядит менее злопамятным), но Бенуа, знаток и энциклопедист с тонким и специфическим вкусом, многое дал своему товарищу с точки зрения художественного образования, и объединению в целом, и журналу. В итоге он по очереди с Сергеем Павловичем вел позже номера — вот одна из причин пестроты и разноголосицы.

Уже первый номер оказался сдвоенным, двойная нумерация станет привычной для редакции, оказавшейся не способной выдерживать предложенный темп — два выпуска в месяц. Номер открывался статьей «Сложные вопросы», подписанной Дягилевым, но у многих авторство вызывает сомнения. Скорее всего, это идеи Философова, текст даже не включен в хрестоматийный двухтомник «Сергей Дягилев и русское искусство».

Речь в ней, в частности, о роли искусства в современном обществе. Идея, что «красота в искусстве есть темперамент, выраженный в образах», удивительно перекликается с надписью на фотографии, подаренной Эмилем Золя Дягилеву во время его путешествия 1893 года: «Произведение искусства есть часть природы, пропущенной через темперамент художника». 

Журнал как идея и средство

Константин Сомов. Фронтиспис для журнала «Мир искусства». 1899​
Виктор Борисов-Мусатов. Обложка к журналу «Мир искусства». 1905
Константин Сомов. Фронтиспис для журнала «Мир искусства». 1899​
Виктор Борисов-Мусатов. Обложка к журналу «Мир искусства». 1905

Учредителями журнала числились княгиня Мария Тенишева и меценат Савва Морозов, редактором же был Дягилев, затем он стал делить работу с Бенуа. При составлении первого номера долго обсуждали, не дать ли репродукции Бердслея, но в итоге от радикальных жестов отказались. Из сегодняшней перспективы журнал может показаться едва ли не консервативным — Беклин и Моро были, а Гоген нет. Зато внутренняя свобода не знала границ, так, без ведома редактора нелюбители Верещагина напечатали нелюбезную заметку о нем, в итоге исчезла финансовая поддержка: Тенишева обиделась за любимого ею художника и вышла из состава учредителей. В это же время банкротство лишило Мамонтова состояния, журнал жил на частные пожертвования, затем получил помощь откуда не ждал — от императора, по просьбе Серова тот велел выдавать редакции по 15 000 рублей в год из личного бюджета.

К сотрудничеству в «Мире искусства» приглашались совсем молодые — например, весной 1899 года Бакст увидел графику одного студента Петербургского университета, познакомил его с другими сотрудниками «Мира искусства», те заказали студенту рисунки для журнала — так началось сотрудничество с Дягилевым Ивана Билибина, помимо рисунков, тот выступал и как знаток народного творчества Севера, коллекционировавший крестьянские вышивки и резное дерево и делавший множество снимков старинных церквей и изб. Сам журнал Билибин воспринимал как «окно в Европу», благодаря ему он и узнал передовое искусство Запада. 

Константин Сомов. Экслибрис Александра Бенуа. 1902. Бумага, тушь, белила, перо, кисть
Константин Сомов. Экслибрис Александра Бенуа. 1902. Бумага, тушь, белила, перо, кисть

Журналистика нового времени — это еще и история про внешний вид. «Мир искусства» — журнал, толстый, красивый и очень разносторонний, его и сегодня берешь в руки с восхищением. Дягилев точно описал его полиграфическую эстетику: «в наше время разучились “любить книгу”, а мы относимся со сладострастием к каждой запятой». Можно добавить: и к каждой виньетке, к графическим заставкам и заглавным листам. Ренессансу русской графики повезло дважды — он начался в графичном Петербурге, «городе строгой архитектуры, величественных линий» (Николай Радлов), столь не похожем на пестро-живописную Москву. Искусство «черного и белого», парад тем и стилей позволил объединиться столь разным авторам, как Бенуа и Остроумова-Лебедева, Бакст и Врубель, Лансере и Добужинский.

Не менее пестрым был и состав пишущих — за литературу в журнале отвечал Мережковский, потому он так богат на философские тексты, от Владимира Соловьева до Льва Шестова, и это соседство порой создавало напряжение внутри номера. Для «Мира искусства» трудились первые перья Европы: Рескин, Метерлинк, Гюисманс (автор гимна модернизму в прозе, романа «Наоборот»). Родные же авторы занимались продвижением нового русского искусства, видя кумиров во Врубеле и Левитане и одновременно нещадно громя эстетику передвижничества. В ответ критики называли «Мир искусства» «Мором искусства», его лидера — Гадилевым. Доставалось и художникам, так, Сомов стал Содомовым.

Полемика как дуэль

Илья Репин. Портрет Владимира Васильевича Стасова. 1873
Илья Репин. Портрет Владимира Васильевича Стасова. 1873

Журнал существовал по законам настоящего концерна — он предлагал своим читателям не только тексты, но и некоторое подобие клуба, предполагавшего личное общение, возможность объединиться на почве коллекционирования современного искусства, а также, пусть и косвенную, связь с высшим обществом. Ежегодные выставки «Мира искусства» становились событием, и хотя пресса совсем не единодушно оценивала результаты, слово «падаль» из рецензии Суворина — не самый яркий пример отношения к декадентам: Стасов называл Дягилева «паршивым поросенком», его статьи — «погаными», а симпатизировавших ему подозревал в корысти, дескать, Дягилев их перекупал. Названия некоторых стасовских статей 1898 года сродни вызову на дуэль, они — свидетельство войны не на жизнь, а на смерть. «Нищие духом» — о сдвоенном номере дягилевского журнала. «Пачкуны» — «о новом отряде людей у нас: о тех критиках искусства, которые ужасно бедно, ужасно скудно одарены от природы и понимательной способностью». 

Константин Сомов. Титульный лист книги «Театр». 1907. Эскиз-вариант для книги Александра Блока «Театр. Лирические драмы: Балаганчик. Король на площади. Незнакомка». Санкт-Петербург: Шиповник, 1908. Бумага, тушь, акварель, белила, перо, кисть
Константин Сомов. Титульный лист книги «Театр». 1907. Эскиз-вариант для книги Александра Блока «Театр. Лирические драмы: Балаганчик. Король на площади. Незнакомка». Санкт-Петербург: Шиповник, 1908. Бумага, тушь, акварель, белила, перо, кисть

Дягилев раздражал слишком многих, хотя сегодня историки искусства называют его едва ли не самым талантливым участником всего «Мира искусства». В мае 1899 года Левитан пишет о «кружке Дягилева», но к этому времени художественное объединение вокруг журнала уже обрело форму, пусть и без привычного сбора членских взносов и вообще каких-либо финансовых устремлений — еще одно отличие от передвижников; Дягилев вообще отличался редкой непрактичностью, предпочитая деньги меценатов извлечению прибыли, мирискуснический проект отличный тому пример. Тем не менее дягилевские дарования признавали сами художники — о том, как он тонко и точно отбирал работы, развешивал их, декорировал залы, вспоминали и Нестеров, и Остроумова, и Рылов, да и Репин, который то насмерть ругался, то мирился с журналом, признавал, что за его выставками следит с восхищением. Дягилев первым показал рядом с живописью и графикой театральные работы, таких прорывов было немало; его опыт организации выставок — едва ли не первый пример кураторской работы в современном смысле слова.

Единение разницей

Евгений Лансере. Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе. 1905. Иллюстрация к книге Александра Бенуа «Царское Село в царствование Императрицы Елисаветы Петровны» (Санкт-Петербург: Товарищество «Р.Р. Голике  и А.И. Вильборг», 1910). Бумага, гуашь
Александр Бенуа. Прогулка короля. 1906. Бумага, гуашь, акварель, бронзовая и серебряная краски, графитный карандаш, тушь, кисть, перо
Евгений Лансере. Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе. 1905. Иллюстрация к книге Александра Бенуа «Царское Село в царствование Императрицы Елисаветы Петровны» (Санкт-Петербург: Товарищество «Р.Р. Голике и А.И. Вильборг», 1910). Бумага, гуашь
Александр Бенуа. Прогулка короля. 1906. Бумага, гуашь, акварель, бронзовая и серебряная краски, графитный карандаш, тушь, кисть, перо

Неприязнь к академизму и передвижничеству оказалась тем немногим, что сплотило участников «Мира искусства». Все ратовали за новое в искусстве, но каждый понимал символизм и модерн по-своему, говорить о единой эстетике не приходится. Пересмотрев понятие гражданского долга и воспитательной миссии искусства, авторы журнала и художники поставили во главу угла Красоту, но понимали ее по-разному. Пассеизм Лансере соперничал с франкофильством Бенуа, резиденции Северной Венеции противостояли Версалю, Петр I — Людовику XIV. Пронизанный осенне-весенним ветром Петербург Остроумовой-Лебедевой не похож на Петербург Добужинского, у последнего это скорее затягивающий город постаревшего Раскольникова. Земляная Россия Серова не сопрягается с меланхоличной страной Левитана, портреты Бакста трудно представить себе рядом с портретами Сомова. И тем не менее это выглядит общим разговором в комнате, заполненной разными людьми с несхожими голосами, где современностью оказываются скорее XVIII и начало XIX века, чем газетные новости.

Мстислав Добужинский. Человек в очках. 1905–1906. Бумага, акварель, белила, уголь, графитный карандаш
Анна Остроумова-Лебедева. Весенний мотив. 1904. Бумага, ксилография
Мстислав Добужинский. Человек в очках. 1905–1906. Бумага, акварель, белила, уголь, графитный карандаш
Анна Остроумова-Лебедева. Весенний мотив. 1904. Бумага, ксилография

Летом 1903 года Дягилев обдумывает новый журнал, который сменил бы старый, тем более что очевидно отдалялись и удалялись Мережковский и Гиппиус, увлекая за собой и Философова. Дягилев видел редактором беллетристического отдела Чехова, сам он занимался бы «общим наблюдением» и современными пластическими искусствами, Бенуа — искусством старинным, Мережковский — критикой, Философов — театром. Но Чехов отказался и ответил, что лишь Дягилев должен редактировать «Мир искусства».

Все было за такое решение, ведь успешным проект считали не только российские, но и европейские интеллектуалы. Журналом заинтересовался Рильке, называвший Дягилева «великолепным знатоком и самым влиятельным глашатаем современного русского искусства». Поэт просил Бенуа высылать ему номера, предлагая свои услуги как агента по продвижению журнала в Германии: «Я очень хотел бы прочесть эссе господина Мережковского о Толстом и Достоевском — поэтому не будете ли Вы столь добры проследить, чтобы и более ранние выпуски были мне так же высланы. Знакомство с “Миром искусства” чрезвычайно ценно не только для меня, но и для всех моих здешних друзей-художников; в свою очередь, я смогу, до известной степени, отблагодарить журнал за его любезность тем, что от случая к случаю буду писать об его достоинствах в доступных мне немецких периодических изданиях, обсуждая содержащиеся в нем статьи».

Александр Бенуа. Фантазия на Версальскую тему. 1906. Бумага, гуашь, графитный карандаш, тушь, перо
Александр Бенуа. Фантазия на Версальскую тему. 1906. Бумага, гуашь, графитный карандаш, тушь, перо

Не все участники объединения «Мир искусства», появившегося в 1899 году, после выхода первого номера сотрудничали с журналом, не все сотрудники редакции имели отношение к работе художественной группы, хотя все знали друг друга. В феврале 1903-го мирискусники и московские «36 художников» объединились в «Союз русских художников». Это не помешало Дягилеву три года спустя провести новую выставку «Мира искусства» (так он продемонстрировал права на бренд), а последний номер журнала выпустить в январе 1905-го — он был датирован 1904-м. Причиной закрытия стал не только кризис внутри редакции, но и отсутствие финансирования.

Иногда лучше раньше, чем позже. Для новых поколений «Мир искусства» Дягилева и Бенуа не успел стать тем, чем оказались для него самого передвижники и Академия художеств, — источником раздражения и отторжения. Он на глазах превратился в миф, большинство героев которого были не просто еще живы, но и готовы на новые подвиги.

***

Выставка «Александр Бенуа и его "Мир искусства"» проходит в Третьяковской галерее до 19 сентября 2021 года.


Обложка: Александр Бенуа. Купальня маркизы. 1906. Картон, темпера, гуашь, графитный карандаш, фиксатив © Государственная Третьяковская галерея

Превью: Александр Бенуа. Итальянская комедия. Любовная записка. 1905. Бумага, гуашь, акварель, тушь, кисть © Государственная Третьяковская галерея