Онлайн-лекция
Архив

Человек. История. Память. Идея воскрешающей памяти в русском философском и художественном космизме: от Николая Федорова до Василия Чекрыгина

В русском философском и художественном космизме память выступает как основа антропологии, «самостоянья человека», как сила, противостоящая небытию, устремленная к собиранию мира, к преодолению смерти и небратства. Философы-космисты Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский, П.А. Флоренский, В.Н. Муравьев развивали идею антиэнтропийной сущности жизни и культуры, памяти и творчества, видели в памяти орудие Логоса, противостоящего хаосу, «истину-алетейю», сопротивляющуюся «силе всепожирающего времени». Соединяя представление о памяти с представлением о Боге как «всесовершенной и абсолютной памяти», они подчеркивали необходимость устремить навстречу «вечной памяти» Божией усилие человеческой памяти.

Н.Ф. Федоров утверждал, что конечной целью сохранения и восстановления памяти о прошедшем и людях прошедшего является «всеобщее воскрешение», которое должно стать общим делом живущих, объединяя все сферы знания и человеческой практики. Его идею жизнетворческого, воскрешающего искусства будущего подхватил художник Василий Чекрыгин, в начале 1920-х годов замысливший проект росписи Собора Воскрешающего Музея, центром которого должна была стать фреска.

На превью: Чекрыгин В.Н. (1897-1922). Многофигурная композиция. Фрагмент. 1921. Из цикла «Воскрешение мёртвых». Бумага, прессованный уголь. Дар В.В. Чекрыгиной, вдовы художника. 1923

30.05.2023 19:00:00 – 30.05.2023 20:00:00
1ч. 30 мин.

Стоимость

350 ₽

входит в цикл
Человек. История. Память.
Проект-исследование Третьяковской галереи «In Memoriam. Остановленное время» посвящен важно ... Подробнее