1
Члены Товарищества передвижных художественных выставок Слева направо стоят: Г.Г. Мясоедов, К.А. Савицкий, В.Д. Поленов, Е.Е. Волков, В.И. Суриков, И.И. Шишкин, Н.А. Ярошенко, П.А. Брюллов, А.К. Беггров; сидят: С.Н. Аммосов, А.А. Киселёв, Н.В. Неврев, В.Е. Маковский, А.Д. Литовченко, И.М. Прянишников, К.В. Лемох, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, П.А. Ивачев (сопровождающий выставок ТПХВ), Н.Е. Маковский Фотография М.М. Панова. 1885.
Государственная Третьяковская галерея
Датой основания Товарищества передвижных художественных выставок считается 2 ноября 1870 года, когда был утвержден Устав объединения, разработанный по проекту Григория Мясоедова. В Уставе были закреплены основные положения, регламентирующие деятельность Товарищества, его состав, руководство и управление кассой. В Уставе были определены и главные цели Товарищества — знакомство жителей провинции с русским искусством, “развитие любви к искусству в обществе”, а также продажа произведений членов товарищества.
2
Экспозиция 12 й выставки Товарищества передвижных художественных выставок с картиной И.Е. Репина «Не ждали» (1884–1888, ГТГ). Фотография. 1884.
Государственный Русский музей
Картины, предоставляемые на передвижные выставки, не должны были показываться ранее публично, — такое требование было записано в 5 параграфе Устава. Художники обязаны были создавать произведения специально для выставок Товарищества. Невыполнение этого условия оборачивалось лишением членства в объединении.
3
Николай Загорский. Среда сезона 1891–1892 годов. 1892. Бумага, тушь, белила, графитный карандаш. Слева направо изображены: Н.П. Загорский, А.Н. Шильдер, М.П. Клодт, Е.Е. Волков, И.И. Шишкин, В.Д. Поленов (?), А.К. Беггров, А.И. Куинджи, П.А. Брюллов, Н.А. Ярошенко, Г.Г. Мясоедов.
Государственный Русский музей
Главным органом, определяющим стратегию и тактику Товарищества, было Общее собрание. Собрание принимало новых членов ТПХВ путем голосования — баллотировки. До получения статуса члена Товарищества приглашенные художники принимали участие в выставках в качестве экспонентов.
4
Владимир Берг. На выставке. 1883 Папье пелле, литография, тушь.
Государственная Третьяковская галерея
1-я передвижная выставка открылась 29 ноября 1871 года в залах Императорской академии художеств в Петербурге. 24 апреля 1872 года выставка переехала в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. После показа в столицах экспозицию привезли в Киев и Харьков. Всего выставку посетили 29 503 человека.
Посетители платили за вход на 1-ю передвижную выставку 1 рубль по понедельникам и 20 копеек в остальные дни. Такая стоимость билета была доступна всем желающим. Для сравнения, номер газеты “Нива” стоил 15 копеек, маляр зарабатывал в день 80 копеек, а чернорабочий — 63 копейки. В 1878 году плату повысили до 30 копеек, а к 1905‑му плата за вход составила 50 копеек. При этом Товарищество учитывало потребности учащихся: для них цена была ниже, проводились дни бесплатного посещения.
Посетители платили за вход на 1-ю передвижную выставку 1 рубль по понедельникам и 20 копеек в остальные дни. Такая стоимость билета была доступна всем желающим. Для сравнения, номер газеты “Нива” стоил 15 копеек, маляр зарабатывал в день 80 копеек, а чернорабочий — 63 копейки. В 1878 году плату повысили до 30 копеек, а к 1905‑му плата за вход составила 50 копеек. При этом Товарищество учитывало потребности учащихся: для них цена была ниже, проводились дни бесплатного посещения.
5
Зал Академии художеств во время 2 й передвижной выставки. 1873 Гравюра К. Вейермана по рисунку Г. Бролинга Иллюстрация в журнале «Всемирная иллюстрация» (1873. № 8. С. 9).
Государственная Третьяковская галерея
За свою более чем полувековую историю Товарищество организовало 48 передвижных выставок, в которых приняли участие более 500 художников и более 10000 картин.
6
Валентин Серов. Репин и XXX передвижная выставка. 1903. Карикатура. Бумага, графитный карандаш.
Государственная Третьяковская галерея
Следуя закрепленному в Уставе принципу «доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством», передвижники организовали 308 экспозиций в 18 городах — от столичных Петербурга и Москвы до Нижнего Новгорода, Казани, Киева, Харькова, Одессы, Варшавы, Праги и других.
7
Обложка журнала «Будильник» (1886. № 18)
Государственная Третьяковская галерея
В состав Товарищества в разные годы входили выдающиеся мастера пейзажа, портрета, бытового и исторического жанра: Василий Перов, Иван Крамской, Илья Репин, Василий Суриков, Архип Куинджи, Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Василий Поленов, Исаак Левитан, Виктор Васнецов, Иван Прянишников, Николай Ярошенко и другие.
8
Илья Репин. Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года. 1885.
Государственная Третьяковская галерея
Рекорд по посещаемости был поставлен на 13-й передвижной выставке, прошедшей в 1885-1886 годы, — ее посетили 75986 человек. Одной из причин такого ажиотажа стала шокирующая картина Ильи Репина “Иван Грозный и сын его Иван”. 1 апреля 1885 года на показ полотна был наложен цензурный запрет. Сцена убийства была изображена слишком натуралистично, так что от вида крови некоторые дамы падали в обморок перед полотном. К тому же многие усмотрели в картине параллель с современными событиями, в частности с казнью народовольцев. Картину перенесли в закрытое помещение в доме Павла Третьякова, который приобрел ее до выставки. Запрет был снят через три месяца. После скандала с картиной Репина была учреждена цензура художественных выставок, которой с этого момента подвергались и выставки передвижников.
9
Василий Суриков. Покорение Сибири Ермаком. 1895. Холст, масло.
Государственный Русский музей
Самой дорогой картиной, проданной на передвижных выставках к 1895 году, стала картина Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком». Впервые полотно было показано на 23-й передвижной выставке. Картину сначала хотел купить за 30 тысяч рублей Павел Третьяков, но в итоге ее приобрел Николай II, заявивший, что «эта картина должна быть национальной и быть в национальном музее». Император заплатил 40 тысяч рублей за картину, ставшую экспонатом Русского музея Императора Александра III (ныне Государственный Русский музей).
10
Илья Репин. Портрет П.М. Третьякова. 1883. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея
Коллекционер и меценат Павел Михайлович Третьяков приобрел с передвижных выставок чуть более 400 картин. Лучшие произведения передвижников составили основу коллекции Третьяковской галереи.
Статья написана по материалам каталога выставки “Передвижники”. Передвижники / Гос. Третьяковская галерея. М., 2024