31 декабря 2019

10 картин Истомина, которые нужно знать Москов­ские окна, Вхутемас и Лидочка

Один из самых значимых среди забытых художников 30-х годов Константин Николаевич Истомин (1887–1942) свою профессиональную жизнь посвятил преподавательской деятельности. Выставка «Константин Истомин. Цвет в окне» в Инженерном корпусе Третьяковской галереи впервые представила творчество художника в практически полном объеме. Точность и лаконизм композиционных решений, изысканность и экспрессивная выразительность цветовой гаммы — главные особенности живописи Истомина, мастера европейской культурной традиции, создавшего собственный стиль и повлиявшего на развитие отечественного искусства ХХ века.

1. У распахнутого окна

Константин Истомин. У распахнутого окна. 1920–1921. Эскиз композиции. Бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш.
Константин Истомин. У распахнутого окна. 1920–1921. Эскиз композиции. Бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш.

Константин Истомин был по преимуществу живописцем. Многие графические листы представляют собой поиски композиционных и цветовых решений, которые автор в конечном итоге планировал осуществить на холсте в технике масляной живописи. Не случайно подавляющее большинство его рисунков и акварелей очерчено: он строго отграничивает композицию от белого пространства листа, изображению следует заполнять всю поверхность, оно должно быть доведено до края изобразительного поля, как это происходит в живописи.

Один из примеров таких вариаций на тему будущей картины — цикл рисунков, созданных в Эривани (ныне Ереван) в 1920–1921 годы, куда Истомин был отправлен в качестве первого секретаря дипломатической миссии Бориса Леграна в составе полномочного представительства РСФСР в Армении. На нескольких десятках листов художник изобразил армянский дом с террасами, огромными окнами, лестницей с коваными перилами, ведущей на второй этаж. Для Истомина характерна тесная связь с натурой: одни и те же предметы и детали обстановки, виды из окон он изображает в самых разных комбинациях и ракурсах, будто поворачивает воображаемую трёхмерную модель будущей картины. Колорит всех работ серии, в том числе «Распахнутого окна», связан с недавними опытами Истомина в области театра, созданными под влиянием авангардистов, в первую очередь Георгия Якулова.

2. Пейзаж. 1920-е

Константин Истомин. Пейзаж. 1920-е. Бумага, тушь, кисть, графитный карандаш.
Константин Истомин. Пейзаж. 1920-е. Бумага, тушь, кисть, графитный карандаш.

К 1920-м годам относится ряд рисунков Истомина тушью, на которых легко узнать широкие поля по берегам Истры в подмосковном селе Павловская слобода. Динамичность и даже некоторый драматизм этим работам придают быстрые удары кистью, контрасты между сильно затенёнными и освещёнными плоскостями, диагонали убегающих к горизонту борозд на пашнях, нервный ритм древесных ветвей. Все это вместе с характерной штриховкой, извивающимися линиями рисунка, своеобразными подвижными силуэтами персонажей указывает на связь с графическими работами Винсента Ван Гога, чьим творчеством Истомин интересовался на протяжении многих лет и чью выставку видел ещё в 1908 году в Мюнхене, будучи студентом частной академии Шимона Холлоши.

В Павловской слободе жили родственники Константина Истомина. Художник снимал для них дом и частенько наведывался их проведать, а также поработать на природе над пейзажами и сценами сельской жизни. Женская фигура, отодвинутая в глубину изображения в «Пейзаже», возможно, мать художника Елизавета Ивановна. 

Помимо «Пейзажа» в той же стилистике, отсылающей к экспрессивным штудиям Ван Гога, выполнены тушевые рисунки «За сортировкой овощей», «Уборка капусты», «Пастушка», «Огороды», «Портрет матери художника с кошкой на коленях». Помимо работ голландского гения, в них нетрудно обнаружить более близкие связи творчества Истомина с блестящими русскими рисовальщиками — Петром Митуричем и Львом Бруни, которые в 1923 году переехали из Петрограда в Москву и преподавали во Вхутемасе рядом с Истоминым.

3. Зимний пейзаж. Московский переулок

Константин Истомин. Зимний пейзаж. Московский переулок. 1926.
Константин Истомин. Зимний пейзаж. Московский переулок. 1926.

Зимний вид на крыши московских домов был написан из окна комнаты-мастерской, которую Константин Истомин как профессор живописи и декан основного отделения Вхутемаса получил в доме Юшкова — № 21/8 по Мясницкой улице. В корпусах этого легендарного дома жили преподаватели и студенты, ходили друг к другу в гости, беседовали об искусстве, смотрели и обсуждали работы. Здесь жили Александр Осмёркин, Роберт Фальк, Надежда Удальцова и Александр Древин, Александр Родченко и Варвара Степанова, Владимир Фаворский, Александр Лабас, Владимир Татлин и многие другие художники.

«Зимний пейзаж», написанный с использованием холодных оттенков голубого, охристого и розоватого, точно передаёт ощущение морозного московского дня. Вертикали зданий, труб, шпилей, окон задают строгую ритмику, а клубы поднимающегося зимнего пара придают композиции лёгкость. В этой работе можно увидеть интерес Истомина к французской импрессионистической живописи, особенно к открытиям Клода Моне, связанным с передачей света и воздушной среды. С 1924 года Истомин входил в художественное объединение «4 искусства». Участники этого объединения стремились к высокому профессиональному мастерству и особое внимание уделяли французской школе живописи. «Зимний пейзаж» экспонировался на выставке общества в 1926 году, а в 1928-м приобретён Третьяковской галереей. Эта работа стала первой работой художника в собрании музея.

4. Зима (Надя)

Константин Истомин. Зима (Надя). 1928.
Константин Истомин. Зима (Надя). 1928.

Константин Истомин часто изображал свою комнату, располагая фигуры на фоне окна, в контражуре — против света, льющегося извне, что придавало произведениям цельность и монолитность. Елена Орловская, ученица Истомина, отмечала, что он «всегда стремился писать свет: воздействие света на цвет, существование предмета в световом пространстве и само световое пространство как цель изображения»1. Задачу изобразить свет ставили перед собой многие художники того времени. Пристальное внимание к передаче света можно обнаружить и у Шимона Холлоши, учителя Истомина в Мюнхене, и у участников объединений «Маковец» и «4 искусства», то есть того круга мастеров, к которому принадлежал Истомин. Работая над портретом, он зачастую не изображает лица человека, не прописывает кистей рук, показывая их словно тающими в пространстве, сливающимися с предметами. Эскизность изображения объясняется тем, что своей главной задачей живописец видит поиск целостного образа, а потому дробность деталей не способствует его поискам. Моделями Истомину часто служили друзья и ученики. В «Зиме» изображена Надежда Розенберг-Эльконина, ученица Истомина. На сидящей в задумчивой позе у окна — платье тёмно-красного цвета и светло-салатовая кофточка; на столе — жёлто-оранжевый букет с изумрудной листвой. Эта насыщенная палитра дополнительных цветов звучит в центре картины как аккорд между тёмно-коричневыми вертикалями предметов на первом и заднем планах — подрамником в нижнем левом углу и рам окна. Живописец создаёт сложные цветовые переклички между нежно-розоватыми и серебристыми оттенками прозрачного зимнего пейзажа за окном и бликами в интерьере, подчёркнутыми тёмно-зелёной поверхностью стены. Умение Истомина правильно выстроить сложный цветовой ритм придаёт динамику внутреннему пространству картины; художник добивается необычайной звучности цвета в тени комнаты и вместе с тем создаёт лирический образ девушки.

1. Орловская Е. Н. Страницы об Истомине // Художник, судьба и Великий перелом. Сост. В. Костин, Т. Рейн. М: Пальмира, 2000. С. 124

5. Лето

Константин Истомин. Лето. 1931.
Константин Истомин. Лето. 1931.

Для картины «Лето» Истомину позировали его ученица Галина Каминская и художник Константин Зефиров, друг юности, с которым они вместе учились в художественной студии Егора Шрейдера в Харькове, а затем у Шимона Холлоши в Мюнхене. Константин Николаевич изобразил пару в своей комнате у окна. Слева от балконной двери полка с книгами: Истомин читал древнегреческих и латинских авторов, труды по философии и истории искусства. Рядом станок с гипсовой головой, повсюду расставлены подрамники с холстами — перед зрителем мастерская художника, где он работал и принимал гостей и учеников. Елена Орловская вспоминала, что Истомин «написал эту вещь очень быстро, чтобы не отнимать времени у Гали и Зефирова»2, и считал картину удавшейся. Контрастное цветовое решение определяет художественный строй произведения. Коралловый оттенок скатерти сообщает динамику центру произведения, при этом тёмные фигуры сдерживают «натиск» красного. Мужчина и женщина погружены в чтение на фоне безмятежного пейзажа за окном. Дневной белый свет, исполненный невероятной силы, заполняет комнату, рассыпается бликами и выбеливает обычно тёмно-зелёные стены жилища Истомина. Энергия, которая исходит от картины, рождается в результате этой напряжённой борьбы линий, цвета и света, — живописец называл такой метод художественной диалектикой и считал его одним из ключевых в своём творчестве. В картине «Лето» виден интерес Истомина к творчеству Матисса и… к древнерусской живописи: выразительность и пространственные свойства красного цвета напоминают о русской иконе. Орловская вспоминала, что «рассматривая как-то икону Георгия Победоносца, Константин Николаевич сказал: “Какая звонкая вещь! Красный плащ звучит, как фанфары”»3. В начале 1930-х Истомин вёл поиски нового художественного языка, получившие своё продолжение в картине «Вузовки».

2. Орловская // Художник, судьба и великий перелом. С. 108

3. Орловская Е.Н. Страницы воспоминаний о К.Н. Истомине // Архив Курской областной картинной галереи им. А.А. Дейнеки. Л. 36.

6. Читающая женщина

Константин Истомин. Читающая женщина. 1931.
Константин Истомин. Читающая женщина. 1931.

Читающей изображена Лидочка Короткова, любимая натурщица Истомина, которую он рисовал и писал на протяжении нескольких лет начиная с 1929 года. Лидочка не была профессиональной натурщицей, в прошлом она танцевала в варьете, но, неудачно упав, получила травму позвоночника, и ей пришлось оставить сцену. Она была высокой, грациозной, её щеки заливал яркий румянец. Константин Николаевич «был исключительно предупредителен и внимателен к Лидочке. Во всём его поведении по отношению к ней проглядывала восхищённая благодарность, возникающая у художника к модели, которая ему нравится. Истомин вообще, и в институте тоже, был подчёркнуто вежлив и корректен с натурщицами. Он как бы приобщал их к серьёзности происходящего, делая их участницами творчества»4. Мотив читающей фигуры часто встречается в произведениях модерниста Истомина: его герои, как правило, замкнуты в своём мире, погружены в чтение. Этот приём помогает избежать необходимости искать «тему» и позволяет сосредоточиться на решении художественных задач. На стенах комнаты Истомина были репродукции Ван Гога, Веласкеса или — как в этом произведении — «Ночного дозора» Рембрандта. Включая их в композиции собственных картин, он отдавал дань уважения любимым мастерам.

4. (Орловская Е. Н. Страницы воспоминаний о К. Н. Истомине // О. Гощанская. Константин Истомин. «Вузовки». М.: Государственная Третьяковская галерея, 2019. С. 24)

7. Вузовки

Константин Истомин. Вузовки. 1933.
Константин Истомин. Вузовки. 1933.

Картина «Вузовки» увенчала художественные поиски Истомина и стала самой известной его картиной. В ней мастер сумел ярко и искренне запечатлеть свою эпоху. По сути, этой работой он завершил цикл интерьерных композиций, созданных в комнате-мастерской в доме на Мясницкой. Для «Вузовок» живописцу позировала его любимая натурщица Лидочка Короткова, сразу для обеих девушек. Первоначально Истомин назвал картину «Сёстры». Во время подготовки выставки в Третьяковской галерее с помощью рентгенограммы и съёмки в инфракрасном спектре удалось обнаружить первоначальную композицию, скрытую более поздними авторскими записями. На ней изображены две женщины среднего возраста, а не юные студентки, благодаря которым полотно получило название «Вузовки». Вполне вероятно, что сначала художнику позировали его мать, Елизавета Ивановна, и тётя, родная сестра матери, обе часто гостили у Истомина в квартире на Мясницкой улице. Предположение о таком первоначальном сюжете объясняет причину появления названия «Сёстры», также называется сохранившийся эскиз произведения (1929), ныне хранящийся в Государственном Русском музее. Но почему автор решил внести изменения в картину? Возможно, дело в том, что в 1920–1930-е остро стояла проблема создания образа «нового человека» и от художников требовали её решения. Вполне вероятно, Истомин сменил моделей и название работы на «актуальные», чтобы открыть полотну путь на выставки. Образ представителей нового поколения — студенток, стремящихся к знаниям для построения будущего, — получился очень убедительным, тем более что ему, профессору живописи, жизнь студенчества была знакома не понаслышке. Картину приняли на выставку «Художники РСФСР за 15 лет», открывшуюся 27 июня 1933 года в Москве в залах Исторического музея, она получила положительные отзывы в прессе и была приобретена Третьяковской галереей.

8. Сидящая обнаженная (Лидия)

Сидящая обнаженная (Лидия). Конец 1920-х – начало 1930-х. Бумага верже с водяными знаками (Ingres), акварель, графитный карандаш.
Сидящая обнаженная (Лидия). Конец 1920-х – начало 1930-х. Бумага верже с водяными знаками (Ingres), акварель, графитный карандаш.

Образы Лидочки Коротковой, любимой натурщицы Истомина, выходят за рамки утилитарного натурного рисования — к ней вполне применимо громкое слово «муза», поскольку, как правило, именно Лидочка изображена на многих холстах начала 1930-х годов — времени расцвета живописного творчества художника.

Сценическое прошлое Лидочки придавало естественность и свободу её движениям, пластичность и изящество позам. После травмы она не могла долго стоять, поэтому там, где художнику требовалось большое количество сеансов, она позировала сидя или лежа, реже — опираясь на что-нибудь.

Графические изображения Лидочки не были подготовительным материалом к живописным работам — это самостоятельные произведения, выполненные за один сеанс. На каждом из них модель играет роль — танцовщицы или эффектной натурщицы, которая раскованно и непринужденно позирует в мастерской. Этот богемный образ идеально соответствовал мечте Истомина о творчестве художника — мечте, вдохновлённой воспоминаниями юности, картинами из московских собраний Сергея Ивановича Щукина и Ивана Абрамовича Морозова и так разительно отличавшейся от требований к советским живописцам 1930-х.

9. У поселка Жуковка

«У поселка Жуковка». 1934. Бумага верже с водяными знаками (Ingres), акварель, графитный карандаш.
«У поселка Жуковка». 1934. Бумага верже с водяными знаками (Ingres), акварель, графитный карандаш.

Тема античности всегда была важна для Истомина (и особенно в поздний период его творчества). Ещё в 1911 году во время путешествия в Италию, куда Истомин отправился через Турцию и Грецию, фрески Помпей открыли ему глаза на живопись. Глубоко материалистичное и оптимистичное, по выражению самого художника, античное искусство всегда оставалось недосягаемым образцом. Многолетняя работа в Крыму в деревне Козы на творческой даче Московского полиграфического института, куда Истомин выезжал на летнюю практику со студентами, была окрашена мыслями о древности этих мест, их культурной памяти, перед которой недопустима фальшь. Воспоминание о «радостном искусстве античности» присутствует в карандашных рисунках берегов Чёрного моря и лёгких прозрачных акварелях бухт, заливов, летучей жизни облаков, смены закатов, восходов. В них нет никакой стилизации в античном вкусе — воспринят лишь принцип простоты и чуткого наблюдения природы. Истоминские акварели с видами Крыма и живописные работы на ту же тему очень близки друг другу.

10 На Кавказской новостройке

Константин Истомин. На Кавказской новостройке. 1937. Эскиз панно для Курского вокзала в Москве.
Константин Истомин. На Кавказской новостройке. 1937. Эскиз панно для Курского вокзала в Москве.

Работа Истомина в области монументальной живописи известна фрагментарно. Так, в 1912 году вместе с выпускниками академии Холлоши Владимиром Фаворским, Николаем Розенфельдом и Кароем Кишем он выполнял заказ на росписи в доме Шервуда в Москве, однако панно «Аполлон» не было завершено, поскольку Константина Николаевича призвали на военную службу.

Графические эскизы «В яслях» и «Дети на берегу», исполненные цветными карандашами в 1930-е, по-видимому, представляют собой замыслы панно для детских учреждений и близки росписям Льва Бруни в Музее охраны материнства и младенчества (1932–1933, не сохранились).

В 1939 году Истомин совместно со своим учеником, последователем и другом Леонидом Казениным оформлял интерьеры в павильоне «Поволжье», в составе бригады художников работал над диорамой «Киргизия» на основе фотоматериалов для Главного павильона Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1938–1939).

В 1937 году Истомин работал над росписями для Курского вокзала. На двух панно с полуциркульным завершением — «В кавказском ауле», «На кавказской новостройке» — изображены виды Кавказа. В качестве материала он использовал пейзажи, созданные во время поездки на территорию Северо-Кавказского края в 1928 году, виды аула Учкулан в Карачаево-Черкесии и окрестных гор. Живописец добился высокого художественного результата, как и во всех случаях, когда не обращался к сочинению умозрительных многофигурных сюжетных композиций, а сохранял импульс натурного этюда, перерабатывая его в картину. Панно «На кавказской новостройке» чрезвычайно близко по живописи таким произведениям, как «Кавказский аул» и «Горы» (1928), — только оттенки красок, которыми написан пейзаж, стали богаче, а мазок сделался более мелким и дробным, во вкусе псевдоимпрессионистической живописи 1930-х годов.