22 мая 2023

10 произведений Виктора Васнецова, которые нужно знать

Виктор Васнецов сделал народный эпос современным, заново открыв его красоту и поэзию. Васнецов был не только создателем знаменитого сказочного цикла, но и автором реалистических полотен, мастером религиозной живописи, театральным художником. О широком диапазоне таланта живописца и его десяти важных произведениях для Лавруса рассказали научные сотрудники Музея Виктора Васнецова.

Нищие певцы

Виктор Васнецов. Нищие певцы. 1873. Холст, масло.
Виктор Васнецов. Нищие певцы. 1873. Холст, масло.
В искусство Виктор Михайлович вошел как реалист, мастер бытового жанра. Отмечая особую теплоту в изображении простых людей, художественные критики признавали его «одним из талантливейших рисовальщиков народных сцен».

Сюжет для задуманной картины Васнецов подметил в родном крае во время пребывания в Вятке в 1871–1872 годах, сделав перерыв в учебе в Императорской Академии художеств: «Намерен я остаться на целый год для поправления своего здоровья». В то время, студентом, он много работал с натуры, обнаруживая свою «замечательную способность схватывать народные типы».

В «Нищих певцах» художник представил типичную для русского провинциального мира сцену: осенним днем, в престольный праздник у церковной ограды собрался люд послушать «пропевы» нищих певцов. На селе ярмарка. Созданные Васнецовым типы жизненны и правдивы: матушка-дьяконица с просфорой замерла в немом молчании, а «под губами поющего» присел и дьяк — слушает; рука молодого мужика тянется в суму за денежкой — отказать в милостыне грех. Обращают на себя внимание жесты и позы собравшихся, все глубоко продумано и прочувствовано: руки сидящего седовласого старика, голые грубые ступни слепца. Таких странствующих «божьих» людей — калик перехожих — видел Виктор с братьями еще в детстве. В подобных «ватагах», как в самом явлении нищенского, подвижнического образа жизни, — богатое, ценное духовное наследие «глубочайшей славяно-русской древности».

С квартиры на квартиру

Виктор Васнецов. С квартиры на квартиру. 1876. Холст, масло.
Виктор Васнецов. С квартиры на квартиру. 1876. Холст, масло.
Васнецовские «жанры» поддерживали ту идейную и живописно-пластическую традицию, которая лежала в основе русской реалистической картины 1860–1870-х годов. За типами, характерами Виктор Михайлович наблюдал еще в детские и юношеские годы, когда «жил в селе среди мужиков и баб и любил их не “народнически”, а попросту, как своих друзей и приятелей».

Картина «С квартиры на квартиру» относится к петербургскому периоду творчества художника. По гравюре 1871 года известен вариант одноименной работы. Местонахождение его неизвестно, и судить о нем можно только по воспроизведениям и отзывам критиков. Так, автор статьи в журнале «Всемирная иллюстрация» писал: «Мы видели картину с этими двумя персонажами, но с другим фоном. Мысли художника изменились: вместо полумрака пустынной улицы, в которой на фоне стареньких потемневших домиков рисовалась чета этих двух старых друзей, они теперь представлены на льду Невы, перед крепостью».

Картина, приобретенная Павлом Михайловичем Третьяковым, в 1876 году была показана на V выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Одни сочли стариков за карикатуру, другие отмечали эмоциональную выразительность, от которой «сердце тоскливо сжимается». Замечательную оценку картине дал Игорь Грабарь, отмечая у Васнецова-реалиста дар психолога и бытописателя: «…картина по силе чувства — ровня самым сильным произведениям Перова и вызывает в памяти скорбь “Бедных людей” Достоевского».

Аленушка

Виктор Васнецов. Аленушка. 1881. Холст, масло.
Виктор Васнецов. Аленушка. 1881. Холст, масло.
«Аленушка» — одно из самых проникновенных и поэтичных произведений в творчестве Виктора Васнецова. В образе девушки, сидящей на камне на краю черного омута, выразилась истинно русская печаль, а изображенная увядающая осенняя природа словно вторит настроению героини.

По своему замыслу эта работа стоит в стороне от былинно-сказочных картин. На выставке Товарищества передвижных художественных выставок 1881 года полотно значилось как «Аленушка (Дурочка)», то есть без указания конкретного сказочного сюжета в названии.

Игорь Грабарь, анализируя творческий путь Васнецова, писал: «...он создает свой шедевр — “Аленушку”, не то жанр, не то сказку, обаятельную лирическую поэму о чудесной русской девушке, одну из лучших картин русской школы».

Главным в «Аленушке» становится отражение чувств — глубокой тоски и невыразимой печали. Васнецов писал: «Не помню точно, когда впервые зародилась у меня “Аленушка”, как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах, что я прямо ахнул, когда встретился с нею. Каким-то особым русским духом веяло от нее!»

Васнецов работал над многочисленными этюдами к картине в Ахтырке неподалеку от Абрамцева. Местные пейзажи по сей день ничуть не изменились, а особенной достопримечательностью стал знаменитый «Аленушкин» пруд, послуживший художнику вдохновением.

Богатыри

Виктор Васнецов. Богатыри. 1881–1898. Холст, масло.
Виктор Васнецов. Богатыри. 1881–1898. Холст, масло.
Самая известная картина Виктора Васнецова «Богатыри» была закончена 23 апреля 1898 года. Уже в июне Павел Михайлович Третьяков приобрел ее для Городской художественной галереи. Она стала последним приобретением собирателя и заняла свое место в галерее за две недели до смерти Павла Михайловича.

В основе картины лежит не конкретный эпический сюжет, а образ всего русского богатырства. Художник изобразил трех знаменитых былинных героев — Добрыню Никитича, Илью Муромца и Алешу Поповича — как символы справедливости, мужества и несокрушимости отечества. Сам он так описывал сюжет: «Богатыри… примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»

Работа над картиной затянулась на долгие годы. От первого эскиза до последнего движения кисти прошло почти 30 лет. Первые рисунки на сюжет богатырской заставы художник выполнил еще в первой половине 1870-х годов во время обучения в Императорской Академии художеств. Он вернулся к замыслу в 1876 году во время заграничной поездки во Францию, однако основная работа началась лишь в начале 1880-х годов. В это время Васнецов стал постоянным гостем усадьбы мецената и строителя железных дорог Саввы Ивановича Мамонтова Абрамцево. Одновременно с пейзажными мотивами он искал типажи, которые послужили бы основой для богатырских образов. Художник старался не придумать, а увидеть их в лицах своих современников. Доподлинно известно, что прообразом Ильи Муромца стал крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, а в образе Алеши Поповича угадываются черты сына Саввы Ивановича — Андрея Мамонтова.

Снегурочка

Интерес к театрально-декорационному искусству появился у Виктора Васнецова благодаря Савве Ивановичу Мамонтову и Абрамцевскому кружку. В канун Рождества 1881 года в доме Мамонтова на Садовой-Спасской решено было поставить домашний спектакль по пьесе А.Н. Островского «Снегурочка» (спектакль был показан 6 января 1882 года). Декорации и эскизы костюмов к постановке писал Виктор Васнецов. Проникнувшись поэзией весенней сказки, он создал изумительную по своей гармонии галерею образов простодушных берендеев и их премудрого царя, для которого причина всех бедствий крылась в том, что сердца людей «охолодели», «исчезло в них служенье красоте». Действие сказки разворачивалось на фоне созданных им живописных декораций зимнего леса и Ярилиной долины, улицы слободки Берендеевки и волшебной палаты царя Берендея. Принимая активное участие в оформлении постановки, Васнецов неожиданно для себя самого стал еще и актером — по решению С.И. Мамонтова ему была отведена роль Деда Мороза. «Отказываться не полагалось, да как-то стыдно было. Ну, и играл Деда Мороза и играл не один раз! После Мороза-то с тех пор, конечно, на сцену ни ногой».

В 1885 году эскизы костюмов и декораций были переработаны Виктором Михайловичем к опере Н.А. Римского-Корсакова, поставленной на сцене Русской частной оперы Мамонтова в Москве. «Только человек, беззаветно влюбленный в родную старину, глубоко понимающий ее особенную своеобразную прелесть, мог снова открыть закон древнерусской красоты…» — писал о декорациях и костюмах к опере «Снегурочка» Александр Николаевич Бенуа.

Христос Вседержитель

Виктор Васнецов. Христос Вседержитель. Картон для росписи главного купола Владимирского собора в Киеве. Холст, масло.
Виктор Васнецов. Христос Вседержитель. Картон для росписи главного купола Владимирского собора в Киеве. Холст, масло.
Более четверти века, начиная с проектирования и оформления церкви во имя Нерукотворного образа Спасителя (1882), Виктор Михайлович Васнецов работал над украшением православных храмов. Наиболее значимой и известной стала его работа над росписями Владимирского собора в Киеве (1885–1896). Центральное место в религиозном творчестве мастера заняли образы Христа и Божией Матери.

Перед началом работы в соборе Васнецов совершил поездку по Италии. Он знакомился с мозаиками Равенны и Венеции, осматривал соборы Рима, Флоренции и Неаполя. По иллюстрированным изданиям изучал мозаики Палермо и Монреале. Из поездки художник привез большое количество фотографий, свидетельствующих о глубоком интересе к иконографии Христа. Понимая всю сложность стоящей перед ним задачи, Виктор Михайлович считал работу во Владимирском соборе «только началом попытки» изобразить Христа таким, каким он Его себе представлял. Однако именно во Владимирском соборе Виктору Михайловичу удалось найти основные черты лика Спасителя, которые во всех последующих его работах останутся практически без изменения.

За основу иконографии образа Христа Вседержителя в плафоне главного купола собора взят византийский прототип, близкий к мозаичным образам соборов Палермо и Монреале. Михаил Нестеров, путешествовавший по Италии в 1893 году, писал А.А. Турыгину о «замечательном “Христе”, послужившем прототипом для двух лучших изображений в русской школе — Христа Иванова (“Явление Мессии”) и Васнецова (во Владимирском соборе)». Сицилийские образы поразили Васнецова «особенным выражением духовной, божественной, творческой силы и сверхмирной любви». Вероятно, художника привлекла мягкость и глубокая человечность изображений: в образах Христа Вседержителя в соборах Чефалу, Палермо и Монреале нет уже того внутреннего духовного накала и внешней суровости, которым отличается образ Христа Вседержителя церкви Успения в Дафни. Васнецов еще более смягчает выражения глаз и лика, его образ отличается теплотой и реализмом изображения, и в то же время он не утрачивает своей божественной сущности.

Богоматерь с младенцем

Виктор Васнецов. Богоматерь с младенцем. 1889. Холст, масло.
Виктор Васнецов. Богоматерь с младенцем. 1889. Холст, масло.
Образ Богоматери с Младенцем — один из центральных образов в религиозном творчестве Виктора Михайловича Васнецова. Художник написал этот образ для иконостасов церкви Нерукотворного образа Спасителя в Абрамцеве, Владимирского собора в Киеве, выполнил картоны для мозаичных икон церкви Воскресения Христова (Спас на Крови) и храма-памятника Св. Александра Невского в Софии. Кроме того, им созданы картоны для мозаичных алтарных композиций Георгиевского собора в Гусь-Хрустальном, церкви Cв. Марии Магдалины в Дармштадте и собора Cв. Александра Невского в Варшаве. Но наиболее известным, принесшим Васнецову славу не только в России, но и за ее пределами, стал образ Богоматери с Младенцем, исполненный художником в апсиде алтарной стены Владимирского собора в Киеве.

Покорная Высшей воле, Богоматерь с Христом-Младенцем на руках, плавно ступая по облакам, несет Его на жертвенное служение миру. В глазах ее любовь и нежность соединены с глубокой печалью. Рассуждая об изображениях Богоматери в мировом искусстве, Васнецов выделил главные, на его взгляд, отличительные черты западного искусства от византийского и древнерусского. Гений западного искусства создал художественный «образ земной Матери Предвечного Младенца». Византийское искусство, а вслед за ним и русское «создало изображение Богоматери — Матери Господа Вышняго, Царицы Небесной, Заступницы усердной всего мира». Ее лик отличается от западных мадонн величественным и одновременно скорбно-сострадательным выражением. В своих поисках художник сделал попытку соединить в образе Богоматери с Младенцем на алтарной стене Владимирского собора земное и небесное.

Образ Богоматери, глубоко человечный и одновременно глубоко религиозный, производит сильное впечатление на входящих в собор. Павел Петрович Чистяков писал Виктору Михайловичу: «…лицо Вашей Божьей Матери вдумчивее, невинное, только с Рафаэлем и мыслимо!.. <…> Да, “Богоматери” Ваши монумент Вам уготовили».

Песнь о вещем Олеге

Виктор Васнецов. Песнь о вещем Олеге. «К столетию со дня рождения Пушкина. 26 мая 1899». 1899. Бумага, печать.
Виктор Васнецов. Песнь о вещем Олеге. «К столетию со дня рождения Пушкина. 26 мая 1899». 1899. Бумага, печать.
Книжной иллюстрацией Виктор Михайлович Васнецов начал заниматься в период обучения в Вятской духовной семинарии, продолжив эту работу в Петербурге и Москве. Глубоко чувствуя поэзию русского фольклора, Виктор Михайлович выражал ее в рисунках к народным пословицам и поговоркам, к сказкам и азбукам, издававшимся много раз большими тиражами. Он иллюстрировал произведения классической литературы — Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева.

«Песнь о вещем Олеге» — иллюстрированное В.М. Васнецовым издание, выпущенное Экспедицией заготовления государственных бумаг 26 мая 1899 года по распоряжению высочайше утвержденной при Императорской Академии наук комиссии к 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Виктор Михайлович с готовностью согласился на этот заказ, несмотря на большую занятость в связи с подготовкой к своей первой персональной выставке. «Очень рад, — писал он вице-президенту Академии художеств И.И. Толстому, — что буду работать при Вашем участии иллюстрации для праздника Пушкина…»

На страницах книги буквально оживают «преданья старины глубокой». Виктором Васнецовым были разработаны четыре рисунка: «Встреча с кудесником», «Прощание с конем», «На череп коня наступил», «Тризна», — логично связанные с содержанием литературного произведения. По замыслу художника книга не была сброшюрована. Удобно раскладываясь, она превращалась в длинную ленту, повествуя о трагической истории вещего Олега. Ориентируясь при оформлении издания на древнерусское искусство книжной графики, Васнецов исполнил традиционные для рукописных книг орнаментальные заставки, буквицы, концовку. Шрифт для книги был разработан художником В.Д. Замирайло и выполнен стилизованным древнерусским уставным письмом.

Художественное оформление «Песни…», выполненное Виктором Васнецовым, послужило толчком к возрождению и дальнейшему развитию национальных традиций в книжной графике. Книга была издана в технике хромолитографии.

Фасад Третьяковской галереи 1900

Виктор Васнецов. Первоначальный эскиз фасада Третьяковской галереи. 1900. Бумага, карандаш, акварель.
Виктор Васнецов. Первоначальный эскиз фасада Третьяковской галереи. 1900. Бумага, карандаш, акварель.
Проект фасада Третьяковской галереи был заказан Виктору Михайловичу Васнецову Советом Городской художественной галереи Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых в 1900 году в связи с необходимостью расширения экспозиционных площадей для постоянно пополняющейся коллекции произведений русского искусства. Было решено перестроить пустующий особняк Павла Третьякова и объединить его со зданием галереи единым фасадом.

Над этим заказом Виктор Михайлович работал в 1900–1901 годы. К тому моменту по проектам художника уже были построены несколько зданий: церковь во имя Спаса Нерукотворного в Абрамцеве (1882), собственный дом в Москве (1894) и особняк И.Е. Цветкова (1899–1901) на Пречистенской набережной. Объединяющее их национально-романтическое направление стиля модерн определило и характер будущей постройки.

В облике нового фасада галереи отразились стилевые поиски мастера. Художник обратился к традициям древнерусского зодчества. Главный вход галереи оформлен в виде трехчастного теремного крыльца. Его кровля окаймлена фигурной каменной кладкой и позолоченным подзором. Дубовые двери с резными узорами, множество зарешеченных окошек с полуциркульным завершением, декорированных резными колонками и наличниками, традиционное для русской архитектуры сочетание белого и красного цветов, орнаментальные мотивы придают зданию ярко выраженный национальный характер. Под самой крышей главного входа выложен фриз из ярких поливных изразцов с изображениями диковинных птиц, зверей и стилизованных цветов и ягод. Под ним старинной вязью высечена надпись, увековечивающая имена основателей галереи: «Московская Городская художественная галерея имени Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых. Основана П.М. Третьяковым в 1856 году и передана им в дар гор. Москве в 1892 году совместно с завещанным городу собранием С.М. Третьякова». Связывает композицию фасада устремленный ввысь барельеф с изображением Георгия Победоносца, являющегося гербом Москвы и также ставшего эмблемой галереи.

Устройство художественного фасада галереи Виктор Васнецов выполнял совместно с архитектором Василием Николаевичем Башкировым, который исполнял рабочие чертежи и технические шаблоны, а также наблюдал за его возведением. Изразцовый фриз был выполнен мастером Петром Кузьмичом Ваулиным в керамической мастерской Мамонтова, а барельеф «Георгий Победоносец» лепил мастер Марков из скульптурной мастерской В.И. Орлова. Фасад Третьяковской галереи был построен в 1902–1904 годы. Выполненный в соответствии с заказом Совета галереи в «русском характере», он стал визитной карточкой музея.

Спящая царевна

Виктор Васнецов. Спящая царевна. 1913–1917. Холст, масло.
Виктор Васнецов. Спящая царевна. 1913–1917. Холст, масло.
Картина «Спящая царевна» является частью живописного цикла «Поэма семи сказок», над которым Васнецов работал в течение двадцати пяти лет, с 1901 по 1926 год. В основе сюжета картины — сказка «Спящая царевна» Василия Жуковского, написанная под впечатлением распространенного в Европе бродячего сюжета о спящей красавице.

Васнецов работал над замыслом картины почти сорок лет. Изначально он предполагал воплощение этого сказочного сюжета на театральной сцене, о чем свидетельствует эскиз первой половины 1880-х годов, в композиции которого присутствует театральный занавес. Однако очень скоро художник отказался от этой идеи. Более тридцати лет он периодически возвращался к работе над композицией «Спящей царевны». Отойдя от текста сказки, Виктор Михайлович ввел в сюжетное повествование полотна дополнительные смыслы, соединив сказочный мотив с христианским. Непосредственно к работе над холстом Виктор Михайлович приступил лишь в 1913 году.

В центре композиции он поместил спящую на ложе царевну и ниже — уснувшую на «Голубиной книге» девочку-семилеточку, которая даже сквозь сон словно вникает в текст, запечатленный на страницах духовной книги:
У нас белый свет
от суда Божия,
солнце красное
от лица Божьего,
млад-светел месяц
от персей его,
звезды частые
ризы Божии,
ночи темные
думы Господни,
зори утрени
[очи Господни].
Поместив в центре композиции «Голубиную книгу», легендарный религиозный духовный текст, повествующий о Божественном происхождении мироздания, Васнецов стремился передать самую суть народной души в соединении народной фантазии с религиозным мировоззрением.