Татьяна Ермакова
искусствовед, заведующая отделом живописи первой половины XX века Государственной Третьяковской галереи
Почему Константин Истомин неизвестен широкой аудитории? Так сложилась его судьба — и судьбы многих художников его поколения. Есть такое понятие — «забытые художники 30-х годов»: репрессированные, погибшие на фронте или дожившие до старости, но никому не ведомые, словно несуществующие. Таков, например, Борис Голополосов, чья выставка прошла в этом году в Третьяковской галерее.
В 1920–1930-е Истомин был хорошо известен — и как художник, и как педагог. Среди преподавателей Вхутемаса он более других ориентирован на Европу, что имело большое значение для воспитания первого поколения советских художников. Учеба в Мюнхене в частной академии Холлоши, путешествие по Греции и Италии, знакомство с искусством старых мастеров и огромная — с юношеских лет — любовь к Ван Гогу сформировали творческий мир Истомина, которым он щедро делился со своими студентами. Именно близкие, доверительные отношения с учениками помогли после смерти художника в эвакуации во время Великой Отечественной сохранить память о нем и спасти его наследие.
Тогда же — в годы войны — наступило забвение. Оно было прервано лишь в самом начале 1960-х годов, когда друзья и ученики Истомина подготовили его первую персональную выставку. Эта выставка оказала огромное воздействие на поколение художников-шестидесятников и как бы возродившая фигуру Истомина в эпоху оттепели. Его искусство и биографию начали изучать, его работы стали реставрировать и передавать в музеи. Этот процесс продолжается и сегодня. Так, на нашей выставке впервые наравне с живописью представлена графика, которая до сих пор хранится в частных собраниях и недостаточно изучена.
Работая над выставкой, мы обнаружили, что не сохранилось ничего из ранних работ художника. Истомин предстает перед нами уже сложившимся мастером, профессором Вхутемаса. Это интригует и позволяет воображению достраивать неизвестные страницы его творческой биографии.
Истомин — художник, который всю жизнь был связан с молодежью и поэтому сам постоянно менялся и развивался. Его работы всегда несут в себе свежесть восприятия и чувство любви к изображаемому. И эти — очень ценные и редкие — качества в живописи единодушно отмечают сегодняшние зрители, открывая для себя удивительного тонкого искреннего живописца. Эти качества большого искусства не преходящи, а потому живопись Истомина всегда актуальна.
Моя встреча с творчеством Константина Истомина произошла на старших курсах университета, когда нашим преподавателем советского искусства и моим дипломным руководителем была Мюда Наумовна Яблонская. Именно в те годы она писала книгу и защищала диссертацию об Истомине. Мы все читали этот труд и, конечно же, хорошо знали Истомина. Я же писала диплом об Андрее Васнецове, который был знаком с работами Истомина и как художник многое унаследовал от него.
После института я пришла в Третьяковскую галерею — работала и до сих пор работаю хранителем. Переданные в 1980 году Комиссией по наследию работы Истомина поступили в мое хранение. Я всю жизнь имела дело с этими вещами. Его работы мы включили в состав выставки, посвященной художникам 1930-х годов, которая экспонировалась в галерее в 1990–2000-е. Там Истомин был одной из главных фигур.
А когда задумались о ретроспективе художника, поняли, что многие произведения надо реставрировать. На выставке, кстати, очень заметна разница между работами, прошедшими реставрацию и ждущими ее. Вот в Курском музее хранится прекрасный «Портрет девушки в голубом» (1932), но видно, как недостает этой картине жизни красок.
Мы подсчитали: на осмысление и подготовку выставки «Цвет в окне» ушло больше десяти лет. Впервые о ретроспективе Истомина задумались в 2008 году. Обсудили с коллегами, поставили в план, стало понятно, что нужна реставрация — это еще пять лет. А еще поиск финансирования… Так и прошло 10 лет.
Замечательная ранняя работа Истомина — женский портрет из Саратовского музея. Эта вещь очень тонко и точно сделана и я бы отметила её как одну из самых удачных.
О работе «Красный натюрморт» 1910 года из коллекции Дагестанского музея мы узнали незадолго до открытия, в процессе работы над выставкой "Авангард. Список № 1. К столетию МЖК", и оказалось, что самые ранние вещи Истомина сохранились в музейной коллекции Музея Живописной Культуры, куда были приобретены в 1919-20-м году. Это самое ранняя работа Истомина, представленная на выставке. Работа уже совершенно “истоминская”. Здесь совершенно такой же красный цвет, он также горит, как на висящей рядом картине "Мать и дитя". Эту работу стоит запомнить как самую раннюю, как исток, в котором прослеживается связь творчества Истомина с сезанистскими традициями.
Александра Струкова
кандидат искусствоведения, заведующая отделом графики ХХ века Государственной Третьяковской галереи, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, специалист по русскому искусству ХХ века, автор более 50 публикаций, посвященных живописи, графике и сценографии советского периода, в том числе монографии «Ленинградская пейзажная школа. 1930–1940-е годы»
Творчество художника можно как следует понять, только посмотрев его ретроспективу. Сегодня Константина Истомина нужно было показать хотя бы потому, что он очень хороший художник. В постоянной экспозиции искусства XX века Третьяковской галереи представлено несколько работ этого автора, но бо́льшая их часть недоступна зрителям — она в запасниках и частных собраниях, а чтобы оценить и осмыслить значение художника, важно видеть его творчество максимально полно.
Первый показ наследия Константина Истомина, чудом пережившего войну (в то время как сам мастер умер в 1942 году в эвакуации в Самарканде), произошел в начале 1960-х и сразу же вызвал большой интерес художников и искусствоведов, об этом немало писали. В выставочных залах МОСХ на Беговой представили работы, которые сохранил один из учеников и последователей Истомина, Леонид Казенин (фото из каталога). Большинство холстов Истомина не отправились вместе с художником в эвакуацию. Они остались в комнате-мастерской на Мясницкой в здании Вхутемаса и вскоре были выброшены новыми жильцами. К счастью, полотна забрали с помойки и передали в Московский художественный институт. Затем последовала довольно драматическая история в фондах Суриковки: когда после Великой Отечественной поднялась вторая волна борьбы с формализмом и ректором института был Модоров, работы Истомина пытались уничтожить. И все же в конце концов полотна художника вернули людям, чтившим его память. Благодаря этому стало возможно проводить выставки и распределить работы Истомина в фонды музеев. Все это довольно подробно изложено в каталоге выставки, в статье кураторов галереи «Ковчег», занимающейся наследием Истомина.
На первой же выставке Истомина в 1960-е на работы художника обратил внимание Павел Никонов (фото), о чем он сказал на открытии выставки в Инженерном корпусе Третьяковской галереи в октябре 2019 года. Необычное для своего времени искусство также привлекло Андрея Васнецова, в чьих камерных работах (фото из каталога) можно обнаружить параллели с некоторыми истоминскими произведениями. Для шестидесятников был важен этот интерес к живописи, к живописной культуре, попытка очистить картину от всего лишнего — от политики, литературности — и представить только пластическую идею, более тесно связанную с бытом, нежели с идеологией. У Истомина, хотя он всячески старался писать тематические картины, что было актуально для 1930-х годов, наиболее успешны те его работы, что представляли бытовые образы, натурщиц в интерьере. И как это ни странно, художникам 1960-х это близко, поскольку показывало «живую жизнь» и позволяло решать пластические задачи на холсте. И этот термин — «суровый стиль», придуманный позже Александром Каменским, — звучит в риторике Истомина. Потому что Истомин говорил, что много воспринял от Шимона Холлоши, который, в свою очередь, был суровым реалистом. Поэтому вполне можно сказать, что определенные истоки сурового стиля есть и в живописи Константина Истомина, так вдохновившего в 1960-е определенную часть художественного сообщества.
Конечно, по сравнению с 1960-ми живопись Константина Истомина сложнее: у него, во-первых, была связь с культурой начала ХХ века, он мог учиться и смотреть выставки на Западе, в крупных мировых музеях, а во-вторых — с русским авангардом, бόльшая живописная свобода. В советские годы этот горизонт сужался — многие художники были оторваны от Европы, а Истомин… Он успел получить этот опыт, и все, что он видел в Мюнхене, в Италии, да и в самой России, где художественная жизнь в начале 1920-х годов била ключом, сформировало его художественный вкус. И он, конечно, очень многообразный, очень качественный, хороший художник.
В самом факте открытия выставки «Цвет в окне» есть интрига, потому что все слышали об Истомине, но практически никто его длительное время не видел, а для людей, которые занимаются советским искусством, интересуются Вхутемасом, это очень любопытный момент. 2020-й — год столетия Вхутемаса, а Истомин — одна из главных фигур этого заведения. С начала 1920-х он работал во Вхутемасе: был деканом основного отделения (где все студенты учились вместе до начала третьего курса), потом он преподавал в Полиграфическом институте, наследовавшем Вхутемасу, позднее — в Московском государственном художественном институте. Институция трансформировалась, а он продолжал преподавать, писал тексты для студентов, ездил в Академию художеств в Ленинград обмениваться педагогическим опытом. Истомин — одна из ключевых фигур для истории Вхутемаса, важнейшего учебного заведения художественного образования 1920-х.
1920-е годы — время расцвета художественных объединений. Константин Истомин был участником двух из них: сначала общества «Маковец», затем — объединения «4 искусства». В последнем он долгое время был ученым секретарем, вел протоколы, разрабатывал программу общества. Для «4 искусств» характерно стремление отвлечься от главного в искусстве — темы и вернуться к изучению формальных моментов. В объединение входили московские, саратовские, армянские, ленинградские художники (например, Николай Тырса). Мастера «4 искусств» подчеркивали важность французской живописной культуры, и это заметно в их творчестве. Истомин, конечно, типичная для этого общества фигура. Исследованием «4 искусств» и работой над книгой об этом объединении сейчас занимается Наталья Львовна Адаскина. Она отмечает, что Истомин привлекал в «4 искусства» молодых выпускников Вхутемаса, например, Ефрема Давидовича (фото из каталога). Но в конце 1920-х художественные общества подверглись жесткой критике, а уже в 1932 году был образован Союз художников, и все остальные объединения прекратили существование. Возможно, Истомин разочаровался в «4 искусствах»: он успел побывать в Ассоциации художников революционной России (АХРР), что сегодня воспринимается весьма неоднозначно, хотя АХРР актуальна для своего времени. Истомин всегда стремился быть актуальным художником, стремился к контактам с молодежью. Он не был эскапистом, который бы закрывался в своей мастерской, не обращая внимания на окружающую действительность, — нет, такой позиции у него никогда не было. Напротив, он старался участвовать в контрактации, создавать тематические полотна, что у него порой получалось вполне интересно. Мне нравится его картина «На Каме» (1934) (фото). Для ее создания Истомин тщательно изучал натуру. Вообще работа с натурой была сильнейшей стороной его творчества. Он ездил на Каму, рисовал камские берега (сохранились очень хорошие акварели). И в этой живописной работе он соединил придуманную, скомпонованную сцену с рыбаками и пассажирами корабля с прекрасно выполненными берегами реки, живопись которых связана с натурными этюдами, — и в итоге получилось очень качественное произведение.
Я занималась выставкой как представитель отдела графики Третьяковской галереи и, надо сказать, получила удовольствие от работы с этим материалом. Конечно, Истомин меня всегда интриговал. В галерее «Ковчег», где собрано порядка полутора тысяч его графических листов, и я разбирала этот архив: просматривала и фотографировала графику. Галерея много работала с наследием Истомина. Кураторы «Ковчега» Игорь Чувилин и Сергей Сафонов разобрали работы по темам, поняли, что те списки графики, которые составил ученик художника Леонид Казенин, не всегда точны, и довольно-таки хорошо продвинулись в изучении Истомина, но многое еще только предстоит сделать. Например, я погрузилась в изучение работы Истомина в театре — эта тема почти не исследована. А ведь отдельные изображения костюмов подписаны как эскизы к спектаклю «Король Лир» (фото из каталога). Оказалось, что они созданы к спектаклю 1923–1924 годов, поставленному режиссером Борисом Сушкевичем в Первой студии МХАТ. Это была прозвучавшая работа, описанная критикой. Гораздо более загадочно начало театральной деятельности Истомина — когда он участвовал в работе Театра марионеток, петрушек и теней вместе с Владимиром Фаворским. Они ставили спектакль «Давид» (1918) на библейский сюжет. В Музее театра имени Образцова сохранилось несколько кукол работы Фаворского для этого спектакля. Известна также афиша, гравированная Фаворским, на которой изображены точно такие же, как в музее, куклы на фоне сочиненных Истоминым декораций. Участвовал Истомин и в создании спектакля «Арлекинада» в студии при Камерном театре, рисовал костюмы и декорации для оперы Верди «Дон Карлос» — театр занимал довольно много места в его творчестве. Я написала статью для сборника «Третьяковские чтения» на эту тему, и в итоге многие театральные работы Истомина — его эскизы костюмов — были закуплены у наследников Леонида Казенина Театральным музеем имени А. А. Бахрушина. Изучение наследия Константина Истомина продвинулось, и эти вещи адресно попали в Театральный музей. Мне кажется, это неплохой результат нашей работы.
Два очень любопытных эскиза панно, скорее всего 1918–1920 годов, которые хранятся в Тверской областной картинной галерее: «Карнавал в Венеции» и «В кафе». Я предполагаю, что во втором случае изображено кафе «Питтореск» в Москве. Истомин дружил с Георгием Якуловым, который оформлял это кафе, и отдельные части интерьера указывают на связь эскиза с этим богемным заведением.
Ольга Гощанская
искусствовед, приглашенный куратор, работала в отделе живописи второй половины ХХ века Государственной Третьяковской галереи, член Ассоциации искусствоведов, проходит обучение в магистратуре Университетского колледжа Лондона на факультете истории искусства
Имя Константина Истомина действительно до сих пор не очень широко известно. Причин тому несколько. Выставка Истомина в Третьяковской галерее практически заново открывает художника для зрителей и является важным событием для специалистов, поскольку впервые позволяет увидеть работы мастера в таком объеме вживую. Когда приходится смотреть работы живописца на страницах каталогов — это одно, и совсем другое — видеть их в оригинале. Особенно это касается живописи Истомина, построенной на тонких цветовых нюансах. Эта выставка давно уже была необходима.
Судьба его художественного наследия складывалась непросто. Творчество Истомина было признано формалистическим и не представляло интереса с точки зрения официального советского искусства после его смерти. Лишь благодаря верным ученикам и друзьям наследие художника удалось спасти от полного исчезновения, отреставрировать и распределить по музеям. Кроме того, иногда приходится слышать, будто Истомин «француз», «русский Матисс», что несколько упрощает значение его искусства. Константин Истомин, обладая очень высокой живописной культурой, сумел осмыслить в своем творчестве западную (включая античность, Рембрандта, Веласкеса, немецкую, французскую), русскую и древнерусскую школы живописи и вместе с тем создал свой хорошо узнаваемый и выразительный почерк. Он — яркий и последовательный представитель модернизма, тонкий мастер цветовой композиции и точного пластического языка; его работы наполнены искренним чувством, что говорит об Истомине как о прекрасном живописце, заслуживающем более пристального внимания. Долгое время Истомин считался «мастером одной картины» (речь о «Вузовках»), хотя у него немало других замечательных произведений, которые, к сожалению, были скрыты в запасниках музеев. Я надеюсь, что выставка «Цвет в окне» в Третьяковской галерее раскрыла многогранность его творчества как любителям, так и профессионалам-искусствоведам. Важно отметить, что для художников Истомин всегда был и остается легендарным живописцем, чье мастерство вызывает признание и восхищение.
Трудно переоценить роль ретроспективы Истомина в деле сохранения наследия художника. Третьяковская галерея осуществила реставрацию живописных произведений и комплексное исследование картины «Вузовки», позволившее обнаружить первоначальную композицию, скрытую от зрителя. Многолетняя научная работа в государственных архивах Москвы, Курска, Мюнхена, в частных архивах Андрея Коровина, семьи Фаворских-Шаховских, Леонида Казенина (на хранении в галерее «Ковчег») позволила открыть прежде неизвестные страницы биографии художника. Удалось подтвердить дату смерти Истомина и хронику последних дней его жизни в Самарканде, имена его родителей и даты их жизни, выявить, что параллельно с учебой в Мюнхене Истомин учился и в Харьковском университете, и выяснить многие другие подробности его чрезвычайно активной педагогической и творческой деятельности, военной службы, узнать больше о его многочисленных поездках (все это позволило уточнить датировки некоторых работ). Кроме того, были выяснены имена моделей. Это были близкие ему люди, друзья и студенты. Воспоминания его ученицы Елены Орловской и все дошедшие до нас письма Истомина к ней, художникам Якову Когану, Ивану Чекмазову, другим товарищам, друзьям и ученикам были проанализированы и стали бесценными источниками при подготовке выставки. В письмах Истомин раскрывает свой творческий метод, становятся ясны его мировоззрение и взгляды на искусство. Написанные прекрасным слогом, эти письма читаются очень увлекательно и искрятся великолепным юмором. Орловская в своих воспоминаниях создала яркий словесный портрет восхитительной Лидочки Коротковой, воспетой Истоминым в живописи и графике. Кстати, судя по отзывам, тема Лидочки привлекла внимание зрителей нашей выставки. Большой удачей было для меня обнаружить в архивах весьма любопытные и ранее совершенно неизвестные документы. Например, автобиографию Истомина 1926 года, в которой он пишет об истоках своего творчества (детских впечатлениях от знакомства с красками Востока) и уверенно заявляет, что Ван Гог является его Вергилием. Другим важным открытием в архиве РГАЛИ стала полная стенограмма вечера памяти художника, приуроченного к его первой посмертной выставке, открывшейся стараниями учеников и друзей 30 декабря 1960 года в залах МОСХ на Беговой улице. Художники вспоминали о личности Истомина, о постановках с натуры и задачах, которые живописец ставил перед учениками.
В каталоге ретроспективы опубликованы живопись и графика Константина Истомина, а также результаты наших исследований, архивные фотографии и материалы. Надеюсь, эти документы помогут читателю более пластично представить образ художника и педагога Истомина — умного, благородного, оптимистичного и скромного человека, который жил искусством и не мыслил себя вне его. Помимо этого, в серии «История одного шедевра» вышел альбом-монография, посвященный картине «Вузовки».
Константин Истомин сыграл одну из ключевых ролей в судьбе Вхутемаса — Вхутеина — Полиграфа. Для Истомина цвет был главным инструментом в живописи, он постоянно размышлял над его свойствами и разрабатывал теорию цвета. Истоминская учебная программа по живописи «Плоскостно-цветовой концентр (живопись, учение о цвете)», утвержденная в 1924 году, модернистская по стилю и сути, предназначалась для всех факультетов Вхутемаса и систематизировала методы работы с цветом при построении живописного объема, плоскости и пространства. Кроме того, Истомин был защитником станковой живописи и выступал за необходимость обобщения натурных впечатлений в ясном пластическом образе, в начале 1920-х участвуя в дискуссиях с представителями производственного и конструктивистского искусства. Нельзя переоценить и деятельность Истомина как руководителя испытательно-подготовительного отделения, декана основного отделения Вхутемаса, профессора живописи Вхутемаса — Вхутеина — Полиграфа. Все молодые художники — станковисты, монументалисты, графики, — учившиеся до войны в Москве, прошли его школу цвета и научились серьезному отношению к процессу творчества. В период оттепели молодые художники открывали для себя авангард и раннее советское искусство, в том числе Истомина. Его работы оказали на них немалое влияние — в первую очередь шестидесятники были поражены строгостью построения композиции и большой изобразительной культурой. Методы живописной системы Истомина используются в преподавании до сих пор.
Константин Истомин, безусловно, вошел в историю русского искусства как мастер целого цикла прекрасных работ, запечатлевших окно его комнаты-мастерской в доме Вхутемаса на Мясницкой. Хотелось бы обратить внимание на картину «Лето» (1931), построенную на контрастном цветовом решении. Выразительность и пространственные свойства красного цвета (киновари) напоминают русскую икону — в начале 1930-х Истомин искал новый художественный язык, получивший свое развитие в картине «Вузовки». У Истомина окно — это возможность не только создать сложную световую среду в интерьере и цельную монолитную форму на фоне светового потока, но и выразить смысл художественной концепции. Велико значение окна, исходящего из него света в картине «Вузовки», где строгое, исполненное духовного напряжения пространство комнаты получает драматическое звучание, а нежный жемчужно-розоватый уличный свет смягчает строгие акценты и борется с мглой. В этом шедевре русского искусства живописец синтезировал все свои художественные поиски и точно отразил пульс времени. Я думаю, «Вузовки» можно рассматривать как один из символов Вхутемаса — Вхутеина — Полиграфа и, шире, судьбы художников на пороге переломного для искусства 1933 года, когда единственно «верным» направлением в живописи стал соцреализм.
Благодаря изучению творчества Истомина у меня сложилось понимание того, что он был человеком демократических убеждений и принял революцию. Правда, мне кажется, уже с 1920-х он не испытывал иллюзий по поводу политической ситуации в стране. И конечно же, Истомин знал о репрессиях 1930-х. Более того, в 1935 году по так называемому «кремлевскому делу» были осуждены его близкие друзья по учебе у Холлоши: Николай Розенфельд, Михаил Корольков и Евгения Орнатская (все реабилитированы посмертно в 1956–1958 годы). Сам Истомин происходил из царского военного дворянства, всегда был на виду, являясь профессором живописи, поэтому его положение нельзя назвать простым. Он ценил общение с близкими ему по духу людьми. Например, Орловская отмечала, что художник Николай Куприянов был дорог Истомину прежде всего «как человек его круга, его воспитания, его интеллектуального уровня». Истомин вступил в АХРР в 1931 году, когда у художественного объединения «4 искусства», в котором он состоял, уже не осталось шансов на выживание. Подписывая заявление с просьбой принять его в ряды АХРР, Истомин не терял надежды на «безусловную свободу формального самоопределения», о чем прямо сообщил. Увы, эти надежды не оправдались, и его творчество было признано формалистическим, «со всеми вытекающими отсюда последствиями», как он указал в автобиографии 1937 года. И все же Истомин остался верен своей живописи — его работы начисто лишены фальшивой ноты советского пафоса. С 1935 года художник много времени проводил в Крыму и на Кавказе, не спеша обратно в Москву. Вдали от столицы он мог свободно работать, проверял свои художественные принципы и убеждался, что его направление в искусстве правильное и что он имеет право учить молодых художников.
Творчеством Константина Николаевича Истомина я начала заниматься во время учебы на отделении искусствоведения в МГУ, благодаря преподавателю русского искусства ХХ века Александре Петровне Салиенко. Она с большим увлечением рассказывала о необычном художнике, который выразителен, узнаваем, но мало изучен. Я же искала тему на стыке немецкого и русского искусства. Истомин, как ученик мюнхенской школы, меня заинтересовал, и я защитила диплом на тему «Творчество художника Константина Истомина. Поиск цельности. Путь к картине». Продолжив свои исследования, я стала участвовать в подготовке выставки. Меня вдохновляет сложная и красивая живопись Истомина, она помогает развивать способность анализировать искусство.
Работа над выставкой «Цвет в окне» крайне увлекательна. В памяти останется поездка в Курск, на родину мастера, теплый прием сотрудников Курской государственной картинной галереи (КГКГ) и предоставленная мне возможность поработать с архивом Орловской. В Мюнхене чудом во время бомбежек Второй мировой войны сохранился дом, где находилась частная академия Шимона Холлоши, и мне удалось побывать в помещении бывшей студии. Я благодарна Андрею Ювенальевичу Коровину и Ивану Дмитриевичу Шаховскому за дружескую помощь в подготовке материалов из их семейных архивов для каталога. Своими воспоминаниями и впечатлениями об искусстве Истомина в разное время поделились художники Олег Борисович Павлов, Ирина Георгиевна Коровай, которая, кстати, будучи совсем маленькой, застала Истомина еще живым, и Павел Федорович Никонов. Хочется их еще раз поблагодарить за личные встречи и за интервью. Также я благодарна всем, кто щедро делился информацией и помогал в работе над этой долгожданной выставкой Константина Николаевича Истомина.
Мне бы хотелось обратить внимание на работу «Девушка из Карачая». Здесь создан нежный образ портретируемой и замечательны всполохи цвета, словно от восточных драгоценностей.
Константин Истомин писал этот портрет очень быстро, так как Лидочка не могла долго стоять из-за травмы позвоночника. В прошлом танцовщица, она изображена в хореографическом купальнике с короткой юбочкой-паманелькой. Красный цвет ткани на стуле подчеркивает жемчужные оттенки на поверхностях зеркала и стены.
«Зима в Еникале» - снежный морской пейзаж, почти монохромный, но с удивительно красивой маленькой светлой серо-розовой зорькой на горизонте.