05 августа 2022

Что почитать о Генрихе Семирадском

Долгое время единственной монографией о Генрихе Семирадском была книга его друга — скульптора Станислава Левандовского, вышедшая в 1904 году на польском языке. Лишь в 1980-е годы творчество Семирадского вновь попало в фокус науки об искусстве одновременно с возрождением интереса к академизму. За последние годы вышло немало монографий, посвященных художнику, — как в России, так и в других странах. «Лаврус» рассказывает об основных трудах, вернувших имя художника в мировую историю искусства.

Даира Лебедева Генрих Семирадский

Небольшого формата книга Даиры Лебедевой, одного из ведущих советских специалистов по польскому искусству, стала первой монографией, посвященной Семирадскому на русском языке. После альбома Станислава Левандовского, вышедшего в начале ХХ века, только в 1986 году была опубликована книга польского литератора Юзефа Дужика (Josef Duzyk. Siemiradzki: Opowiesc biograficzna) о Семирадском. Лишь в 1990-е годы несколько статей о Семирадском появились в российских художественных журналах, а в 1997 году вышла и работа Даиры Лебедевой. Написанная «крупными» мазками, она дает достаточно полное представление об искусстве художника. Автор точно выделяет основную проблему: «презрительное клеймо неоакадемиста и салонного художника, поставленное на его творения, давно уже стерлось и требует переосмысления. На это обратили внимание наши современники, подчеркивая сложные составные его искусства, глубинную душевную драму, выразившуюся в попытке соединить академизм исторической живописи с пленэризмом, а также яркий талант мастера-декоративиста, который входил в конфликт с академическим натурализмом». Через девять лет более полная монография Лебедевой вышла в издательстве «Арт-Родник». Она включила очерк о жизни и творчестве мастера, обширный раздел документов, писем, статей и воспоминаний современников, большая часть которых прежде не публиковалась.


Даира Лебедева. Генрих Семирадский. М.: Изобразительное искусство, 1997

Павел Климов Генрих Семирадский

Павел Климов, ныне заведующий Отделом русской живописи вт. пол. XIX — нач. ХХ вв. Государственного Русского музея, написал небольшую, но чрезвычайно проницательную монографию о Семирадском в начале 2000-х годов. Подчеркивая космополитический характер искусства Семирадского, Климов пишет о его заслуге в «утверждении международного авторитета русского искусства». Космополитизм стал между тем преградой к признанию художника в России. Подробно останавливаясь на специфике положения Семирадского в российской художественной среде, Климов раскрывает причины неприятия художника. Автор заостряет внимание на исторической и религиозной живописи Семирадского, значение которых ранее не было объективно оценено.

Павел Климов. Генрих Семирадский. М.: Арт-Родник, 2001

Пленники красоты Русское академическое и салонное искусство

Выставка «Пленники красоты. Русское академическое и салонное искусство 1830–1910-х годов», прошедшая в 2004 году в Третьяковской галерее, стала настоящим прорывом в реабилитации академической живописи. Впервые за более чем 100 лет академизм был показан как один из магистральных художественных стилей во всем своем великолепии — как полнокровное течение со своей эволюцией, своими жанрами и главными героями. Масштаб дарования Семирадского оказался понятен в том числе благодаря этой выставке. Одноименная книга стала частью этого важного проекта. В нее не только вошли описания произведений, представленных в экспозиции, но и была сделана попытка определить само явление позднего академизма с разных точек зрения. К работе над книгой были привлечены ведущие умы отечественного искусствознания. Валерий Турчин, Глеб Поспелов, Григорий Стернин, Татьяна Карпова, Екатерина Бобринская и другие исследователи раскрыли различные аспекты академизма: мифологию, сложившуюся вокруг Салона, взаимовлияния Салона и авангарда, взаимодействие академизма и религиозного искусства, развитие пейзажного жанра и другие. Также в книге были выделены особенности разных видов академического искусства: живописи, графики, скульптуры и фотографии.

Пленники красоты. Русское академическое и салонное искусство 1830–1910-х годов. М.: СканРус, 2004

Елена Нестерова Поздний академизм и Салон

Масштабная работа Елены Нестеровой — одно из первых научных исследований академизма в России. Автор пытается восстановить историческую справедливость по отношению к академическому искусству, значение которого в советское время было явно занижено. Нестерова стремится разрушить взгляд на академизм как на искусство «дурного вкуса», рудиментарное явление, не имевшее эволюции. Как верно замечает автор, всплеск интереса к академизму возник в 2000-е годы во многом благодаря антикварному рынку, где появлялись работы академистов: «Позднеакадемическое искусство, академический салон обретают сегодня вторую жизнь». Нестерова рассказывает об истории академизма с момента основания европейских академий художеств и разбивает многие мифы об академизме — в первую очередь о преувеличении противостояния передвижников и академиков. Также автор рассматривает историю Салона и участие в нем русских живописцев, проводит границу между салонной и академической живописью, а также между Салоном и салонной живописью, подчеркивая, что живопись Салона превратилась в салонную живопись только в ХХ веке. Подробно останавливаясь на жанрах академизма, Нестерова выделяет историческую живопись, портрет, пейзаж и жанровую живопись.

Елена Нестерова. Поздний академизм и Салон. СПб.: Золотой век, 2004

Татьяна Карпова. Генрих Семирадский

Автор наиболее полной на сегодняшний момент монографии о Семирадском Татьяна Карпова — самый опытный специалист по творчеству художника. В своем монументальном труде Карпова стремится дать максимально объективную оценку искусству Семирадского, последовательно разрушая сложившиеся стереотипы. В книге вскрыта суть полемики вокруг Семирадского, — долгое время были слышны лишь голоса его оппонентов, что создало определенное отношение к художнику. До недавнего времени значение академизма поблекло на фоне модернизма, а в советское время академизм и вовсе считался упадническим стилем, не стоившим внимания. Карпова же подчеркивает, что академизм и искусство Семирадского в частности во многом подготовили путь искусству ХХ века. В книге подробно рассмотрена биография художника, обрисован исторический и культурный контекст, в котором работал Семирадский. Карпова подчеркивает и некоторые особенности личности Семирадского, на которых не останавливались другие исследователи, среди которых особенно важно университетское образование художника, - именно оно давало возможность подходить к созданию исторической картины, основываясь на глубоких знаниях предмета.

Татьяна Карпова. Генрих Семирадский. СПб.: Золотой век, 2008

Генрих Семирадский. По примеру богов Каталог выставки в Государственной Третьяковской галерее

В каталоге выставки Семирадского, которая прошла в Третьяковской галерее в 2022 году, собраны самые последние исследования творчества художника. Со времени выставки «Пленники красоты», звездой которой стал Семирадский, была проделана огромная работа по уточнению датировок, названий работ и в целом можно сказать, что искусство Семирадского впервые рассмотрено столь тщательно со всех сторон. Составителем этого монументального труда стала куратор выставки художника Татьяна Карпова, главный специалист по творчеству «последнего классика» живописи XIX столетия. В каталоге четко определена роль Семирадского не только как одного из ведущих представителей европейского академизма, но и как крупного исторического живописца — в статьях Юрия Климова и Ольги Морозовой. Впервые опубликованы письма Семирадского близким (перевод и публикация подготовлены Анастасией Лишневской). Впервые в статье Светланы Копыриной пристально рассмотрена связь искусства Семирадского с фотографией. Впервые же опубликованы результаты технологических исследований, в том числе рентгеновских снимков, благодаря чему пролился свет на метод работы художника в материале Юлии Дьяконовой. И наконец, Ирина Горлова впервые намечает связь искусства Семирадского с новейшими течениями в искусстве — в творчестве некоторых современных художников академизм пережил настоящий ренессанс.

Генрих Семирадский. По примеру богов. Каталог выставки в Государственной Третьяковской галерее. М.: Государственная Третьяковская галерея, 2022

Татьяна Карпова Генрих Семирадский. «Танец среди мечей». История одного шедевра

«Таней среди мечей» – одна из важнейших работ Семирадского, в которой собраны все самые выразительные элементы жанра «античных идиллий». Прекрасная обнаженная женщина, южный романтический пейзаж, яркий свет, оживляющий картину, почти физическое ощущение прозрачного воздуха, - излюбленные мотивы Семирадского складываются в картине в идеальный паззл. В книге Татьяны Карповой история шедевра рассмотрена во всех подробностях. По чьему заказу была написана картина, кто в ней изображен, что вдохновило художника на создание работы, какие секреты его мастерства раскрывают результаты технологических исследований, - обо всем этом можно узнать в этой небольшой, но чрезвычайно насыщенной фактами книге.

Татьяна Карпова. Генрих Семирадский. «Танец среди мечей». История одного шедевра. М.: Государственная Третьяковская галерея, 2022