11 октября 2023

Что почитать о Николае Рерихе

О Николае Рерихе писали много, и сам он писал постоянно с юности до последних дней. Прижизненные издания о художнике, мыслителе и путешественнике и его собственные сочинения мы оставим вне этого короткого обзора. Книги, попавшие в список, можно отнести к двум видам. Одни намечают темы, которые в разное время больше всего интересовали публику и биографов Рериха, другие подробно рассматривают одну из сторон его жизни и творчества. В список вошла и книга, представляющая интересы Николая Рериха и его семьи через художественную коллекцию.

Валентина Князева Николай Константинович Рерих

В 1957 году старший сын художника, востоковед Юрий Николаевич Рерих вернулся из Индии в Советскую Россию и привез с собой картины отца, завещанные советскому народу. После гастрольной выставки по городам СССР картины были распределены по разным музеям. В 1959 году Валентина Павловна Князева стала принимать 355 новых единиц хранения в Русский музей, решая сложные задачи по их датировке в переписке с другим сыном художника — Святославом. Так появилась первая советская монография о творчестве Николая Рериха, вышедшая в 1963 году.

Книга содержала все необходимые идеологические штампы: указывая на «ошибочный» идеализм художника, В.П. Князева превозносила «народные» источники его творчества, патриотизм и пропаганду русского искусства в мире, упоминала его связи с представителями антиколониального движения в Индии и т. д. Притом что идеологии в этом очерке досталось неоправданно много места, искусствовед точно расставила акценты в формальном анализе живописи, балансируя между освещенным пропагандой реализмом и подозрительным символизмом, которые крепко сплелись в поэтике Николая Рериха. Она отметила «стремление к поэтизации старины», декоративность и стилизацию как основные черты его творчества, мастерство колорита и тонкое чувство природы, основанное на пантеизме.

После распада СССР, в 1994 году, к 120-летию со дня рождения художника Валентина Павловна Князева опубликовала новую редакцию своей монографии, уже очищенную от советской идеологии и доработанную с учетом новейших на тот момент сведений о нем. Книга вышла тиражом в 10 000 экземпляров, ее текст доступен в электронном виде.

В.П. Князева. Николай Константинович Рерих. 1874–1947. Л.-М.: Искусство, 1963

Елена Полякова Николай Рерих

Полякова Е. И. Николай Рерих. — М.: «Искусство», 1973. (Серия «Жизнь в искусстве»)
Полякова Е. И. Николай Рерих. — М.: «Искусство», 1973. (Серия «Жизнь в искусстве»)
После выставочного турне по городам СССР в конце 1950-х Николай Рерих стал одним из героев советской интеллигенции. В 1960-е поднялась волна научно-популярных публикаций о нем, так что к 100-летию со дня рождения Рерих превратился в суперзвезду эпохи застоя. В 1973 году биография художника вышла в популярной серии «Жизнь в искусстве». Ее автор, выдающийся театровед Елена Ивановна Полякова уверенно справилась с задачей жизнеописания художника, достоверных сведений о котором не хватало, зато противоречивых слухов накопилось с избытком. Помогло в этом деле внимательное отношение не только к персонажу книги, но и к культурному контексту, в котором он действовал. Рельефности в портрет выдающегося деятеля добавили обширные цитаты из воспоминаний современников о нем (в особенности А.Н. Бенуа и И.Э. Грабаря). Точно подобранные цитаты, общеизвестные детали быта, параллели жизненных обстоятельств художника и современных ему событий отечественной истории — всё это сложилось у Поляковой в убедительную антитезу: риторическую фигуру, остро обозначающую, но не разрешающую противоречия.

Например, идеализация и поэтизация быта древних людей в представлении Рериха выражена следующим пассажем, написанным на материале его очерка «По пути из варяг в греки» и в подражание стилю героя: «Прекрасны были походы и плаванья древних, прекрасны сами их пути. Будничен, почти безобразен этот путь в двадцатом веке. Дело не в том, что ладьи сменились дымящими пароходами; дело в том, что вся жизнь скудеет красотой, которой, кажется художнику, исполнена была жизнь в древние времена. Он не помнит крови — помнит лишь красоту алых парусов, не помнит рабства — помнит сильных статных людей, не помнит мора и голода — помнит красоту деревянных блюд и глиняных кувшинов, в которых подавалась простая еда». Подобными антитезами наполнена вся книга, так что к концу ее (особенно в той части, которая посвящена знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции) у читателя складывается вполне определенное впечатление, что «реальность», «прошлое» и «будущее» у Рериха так и не встретились с действительностью.

Е.И. Полякова. Николай Рерих. М.: Искусство, 1973 (Серия «Жизнь в искусстве»)

Елена Яковлева Театрально-декорационное искусство Н.К. Рериха

Яковлева Е. П. Театрально-декорационное искусство Н. К. Рериха. — Самара: Агни, 1996.
Яковлева Е. П. Театрально-декорационное искусство Н. К. Рериха. — Самара: Агни, 1996.
Пока позднесоветские авторы страстно обсуждали мировое значение художественного и литературно-философского наследия Николая Рериха, в истории мирового искусства он, в первую очередь, был известен как автор сценографии ключевых спектаклей «Русских балетов» Сергея Дягилева: «Половецких плясок» Михаила Фокина на музыку Александра Бородина из оперы «Князь Игорь» и «Весны священной» Игоря Стравинского в хореографии Вацлава Нижинского. Самый полный каталог театральных работ художника, рассеянных по разным странам и континентам, в 1996 году подготовила Елена Пантелеевна Яковлева, позднее защитившая на этом материале докторскую диссертацию. Подробная вступительная статья к каталогу охватывает все театральные связи Рериха — от его детских и юношеских увлечений любительским театром до позднейших повторений эскизов к балетам «Весна священная» и «Половецкие пляски» для американских постановок под руководством Леонида Мясина в 1930–1940-е годы. Здесь живо описано увлечение художника музыкальной драмой Рихарда Вагнера, характерное для круга русских символистов, во всех подробностях представлен творческий процесс, а также описаны взаимосвязи его станковых работ с масштабными театральными декорациями.

Е.П. Яковлева. Театрально-декорационное искусство Н.К. Рериха. Самара: Агни, 1996

Людмила Короткина Творческий путь Николая Рериха

Короткина Л. В. Творческий путь Николая Рериха. — СПб.: АРС, 2001.
Короткина Л. В. Творческий путь Николая Рериха. — СПб.: АРС, 2001.
В нашем обзоре книга Людмилы Васильевны Короткиной завершает традицию советского рериховедения, для которой характерна сосредоточенность на архивных источниках, находящихся в России. Отечественные авторы вплоть до конца 1990-х годов две трети от объема книги посвящали «русскому периоду» Рериха: с детства до 1917 года. Так и здесь: петербургский искусствовед, занимавшаяся изучением монументально-декоративного творчества художника, обобщила все сведения, которые ей удалось собрать за 20 лет архивных исследований. Материалы книги впечатляюще богаты подробностями, объемными цитатами из писем и исключительно разнообразными и обильными репродукциями.

Новшество этой книги в сравнении с предыдущими — включение в разговор, без ложной скромности, сведений о религиозно-философских и оккультных источниках рериховской «духовности». Впрочем, после начала перестройки эта тема уже была не нова в журнальных публикациях и на конференциях.

Из раздела «Проблема “Восток — Запад” в творчестве Рериха 1900–1910-х годов» читатель многое узнает о мотиве «драгоценного краеугольного камня мироздания», о знакомстве Рериха с легендой о Шамбале, о его интересе к теософии. Его творчество будет интерпретировано через идеи космизма, популярного течения русской мысли начала ХХ века. Даже встретится упоминание Махатмы Мории в таком контексте, как будто это был реальный индус. Деловые, излишне прагматичные фрагменты писем художника перемежаются с цитатами из его литературного наследия 1910-х годов, написанными намеренно неясно, затуманивая смысл сказанного.

Хотя автор и ведет свою аргументацию с позиции, что творчество и жизнь Рериха вполне ясно объясняются при помощи распространенной среди символистов идеи «синтеза», тем не менее довольно часто в книге встречаются обороты вроде «возможно» или «можно предположить». Материалы об изобразительном творчестве художника, впервые представленные в таком широком ассортименте под обложкой одной искусствоведческой монографии, делают очевидным факт, что в представленной картине не хватает какой-то одной, но самой важной детали, чтобы действительно разобраться с «загадкой» Рериха. Ни формально-стилистический анализ в контексте искусства модерна, ни интерпретация творчества с помощью других текстов его эпохи (известных или не очень), ни тем более официальные декларации самого художника — ничто не проливает свет на питающий его источник. Ответ на эту загадку нужно искать в других архивах.

Л.В. Короткина. Творческий путь Николая Рериха. СПб.: АРС, 2001

Владимир Росов Николай Рерих. Вестник Звенигорода. Экспедиции Н.К. Рериха по окраинам пустыни Гоби

К началу 2000-х «тайный» компонент рериховского творчества был уже давно всем известен. Это религиозно-философское учение агни-йоги, которое в 1920–1940-е годы выросло из совместного интереса Николая Константиновича Рериха и его жены Елены Ивановны к оккультизму. В период гласности в прессу и на телевидение широким течением вливались подобные сюжеты. Учение, выросшее из теософии в семье Рерихов, принесло в Россию нью-эйдж.

С начала 1990-х годов распространением и популяризацией идей агни-йоги занималась общественная организация Международный центр Рерихов, распоряжавшаяся большим собранием живописи и ценным архивом, которые передал в Советский Союз младший сын Святослав. Так или иначе, эта организация пыталась держать монополию в области отечественных рериховедческих исследований.

Но автор двухтомника «Николай Рерих. Вестник Звенигорода» Владимир Андреевич Росов, ныне заведующий отделом наследия Рерихов в Музее Востока, смело сломал сложившуюся ситуацию. Благодаря блестяще сфокусированной теме (две азиатские экспедиции Рериха), привлечению новых архивных, большей частью зарубежных, источников и, главное, важнейшему открытию, проливающему свет на мотивы всей зарубежной деятельности художника, книга Росова по-настоящему взорвала затухающее исследовательское поле. Открытый им мотив под названием «Великий план» не имел прямого отношения к изобразительному искусству, но лежал уже в сфере мировой политики и мечтаний семейства Рерихов встать во главе возрожденной России — некой духовной империи с вполне определенными политическими границами, которая, противостоя злу коммунизма, должна была объединить Русскую Сибирь с тем, что они считали духовной родиной славянства — Индией (точнее, буддистским миром Азии). Открытие Росова показалось советскому поколению рериховедов настолько вызывающим, что спровоцировало кампанию против присуждения ему докторской степени, когда он начал защищать диссертацию, основанную на ее материале. Эпопея с диссертацией по накалу получилась сродни ее сюжету (вполне себе «священная война») с той только разницей, что закончилась она успехом исследователя.

Таким образом, религиозно-философское учительство и стремление к статусу духовного лидера планетарного масштаба сыграло главную, ранее неизвестную роль в зарубежной части творческого пути художника, а соответственно, и в интерпретации его поздних картин. В обзоре, посвященном искусствоведческой литературе, мы ни в коем случае не можем обойти вниманием именно эту книгу, хотя в ней нет акцента на интерпретации искусства. У Владимира Росова есть и другая книга, более подходящая для читателей, интересующихся живописью, нежели политическими приключениями, — «Свет небесный. Этюды о картинах Н.К. Рериха» (Самара: Агни, 2016).

В.А. Росов. Николай Рерих. Вестник Звенигорода. Экспедиции Н.К. Рериха по окраинам пустыни Гоби. В 2-х т. СПб.: Алетейя; М.: Ариаварта-Пресс, 2002–2004

Рерихи: мифы и факты

Рерихи: мифы и факты. Сборник статей / Ред. А.И. Андреев, Д. Савелли. СПб.: Нестор-История, 2011
Рерихи: мифы и факты. Сборник статей / Ред. А.И. Андреев, Д. Савелли. СПб.: Нестор-История, 2011
Этот сборник можно представить как противоядие от чрезмерного увлечения общественно-религиозным наследием Николая Рериха и его жены Елены. Александр Иванович Андреев, известный петербургский тибетолог, историк и филолог, в предисловии к сборнику справедливо указывает, что «...религиозный проект, с которым Рерихи выступили в эмиграции в 1920–1930-е годы, не подвергается серьезному научному анализу так, как если бы он был чем-то само собой разумеющимся». Словно при лечении запущенной болезни Андреев призывает использовать весьма беспощадный «критический историко-религиоведческий подход» к отделению вымыслов от правды в жизни известной эзотерической пары. А ведь это неблагодарная работа, когда вся международная деятельность персонажей подчинена исполнению пророчеств легендарного «Гималайского братства».

Статьи расположены в хронологическом порядке. Открывает сборник подробнейшее генеалогическое исследование Иварса Сиварса «Предки Николая Рериха: легенды и архивные свидетельства», разрушающее миф о скандинавском происхождении рода Рерихов. Следом идет статья Надежды Щеткиной-Роше, рассматривающая художественное творчество Николая Рериха и применяющая понятие «китч» для описания его поздних произведений. Александр Андреев в двух следующих статьях рассказывает о формировании религиозно-философского учения Рерихов и их жизни в долине Кулу (по материалам дневника ближайшей ученицы Елены Ивановны Рерих Эстер Лихтман). Интереснейшая статья французской славистки Дани Савелли посвящена зарождению, жизни и распаду рериховского движения во Франции в 1929–1935 годах. Другие статьи сборника также вызывают большой интерес. И примечательно, что авторы статей — ученые из разных стран (России, Латвии, Франции, Японии и Канады).

Сборник «Рерихи: мифы и факты» в свое время вызвал негативную реакцию у поклонников этой известной семьи. Однако составители ни в коей мере не собирались принижать значения нашего героя: «Хотя философия Рериха может казаться не оригинальной (по сути, это лишь версия теософского учения, превращенная в большую утопию), а его эволюция как художника (от символизма к китчу) может вызывать разочарование, его личность многогранна, жизнь удивительна, а вклад в мировую культуру значителен и бесспорен».

Рерихи: мифы и факты. Сборник статей / Ред. А.И. Андреев, Д. Савелли. СПб.: Нестор-История, 2011

Ольга Румянцева Щедрый дар. Коллекция Рерихов из собрания К. Кэмпбелл в Государственном музее Востока

Румянцева О. В. Щедрый дар. Коллекция Рерихов из собрания К. Кэмпбелл в Государственном музее Востока. — М.: ГМВ, 2014. (Серия: “Коллекции Музея Востока”)
Румянцева О. В. Щедрый дар. Коллекция Рерихов из собрания К. Кэмпбелл в Государственном музее Востока. — М.: ГМВ, 2014. (Серия: “Коллекции Музея Востока”)
Следующая книга — каталог уникальной музейной коллекции, написанный таким же уникальным специалистом по творчеству Николая Рериха и его сына. Ольга Владимировна Румянцева — создательница мемориального кабинета Рериха в Музее Востока, активная участница рериховского возрождения 1970–1980-х годов. Мемориальный кабинет — это не только книги, рукописи, личные вещи, но в первую очередь экспонаты художественной коллекции. Все это в 1970-е годы передала Советскому Союзу американская меценатка, подруга семьи Рерихов и важнейшая участница возобновления работы Музея Рериха в Нью-Йорке Кэтрин Кэмпбелл. И все эти вещи в подавляющем большинстве принадлежали семье. Кэтрин Кэмпбелл посвятила жизнь и большую часть своего состояния собиранию этих вещей, и, подводя итог долгой дружбе и увлечению идеями семьи, она при посредничестве Святослава Рериха решила передать в дар на родину художника свою личную коллекцию.

Книга состоит из каталога с обилием репродукций: здесь представлено западное и восточное искусство, живопись и графика Рерихов, произведения неизвестных тибетский, древнеегипетских, китайских и индийских мастеров. Поразительно разнообразие стилей, материалов, техник и сюжетов этих вещей — все вместе они позволяют понять охватывающую земной шар обширность культурных интересов нашего героя и его ближайшего круга. Другая часть книги — очерки, посвященные истории передачи коллекции. В них непосредственная участница событий Ольга Румянцева описала обстоятельства возникновения советской рерихомании, подробности передачи вещей и устройства первых вариантов мемориального кабинета в Музее Востока. Речи и чувства участников процесса, переданные в воспоминаниях Ольги Владимировны, фотографии, запечатлевающие для истории моменты встреч и визитов, одухотворенные, восторженные лица, цитаты из писем Святослава Рериха — все это проникнуто чувством глубокой, искренней благодарности и радостью от возвращения наследия на родину художника.

О.В. Румянцева. Щедрый дар. Коллекция Рерихов из собрания К. Кэмпбелл в Государственном музее Востока. М.: ГМВ, 2014 (Серия «Коллекции Музея Востока»)

Елена Сойни. Н.К. Рерих: Иероглифы северной жизни

Сойни Е. Г. Н. К. Рерих: Иероглифы северной жизни. — Петрозаводск : Скандинавия, 2022.
Сойни Е. Г. Н. К. Рерих: Иероглифы северной жизни. — Петрозаводск : Скандинавия, 2022.
Елена Григорьевна Сойни, известный карельский филолог и поэтесса, многие годы посвятила изучению наследия Николая Рериха, связанного с кратким периодом его жизни в Финляндии и странствиями по Скандинавии. Ее книга — собрание разнородных по материалу и подходу биографических и документальных очерков, раскрывающих интерес Рериха к культуре северных народов Европы и описывающих обстоятельства жизни семьи художника в период революционных событий в России и Финляндии в 1917–1918 годах.

Особенность книги — обилие материалов по истории и культуре Финляндии. Так, в одном из очерков читатели не только узнают о Рерихе-ученом, выступавшем в журнале «Старые годы» со статьей в защиту древних росписей церквей в Лохье и в Ноусиайнене, но и познакомятся со всей доступной на сегодняшний день литературой об этих культурных памятниках. В другом — во всех подробностях выяснят историю дружбы и сотрудничества нашего героя со знаменитым финским художником Аксели Гален-Калела. В третьем — сравнят мотивы северной природы в литературном наследии Рериха с аналогичной темой в творчестве великого финского поэта Эйно Лейно. И так далее.

Ценнейшим вкладом Елены Сойни в отечественное рериховедение с точки зрения истории изобразительного искусства стала публикация на русском языке корпуса откликов и рецензий на выставки Рериха в печати Швеции, Дании и Финляндии, его интервью и статьи, опубликованной в Швеции в 1918 году, а также подробный комментарий к этим материалам.

Е.Г. Сойни. Н.К. Рерих: Иероглифы северной жизни. Петрозаводск: Скандинавия, 2022

Николай Рерих

Николай Рерих / Гос. Третьяковская галерея. —
 М., 2023. — 416 с. : ил.
Николай Рерих / Гос. Третьяковская галерея. — М., 2023. — 416 с. : ил.
Вероятно, эта книга станет самым авторитетным сборником материалов о творчестве Николая Рериха на многие годы вперед. Издание подготовлено к первой после 1959 года монографической выставке художника в Третьяковской галерее. За полвека фигура и наследие Николая Рериха успели пережить волны восхищения и обличения, а также привлечь широкий круг адептов и обожателей, в то время как в академической науке рериховедение постепенно приобретало репутацию опасной исследовательской трущобы. После всех переоценок творческого наследия нашего героя это издание кажется наиболее беспристрастным и вводит в широкий оборот редкие архивные материалы.

Если читатель стремится заново познакомиться с монументально-декоративными работами художника, он не обойдется без статьи «Николай Рерих. Труды над украшением храмов» С.В. Колузакова и С.А. Гаврилова. В статье Е.П. Яковлевой «Николай Рерих и театр» материалы ее монографии спустя почти 30 лет переосмысливаются и обобщаются на новом концептуальном уровне. Каталог произведений художника структурирован по тематическому принципу и снабжен подробными комментариями, составленными на основе множества фундированных рериховедческих исследований.

Особый интерес представляют статьи, основанные на материалах, хранящихся в отделе рукописей Третьяковской галереи: «Фотография в творчестве Н.К. Рериха» Е.А. Теркель и «Рерих и Грабарь. Точки соприкосновения» М.А. Давыдовой с публикацией писем Николая Рериха Игорю Грабарю. Опубликованные материалы раскрывают технологические подробности, связанные с реализацией больших художественных и совместных научных проектов этих неутомимых популяризаторов русского искусства.

Николай Рерих. М.: Гос. Третьяковская галерея, 2023

Николай Рерих. Странник земли русской

Николай Рерих. Странник земли русской. М.: Гос. Третьяковская галерея, 2023. (Серия: Мир глазами художника)
Николай Рерих. Странник земли русской. М.: Гос. Третьяковская галерея, 2023. (Серия: Мир глазами художника)
Закрывает наш обзор еще одно издание, подготовленное к выставке в Третьяковской галерее. Путешествия Николая Рериха всегда привлекали внимание его поклонников, но на фоне азиатских экспедиций поездки нашего героя по родной стране выглядят не так захватывающе. Название альбома и вступительной статьи к нему меняет акценты в этой истории странствий. В отделе рукописей Третьяковской галереи сохранились обширные материалы о поездках и экспедициях Николая Рериха по России, и настоящее издание впервые выстраивает «общую картину» этих многочисленных передвижений. Заведующая отделом рукописей Елена Александровна Теркель во вступительной статье указывает, что «составители собрали наиболее значимые документальные свидетельства, включая письма, официальные документы, тексты самого Николая Константиновича, написанные в поездках или вскоре после них, а также фрагменты воспоминаний об этих маршрутах».

Для современников Николай Рерих был не только художником и общественным деятелем, он был широко известен как археолог и почти каждое лето отправлялся в археологические экспедиции. С подробностями организации таких экспедиций можно познакомиться во вступительной статье. Кроме того, интерес Рериха к родной старине вылился в организацию масштабной поездки по наиболее живописным древним городам, где сохранились памятники архитектуры. Так, в 1903 году Николай Рерих вместе с женой посетил Ростов Великий, Юрьев-Польский, Владимир, Ярославль, Смоленск, Псков, Печору, Ригу, Ковно, Вильно и многие другие города. Результатом экспедиции стала знаменитая серия этюдов с видами архитектурных памятников средневековой Руси.

Альбом богато иллюстрирован фотографиями и репродукциями рисунков, черновиков, документов, которые очень редко встречаются в обзорных изданиях о Николае Рерихе. Уникальность иллюстративных материалов и тщательный отбор цитируемых текстов делают этот альбом настоящей находкой для почитателей художника.

Николай Рерих. Странник земли русской. М.: Гос. Третьяковская галерея, 2023. (Серия: Мир глазами художника)