19 января 2023

Что почитать об Игоре Грабаре

Игорь Грабарь Моя жизнь

Книгу, которую сам Игорь Грабарь назвал автомонографией, он писал, временно оставив важные административные должности, уйдя на персональную пенсию заслуженного деятеля искусств после чисток 1931 года в созданных им Центральных государственных реставрационных мастерских в Москве. Тогда репрессии чуть было не задели его самого. Тем интереснее, что три четверти книги, которой он стремился подвести итог своей деятельной жизни, Грабарь посвятил воспоминаниям о дореволюционных годах. «Моя жизнь» — яркий пример официальной автобиографии советской эпохи: это история героического подвижничества и абсолютной самоотдачи на службе искусству и во благо родины. Написанная легко и талантливо, наполненная бытовыми подробностями и яркими характеристиками людей, с которыми Грабарю приходилось работать, книга метко расставляет нужные автору акценты. По примеру Бенвенуто Челлини Грабарь сам пишет свою «Жизнь», не доверяя кому-либо самостоятельно истолковать его деяния и недооценить значение его личности возрожденческого масштаба.

Моя жизнь (автомонография). — М., Л.: Искусство, 1937. — 375 с.
[Грабарь И.Э. Моя жизнь: Автомонография. Этюды о художниках / Сост., вступит. ст. и коммент. В.М. Володарского. — М.: Республика, 2001. — 495 с.]

Игорь Грабарь Письма

Грабарь вел обширную переписку, которая составила трехтомное собрание, охватывающее время с 1891 по 1960 год. Литературный талант проявился в творчестве художника так же ярко, как и способности к занятиям изобразительным искусством. Единственной темой, о которой он мог себе позволить рассуждать, было искусство и только искусство, а восторженный тон, в котором он имел обыкновение выражать свои открытия и увлечения, дает ясное представление о его искренности и самоотдаче. Переписка дополняет, уточняет и проясняет положения и ситуации, описанные Грабарем в собственной автомонографии. Первый том «Писем» охватывает период до 1917 года и раскрывает эволюцию его художественного вкуса в период активной журналистской деятельности, участия в объединении «Мир искусства», а затем работы над многотомной «Историей русского искусства» в 1910–1916 годах в издательстве И.Н. Кнебеля. А третий том, содержащий письма с 1941 по 1960 год, раскрывает интересы и деятельность Грабаря — лауреата Сталинской премии первой степени (1941), академика АН СССР (1943) и АХ СССР (1947).

Грабарь И.Э. Письма: в 3 т. / Ред.-сост., авт. введ. и коммент. Л.В. Андреева, Т.П. Каждан. — М.: Наука, 1974–1983

Виктор Рославский Игорь Грабарь и реставрация

После распада Советского Союза сложилась благоприятная обстановка для ревизии представлений о культурных достижениях советской эпохи и роли многих ее деятелей. Таким образом появилась монография кандидата исторических наук и реставратора Виктора Михайловича Рославского, ключевой фигурой в которой стал Игорь Грабарь. Автор указывает на «отсутствие в имеющейся научной литературе хронологически и фактологически достоверной картины имевших место событий в реставрационной жизни 1918–1921 годов» и берется восстановить эту картину по архивным документам. Он разбирает причины возникновения в эти годы двух противоборствующих школ отечественной реставрации в Петрограде и Москве. Победившая в противостоянии московская школа во главе с Грабарем на долгие годы определила регламенты и стандарты реставрационных работ, выдвинув на первый план задачи искусствоведческих исследований, а не реставрации и консервации памятников.

Рославский В.М. Становление учреждений охраны и реставрации памятников искусства и старины в РСФСР 1917–1921 гг. Игорь Грабарь и реставрация. Монография. — М.: Полимаг, 2004

Ольга Грабарь Непобедимые гуманисты

В 2005 году появилась пышно оформленная, но небольшая по объему книга художника Петра Оссовского и дочери Игоря Грабаря Ольги под названием «Три вершины Грабаря: живопись, история искусств, реставрация». Эта библиографическая редкость содержит фрагменты воспоминаний Ольги Грабарь, которые потом вошли в более объемную книгу «Непобедимые гуманисты». Характер Игоря Эммануиловича в этих книгах представлен даже ярче, чем в его восторженных письмах, потому что он оттенен детскими впечатлениями его дочери о домашнем укладе. Художник предстает в ее воспоминаниях энергичным, но немногословным, педантичным и следующим строгому распорядку, который позволял ему методично отдавать всю энергию работе за мольбертом или письменным столом. Тем не менее в воспоминаниях Ольги Игоревны сохранилось множество эпизодов, когда Грабарь проявлял, в свои уже вовсе не молодые годы, почти детскую живость и бурный темперамент.

Грабарь Ольга, Оссовский Петр. Три вершины Грабаря. — М., 2005.
Грабарь О.И. Непобедимые гуманисты. — М.: Товарищество научных изданий КМК, 2008

Владимир Круглов Игорь Грабарь

Альбом, который подготовил ведущий научный сотрудник Русского музея Владимир Федорович Круглов, замечательно раскрывает творческий путь Грабаря-художника. В обширном биографическом очерке автор уделяет много внимания ранним годам Грабаря, которые связаны с учебой в Петербурге (1889–1896), а затем европейским периодом его жизни (1896–1901). Множество фактов и цитат из писем и художественно-критических статей Грабаря складываются в увлекательный рассказ о творческой эволюции амбициозного и неутомимого художника, оказавшегося в гуще событий художественной жизни, нашедшего единомышленников, стремящихся реформировать русское искусство по новым европейским образцам (объединение «Мир искусства»). В очерке также отражены опыты Грабаря в графике и архитектуре, в журналистике и в научных исследованиях по истории русского искусства.

Круглов В.Ф. Игорь Грабарь. — СПб.: Золотой век; Художник России, 2008. — 448 с.

Игорь Грабарь Северные экспедиции

Этот альбом относится к серии «Земной шар глазами художника», в которой Государственная Третьяковская галерея публикует материалы из путешествий мастеров русской живописи. Игорь Грабарь путешествовал по северным губерниям России в начале 1900-х годов, собирая материалы для своей будущей «Истории русского искусства», и увлекся природой и укладом этой нетронутой земли, сохранившей традиции старинного зодчества и множество памятников искусства. Он возвращался на Русский Север регулярно. Особенное значение имеют две экспедиции, организованные отделом Наркомпроса в начале 1920-х годов, чтобы не только изучить, но и спасти от гибели многие памятники. Альбом содержит обширный очерк, повествующий об экспедициях Грабаря, множество репродукций, фотографий и документов (дневники, письма, протоколы экспедиций).

Игорь Грабарь. Северные экспедиции. — М.: Гос. Третьяковская галерея, 2022. — 240 с.

Игорь Грабарь К 150-летию со дня рождения

Издание, подготовленное к юбилейной выставке Игоря Грабаря в Государственной Третьяковской галерее, вмещает в себя новейшие исследования всех сторон деятельности Грабаря и каталог его произведений, исполненных в технике масляной живописи. Особо важное значение имеют опубликованные в альбоме статьи. В них можно найти новые сведения о деятельности Грабаря на разных этапах его биографии: от изучения модных технологий живописи в Мюнхене в 1890-е годы до создания Института истории искусств в Москве в 1944 году. Для истории Третьяковской галереи Игорь Грабарь — один из ключевых и легендарных персонажей. Став в 1913 году попечителем музея, он провел первую систематическую инвентаризацию фондов и реорганизовал экспозицию по историко-монографическому принципу. А уже в годы Гражданской войны расширил коллекцию, включив в нее как произведения, спасенные из частных собраний, так и произведения новейшего искусства.

Игорь Грабарь: к 150-летию со дня рождения. — М.: Гос. Третьяковская галерея, 2022. — 408 с.