Игорь Грабарь Моя жизнь
Книгу, которую сам Игорь Грабарь назвал автомонографией, он писал, временно оставив важные административные должности, уйдя на персональную пенсию заслуженного деятеля искусств после чисток 1931 года в созданных им Центральных государственных реставрационных мастерских в Москве. Тогда репрессии чуть было не задели его самого. Тем интереснее, что три четверти книги, которой он стремился подвести итог своей деятельной жизни, Грабарь посвятил воспоминаниям о дореволюционных годах. «Моя жизнь» — яркий пример официальной автобиографии советской эпохи: это история героического подвижничества и абсолютной самоотдачи на службе искусству и во благо родины. Написанная легко и талантливо, наполненная бытовыми подробностями и яркими характеристиками людей, с которыми Грабарю приходилось работать, книга метко расставляет нужные автору акценты. По примеру Бенвенуто Челлини Грабарь сам пишет свою «Жизнь», не доверяя кому-либо самостоятельно истолковать его деяния и недооценить значение его личности возрожденческого масштаба.
Моя жизнь (автомонография). — М., Л.: Искусство, 1937. — 375 с.
[Грабарь И.Э. Моя жизнь: Автомонография. Этюды о художниках / Сост., вступит. ст. и коммент. В.М. Володарского. — М.: Республика, 2001. — 495 с.]
Моя жизнь (автомонография). — М., Л.: Искусство, 1937. — 375 с.
[Грабарь И.Э. Моя жизнь: Автомонография. Этюды о художниках / Сост., вступит. ст. и коммент. В.М. Володарского. — М.: Республика, 2001. — 495 с.]
Игорь Грабарь Письма
Грабарь вел обширную переписку, которая составила трехтомное собрание, охватывающее время с 1891 по 1960 год. Литературный талант проявился в творчестве художника так же ярко, как и способности к занятиям изобразительным искусством. Единственной темой, о которой он мог себе позволить рассуждать, было искусство и только искусство, а восторженный тон, в котором он имел обыкновение выражать свои открытия и увлечения, дает ясное представление о его искренности и самоотдаче. Переписка дополняет, уточняет и проясняет положения и ситуации, описанные Грабарем в собственной автомонографии. Первый том «Писем» охватывает период до 1917 года и раскрывает эволюцию его художественного вкуса в период активной журналистской деятельности, участия в объединении «Мир искусства», а затем работы над многотомной «Историей русского искусства» в 1910–1916 годах в издательстве И.Н. Кнебеля. А третий том, содержащий письма с 1941 по 1960 год, раскрывает интересы и деятельность Грабаря — лауреата Сталинской премии первой степени (1941), академика АН СССР (1943) и АХ СССР (1947).
Грабарь И.Э. Письма: в 3 т. / Ред.-сост., авт. введ. и коммент. Л.В. Андреева, Т.П. Каждан. — М.: Наука, 1974–1983
Грабарь И.Э. Письма: в 3 т. / Ред.-сост., авт. введ. и коммент. Л.В. Андреева, Т.П. Каждан. — М.: Наука, 1974–1983
Виктор Рославский Игорь Грабарь и реставрация
После распада Советского Союза сложилась благоприятная обстановка для ревизии представлений о культурных достижениях советской эпохи и роли многих ее деятелей. Таким образом появилась монография кандидата исторических наук и реставратора Виктора Михайловича Рославского, ключевой фигурой в которой стал Игорь Грабарь. Автор указывает на «отсутствие в имеющейся научной литературе хронологически и фактологически достоверной картины имевших место событий в реставрационной жизни 1918–1921 годов» и берется восстановить эту картину по архивным документам. Он разбирает причины возникновения в эти годы двух противоборствующих школ отечественной реставрации в Петрограде и Москве. Победившая в противостоянии московская школа во главе с Грабарем на долгие годы определила регламенты и стандарты реставрационных работ, выдвинув на первый план задачи искусствоведческих исследований, а не реставрации и консервации памятников.
Рославский В.М. Становление учреждений охраны и реставрации памятников искусства и старины в РСФСР 1917–1921 гг. Игорь Грабарь и реставрация. Монография. — М.: Полимаг, 2004
Рославский В.М. Становление учреждений охраны и реставрации памятников искусства и старины в РСФСР 1917–1921 гг. Игорь Грабарь и реставрация. Монография. — М.: Полимаг, 2004
Ольга Грабарь Непобедимые гуманисты
В 2005 году появилась пышно оформленная, но небольшая по объему книга художника Петра Оссовского и дочери Игоря Грабаря Ольги под названием «Три вершины Грабаря: живопись, история искусств, реставрация». Эта библиографическая редкость содержит фрагменты воспоминаний Ольги Грабарь, которые потом вошли в более объемную книгу «Непобедимые гуманисты». Характер Игоря Эммануиловича в этих книгах представлен даже ярче, чем в его восторженных письмах, потому что он оттенен детскими впечатлениями его дочери о домашнем укладе. Художник предстает в ее воспоминаниях энергичным, но немногословным, педантичным и следующим строгому распорядку, который позволял ему методично отдавать всю энергию работе за мольбертом или письменным столом. Тем не менее в воспоминаниях Ольги Игоревны сохранилось множество эпизодов, когда Грабарь проявлял, в свои уже вовсе не молодые годы, почти детскую живость и бурный темперамент.
Грабарь Ольга, Оссовский Петр. Три вершины Грабаря. — М., 2005.
Грабарь О.И. Непобедимые гуманисты. — М.: Товарищество научных изданий КМК, 2008
Грабарь Ольга, Оссовский Петр. Три вершины Грабаря. — М., 2005.
Грабарь О.И. Непобедимые гуманисты. — М.: Товарищество научных изданий КМК, 2008
Владимир Круглов Игорь Грабарь
Альбом, который подготовил ведущий научный сотрудник Русского музея Владимир Федорович Круглов, замечательно раскрывает творческий путь Грабаря-художника. В обширном биографическом очерке автор уделяет много внимания ранним годам Грабаря, которые связаны с учебой в Петербурге (1889–1896), а затем европейским периодом его жизни (1896–1901). Множество фактов и цитат из писем и художественно-критических статей Грабаря складываются в увлекательный рассказ о творческой эволюции амбициозного и неутомимого художника, оказавшегося в гуще событий художественной жизни, нашедшего единомышленников, стремящихся реформировать русское искусство по новым европейским образцам (объединение «Мир искусства»). В очерке также отражены опыты Грабаря в графике и архитектуре, в журналистике и в научных исследованиях по истории русского искусства.
Круглов В.Ф. Игорь Грабарь. — СПб.: Золотой век; Художник России, 2008. — 448 с.
Круглов В.Ф. Игорь Грабарь. — СПб.: Золотой век; Художник России, 2008. — 448 с.
Игорь Грабарь Северные экспедиции
Этот альбом относится к серии «Земной шар глазами художника», в которой Государственная Третьяковская галерея публикует материалы из путешествий мастеров русской живописи. Игорь Грабарь путешествовал по северным губерниям России в начале 1900-х годов, собирая материалы для своей будущей «Истории русского искусства», и увлекся природой и укладом этой нетронутой земли, сохранившей традиции старинного зодчества и множество памятников искусства. Он возвращался на Русский Север регулярно. Особенное значение имеют две экспедиции, организованные отделом Наркомпроса в начале 1920-х годов, чтобы не только изучить, но и спасти от гибели многие памятники. Альбом содержит обширный очерк, повествующий об экспедициях Грабаря, множество репродукций, фотографий и документов (дневники, письма, протоколы экспедиций).
Игорь Грабарь. Северные экспедиции. — М.: Гос. Третьяковская галерея, 2022. — 240 с.
Игорь Грабарь. Северные экспедиции. — М.: Гос. Третьяковская галерея, 2022. — 240 с.
Игорь Грабарь К 150-летию со дня рождения
Издание, подготовленное к юбилейной выставке Игоря Грабаря в Государственной Третьяковской галерее, вмещает в себя новейшие исследования всех сторон деятельности Грабаря и каталог его произведений, исполненных в технике масляной живописи. Особо важное значение имеют опубликованные в альбоме статьи. В них можно найти новые сведения о деятельности Грабаря на разных этапах его биографии: от изучения модных технологий живописи в Мюнхене в 1890-е годы до создания Института истории искусств в Москве в 1944 году. Для истории Третьяковской галереи Игорь Грабарь — один из ключевых и легендарных персонажей. Став в 1913 году попечителем музея, он провел первую систематическую инвентаризацию фондов и реорганизовал экспозицию по историко-монографическому принципу. А уже в годы Гражданской войны расширил коллекцию, включив в нее как произведения, спасенные из частных собраний, так и произведения новейшего искусства.
Игорь Грабарь: к 150-летию со дня рождения. — М.: Гос. Третьяковская галерея, 2022. — 408 с.
Игорь Грабарь: к 150-летию со дня рождения. — М.: Гос. Третьяковская галерея, 2022. — 408 с.