02 декабря 2021

Экскурсия Выставка «Юрий Пименов»

Юрий Пименов — художник, который удивительно точно чувствовал современность. На протяжении всей творческой жизни — с 1920-х до 1970-х годов — он существовал на острие времени и одновременно смотрел в неизменно светлое будущее. Лаврус предлагает присоединиться к виртуальной экскурсии по ретроспективе Юрия Пименова в Новой Третьяковке с кураторами Еленой Воронович и Натальей Чернышевой.

Экскурсия: Елена Воронович, Наталья Чернышева

Выставка Юрия Пименова в Новой Третьяковке стала первой за много лет ретроспективой художника, чей творческий путь пролегает от новой фигуративности 1920-х через импрессионизм 1930-х, поэтику оттепели к камерному, но оттого не менее яркому ощущению счастья.

Пименов — выпускник ВХУТЕМАСа, ученик Владимира Фаворского, один из основателей Общества станковистов, художник, создавший стили времени, стили XX века. Очень многогранный художник.

Экспозиция поделена на несколько глав, соотносящихся с периодизацией творчества Юрия Пименова. Особенностью этого проекта стали металлические панно, на которых воспроизведены утраченные работы художника, доступные нам только по изображениям в газетах и журналах.

Новый реализм

Открывает выставку раздел, посвященный творческим поискам Юрия Пименова в области нового фигуративного искусства 1920-х. После того как авангардное искусство отказалось от изобразительности, от авангардистов откололись новые художники — выпускники ВХУТЕМАСа. Они хотели изображать предметный мир, писать узнаваемые образы, но использовать новый язык искусства. Среди этих «бунтарей» был и Юрий Пименов. Он, помня уроки Фаворского и опыт немецкого экспрессионизма, создает работы, которые полны динамики, смелых ракурсов, измененных пропорций, ярких цветов. Он включает в свои работы конструктивистские произведения — самого современного на тот момент архитектурного стиля.

Пименов считал, что только современность и современное достойны запечатления. Вот почему для него столь важно изображать молодежь — новых людей труда. Отныне человек больше не жертва труда, как у передвижников, но его хозяин. Это новая героика, новый подвиг, новая мифология — мифология рабочего класса. И эти новые мифологемы, разработка их графического и пластического языка чрезвычайно важны не только для Пименова, но и для художников-станковистов вообще.

Пименов-станковист в своих работах зачастую совмещает несколько точек зрения, вытягивает пропорции фигур, передавая таким образом эмоциональный надрыв трудящихся. В одном полотне он может показывать сразу несколько сюжетов, он сводит воедино несколько композиционных точек, соединенных при помощи движения. В картинах Пименова всегда есть движение или намек на него. Геометризированные фоны делают композицию более современной, актуальной.

Спорт — второй после труда важнейший сюжет для нового искусства 1920-х. И здесь Юрий Пименов снова на острие моды. В его работах, как и у Александра Дейнеки, спортсмены — футболисты, боксеры, бегуны — взмывают над землей, они — чистое движение, квинтэссенция устремленности в будущее. Уже в разделе «Новый реализм» можно увидеть утраченные работы художника. Они были собраны по газетам и каталогам того периода, отсканированы и воспроизведены на металлических листах. Когда проходишь мимо этих листов, они мерцают, и этот мерцающий смысл становится буквальной демонстрацией того, что работа существует, а в то же время и нет. На самом деле эти работы довольно большие, они более полутора метров в высоту, они представлены в одном размере для единства дизайна и общего масштаба выставки.

Станковистам не чужда и тема войны. Художники 1920-х стали свидетелями как минимум двух войн — Первой мировой и Гражданской. Война — тяжелое испытание, это трагедия семей и целых народов. Именно так считал Юрий Пименов, а потому его работы 1920-х носят выраженный антимилитаристский характер.

Так, «Инвалиды войны» — написанная в острой и очень выразительной экспрессионистической стилистике картина, которая, однако, не демонстрирует никаких сражений, это не батальные сцены. Перед зрителем два изуродованных газовыми атаками солдата, которые бредут из полотна. Они освещены каким-то призрачным зеленым цветом, и вздыбившаяся под их ногами коричневатая земля некими отсветами, бликами ложится на их лица. Живые ли это люди? Неизвестно.

Позднее, уже в 1930-е, Юрий Пименов вновь обратится к теме войны, но решит эту тему в несколько ином ключе. Работа 1933 года «Солдаты переходят на сторону революции», несмотря на весьма гнетущий фон, вызывает ощущение выхода из какого-то кризиса, это переломный момент, дальше, несомненно, лучшее будущее.

Импрессионизм 1930-х годов

В начале 1930-х манера Юрия Пименова кардинальным образом меняется. Увлекшись творчеством французских импрессионистов, художник отказывается от всего брутального и обращается к женским образам, которые с этого момента становятся главными для его творчества. Пименов открывает для себя совершенно новый мир и считает, что нет ничего прекраснее для искусства, чем женская пластика. В этот период появляется очень много лирических, камерных, очень трепетных сцен.

Даже если художник решает индустриальную тему, он решает ее через женские образы. Так, после посещения завода Уралмаш Пименов пишет триптих о работнице Марусе Королевой и ее подругах — в этой работе он показывает женственность, которая характерна для работниц, где бы они ни находились: у станка, в ложе театра или за чаепитием. Вне всякого сомнения, это продолжение разговора о том образе новой женщины, который формировался в 1930-е.

Самая известная картина импрессионистского периода Пименова — «Новая Москва» 1937 года. Как и во многих других работах этого времени, в ней много солнца и воздуха. Изображая москвичку (свою жену) за рулем автомобиля, который едет по Охотному Ряду в сторону гостиницы «Москва», Пименов совершает настоящий прорыв в искусстве. «Новая Москва» — это одно из лучших произведений социалистического реализма. Позднее художник несколько раз повторит композицию «Новой Москвы» — так, в 1944-м появится «Фронтовая дорога» — история о том, что победа совсем близко.

Москва — одна из важнейших тем для Юрия Пименова. Впервые она появляется в работах художника в 1920-е и постепенно занимает все большее место в его творчестве. Москва — будто огромная линза, с помощью которой Пименов рассматривает человеческую жизнь, рост городов, изменения в стране. Для него чрезвычайно важно показать современность в ее текучести, в ее последовательном изменении.

В этом зале находится и видеоинсталляция, которая посвящена большому монументальному панно Пименова, которое было написано по его эскизам и при его участии. Работа называется «Физкультурный парад», она написана для Международной выставки в Нью-Йорке в 1939 году. Это панно сегодня находится в собрании Русского музея, однако по состоянию сохранности, к сожалению, не могло быть представлено на нашей выставке. По просьбе Третьяковской галереи была проведена в Русском музее высокоточная съемка, которая дала возможность создать эту видеоинсталляцию. Это единственное сохранившееся панно Юрия Ивановича Пименова. Спортивные парады, которые начинают проводиться в Советском Союзе в 1930-е годы, стали новым видом искусства, в котором соединялись театр, балетный танец и спортивные действия. Парады проводились ежегодно, собирали огромное количество зрителей, снимались на кинопленку. И само панно, которое было отправлено на выставку в Нью-Йорке, служило фоном для одного из залов советского павильона, а перед панно находилась огромная 6-метровая модель Дворца Советов, выполненная по проекту архитектора Бориса Иофана.

Работы военного времени

Произведения военных лет составляют особую главу в творчестве Юрия Пименова. Здесь, как и в работах 1920-х на военную тему, художник избегает батальных сцен. Пименов сосредотачивается на военном быте, на повседневности. Художник вновь рассказывает о женщинах — о тех, что ездили по фронтовым дорогам, отправлялись в эвакуацию или просто жили в по-военному суровой, насупленной Москве… В 1960-е он вернется к военной теме — напишет работу-воспоминание о пайковом хлебе.

Пименов всегда ощущал войну как трагедию, тревогу и разлуку. И наверное, неслучайно работы военных лет всегда наполнены тьмой, холодом и снегом. Тем ярче, светлее и солнечнее становятся его послевоенные вещи, которые наполнены совершенно иным мироощущением. Например, триптих, посвященный московским девушкам-строительницам и восстановлению Москвы.

Послевоенное искусство и «Новые кварталы»

Со второй половины 1940-х Юрий Пименов больше работает в графике и в театре. Он делает потрясающе яркие, энергичные акварельные листы, каждый из которых — маленький рассказ с секретом. О чем эти рассказы? Конечно же, о Москве — о ее улочках и рынках, старых и новых районах, а еще обо всем том, что так или иначе трогает человеческую душу, как, например, работа «Девочка и мостик», которая пробуждает воспоминания о давно позабытом.

Серия не новый для Пименова формат: он работал в нем еще в 1930-е. Однако самые известные серии художник написал в 1960-е. Среди них стоит выделить «Новые кварталы», которые в 1967 году удостоились государственной премии.

1960-е — время грандиозных строек, новые районы вырастали как грибы после дождя. И эта новизна, эта витальность были очень интересны Юрию Пименову. Неслучайно он много ездил по тем районам, где шло строительство в Москве, всегда с блокнотом, с карандашом. Художнику важно было не только наблюдать за происходящим, но и обязательно беседовать с людьми, записывать их истории, которые в дальнейшем становились темой для рисунка или картины. Молодая пара празднует новоселье, дворничиха несет новые номера для безымянных еще домов, первые модницы бегут через дорогу, по деревянным мосткам еще не построенной улицы уже двигается свадебная процессия. Каждая из этих работ — это небольшая история. Через эти «маленькие», частные истории Пименов рассказывает о чем-то большем, чем-то неуловимо прекрасном и — вновь! — устремленном в светлое будущее. Словно вся жизнь идет свадебной процессией по завтрашней улице.

Еще один важный мотив — дождь. Дождь как символ обновления, как отражение эстетики оттепели. Струи воды смывают прошлое — тяготы и горести, боль и страдания, и любимая Москва, обновленная, умытая, дышит полной грудью. И это, конечно, абсолютное счастье.

Путешествия

Раздел «Путешествия», как ясно из названия, объединяет работы из зарубежных командировок Юрия Пименова.

Впервые художник выехал за рубеж в 1928 году — он смог побывать в Италии и Германии. В результате появилась работа «Италия», выполненная в станковистской манере, но с импрессионистским сюжетом. Пименов рассказывает романтическую историю о блондинке и продавце рыбы. Изначально вместо девушки художник написал прелатов, то есть работа должна была быть более идеологической, но вероятно, сказалось смещение фокуса с общего на частное.

Позднее, выехав в Европу в 1950-е, Пименов делает трогательные бытовые зарисовки: в центре внимания — повседневность, жизнь обыкновенных людей. И здесь мы вплотную подходим к ответу на вопрос «Что важнее всего для искусства Пименова?». Эмоции. Художнику необходима эмоциональная реакция зрителя, диалог, и лучший способ завязать разговор — показать сюжеты, знакомые каждому. Так, на месте чернокожего служащего Лувра из одноименной работы легко представить смотрителя ГМИИ имени А. С. Пушкина — это универсальные сюжеты. А значит, они найдут отклик.

Таинственный мир зрелищ

Юрий Пименов посвятил театру больше полувека. Это была вторая его большая любовь после Москвы. Художник успел поработать и в драматических, и в музыкальных театрах, дружил и общался со многими режиссерами.

В 1924 году Юрий Пименов вместе со своим другом-художником Андреем Гончаровым впервые обратился к театру — он создал эскизы к спектаклю «Кофейня» по одноименной пьесе Павла Муратова. В последующие годы художник оформлял декорации, делал эскизы занавесов и костюмов, оформлял афиши и плакаты, а также работал в кино.

Пименов любил в театре все — зеркала, лестницы, совершенно фантастический свет, который меняет расписанный холст, который бутафорские драгоценности превращает в сверкающие камни… Для него как для художника-постановщика очень важно было видеть, чувствовать, как спектакль собирается, становится единым целым, поэтому он так любил ходить по мастерским, по разным цехам и наблюдать за работой.

Писал художник и портреты артистов. Точные и изящные, эти произведения тоже на острие времени.

Искусство красоты и радости жизни

Юрий Пименов — талантливый и искренний художник, человек счастливой творческой судьбы, он в полной мере реализовался и как живописец, и как график, смог поработать и с книжной иллюстрацией, и с театром и кино, обладал прекрасным литературным слогом. В одной из своих книг он писал: «Вокруг человека очень много горя. И безусловно, должно быть такое искусство, которое это горе выражает, искусство печальное и драматическое, но должно быть и искусство красоты и радости жизни. Уж на такое-то искусство человек имеет право». Искусство Юрия Пименова из второй категории — яркое и жизнеутверждающее, как омытая весенним ливнем всегда новая Москва.