15 сентября 2021

Слово куратора Мо­но­гра­фи­че­ская выставка Юрия Пименова

В Новой Третьяковке проходит первая ретроспектива советского живописца и графика Юрия Пименова. Кураторы выставки Елена Воронович и Наталья Чернышева рассказали Лаврусу о проекте, стилевом многообразии художника и работе с его утраченными произведениями.

Люся Янгирова: Расскажите, пожалуйста, об истории выставки.

Елена Воронович: Это первая монографическая выставка Юрия Пименова в Третьяковской галерее. И мы хотели целостно показать его творчество, меняющееся на протяжении всего пути. Однако многие ранние работы художника утрачены, они либо проданы в частные коллекции с зарубежных выставок, либо уничтожены мастером после 1931 года. Поэтому мы решили продемонстрировать воспроизведения этих ранних картин на металлических панелях. Поселить в залах своего рода призраки этих композиций.

Воронович.png

Елена Воронович

В 1931 году художник пережил тяжелую депрессию, именно она и стала поворотной точкой, после которой впервые изменилось его творчество. Тогда Пименов трансформировал стиль своего искусства, отказавшись от стилистики экспрессионизма, и, взяв за основу творчество Ренуара, создал свой вариант импрессионизма. Возможно, идея уничтожить ранние полотна связана с тем, что в своем раннем экспрессивном, полном изображений крайних эмоциональных состояний искусстве он видел признаки болезни. У мастера было девять прижизненных персональных выставок в СССР и за рубежом. Последние выставки в Москве, которые может помнить современный зритель, носили камерный характер: как выставка в галерее Шишкина в 2013 году, проект в MMOMA в 2003-м («Ю. И. Пименов. Выставка произведений к 100-летию мастера»). На этих выставках в основном были представлены работы из частных собраний, из собрания семьи, которая по мере сил старается популяризировать наследие Юрия Ивановича. Такая масштабная выставка, как нынешняя в ГТГ, проводится впервые и призвана открыть искусство Пименова зрителю и заново вписать его в историю искусства.

Пригласительный билет на открытие персональной выставки. 1961.
Пригласительный билет на открытие персональной выставки. 1961.

Л.Я.: Пименов в сознании многих людей — это художник оттепели, очень легкий, лиричный и созвучный духу 1960-х. Однако мы понимаем, что его творчество не ограничивается рамками только этого периода. Пименов — очень разноплановый. Как представлено его творческое многообразие?

Е.В.: Юрий Пименов — художник, который потрясающе чувствовал время. Для него важно изображение современности, потока жизни. Говорить о том, что Пименов «задокументировал» время, — неверно. Я думаю, он был одним из создателей тех самых стилей времени, в котором жил и работал. 

Юрий Пименов в мастерской. Фотография. 1955.
Юрий Пименов в мастерской. Фотография. 1955.

Творчество Пименова распадается стилистически на несколько этапов. Это новый реализм, или неореализм, Общества художников-станковистов (ОСТ), в 1930-е он создает свою версию импрессионизма, и в 1960-е поэтика оттепели находит отражение в его творчестве. Эта изменчивость и в то же время постоянное внимание к человеку и человеческому связано с тем, что для Пименова очень важно показать время в его течении, в его вибрации. Чтобы отразить время, нужно с ним резонировать. И Юрию Пименову это блестяще удается. Тут нужно сказать, что именно работы Пименова на выставке «Оттепель» стали одними из самых любимых зрителями. Почему? Потому что они, в отличие от других работ этого же периода, имеют прекрасное свойство — они апеллируют к зрителю, говорят с ним.

Л.Я.: Возможно, причины этого контакта в том, что работы Пименова созвучны кинематографу, то есть массовому искусству?

Наталья Чернышева: В кино Юрий Пименов работал с начала 1930-х, правда, это были еще немые фильмы. Он делал заставки, эскизы декораций или афиши, что для него было тоже частью работы в кино и в театре. Пименов работал в кино и в послевоенные годы, принял участие в «Кубанских казаках» (1950) и был художником-постановщиком в телефильме С. Герасимова «Красное и черное» (1976). У нас будут, конечно, представлены и ранние его эскизы, и более поздние «киноработы». Кроме того, не нужно забывать, что более 30 лет Юрий Иванович преподавал во ВГИКе на живописном факультете и непосредственно общался и с режиссерами, и с актерами, а также выпустил многих, ставших потом знаменитыми художников театра.

Чернышева-3.png

Наталья Чернышева

Н.Ч.: Скорее всего, что в сознании массового зрителя Пименов вообще художник одной картины — «Новой Москвы». И действительно, его зачастую воспринимают как автора только этой работы. Но за то время, что мы работали со всем материалом к выставке, стало очевидно, что в каждый период своего творчества Пименов одновременно известен и неизвестен. Есть ключевые вещи, которые широкая публика знает, а все, что их окружает, зрители не видели. Поэтому, на наш взгляд, интересно эти ракурсы совместить — известного и неизвестного, и увидеть, как они поддерживают и дополняют друг друга.

Вид экспозиции. Выставка «Юрий Пименов». Государственная Третьяковская галерея. 2021
Вид экспозиции. Выставка «Юрий Пименов». Государственная Третьяковская галерея. 2021

Л.Я.: В каком объеме представлена графика?

Н.Ч.: Собрание Третьяковской галереи — это самое большое собрание Юрия Пименова у нас в стране: и графическое, и живописное. Большая часть листов графических будет из собрания ГТГ, много графики из Русского музея, из Театрального музея им. А. Бахрушина, из Музея Москвы. 

Во второй половине 1940-х — начале 1950-х годов Пименов работал в основном в станковой графике. Это было связано с продолжающейся критикой в прессе, с обвинениями в формализме. В эти же годы он активно сотрудничает с театром, получает там настоящее признание, за ряд спектаклей был удостоен Государственной премии  (в 1947-м за постановку в Малом театре спектакля «За тех, кто в море» по пьесе Б. Лавренева, в 1950-м за оформление спектакля «Степь широкая» по пьесе Н. Винникова в ЦТКА ). Эскизы декораций к этим спектаклям находятся в собрании Бахрушинского музея, и некоторые из них, а также эскизы декораций, костюмов и занавесов к другим спектаклям представлены на выставке в разделе «Таинственный мир зрелищ». 

Вид экспозиции. Выставка «Юрий Пименов». Государственная Третьяковская галерея. 2021
Вид экспозиции. Выставка «Юрий Пименов». Государственная Третьяковская галерея. 2021

Тогда же в первые послевоенные годы — в начале 1950-х Пименов создает очень красивые, очень мягкие по решению графические листы. Он работает цветной и черной акварелью, углем. Например, совершенно замечательная работы «Девочка и мостик», «Золотая свадьба», акварельный цикл, посвященный рынкам. 

И конечно, мы покажем раннюю графику — работы, созданные к выставкам группы ОСТ, иллюстрации, опубликованные в журналах, очень острые, динамичные, выполненные с прекрасным чувством юмора.

Вид экспозиции. Выставка «Юрий Пименов». Государственная Третьяковская галерея. 2021
Вид экспозиции. Выставка «Юрий Пименов». Государственная Третьяковская галерея. 2021

Л.Я.: Какие отношения у Пименова были с западным искусством? У него была возможность путешествовать, он был на Западе. Что его вдохновляло?

Е.В.: Надо сказать, что остовцы в своем творчестве очень космополитичны, они не рассматривали себя только как советских художников внутри советской страны. Их стиль не для локальных выставок, нет, станковисты видели себя художниками, создающими стиль времени. Увидев в 1924-м 1-ю Всеобщую германскую художественную выставку, остовцы начали в своих работах соединять пластические решения экспрессионизма, новой вещественности с содержанием советского искусства — индустриальными темами, спортивными сюжетами. И они были очень внимательны к периодике того времени, где постоянно публиковались примеры зарубежного искусства. В частности, Пименов признавался, что был очень увлечен швейцарским художником Фердинандом Ходлером, ориентировался на него, в композиционных и цветовых решениях картин это заметно. В этом пронзительном голубом, который Пименов часто использовал, например. Зарубежная командировка в Германию и Италию в 1928 году очень много дала Юрию Пименову. Он посещал выставки современных художников, классические музеи, при этом нельзя сказать, что до этой поездки Юрий Иванович ничего не знал о европейском искусстве. Наоборот, он и многие его современники видели себя частью международного художественного движения — и ранние работы Пименова, которые он уничтожил и которые мы постарались реконструировать, позволят, мне кажется, вписать его в историю искусства как более значительную фигуру для искусства 1920-х.

Вид экспозиции. Выставка «Юрий Пименов». Государственная Третьяковская галерея. 2021
Вид экспозиции. Выставка «Юрий Пименов». Государственная Третьяковская галерея. 2021

Л.Я.: Вы имеете в виду реконструкцию несохранившихся работ? Как она осуществлялась?

Е.В.: Да. Есть несколько способов музейного воспроизведения работ. Например, проекция или показ снимка произведения на экране. В музейной среде считается недопустимым печатать копии работ на холсте. Когда я предложила идею воспроизведения утраченных работ, Нина Глебовна Дивова, заведующая отделом выставок ГТГ, предложила блестящий ход — распечатать те работы, которые были найдены в каталогах и в журнальных публикациях, на алюминии, чтобы возник эффект, будто работа одновременно существует и не существует — мерцание буквальное и мерцание смысла. Конечно, такие «репродукции» меньше, чем оригиналы: нам важно было добиться в первую очередь гармоничности, вписать эти листы алюминия в выставочное пространство так, чтобы они поддерживали общее визуальное решение. Судя по позитивному зрительскому отклику, нам удалось.


Выставка «Юрий Пименов» проходит в Новой Третьяковке до 9 января 2022 года.

Фотографии: Юлия Захарова, Валерия Харламова / Государственная Третьяковская галерея.