Выставку Николая Ульянова мы готовили достаточно долго. Больше десяти отделов участвовало в ее подготовке. В фондах Государственной Третьяковской галереи находится более 400 произведений художника. Мы с радостью открываем свои запасники, чтобы зрители могли увидеть и познакомиться с его прекрасными произведениями.
В первом зале находится портрет жены художника Анны Семеновны Глаголевой. Вместе они учились в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, и с начала 1900-х годов их судьбы соединились. Они вдвоем преподавали живопись и рисунок в мастерской Ульянова в Крестовоздвиженском переулке. В эту мастерскую часто приходили художники, писатели, поэты, в том числе поэты-символисты: Константин Бальмонт, Юргис Балтрушайтис. Заходили туда и деятели театра — Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, Константин Станиславский.
Фото экспозиции выставки «Николай Ульянов. Искусство без манифеста». Портрет А.С. Глаголевой на фоне платка. 1904. Холст, масло.
Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея
Именно в этот период художник создает портрет своей супруги Анны Семеновны на черном фоне. Этот портрет интересен тем, что Ульянов в нем пытается отойти от заветов своего любимого учителя Валентина Серова — в первую очередь от светлого фона, и начинает свою работу на черном фоне, помещая фигуру в черном платье и как бы подсвечивая ее лицо, что придает всему образу таинственность и уникальность. Этому портрету Ульянов посвятил стихотворение, в котором такие строки:
Ты черная, темная, светлая, ясная.
Ты сумраком нежным прекрасная.
Пророчица, Наоми, Монна Ванна...
Нет, ты милая русская Анна.
Ты сумраком нежным прекрасная.
Пророчица, Наоми, Монна Ванна...
Нет, ты милая русская Анна.
Вместе с Анной Семеновной Глаголевой Ульянов прожил долгие годы. И после болезни Анны Семеновны он продолжал за ней ухаживать, продолжал помогать ей. Всячески создавал все условия для того, чтобы она могла работать, заниматься живописью, рисунком. Умерла Анна Семеновна в 1943 году в Самарканде, в тот период, когда они вместе находились в эвакуации.
Николай Ульянов. Портрет поэта Вячеслава Иванова. 1920. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея
На портрете Иванов изображен в своей знаменитой черной крылатке, в которой он часто встречал гостей. Руки и лицо Вячеслава Иванова написаны с элементами кубизма, которые в тот период использовал и Николай Ульянов в своем творчестве. Он пытается осваивать новые языки, которые появляются в искусстве. За спиной у Вячеслава Иванова вы увидите посмертную маску Пушкина. Именно это закрепляет за Ивановым лидирующее положение среди символистов.
В 1906 году Николай Ульянов вместе с Анной Глаголевой путешествует по Волге и Каме до Перми, и по дороге они посещают город Макарьев, где видят Свято-Троицкий собор Макарьевского Желтоводского монастыря. Дело в том, что в этом соборе был обрушен купол. Ульянова заинтересовал эффект открытого неба, который он наблюдал. В этот период Ульянов перечитывал произведение Метерлинка, и для него отсутствие купола является таким своеобразным символическим эффектом, который художник передает в своем произведении. Для усиления этого эффекта он использует такой интересный художественный прием, когда вместо фона картины он использует просто цвет холста. И этот коричневый, золотисто-охристый цвет холста становится своеобразной краской, которую Ульянов применяет в этом произведении.
В 1906 году Николай Ульянов вместе с Анной Глаголевой путешествует по Волге и Каме до Перми, и по дороге они посещают город Макарьев, где видят Свято-Троицкий собор Макарьевского Желтоводского монастыря. Дело в том, что в этом соборе был обрушен купол. Ульянова заинтересовал эффект открытого неба, который он наблюдал. В этот период Ульянов перечитывал произведение Метерлинка, и для него отсутствие купола является таким своеобразным символическим эффектом, который художник передает в своем произведении. Для усиления этого эффекта он использует такой интересный художественный прием, когда вместо фона картины он использует просто цвет холста. И этот коричневый, золотисто-охристый цвет холста становится своеобразной краской, которую Ульянов применяет в этом произведении.
Николай Ульянов. Автопортрет с парикмахером. 1914-1923. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея
Большой зал выставки получил название «Пора экспериментов». Здесь представлены наиболее значимые, наиболее яркие произведения Николая Павловича, и среди них выдающимся является его автопортрет с парикмахером. Эту работу Ульянов задумал в 1913 году, когда, находясь в Тарусе, посетил парикмахерскую. Над этим автопортретом художник работал достаточно долго. Начал писать этот большой холст Ульянов в 1914 году, а закончил в 1923-м. На этот период пришлись самые трудные, переломные годы в истории нашей страны, и все они, так или иначе, отразились в художественном строе этой композиции. Себя Ульянов изобразил очень сосредоточенным, глядящим на зрителей серьезным вдумчивым взглядом, с крепко сжатыми руками. Но самое интересное, конечно, — это отражение в зеркале, которое располагается за спиной художника. Чем больше мы наблюдаем это отражение, тем серьезнее и грустнее становится образ самого Николая Павловича Ульянова. В то время как фигура парикмахера дана в совершенно ином масштабе. Его фигура как будто распластывается по поверхности холста. Лицо парикмахера увеличено вдвое по сравнению с головой Ульянова, и его огромная рука с острыми ножницами, занесенная над головой, приобретает какое-то аллегорическое воплощение судьбы, нависающей над художником. Эта работа стала очень важной для художника. В ней отразились новые тенденции, которые Ульянов наблюдал в тот период.
Портрет Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой Николай Ульянов начал писать в начале лета 1904 года. Именно в 1904 году состоялась премьера спектакля «Вишневый сад» в театре МХТ, где главную роль исполняла Ольга Леонардовна Книппер-Чехова. В этом платье, в сценическом образе Раневской Ульянов и запечатлел знаменитую актрису. Платье было создано дизайнером Надеждой Ламановой. Оно сохранилось и находится в постоянной экспозиции музея МХАТ. Ольга Леонардовна исполняла роль Раневской до середины 1950-х годов. Этот портрет увидел Дягилев и показал его на Таврической выставке в 1905 году в Санкт-Петербурге. Позже Дягилев показал этот портрет в Париже на Русской художественной выставке при Осеннем салоне. Эта выставка потом была перевезена в Берлин и показана в Венеции. Таким образом, портрет совершил мировое турне.
Николай Ульянов. А.С. Пушкин и Н.Н. Пушкина перед зеркалом в Аничковом дворце. 1935-1937. Холст, масло.
Всероссийский музей А.С. Пушкина
В середине 1930-х годов Николай Ульянов работает над серией, посвященной жизни Пушкина. Он создает ряд графических произведений, которые нам рассказывают о жизни Пушкина лицеиста, о его дружбе с декабристами и далее, вплоть до момента его гибели на дуэли. Вершиной этой пушкинианы становится большой парадный портрет «А.С. Пушкин и Н.Н. Пушкина перед зеркалом в Аничковом дворце». Именно это произведение в советские годы чаще всего публиковалось, и по нему узнают художника Николя Ульянова. Художник работал над этим полотном достаточно долго, и он считал его незавершенным. Он просил вернуть его на доработку, но Всероссийский комитет, который собирал произведения художников на большую всероссийскую выставку, не разрешил художнику завершить это полотно. Поэтому художник создал несколько вариантов этой картины. Произведение теперь хранится во Всероссийском музее А.С. Пушкина в Петербурге на Мойке. Оно специально было привезено на нашу выставку.
Николай Ульянов. Качели. 1920. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея
На выставке можно увидеть очень интересную картину «Качели». Она представлена в двух вариантах. Замысел этого произведения пришел Николаю Павловичу в Щелкове, когда он отдыхал у своих друзей — семьи Рабинек. Они владели несколькими фабриками. Мелькание ярких ситцев, в которые одевались работницы, привлекло внимание Николая Павловича, и он задумывает это произведение. Картину в 1911 году увидел лидер итальянских футуристов Маринетти на Всемирной выставке в Риме, и оно настолько понравилось итальянскому художнику, что он прислал Ульянову приглашение вступить в объединение футуристов и прислал ему свои манифесты. На это Николай Павлович Ульянов пишет письмо — ответ итальянским футуристам, где он формулирует свое творческое кредо, что к любым экспериментам в области искусства нужно относиться осторожно, предельно внимательно и, прежде всего, сохранять классические основы искусства, что Ульянов считал нужным делать по заветам Валентина Серова. Именно такое глубокое философское отношение к искусству Николай Ульянов сохранял на протяжении всей своей творческой жизни. Поэтому второе название нашей выставки — «Искусство без манифеста».
Два варианта картины «Качели», которые вы увидите на выставке, отличаются друг от друга. Вариант в черной раме, выполненный в более насыщенной цветовой гамме, приехал на выставку из Государственного Русского музея. А второй вариант находится в фондах Третьяковской галереи, в нем вы видите пейзаж более обобщенной формы. Дело в том, что Ульянов воплотил в этом произведении идеи русского космизма, которые были широко распространены в общественной мысли начала ХХ века. И для художника было важно изобразить наивных воздухоплавателей, которые взмывают в небо над холмами, над окрестным пейзажем, словно они отрываются от земли.
Музыка военных оркестров звучала на городских площадях, в парках, скверах многих городов России, в том числе в родном городе Ульянова Ельце. Такие оркестры играли по выходным дням и в Москве. Именно музыку хотел изобразить художник на своем большом полотне «Оркестр». Он формирует композицию из изображения музыкальных инструментов. Огромные желтые трубы заслоняют собой лица музыкантов, мы их почти не видим. Художник использует очень яркие оттенки: насыщенный желтый, изумрудный. И оркестр он располагает на фоне голубого солнечного неба. В этой картине Ульянов следует традициям фовизма и отчасти экспрессионизма, поскольку своими красками он передает бравурное звучание музыки. И глядя на это произведение, вспоминаются слова французского фовиста Мориса де Вламинка, который говорил о том, что чувствовал себя дирижером, когда выдавливал из тюбиков краску на холст, чтобы прорычать то, что скопилось у него внутри.
Два варианта картины «Качели», которые вы увидите на выставке, отличаются друг от друга. Вариант в черной раме, выполненный в более насыщенной цветовой гамме, приехал на выставку из Государственного Русского музея. А второй вариант находится в фондах Третьяковской галереи, в нем вы видите пейзаж более обобщенной формы. Дело в том, что Ульянов воплотил в этом произведении идеи русского космизма, которые были широко распространены в общественной мысли начала ХХ века. И для художника было важно изобразить наивных воздухоплавателей, которые взмывают в небо над холмами, над окрестным пейзажем, словно они отрываются от земли.
Музыка военных оркестров звучала на городских площадях, в парках, скверах многих городов России, в том числе в родном городе Ульянова Ельце. Такие оркестры играли по выходным дням и в Москве. Именно музыку хотел изобразить художник на своем большом полотне «Оркестр». Он формирует композицию из изображения музыкальных инструментов. Огромные желтые трубы заслоняют собой лица музыкантов, мы их почти не видим. Художник использует очень яркие оттенки: насыщенный желтый, изумрудный. И оркестр он располагает на фоне голубого солнечного неба. В этой картине Ульянов следует традициям фовизма и отчасти экспрессионизма, поскольку своими красками он передает бравурное звучание музыки. И глядя на это произведение, вспоминаются слова французского фовиста Мориса де Вламинка, который говорил о том, что чувствовал себя дирижером, когда выдавливал из тюбиков краску на холст, чтобы прорычать то, что скопилось у него внутри.
Николай Ульянов. Принцесса. 1905. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея
Последний раздел выставки посвящен театральным работам Николая Павловича. Роман Ульянова с театром начался в 1905 году, когда Ольга Книппер-Чехова познакомила его с Константином Станиславским. Именно в этот период Станиславский хотел создать молодежную студию — Театр на Поварской. Станиславский приглашает Ульянова оформить пьесу Герхарта Гауптмана «Шлюк и Яу». Действие пьесы разворачивается в Средние века, но Станиславский предлагает Ульянову перенести действие в XVIII век. Ульянов одевает актрис этого спектакля в высокие напудренные парики и широкие кринолины. Именно в таком образе перед нами предстает актриса Елизавета Сафронова, исполнившая роль принцессы Зидзелиль в этом спектакле. По замыслу Ульянова, на сцене располагалось семь арок, в которых сидели семь принцесс, вышивавших длинную золотую ленту. Они делали ритмичные движения руками под музыку Глиэра, и именно эта сцена удостоилась аплодисментов зрителей. Однако премьера спектакля так и не состоялась. Поскольку сам Театр на Поварской Станиславский вынужден был закрыть из-за трудностей с финансированием. После длительного перерыва Ульянов вновь начинает сотрудничать со Станиславским, Мейерхольдом, Немировичем-Данченко в 1920–1930-х годах. Одной из последних постановок стала опера Ж. Бизе «Кармен», которую Ульянов оформил по просьбе Станиславского в середине 1930-х годов. Создавая ряд эскизов для народных сцен, художник погрузился в стилистику Испании, и это позволило ему создать удивительно правдивый образ на сцене театра.
Всеволода Мейерхольда Станиславский пригласил для постановки пьесы «Шлюк и Яу», и позже сотрудничество Мейерхольда и Ульянова было продолжено во время работы над спектаклем «Горе от ума» по пьесе Грибоедова. Первая сцена, которая открывала спектакль, — сцена в кабачке, которая была оформлена в виде тира, поэтому на нашей выставке вы увидите эскиз Софьи с ружьем по замыслу Мейерхольда, который выполнил Ульянов.
Когда картину принцессы в 1905 году увидел Владимир Стасов на выставке, то он назвал ее противной куклой, которая, по мнению декадентов, является чудом красоты. Так Ульянова записали в декаденты, но на самом деле художник таковым не был. Если вы посмотрите выставку, то вы убедитесь, насколько разнообразно было его творчество. Николай Ульянов был живописцем, прекрасным графиком, очень интересным театральным художником. Кроме того, он оставил мемуары о тех известных людях, с которыми встречался, — о Валентине Серове, Николае Ге, Александре Скрябине, Константине Станиславском, Всеволоде Мейерхольде и многих других поэтах и писателях, с которыми пересекалась его судьба.
Всеволода Мейерхольда Станиславский пригласил для постановки пьесы «Шлюк и Яу», и позже сотрудничество Мейерхольда и Ульянова было продолжено во время работы над спектаклем «Горе от ума» по пьесе Грибоедова. Первая сцена, которая открывала спектакль, — сцена в кабачке, которая была оформлена в виде тира, поэтому на нашей выставке вы увидите эскиз Софьи с ружьем по замыслу Мейерхольда, который выполнил Ульянов.
В целом театральные работы Ульянова показывают нам иную грань таланта этого мастера. Следуя заветам Серова, в каждом образе, в каждом костюме, который он создавал для того или иного спектакля, художник, прежде всего, стремился отобразить характер персонажа, что не всегда используется театральными художниками, которые сосредотачивают свое внимание на изображении деталей костюма.
Я надеюсь, что вы найдете время и посмотрите выставку. Перед вами открывается уникальная возможность посмотреть работы мастера, которые обычно спрятаны в запасниках. Приходите, мы вас ждем!
На обложке: Фото экспозиции выставки «Николай Ульянов. Искусство без манифеста». Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея