15 декабря 2022

История одного проекта «Денежные мужики» Ивана Шадра

Автор культовой скульптуры «Булыжник — оружие пролетариата» Иван Шадр в начале 1920-х годов работал над образами, воспроизведенными на первых советских банкнотах. Скульптуры рабочего, красноармейца, крестьянина и сеятеля вошли в историю как «Денежные мужики». О том, где скульптор нашел прототипы своих героев, и с какими трудностями он столкнулся, для Лавруса написала куратор выставки Шадра в Новой Третьяковке Лариса Бедретдинова.
В 1922 году Шадр выполнил по заказу Гознака три бюста, изображающих рабочего, красноармейца и крестьянина, а также скульптуру «Сеятель». Они предназначались для воспроизведения на новых советских денежных знаках. Можно было создать рисунки и передать их для гравирования. Но Шадр предложил необычное решение: сначала вылепить скульптуры, которые затем послужили бы моделями для рисовальщиков. Тогда они получали возможность по-разному осветить скульптуры и выбрать наиболее интересные ракурсы. Для лепки бюстов Гознак выделил Шадру мастерскую на Мытной улице. Она была неудобной, не приспособленной для работы скульптора. Однако в этой мастерской Шадр проработал до 1934 года, выполняя и другие заказы.

Бюсты были типическими портретами рабочего, воина и крестьянина, они представляли тех, кого тогда считали основными движущими силами свершившейся революции. Реалистически правдивые характеристики опирались на личные наблюдения: скульптор побывал на московских заводах, в воинских частях, вглядывался в сотни лиц. В образах «Крестьянина» и «Сеятеля» Шадр решил запечатлеть своих земляков и отправился в родные места.

Он происходил из большой семьи, в которой росло 12 детей. Его отец Дмитрий Евграфович Иванов был плотником и в летние месяцы уходил на приработки. Мать Мария Георгиевна вела домашнее хозяйство. Скульптор изобразил ее на портрете, который вылепил в этот приезд к родным. Свое детство он провел в городе Шадринске. От названия города происходит придуманный им псевдоним, которым скульптор начал пользоваться с 1908 года. О том, как он искал для своей работы подходящие лица, Шадр рассказал в небольшом эссе с говорящим названием «Как я лепил “денежных мужиков”». Он приехал в деревню Прыговая, находившуюся недалеко от Шадринска.
«… Бродя по деревне в поисках типажа, я увидал сидящего на завалинке возле своей избы старика, похожего на Ивана Грозного из “Псковитянки”. Подсел рядом. Старика звали дедушкой Павлом, и ему уже 115 лет стукнуло. … Дед опирался подбородком на длинную палку и о чем-то думал. Долго и пространно рассказывал я ему о цели своего приезда в деревню и, наконец, спросил, согласится ли он мне позировать. Дед не шелохнулся. Предположив, что он глухой, я заглянул ему в опущенные глаза и, повысив голос, стал убеждать его. Вдруг старик неожиданно выпрямился, длинные седые брови затряслись космами, и он высоко взмахнул над моей головой палкой: «Окаянный, что ты меня улещаешь? Я на карточку-то отродясь не снимался, а ты с меня куклу стряпать хочешь, ах ты гадина этакая!»1.
_________

1 Шадр. Литературное наследие. Переписка. Воспоминания о скульпторе. Сост. и автор вст. статьи О.П. Воронова. М.,1978. с. 68-69

Другой богатырь, которого скульптор увидел спящим на огороде, тоже ему отказал. На предложение Шадра позировать для портрета мужик долго думал и ответил вопросом «А вреда мне от этого не будет?». И несмотря на уверение, что не будет, категорически не согласился стать моделью художника. Его отказ огорчил Шадра: «Шибко нравился мне этот мужик, но, как ни тужился я, не мог раскачать этот пень, вросший в землю. Не помогла даже “бумажка” — мандат с подписью Калинина»2. Не удалось уговорить крестьян позировать, по-видимому, из-за издавна укоренившегося у деревенских жителей суеверного отношения к магической силе изображений. Считалось, что ворожеи и колдуньи могли использовать их для заговора, повлиять на судьбу и навлечь беду.
_______

2 Шадр. Литературное наследие. Переписка. Воспоминания о скульпторе. Сост. и автор вст. статьи О.П. Воронова. М.,1978. с. 69

После непосредственного общения с жителями зауральской деревни скульптор изменил свой первоначальный замысел. Об этом замысле можно судить по рисунку, датированному и подписанному скульптором «Шадр 22г Март Москва», который хранится в собрании галереи. Крестьянин с длинной седой бородой, гневным взглядом поражает суровой величественностью и статью. В руках у него коса, лезвие которой закинуто за плечи. Грозный вид мужика заставляет думать, что он способен использовать косу не как привычное орудие труда, а скорее как оружие. Отчаявшись найти справедливость, он готов присоединиться к рабочему и красноармейцу и поднять восстание. В таком варианте все три персонажа представляли активную революционную силу. Каждый из них узнавался по своему атрибуту. На плече красноармейца в буденовке виден ремень от винтовки, а рабочий положил руки на молот. Однако окончательный скульптурный образ крестьянского мужика значительно отличается от того, который зафиксирован в рисунке.



Посмотреть подборку скульптур Ивана Шадра можно на сайте проекта "Моя Третьяковка"


В портрете запечатлено иное настроение, чем в бюстах «Рабочего» и «Красноармейца», из которых один, твердо осознавая свои цели, гордо смотрит вперед, другой простодушно открыт впечатлениям. Крестьянин повернул голову в сторону и опустил взгляд, он в раздумье и не готов к решительным действиям. Шадр подчеркнул в его характере осмотрительность и недоверчивость, упрямство. Отличается бюст и отсутствием какого-либо атрибута, намекающего на принадлежность к крестьянству.

Все три бюста выполнены в едином экспрессивном стиле с выразительными контрастами светотени. Они значительно превышают размер натуры, вылеплены энергично и отличаются яркостью психологических характеристик. Изображения получили широкую известность благодаря распространению на денежных купюрах, государственных облигациях, марках. Бюсты приобрел комитет сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, открывшейся в 1923 году. Шадр получил новые заказы, в частности, выполнил большую статую рабочего-металлиста, воздвигнутую перед входом в главный павильон выставки, а также рельеф «Борьба с землей», задуманный для скульптурного украшения фонтана на главной перспективе выставки.