11 июля 2023

Основные этапы создания экспозиции Третьяковской галереи

С чего началась история коллекции Павла Третьякова? Как менялась его собирательская стратегия? И как за более чем сорокалетний период коллекционирования Третьякову удалось значительно расширить здание его особняка в Лаврушинском переулке и превратить его в обширный музейный комплекс?
Дом Третьяковых в Толмачах. 1890-е. Фотография К.А. Фишера.
Дом Третьяковых в Толмачах. 1890-е. Фотография К.А. Фишера.
С началом собирательства (в 1856 году Павел Михайлович Третьяков купил первую картину, положившую начало его серьезному коллекционированию) приобретаемые Третьяковым полотна располагаются в жилых комнатах дома в Толмачах. Купленный братьями Третьяковыми в 1851 году особняк в Лаврушинском переулке на долгое время становится местом экспонирования полотен русских художников. Александра Павловна Боткина, дочь Третьякова, впоследствии вспоминала: «Точно так же я не помню себя без картин на стенах. Они были всегда. Из трех парадных комнат бельэтажа картины висели в двух — гостиной и столовой. Эти три комнаты шли подряд, соединенные арками, по две в стене, которые оставляли между собой широкий простенок. В гостиной в этих простенках, а также по стене против окон были развешаны картины». Она же подробно описывает кабинет отца, который находился на первом этаже дома: «Стены были сплошь завешаны картинами».
А.С. Каминский. [1863–1865]. Фотография.
А.С. Каминский. [1863–1865]. Фотография.
Собрание Третьякова постепенно приобретает широкую известность. Многие любители искусства выражают желание познакомиться с ним. Однако посещения интересующихся вскоре начинают утомлять семью Павла Михайловича. Кроме того, коллекция продолжает расширяться: Третьяков с конца 1860-х годов начинает формировать внутри собрания портретную галерею выдающихся деятелей русской культуры, с 1871 года активно приобретает произведения членов Товарищества передвижных художественных выставок. Все это лишь подчеркивает острую необходимость в отдельном музейном помещении.

Решение возвести пристройку к основному зданию принимается в 1872 году. Архитектором становится Александр Каминский, зять братьев Третьяковых. О подготовке к строительству рассказывается в воспоминаниях Веры Павловны Зилоти, старшей дочери коллекционера: «К весне из окон столовой мы все чаще и чаще видели, как Александр Степанович с Павлом Михайловичем ходили по саду параллельно церковной ограде, от угла столовой до Толмачевского переулка, со складными саженями. Видно было, что обсуждали, спорили: Александр Степанович размахивал руками, Павел Михайлович то и дело тер платком нос. Когда стало теплеть — появились рабочие, начали копать канавку от угла столовой по направлению к Толмачевскому переулку. <…> В угол канавки положили кирпич, покропили его святою водою и втолкнули длинный деревянный шест с крестом. Так заложили галерею…»
Василий Максимов. Сад при доме Третьяковых. 1877. Холст, масло.
Василий Максимов. Сад при доме Третьяковых. 1877. Холст, масло.

В ходе работ Третьяковым пришлось пожертвовать частью сада, где стояла группа густых грушевых деревьев. Спустя два года строительство завершилось: к южной стороне особняка прилегало двухэтажное здание с верхним светом — наличие так называемых стеклянных фонарей, то есть застекленного потолка, роднило его с музейными зданиями этого периода в Европе и Москве. Вход в галерею для публики — широкого круга знакомых, приходивших по письмам и рекомендациям, — был сделан непосредственно в новом здании: посетители проходили через двор и сад и шли вдоль дома. Ближний круг Третьяковых мог попасть в экспозицию из комнат второго этажа и из кабинета Павла Михайловича.

Экспозиция галереи. Зал с произведениями В.Л. Боровиковского, П.В. Басина, А.Г. Венецианова, 1900. Фотография.
Экспозиция галереи. Зал с произведениями В.Л. Боровиковского, П.В. Басина, А.Г. Венецианова, 1900. Фотография.

Весной 1874 года картины из жилых комнат дома в Толмачах переносятся в новое помещение. Помогавшая мужу Вера Николаевна Третьякова делает в своем дневнике такую запись: «Какое наслаждение испытывали мы, гуляя по галерее, такой великолепной зале, увешанной картинами, несравненно лучше казавшимися нам при хорошем освещении!» На первом этаже размещаются произведения старых мастеров: Боровиковского, Кипренского, Варнека, Тропинина, Брюллова, Шебуева, Егорова, Басина, Венецианова, Матвеева, Штернберга, Воробьева. В просторном втором этаже размещается новейшее искусство. В залах обоих этажей поставлены специальные перегородки для увеличения экспозиционных площадей.

Экспозиция галереи. Зал с произведениями И.И. Шишкина. 1900. Фотография.
Экспозиция галереи. Зал с произведениями И.И. Шишкина. 1900. Фотография.
В 1881 году галерея Павла Михайловича открылась для широкой публики. К этому моменту коллекция насчитывала уже несколько сотен картин. Развеска работ уплотняется и корректируется по мере поступления новых произведений. Стремясь к отражению специфики развития отечественной живописи, коллекционер заменяет жанрово-тематический принцип развески на монографический принцип распределения полотен, характерный для классических художественных музеев этого периода. Хотя к началу 1880-х годов монографических разделов немного, новая система позволяет широко представить творчество отдельного мастера. Кроме того, современная живопись в залах второго этажа сгруппирована Третьяковым и в историко-хронологическом ключе, по принципу принадлежности мастера к московской или петербургской школе. К первой отнесены работы Василия Перова, Ильи Репина (до 1882 года художник жил в Москве), Иллариона Прянишникова, Владимира Маковского; ко второй — картины Ивана Шишкина, Михаила Клодта, Ивана Крамского, Архипа Куинджи, Арсения Мещерского и некоторых других мастеров.
Экспозиция галереи. Зал с Туркестанской серией В.В. Верещагина. 1902. Фотография.
Экспозиция галереи. Зал с Туркестанской серией В.В. Верещагина. 1902. Фотография.
Спустя год открылась новая двухэтажная пристройка, возведенная параллельно Малому Толмачевскому переулку, вдоль сада. Она включила шесть залов — по три на каждом этаже. Новое расширение было обусловлено не только возросшей посещаемостью, но и покупкой картин и этюдов Василия Верещагина из Туркестанской и Индийской серий, которые разместились на нижнем этаже. Здесь они располагались вплоть до смерти коллекционера. В залы верхнего этажа перенесли работы Павла Чистякова, Льва Лагорио, Василия Сурикова, Ивана Шишкина, Федора Бронникова, Григория Мясоедова, Ивана Айвазовского. В последнем из трех залов повесили работы Ивана Крамского и Федора Васильева.
Экспозиция галереи. Зал с произведениями Н.Н. Ге. 1902. Фотография.
Экспозиция галереи. Зал с произведениями Н.Н. Ге. 1902. Фотография.
Довольно скоро в новом помещении почти не осталось свободного места, что вынудило Третьякова приступить к третьей двухэтажной пристройке, продолжившей вторую, также идущую вдоль Малого Толмачевского переулка. Строительство завершилось в 1885 году. В новых залах разместились работы Ильи Репина, Василия Сурикова, Виктора Васнецова, картины Николая Ге, Константина Савицкого, Алексея Корзухина, Николая Дубовского, Николая Ярошенко. На нижнем этаже особое место заняла серия восточных этюдов Василия Поленова, созданных в поездке на Ближний Восток в 1881–1882 годах.

В 1892 году возводится четвертая пристройка, состоящая из пяти залов. В ней устраивается каменная лестница, которая позволяет обойти всю галерею кругом, не возвращаясь по уже пройденным залам.
Экспозиция галереи. Зал с произведениями западноевропейских художников из собрания С.М. Третьякова. 1902. Фотография.
Экспозиция галереи. Зал с произведениями западноевропейских художников из собрания С.М. Третьякова. 1902. Фотография.
Несмотря на успех галереи у публики, в 1891 году Третьяков вынужден закрыть галерею для посетителей на два года вследствие порчи картин и краж. Она возобновляет свою работу двумя годами позже, однако уже в новом статусе. 25 июля 1892 года скоропостижно умирает Сергей Третьяков, собиравший работы западноевропейских, преимущественно французских художников XIX века. В своем духовном завещании он учитывает желание старшего брата и жертвует всю свою коллекцию городу Москве для создания городской художественной галереи. 31 августа Павел Третьяков подает заявление в Московскую городскую думу о передаче своего собрания и собрания брата городу. 15 сентября Дума принимает дар Третьяковых и назначает Павла Михайловича пожизненным попечителем галереи, а 15 августа 1893 года открывается для публики Московская городская художественная галерея братьев Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых. В этом же месяце опубликована «Опись» галереи — первый краткий указатель, подготовленный коллекционером. В дальнейшем Павел Михайлович ежегодно издает «Описи», а с 1897 года — каталоги собрания (в том числе и на иностранных языках), внося уточнения и ежегодные поступления. В 1898 году Павел Третьяков завершает последнюю, пятую одноэтажную пристройку к галерее, где в одном из залов экспонируется собрание Сергея Третьякова, а в другом находятся мебель и вещи из его особняка на Пречистенском бульваре.

Интересно, что Третьяков выстраивает экспозицию самостоятельно, не прибегая к чьей-либо помощи. Коллекционер ориентируется на традиционную шпалерную развеску, характерную для дворцовых музейных собраний и частных галерей: он заполняет картинами все пространство стен. Павла Михайловича заботит выгодное освещение картин, в особенности масштабных полотен; помещая картины на одной стене, он стремится избегать пестроты. Между тем эта работа отбирает у него много сил, о чем он однажды сообщает в письме к Репину: «Скажу, как мне самому кажется, перевешивать картины в галерее такой труд, что Вы и понятия не имеете о нем, это не то, что на выставке, где можно передвигать на мольбертах и уединять некоторые картины, что бывает иногда необходимо, в сплошной галерее этого делать нельзя, особенно трудно развешивать по авторам».

Созданная коллекционером экспозиция уже после его смерти в 1900–1902 годах по решению Художественного совета Третьяковской галереи была запечатлена в снимках, которые и сегодня являются наглядным источником для реконструкции ее интерьеров.

По материалам книг Т.В. Юденковой "Братья Павел Михайлович и Сергей Михайлович Третьяковы: мировоззренческие аспекты коллекционирования во второй половине XIX века", А.П. Боткиной "Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве", Е.М. Махалова "Третьяковская галерея. История строительства и реконструкции".