17 апреля 2020

Мастер-класс Весенние секреты. Мастерим пас­халь­ный венок

Пришла весна, а вместе с ней — праздники. Предлагаем сделать весеннее украшение — пасхальный венок — и заодно больше узнать о скрытых в нем символах.

Пасхальный натюрморт

Станислав Жуковский. Пасхальный натюрморт. 1915
Татьяна Маврина. Пасхальный натюрморт. 1993
Станислав Жуковский. Пасхальный натюрморт. 1915
Татьяна Маврина. Пасхальный натюрморт. 1993

У каждого праздника — свои атрибуты, предметы, которые неизменно его сопровождают. Пасха — не исключение. Представьте пасхальный натюрморт: что первым приходит в голову? Может быть, какие-то блюда, растения, украшения?

А теперь посмотрите на картины. Что изобразили художники? С чем для них ассоциируется праздник Пасхи?

Найдите на этих картинах:

— крашеные яйца;

— куличи;

— весенние цветы (какие?);

— пасху (знаете ли вы, что это за блюдо и как его готовить?).

Еще один важный пасхальный атрибут — веточки вербы. Их нет на представленных картинах, но они часто встречаются в других «весенних» натюрмортах.

Символ: что это такое

Аристарх Лентулов. Звон. Колокольня Ивана Великого. 1915
Аристарх Лентулов. Звон. Колокольня Ивана Великого. 1915

Почему же именно куличи, крашеные яйца и верба ассоциируются с Пасхой? Как они связаны с этим праздником? 

Дело в том, что эти предметы — символы праздника, в них «зашифрованы» основные идеи Пасхи. Пасхальное торжество — это праздник Воскресения, Божественного присутствия и вечной жизни. Эти понятия нередко вызывают у людей очень тёплые и сильные светлые чувства. Кому-то даже может захотеться выразить их в творчестве. Но как изобразить вечную жизнь? Бесконечность и возрождение? Бога?

Это очень сложно! Попробуйте изобразить что-то, у чего нет известной всем формы. Не факт, что другие люди без пояснения поймут, что вы хотели выразить своей работой. Другое дело — если заранее договориться, что какой-то знакомый всем предмет несёт особый смысл, выражает определённую идею, ощущение или обозначает какое-то слово. Такой предмет (и его изображение) будет называться символом.

Станислав Жуковский. Пасхальный натюрморт. Фрагмент. 1915
Станислав Жуковский. Пасхальный натюрморт. Фрагмент. 1915

Возьмём, например, яйцо. Если яйцо окрашено в красный, то для христиан это отсылка к пролитой крови распятого Христа. Впрочем, традиция красить яйца в весеннее время появилась ещё в дохристианские времена. Яйцо во многих культурах было символом жизни и возрождения, и это неудивительно. Из яйца вылупляется цыпленок — появляется новая жизнь.

Павел Корин. Пасхальная композиция с раннехристианской символикой. 1911
Павел Корин. Пасхальная композиция с раннехристианской символикой. 1911

Символы могут быть сложными, «многослойными». Обычно такие сложные символы связаны с религиозными текстами. Таков, например, эскиз пасхальной композиции (обратите внимание на её яйцевидную форму) художника Павла Корина. Посмотрите на эту работу и найдите:

— агнца (барашка);

— крест;

— павлинов;

— четыре реки и животных, пришедших на водопой;

— греческие буквы: «Альфа» (Α, α) и «Омега» (Ω, ω), «Хи» (Χ, χ) и «Ро» (Ρ, ρ).

Что ещё привлекло ваше внимание? Заметили ли вы цветы на поляне и золотое небо?

Все эти символы встречаются в библейских текстах. Агнец, крест и греческие буквы символизируют Христа и различные аспекты связанных с Ним историй; павлины ассоциировались с бессмертием, а четыре реки, согласно пророчествам, находятся на Небесах. Неудивительно, что Павел Корин выбрал именно эти символы для своей пасхальной композиции — они рассказывают удивительно тонкую историю о рае, жертве Христа и Воскресении.

Больше узнать о раннехристианской символике и искусстве можно в книге Цецилии Нессельштраус «Искусство раннего Средневековья» (СПб.: Азбука, 2000).

Цветы говорят: парадный венок императрицы

Конечно же, символы бывают светскими, то есть не относящимися к религии. Чтобы разгадать некоторые из них, требуется знание истории и культуры. 

Вот, например, портрет императрицы Елизаветы Петровны, выполненный в середине XVIII века живописцем Георгом Каспаром Иосифом фон Преннером — художник приехал в Россию из Австрии по специальному приглашению, чтобы писать придворные портреты.

Георг Каспар Иосиф фон Преннер. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. 1754
Георг Каспар Иосиф фон Преннер. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. 1754

Императрица, безусловно, хороша собой, но в данном случае художник подчёркивает скорее не красоту или характер модели, а её статус. Государыня позирует в роскошной одежде — пышном платье и горностаевой мантии (очень дорогой и доступной только богатым властителям; в России горностаевые мантии стали носить с петровских времён). Поза Елизаветы Петровны характерна для парадных портретов. Императрица окружена предметами власти — регалиями. Это и корона на её голове, и скипетр в руке, лента и орден Андрея Первозванного (высший орден Российской империи) на груди, и лежащая на подушечке держава.

Но прежде всего в этой картине привлекает внимание пышный цветочный венок. Такие венки характерны скорее для европейской живописи — в них обычно изображали Деву Марию или Святое Семейство. Все составляющие венок цветы отсылают к тем или иным понятиям или идеям. В работе Преннера каждый цветок, конечно, тоже «говорит».

Георг Каспар Иосиф фон Преннер. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Фрагмент. 1754
Георг Каспар Иосиф фон Преннер. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Фрагмент. 1754

Так, над головой императрицы Елизаветы Петровны изображён большой подсолнух. Необычный выбор для портрета монаршей особы, правда? Но если обратиться к мифологии и истории, всё встанет на свои места. Вспомним легендарного французского правителя Людовика XIV — его называли «король-солнце». Более того, солнце, главное и самое яркое для земных жителей светило, издревле было символом власти, покровительства и защиты. Подсолнух, как очевидно уже из названия цветка, связан с солнцем — его голова в течение дня поворачивается за светом, буквально следует за ним. Соответственно, раскрытый большой цветок подсолнуха над головой императрицы намекает на её царственную светоносность и власть.

Попробуйте разгадать символику других цветов. Как вы думаете, что могут означать розы и тюльпаны, пионы и маки? А более экзотические пассифлоры? На что они намекают, о чём «говорят»?

Помогут найти ответы на эти вопросы статьи и книги — историки искусства уже разгадали часть загадок:

1. Елизавета Петровна и Москва. М.: Арт-Волхонка, 2010.

2. Людмила Маркина. «Царственная москвичка» (статья в журнале «Наше наследие» № 98, 2011).

***

Попробуйте сами создать работу, наполненную символами, например, пасхальный венок. Такие венки традиционно делают в Европе, но этот обычай постепенно приживается и в России — это украшение всё чаще можно встретить в домах и на улицах.

Для работы понадобится

Картон или ватман размера A4 или А3 (если под рукой нет ватмана или картона, можно взять ненужную крышку от картонной коробки).

Цветная бумага, лоскутки ткани, салфетки, старые ненужные журналы, фотографии и любые другие материалы для коллажа.

Цветные ленточки или тесёмка (подойдут любые; если под рукой нет ленточек, можно сделать их из ткани — просто нарежьте ткань на полосы). 

Простой карандаш.

Ластик.

Ножницы.

Клей-карандаш или ПВА (или любой другой жидкий канцелярский клей; если под рукой нет клея, можно сварить клейстер — в интернете есть множество рецептов).

Фломастеры, маркеры, масляная пастель, цветные карандаши (что вы сможете найти).

Пошаговая инструкция

1. Готовим основу для венка: рисуем на картоне два овала, один внутри другого. От внутреннего овала до внешнего должно быть примерно три-четыре пальца. Вырезаем. Получилось вытянутое широкое колечко.

2. Делаем заготовки пасхальных яиц из бумаги. На бумаге или картоне рисуем яйцо. Теперь вырезаем его. Получился трафарет (образец). Теперь кладём трафарет на цветную бумагу и обводим. Убираем трафарет, вырезаем яичко из цветной бумаги. 

Всего нужно около десяти яиц. Они могут быть одного размера, а могут — разного (и тогда нужны трафареты разных размеров). Яйца могут быть разноцветные, можно украсить их кусочками цветной бумаги или расписать.

3. Делаем заготовки весенних листочков. Вырезаем полоску цветной бумаги в два-три пальца шириной, складываем гармошкой вчетверо. На одной стороне сложенной бумаги рисуем листик и вырезаем — получится четыре листочка. Если хочется, на листике можно нарисовать прожилки. Листочков стоит сделать много.

4. А ещё можно сделать цветы — попробуйте вырезать их изображения из старых ненужных открыток, календарей, журналов или нарисуйте и вырежьте сами. Можно сделать трафарет, но нам кажется, что интереснее, если цветы будут разными. Не стоит делать слишком много цветов, всё-таки «главные герои» венка — пасхальные яички.

5. Теперь, когда заготовки готовы, пора сделать венок. 

Сначала надо привязать с верхней стороны заготовки ленточку — на неё можно будет вешать венок. Сложите ленточку пополам — должна получиться петелька. Положите её под заготовку, а сверху в петельку просуньте свободные концы ленточки. Ленточка должна обхватить верх заготовки. Закрепите ленточку, завязав на ней узелок; а потом украсьте бантиком.

Приступим к украшению заготовки. Сначала разложите все яички, листочки, цветы и ленточки (если есть) на венке так, как они должны быть расположены на готовой работе. Старайтесь, чтобы не было пробелов — лучше, если основу венка не будет видно. А теперь берите по одному листочку, яичку, цветочку и ленточке и аккуратно приклеивайте их к основе на те же места.

6. Венок готов! По традиции венками украшали двери, но можно повесить его на стену или подарить близким.

Если вы хотите поделиться результатом и вдохновением — выкладывайте фотографии своей работы в социальные сети с хештегами #ТретьяковкаДома и #Лаврус. Пусть в мире будет больше красоты и творчества!