Возможно, при взгляде на картины Михаила Врубеля вам захочется сказать: «Так не бывает!» Но в том-то и дело, что ко всему, что мы видим на его работах, нужно относиться, как к сказке. От сказок никто не требует правдоподобия, и для искусства оно не обязательно.
Художники задумались об этом в связи с появлением фотографии. Фотоаппарат отлично справлялся с реалистичным изображением окружающего мира, и соревноваться с ним не имело смысла. Настал момент осознания, что искусство существует не ради создания точных копий реальности. Оно способно на большее! Например, художник может превратить жизнь в сказку или, как говорил Врубель, позволить увидеть «в реальном фантастическое». Картина становится «чудесной сказкой красок и линий за пределами “Что?” и “Как?”». Именно такое превращение происходит в работе Михаила Врубеля «Сирень».
А теперь посмотрите на картину и представьте, что...
...вы оказались в саду или в парке. Вы стоите перед большим кустом сирени — так близко, что чувствуете нежный аромат цветов. Огромный, как гора, куст весь усыпан крупными лиловыми цветами, он почти полностью заслоняет небо, только наверху слева видно мерцающую звезду.
Кстати, что заставило вас отправиться на ночную прогулку? Бессонница? Тревожные предчувствия? Тайное свидание? В любом случае что-то, что изменило обычное течение жизни и привычный взгляд на окружающие вещи. Врубель говорил, что лунный свет видится иначе, если смотреть на него во время головной боли. Так что же произошло, что стало другим: мир в свете луны и звёзд или ваше восприятие? В любом случае в картине Михаила Врубеля лунный свет помогает раскрыть тайны, хотя обычно «покров ночи скрывает их».
Исчезла граница между реальностью и сказкой! И вот уже перед вами не куст сирени, а пещера с драгоценными камнями. Больше всего здесь фиолетовых аметистов, но есть и тёмно-зелёные изумруды, синие сапфиры. Грани камней поблёскивают, отражая лунный свет, и манят к себе. Осталось сделать всего один шаг…
Но тут из темноты возникает девушка. Хрупкая, словно полупрозрачная, с длинными тёмными волосами и огромными глазами… Бледное личико кажется голубоватым в лунном свете. Кто она? Фея, дриада, заколдованная принцесса, призрак? Она что-то говорит, но слов не слышно. Посмотрите на её руку! Кажется, она подносит палец к губам, как будто просит о молчании. Нельзя говорить, слова помешают. Оно имеет силу только до первого звука, который неизбежно вернёт вас в реальность. А пока…
Я бодрствую над миром безмятежным,
И сладко плачу, и дышу — Луной.
Впиваю это бледное сиянье,
Как эльф, качаюсь в сетке из лучей,
Я слушаю, как говорит молчанье.
Секреты мастерства
Михаил Врубель обладал редкой способностью видеть мир во всей сложности его «бесконечно гармонирующих» деталей. Предметы, казавшиеся другим незначительными, открывали ему целый мир. Каждая ветка, каждая капля, каждое облако, каждая снежинка или сосулька, каждая складка на ткани… Врубель особенно любил цветы и камни. Но чтобы запечатлеть эти удивительные миры, нужно безупречно владеть техникой рисунка и живописи.
***
Врубель делал множество набросков с натуры карандашом и акварелью. В отличие от многих художников, стремившихся в набросках к упрощению и обобщению, Михаил Врубель старался передать всю причудливость изображаемых форм. Он удивлял друзей, заявляя, что лошадь нарисовать не сложнее, чем хвост лошади; утверждал, что, если художник не может изобразить «три пары женских рук, поднятых вверх и соединённых вместе», значит, он вообще не умеет рисовать. Впрочем, замечал Врубель, если работать «десять лет по пять часов в день», возможно, что-то начнёт получаться. Его техника была настолько виртуозной, что казалось, будто «какой-то жонглёр показывает фокусы».
Он «наносил твёрдо черты, постоянно соединяя в разных местах, потом вырисовывалась вся картина» — так описал процесс работы Михаила Врубеля Константин Коровин. Коровин не раз наблюдал, как под рукой Врубеля «из первоначально разрозненных штрихов и линий» возникало изображение. Все видевшие, как работал Врубель, удивлялись этому чуду рождения образов из хаоса штрихов и линий.
***
Благодаря умению сохранять в рисунке каждую чёрточку увиденного Михаил Врубель создал свою «Розу» . Роза на его рисунке одновременно идеальна и реальна, абсолютно естественна и совершенно сверхъестественна.
Художник передал завораживающую сложность форм множества тонких лепестков цветка, собранных вместе волею природы. С помощью нежной тающей акварели он вдохнул в рисунок жизнь, наполнил его светом. Свет отражается от поверхности лепестков, как от граней кристалла. Художник смог создать вечное драгоценное подобие срезанного и поставленного в стакан с водой цветка, которому, возможно, оставалось жить не больше дня.
***
Михаил Врубель любил смотреть на «драгоценные камни, жемчуг, а также бисер, блёстки, цветные стекляшки, осколки хрусталя, морозные льдинки». Его завораживало всё, что сияет, светится, оживает в лучах света, меняется, отражая и преломляя световые лучи.
Большая ракушка вдохновила художника на целую серию рисунков, в которых он экспериментировал с изображением переливов перламутра. Так появилась «Жемчужина».
В работе виртуозно передана иллюзия свечения и переливов цвета на поверхности ракушки, однако не только это заворожило художника. Не менее интересна ему и тайна рождения жемчужины. Биологи описывают этот процесс так: песчинка, случайно занесённая внутрь раковины, медленно обволакивается перламутром. В рисунке Врубеля процесс ускоряется и превращается в мерцающее круговое движение, в которое вовлечены не только блики на перламутре, но и медузы, рыбы и даже две морские царевны. Рождение жемчужины превратилось в сказку, и всё-таки художник ещё раз подтвердил свои слова: «Человек ничего не придумает, чего не было бы в природе».
***
Редкая способность «видеть в реальном фантастическое» привела Врубеля к формированию особых изобразительных приёмов. В рисунках, выполненных карандашом или акварелью, он дробит поверхность на множество мельчайших плоскостей, а в живописи, напротив, часто работает крупными мазками, похожими на кусочки мозаики: то плотными и объёмными — пастозными, то лёгкими и полупрозрачными — лессировочными.
Михаил Врубель часто наносил краски на холст с помощью мастихина. Этот инструмент, состоящий из тонкой стальной пластины и деревянной ручки, позволял располагать мазки так, что они напоминали грани кристаллов. Кроме того, благодаря мастихину удавалось создавать эффект причудливых переливов цвета, как на поверхности минералов: один цвет плавно перетекает, вливается в другой. «Сирень» написана именно мастихином с последующей доработкой кистью. Кистью написана фигура призрачной девушки и нанесены легкие, похожие на порхающих мотыльков, сиренево-голубые мазки на цветах.
Эти приёмы нанесения краски на холст сочетаются с особым цветовым решением картины. Многообразие оттенков фиолетового — цвета ночного сумрака и тайны, цвета магов и мудрецов — создаёт ауру волшебства ночи.
Задания
1. Как называется полудрагоценный камень фиолетового цвета? Подсказка: именно на этот камень похожа сирень на картине Михаила Врубеля
2. Какие оттенки фиолетового вы знаете? Попробуйте перечислить, вспомнив, что бывает фиолетового цвета. Например, от сирени произошло название оттенка «сиреневый» и ещё «лиловый», потому что на французском языке сирень — lilas.
Продолжите ряд: от лаванды произошло название оттенка …, от фиалки — …, от сливы — …, от баклажана — …, от чернил — …
А теперь найдите эти оттенки на рисунке ниже.
* Правильные ответы на задания находятся в конце материала
3. Попробуйте передать чувства без слов, пользуясь языком жестов, как призрачная девушка с картины Врубеля. Как с помощью жестов показать «Я рад (рада) тебя видеть», «Мне грустно», «Мне страшно», «Я люблю рисовать»?
4. Посмотрите, как по-разному художники изображают сирень. Сможете найти работу Михаила Врубеля?
Рекомендации родителям
Что почитать?
Стоит обратить внимание на историю королевы Сказки и её дочери Правды из сборника Лидии Чарской «Сказки голубой феи». Этот сборник впервые издан в 1910 году, то есть в год смерти Врубеля. Чарская и Врубель — люди одной эпохи. Сказки Лидии Чарской не только нравоучительны, но и красивы той утончённой красотой, что свойственна Серебряному веку. «Дочь Сказки» — это и напоминание о том, что правду не спрячешь, и утверждение несовместимости правды и искусства, которое понимается, как прекрасная сказка. Королевство Сказки — это мир искусства; и некрасивая, грубоватая Правда там только мешает.
Как вам кажется, какая из героинь сказки больше нравится автору: королева Сказка или ее дочь Правда?
Что послушать?
Ноктюрны (от франц. nocturne — ночной) — пьесы, передающие настроения ночи, навевающие мечтательность и легкую грусть. Эта одна из любимых музыкальных форм польского композитора и пианиста Фредерика Шопена. Послушайте его ноктюрн № 1 (опус 9). Эта музыка помогает забыть о дневной суете, остановить бег времени, позволяет почувствовать себя поэтом, художником и просто мечтателем.
Совсем другой образ создаёт ноктюрн Клода Дебюсси «Сирены». Он приоткрывает одну из многих тайн ночи, позволяя услышать пение сирен на фоне плеска посеребрённых луной волн. Женский хор и оркестр создают эту фантастическую картину. Постарайтесь увидеть её, слушая музыку.
Какой из этих ноктюрнов более созвучен с образом, созданным Михаилом Врубелем в картине «Сирень»?
Попробуйте создать образ таинственной сирени в лунном сиянии, вдохновлённый живописью Михаила Врубеля.
Для работы понадобится:
Плотная бумага формата А3 и А4 (несколько листов)
Гуашь:
- синий (желательно ультрамарин, лазурь (прусский синий) и кобальт);
- красный (желательно краплак, кармин);
- фиолетовый;
- зелёный (желательно изумрудный, светлый зелёный, тёмный зелёный);
- белила
Кисти круглые синтетические разного размера (№ 20–16 — для фона, № 4–2 — для деталей)
Баночка для воды
Палитра (подойдёт также пластиковая одноразовая тарелка)
Салфетки или поролоновая губка
Зачастую в наборах гуаши разных производителей названия красок не совпадают, поэтому отнеситесь к составлению палитры творчески.
Если под рукой не оказалось нужных красок и кисточек, используйте те материалы, которые у вас имеются. Подойдут акриловые краски, акварель, пастель (как масляная, так и сухая), восковые мелки, цветные карандаши.
Практика
1. Для начала стоит потренироваться.
Попробуйте получить оттенки фиолетового и близких к нему цветов: сиреневого, лилового, тёмно-фиолетового, бордового и т. д. Для этого смешивайте на палитре разные варианты красных и синих красок, пробуйте изменять количественные соотношения, добавлять белила.
2. Чтобы лучше понять технику живописи Врубеля, нарисуйте драгоценный кристалл, грани которого отражают свет. Для этого на листе А4 тонкой кисточкой голубой краской или карандашом наметьте очертания многоугольника. Затем разбейте его поверхность на множество треугольников. Это грани кристалла. Раскрасьте их оттенками фиолетового — так, чтобы соседние грани были разных оттенков. Если по краям кристалла расположить более тёмные оттенки, а в центре — более светлые, кристалл будет выглядеть объёмным.
3. Теперь попробуйте нарисовать ветку сирени. Она напоминает конус из множества маленьких цветов. Чтобы нарисовать сирень, воспользуйтесь смятой в комок салфеткой или небольшим кусочком поролоновой губки. Наберите на салфетку или губку гуашь. Важно, чтобы краска была густой, не водянистой. Не забывайте про разные оттенки фиолетового. Сначала наберите более тёмную краску и сделайте отпечатки на листе А4, воспроизводя форму ветки сирени.
4. Подождите, пока краска подсохнет, и сделайте отпечатки более светлыми оттенками. Их нужно наносить очень лёгкими движениями, не вбивая краску в лист — так, чтобы сквозь верхний светлый слой был виден нижний.
5. Сирень почти готова, осталось добавить крошечные голубые цветочки. Это можно сделать тонкой кистью небольшими мазками, напоминающими крестики. «Рассыпьте» цветы по всей поверхности сирени. Не забудьте добавить зелёную веточку.
6. Пора приступать к основной работе. Расположите горизонтально лист формата А3. В уже освоенной вами технике отпечатков сделайте несколько крупных веток сирени. Делая отпечатки, не забывайте про работу с разными оттенками фиолетового. Начинайте с более тёмных оттенков.
7. Пока веточки сохнут, можно поработать с листьями и фоном. Чтобы изобразить ночь, понадобятся тёмно-синие и тёмно-зелёные краски. Большой кистью, мазками, не прорисовывая каждый листок, заполните тёмными оттенками зелёного пространство между ветками сирени. Важно оставить светлый ареол незакрашенной бумаги вокруг каждой из веток. Пространство вокруг куста — ночное небо — заполните тёмно-синей краской. Накладывайте краску плотно, лишь кое-где оставляя маленькие просветы — это мерцающие звёзды.
8. Чтобы сирень «светилась», затонируйте края куста светло-голубой краской. Сделать это можно мятой салфеткой или кусочком губки. Затем добавьте светлых фиолетовых оттенков в основную массу куста и разбросайте маленькие голубые цветочки.
Высыхая, краска становится светлее, поэтому, если ветки получились слишком светлыми, можно их немного затемнить. То же самое касается зелени. Просто добавьте в мазки более тёмных оттенков.
9. Готово!
Правильные ответы на задания:
1. Аметист.
2. Сиреневый — второй в третьем ряду. Фиалковый — второй в четвертом ряду. Лавандовый — третий в первом ряду. Сливовый — третий во втором ряду. Баклажановый — первый во втором ряду. Чернильный — третий в третьем ряду.
4. Фрагмент картины Михаила Врубеля — № 2 (Сирень. 1900). Также в подборке показаны фрагменты следующих работ из собрания Третьяковской галереи:
Алексей Грицай. Сирень. 1976
Дмитрий Надбалдян. Сирень. 1981
Михаил Ларионов. Сирень. 1904-1905
Петр Кончаловский. Сирень в ведре. 1943
Сергей Герасимов. Сирень в цвету. 1955
Если вы хотите поделиться результатами и вдохновением — выкладывайте фотографии своей работы в социальные сети с хештегами #ТретьяковкаДома и #Лаврус. Пусть в мире будет больше красоты и творчества!