11 декабря 2019

Грани твор­че­ства Те­ат­раль­ные хроники Поленова

В 1917 году Поленов писал, что «театр есть одна из самых широких, просветительных школ для народа, но театр, возвышающий человека, а не унижающий его»

Театральные хроники Василия Поленова

Художник считал: театр воздействует «многостороннее и доступнее», чем другие виды искусства, ведь в спектакле, особенно оперном, «соединяются в одно целое поэзия, музыка, живопись, пластика и т. д.»1. Неудивительно, что театр был одной из важнейших сторон деятельности Поленова на протяжении всего его творческого пути.

1. В. Д. Поленов — Ф. И. Шаляпину. [Москва], 16 мая 1913 // Сахарова, 1964. С. 676

Благодаря сценическим опытам обогатился художественный язык Поленова-живописца, а введение им пленэрных приёмов в сценографию стало важным импульсом к обновлению отечественного театрально-декорационного искусства второй половины XIX — первой четверти XX века.

Василий Поленов. Дом театрального просвещения имени академика В.Д. Поленова в Москве на Медынке Осуществленный проект здания. 1915
Василий Поленов. Дом театрального просвещения имени академика В.Д. Поленова в Москве на Медынке Осуществленный проект здания. 1915
Василий Поленов. Дом театрального просвещения имени академика В.Д. Поленова в Москве на Медынке Осуществленный проект здания. 1915
Василий Поленов. Дом театрального просвещения имени академика В.Д. Поленова в Москве на Медынке Осуществленный проект здания. 1915

От живых картин к Абрамцевскому художественному кружку

Увлечение театром началось у Василия Дмитриевича во время пенсионерской командировки в Европу 1872−1876 годов. Вместе с Ильёй Репиным, Виктором Васнецовым, Константином Савицким он — как художник, актёр и режиссёр — участвовал в постановках так называемых живых картин в парижском доме Алексея Боголюбова. Критик Сергей Маковский описывал популярный в то время жанр живых картин так:

…воспроизведение на эстраде или театральных подмостках в натуральном виде того или другого холста…

Маковский С. К. Силуэты русских художников. М.: Республика, 1999. С. 86

В 1876-м, на два года раньше окончания срока пенсионерской поездки, Поленов вернулся в Россию и решил поселиться в Москве. Он часто гостил в Абрамцеве, подмосковной усадьбе Саввы Ивановича и Елизаветы Григорьевны Мамонтовых, — Поленову нравилась царившая здесь творческая атмосфера. Он участвовал практически во всех постановках Абрамцевского художественного кружка, будь то пьесы Мамонтова, европейских или русских драматургов: оформлял картины из жизни античного Рима, средневековой Европы, Древнего Египта и Ближнего Востока.

В те времена профессиональные сцены были перегружены многочастными декорациями. Стремление к художественной целостности и в то же время к легкости постановки спектакля в частном театре подтолкнули Поленова к разработке принципа единой картины, то есть единого фона-задника. Поленов создавал задники легко и быстро, с некоторой долей театральной условности, но и с характерной — «пленэрной» — «живостью» письма.

Впервые принцип единой картины художник применил в декорациях к трагедии Аполлона Майкова «Два мира» (1879). События в этой пьесе о жизни ранних христиан происходят в римских катакомбах и в патрицианском доме. Интересно, что в этом спектакле состоялся актёрский дебют Поленова: он сыграл одну из главных ролей — патриция Деция. Позже Поленов даже написал ораторию «Два мира».

Одной из главных сценографических работ Поленова стали эскизы к постановке пьесы Саввы Мамонтова «Алая роза» (1883). Действие аксаковского «Аленького цветочка» Мамонтов перенёс в средневековую Испанию. Поленов в эскизе декорации «Сад дона Сильвы в Кордове» мастерски передал испанский колорит, а в эскизах «Зал в волшебном замке» и «Лестница к замку» добавил к реалистичному антуражу фантазийные элементы. Виктор Васнецов в речи на собрании мамонтовского кружка по случаю его 15-летия восхищался этой работой:

Так оригинально рассказать и поэтически показать эту сказку на сцене!.. Его [Поленова] декорации к „Алой розе“ — гениальные декорации, говорю это смело при таких свидетелях, как, например, Репин. Надо быть волшебником, чтобы перенести нас в эти сказочные сады и дворцы.

Пастон Э. В. Абрамцево. Искусство и жизнь. М.: Искусство, 2003. С. 199

Русская частная опера и Большой театр

Ещё до путешествия в Египет Поленов показал в эскизах к пьесе Мамонтова «Иосиф» (1880) древнеегипетский мир. Легендарную эпоху он представил с помощью узнаваемых мощных пилонов и лотосовидных колонн. К древнеегипетской архитектуре он обратится вновь через несколько лет — после поездки на Ближний Восток. В 1885 году Поленов принял участие в постановке на сцене Русской частной оперы Саввы Мамонтова тогда ещё новой оперы Джузеппе Верди «Аида» (впервые она была представлена в Каирской опере в 1871 году). Чтобы помочь своему ученику Константину Коровину, художнику спектакля, проникнуться духом Древнего Египта, Поленов создал эскиз в свободной живописной манере.

«Аида» была в числе первых постановок Русской частной оперы Саввы Мамонтова, которые позволили Абрамцевскому кружку выйти за пределы домашней сцены и в 1885 году приобрести статус частной антрепризы. Театр сменял названия по именам директоров, становясь то Театром Кроткова (1885−1888), то Театром Винтера (1896−1899), то Товариществом частной оперы (1900−1904). Одной из важнейших задач Русской частной оперы оставалась популяризация новой оперы — в первую очередь произведений отечественных композиторов: Михаила Глинки, Модеста Мусоргского, Николая Римского-Корсакова.

Василий Поленов. "Аида" Верди. Действие 4. 1880-е Эскиз декорации к постановке оперы Дж. Верди «Аида» на сцене Русской частной оперы С.И. Мамонтова Премьера — 1 апреля 1885 года Бумага серая, гуашь
Василий Поленов. "Аида" Верди. Действие 4. 1880-е Эскиз декорации к постановке оперы Дж. Верди «Аида» на сцене Русской частной оперы С.И. Мамонтова Премьера — 1 апреля 1885 года Бумага серая, гуашь


Особая страница в истории мамонтовского театра — постановки на античные темы. Все они были оформлены Поленовым. По воспоминаниям сына Мамонтова Всеволода Саввича, его отца и Поленова объединяла «страстная увлечённость эллинским искусством»2.

2. Мамонтов В. С. Воспоминания о русских художниках (Абрамцевский художественный кружок). М.: Издательство Академии художеств СССР, 1950. С. 23

В 1897 году, в пору расцвета Русской частной оперы, когда в ней выступали Фёдор Шаляпин, Надежда Забела-Врубель, Антон Секар-Рожанский, Сергей Рахманинов, состоялась премьера одной из самых значимых постановок на античный сюжет — оперы Кристофа Глюка «Орфей и Эвридика».

Художниками Мамонтов пригласил Поленова, которому дал чёткие указания насчёт исполнения декораций, и Коровина, которому предстояло заканчивать декорации по своим и поленовским эскизам. Считавшаяся архаичной, к тому времени опера «Орфей» уже исчезла из репертуара театров. Мамонтов хотел возродить её на сцене Русской частной оперы, о чём сообщал Поленову: «Я буду сам вести репетиции до мельчайших подробностей и верю в успех, то есть спектакль не уступит „Афродите“. Этим я бы думал преподать московской публике урок эстетики»3.

3. С. И. Мамонтов — В. Д. Поленову. [Москва], 9 ноября 1897 // Сахарова, 1964. С. 573

Именно Савве Мамонтову принадлежит идея оформить четвёртую картину «Орфея» в духе «Острова мёртвых» Арнольда Бёклина. Эскиз Поленова «Среди кипарисов» исполнен ощущения тишины и молчаливой покорности перед лицом смерти, характерного для работ швейцарского символиста. При этом мотив и композиционное решение эскиза напоминают раннюю картину Поленова «Кладбище с кипарисами» (1873), написанную во время пенсионерской командировки в Европу на некатолическом кладбище Тестаччо в Риме, где была похоронена 19-летняя княжна Маруся Оболенская. Как известно, её смерть стала тяжёлым ударом для Поленова (см.: описание картины «Больная» в материале «10 работ Василия Поленова»).

Василий Поленов. "Орфей и Эвридика" Кладбище. Первый акт Бумага, карандаш, акварель, белила
Василий Поленов. Кладбище с кипарисами. 1873. Этюд
Василий Поленов. "Орфей и Эвридика" Кладбище. Первый акт Бумага, карандаш, акварель, белила
Василий Поленов. Кладбище с кипарисами. 1873. Этюд

Сотрудничал Поленов и с оперным театром Сергея Ивановича Зимина, создал несколько декораций к опере «Уриэль Акоста» Валентины Серовой (матери известного художника). Премьера прошла в Большом театре в 1885 году. Так, театральный опыт, приобретённый на домашней сцене Абрамцевского кружка, был использован участниками этого объединения в постановках крупнейших театров обеих российских столиц. Поленов и его ученики, в том числе Константин Коровин и Александр Головин, стали не просто оформителями, но по существу соавторами спектаклей. Они вникали во все мелочи постановок — начиная с грима, деталей костюма, предметов, бутафории и заканчивая пластическим решением того или иного образа спектакля. При их непосредственном участии зародилась новая эпоха в развитии театрально-декорационного искусства в России, расцвет которого пришёлся на начало XX века.

«Призраки Эллады». Поленов — сценограф, композитор, режиссёр

В 1894 году во время Первого съезда русских художников и любителей художеств, приуроченного к передаче галереи Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых Москве, была показана живая картина «Афродита», в которой греческого скульптора Агесандра сыграл Константин Сергеевич Станиславский. Сценарий этой картины написал Мамонтов, а эскизы декорации и костюмов выполнил Поленов.

В 1906 году в Большом зале Московской консерватории на основе «Афродиты» была поставлена опера «Призраки Эллады» на музыку Василия Поленова и Николая Кроткова. Ко всем трём действиям оперы была та же декорация, что и к живой картине, о процессе создания которой писал художник Леонид Пастернак:

Надо было видеть, с каким мастерством, с какой артистической легкостью и виртуозностью, почти играя, что-то насвистывая, широчайшей кистью, весело ходил Поленов по огромному холсту! Раз-раз-раз — и тёмно-сине-фиолетовое Средиземное море, заиграв, катило свои волны к подножию статуи Венеры Милосской; раз-раз-раз — выступали на заднем плане розовые дали гор, а над ними поднялось пропитанное жаром и светом исключительной красоты голубое небо Эллады. Любо-весело было смотреть на этого представительного мастера! В день-два всё было готово… И с каким знанием дела, с каким вкусом, с какой величавой простотой!

Пастон Э. В. Василий Дмитриевич Поленов. М.: Художник РСФСР, 1991. С. 95–96

Создавая декорации, Василий Поленов использовал и привезённые из путешествий натурные этюды, и живописные полотна. И наоборот, когда писал станковые картины, обобщал опыт работы художника-декоратора, примером чего служит картина «Эллада», или «Античный пейзаж» (известны по крайней мере четыре варианта этого полотна). В её центральной части воспроизведён в зеркальном отражении этюд «Троада», написанный во время путешествия художника на Восток в 1881 году.

На множестве эскизов декораций к опере запечатлён портик храма, статуя Афродиты в разных ракурсах, побережье при лунном и солнечном свете. Поленов выполнил несколько вариантов обложек клавира, около 150 набросков костюмов и бутафории, изображены разные орнаменты, античные музыкальные инструменты, амфоры, зарисовки с античных рельефов, ваз и мелкой пластики. Среди них есть и небольшие карандашные рисунки с едва намеченными контурами фигур, и акварельные эскизы, отточенные до мельчайших деталей. Художник прорабатывал жесты и позы актёров, мизансцены. В некоторых эскизах проявился дар Поленова-колориста, мастерски передавшего струящиеся драпировки полупрозрачных тканей. Изящные силуэты танцовщиц созданы под впечатлением от изображений на древнегреческих вазах и барельефах, и в то же время напоминают о находках молодых театральных художников Серебряного века.

Василий Поленов. Статуя Афродиты у входа в храм. 1900-е. Эскиз-набросок декорации
Василий Поленов. Эскиз декорации. 1885. Бумага, карандаш, акварель
Василий Поленов. Статуя Афродиты у входа в храм. 1900-е. Эскиз-набросок декорации
Василий Поленов. Эскиз декорации. 1885. Бумага, карандаш, акварель

Дом театрального просвещения

Одним из важнейших дел своей жизни Поленов считал создание и помощь народному театру. В 1915 году он спроектировал Дом театрального просвещения в Москве, а в 1910-е в его мастерских создал ряд типовых декораций для деревенских и фабричных театров, эти декорации могли использоваться в разных постановках. В силу своих задач они были несколько упрощенными, но Поленов считал, что в деле просвещения нельзя поступаться качеством, и относился к исполнению типовых декораций не менее внимательно, чем к другим своим работам.

В репертуар Дома театрального просвещения входили постановки по пьесам Уильяма Шекспира, Жан-Батиста Мольера, Александра Николаевича Островского, водевиль «Каморра» Мамонтова, музыкальные спектакли для детей «Анна Бретонская» и «Рейнская легенда» по пьесе Сергея Саввича Мамонтова на сюжет из легенды о Ричарде Львиное Сердце. К двум последним представлениям Поленов сочинил музыку, а к «Анне Бретонской» выполнил переложение текста с французского языка, эскизы костюмов и декорации.

Окончательно поселившись в своей усадьбе на берегу Оки, Поленов продолжил заниматься устройством школьных и народных театров в соседнем селе Страхово и в Тарусе, где в 1915 году была поставлена его опера «Призраки Эллады».

Василий Поленов. Эскиз-вариант обложки клавира. 1906
Постановка оперы Василия Поленова «Призраки Эллады» на сцене Народного дома в Тарусе. Фотография. 1915
Василий Поленов. Эскиз-вариант обложки клавира. 1906
Постановка оперы Василия Поленова «Призраки Эллады» на сцене Народного дома в Тарусе. Фотография. 1915

Диорама. Вокруг света с Поленовым

В усадьбе Борок художник создал и свою последнюю крупную работу — световой театр-диораму «Путешествие вокруг света». Вставленные в специальные рамы акварельные рисунки менялись при переключении света. Художник использовал этюды и наброски, сделанные во время путешествий, и опирался на большой опыт в театрально-декорационной деятельности.

Впервые Поленов придумал диораму для своих детей в 1890-х годах. В начале 1920-х он основательно её переработал, чтобы познакомить с разными уголками планеты как можно больше детей из соседних деревень.

Дочь художника Екатерина Сахарова вспоминала его слова:

Его увлекала идея дать людям возможность, как по волшебству, обозреть много стран, увидеть явления природы в непередаваемых живописью эффектах транспаранта. „Вы подумайте, как живут крестьяне. Полгода холода, темноты, ничего, кроме трактира. С тоски можно умереть. И вдруг кругосветное путешествие!“

Пастон Э. В. Василий Поленов. М.: Белый город, 2001. С. 46

Сам Поленов так писал про своё детище: «Диорама — значит прозрачная картина, её изобрёл французский художник Дагер. Картины меняются в зависимости от направления света спереди или сзади. <...> Можно очень разнообразить пейзажи, марины, горы, комнаты, улицы. Дневное освещение можно сделать переходящим в ночное медленно или мгновенно, выходит что-то вроде волшебства. Содержание картин очень разнообразно. В моей диораме оно состоит из путешествий вокруг света, начиная с реки Оки: идёт пароход, мы на нём как бы едем, сначала днём, а потом вечером; далее поезд идёт через мост днём и приходит на станцию вечером. Затем идут картины: московский Кремль, [Третьяковская] галерея... поезд идёт по Германии, первый тоннель, германские древние замки, рейнские, Вартбург, Вольфрам и Тангейзер, Бавария, гостиницы, дилижанс. Шиллер и Гёте пешком. Потом Италия, Венеция, днём дворец Дожей, ночью маскарад и гондолы. Рим. Неаполь, извержение Везувия. Швейцария, горы, тоннель, Сан-Бернар... Франция, Париж, Сена, собор NôtreDamedeParis[собор Парижской Богоматери], фейерверк. Возвращаемся опять в Россию на юг: Украина, Крым (Ялта), Чёрное море, фантастический маяк. Далее наше путешествие: Босфор, пароходы и корабли. Египет в шести картинах, Палестина, Восточная Азия, Индия, слоны. Китай, фонарики, иллюминация. Северная Америка — горы Кордильеры, южная — девственный лес, Амазонка, ловля дикой лошади... Возвращаемся в Россию: губернский город, пожар, Петербург, Академия художеств, Аничков мост. Начало зимы у нас. Драма „Борис Годунов“ — четыре картины. Кончается ёлкой, ребятишки пляшут. Я сделал это для детей, которые всё время восклицают от восторга и удивления, но, оказывается, и взрослые восхищаются. Последнее время многие хотят устроить у себя такую диораму. Художнику это совсем не трудно. Механика простая: ящик, спереди и сзади стенки вынуты, крышка подымается и опускается для дневного и ночного освещения»4.

4. В. Д. Поленов — Е. М. Татевосяну [Борок. 1920] // Сахарова, 1964. С. 690–691


Даже в эпоху «Инстаграма», когда каждый может поделиться своими впечатлениями со всем миром, диорама Поленова никого не оставляет равнодушным. Копию этого творения художника можно увидеть до 16 февраля 2020 года на его выставке в Третьяковской галерее и круглый год в музее-заповеднике В. Д. Поленова. С расписанием работы диорамы на ретроспективе Василия Поленова можно ознакомиться на сайте Третьяковской галереи, а узнать больше о «Путешествии вокруг света» — на сайте музея-заповедника В. Д. Поленова.

Традиции домашнего театра, детских и взрослых любительских спектаклей, музыкальных вечеров уже более 120 лет создают особую атмосферу в музее-заповеднике В. Д. Поленова. Каждый год здесь проходят театрально-музыкальные фестивали, ставятся спектакли на открытом воздухе и, конечно, живёт идея Театра новогодней ёлки — традиционной встречи вокруг большой нарядной ёлки в гостиной Большого дома.

Василий Поленов. Елка, освещенная огнями. 1920-е. Лист из диорамы «Путешествие вокруг света». Бумага, цветная бумага, папиросная бумага, акварель, гуашь
Василий Поленов. Программа спектакля
Василий Поленов. Елка, освещенная огнями. 1920-е. Лист из диорамы «Путешествие вокруг света». Бумага, цветная бумага, папиросная бумага, акварель, гуашь
Василий Поленов. Программа спектакля