03 марта 2023

Арт-среда Воспоминания о Василии Сурикове

«Современник Ермака, Стеньки Разина, боярыни Морозовой», «властитель нашего воображения», «страстная натура», «суровый и простой», «самородок» — так писали о Сурикове художники, писатели, критики, знавшие живописца. О Сурикове оставили свои воспоминания Максимилиан Волошин, Илья Репин, Сергей Коненков, Сергей Глаголь, Яков Минченков и многие другие. Современники отмечали провидческую суть суриковского таланта, его удивительную способность видеть историю сквозь века и потрясающую достоверность созданных им образов.

Максимилиан Волошин, поэт, критик:

«…он был действительным современником и Ермака, и Стеньки Разина, и боярыни Морозовой, и казней Петра».
Борис Кустодиев. Портрет Максимилиана Волошина. 1924. Холст, масло.
Борис Кустодиев. Портрет Максимилиана Волошина. 1924. Холст, масло.
В творчестве и личности Василия Ивановича Сурикова русская жизнь осуществила изумительный парадокс: к нам в двадцатый век она привела художника, детство и юность которого прошли в XVI и XVII веке русской истории.

В одной научной фантазии Фламмарион рассказывает, как сознательное существо, удаляющееся от земли со скоростью, превышающей скорость света, видит всю историю земли, развивающейся в обратном порядке и постепенно отступающей в глубину веков.

Для того чтобы проделать этот опыт в России в середине XIX века (да отчасти и теперь), вовсе не нужно было развивать скорости, превосходящей скорость света, а вполне достаточно было поехать на перекладных с запада на восток, по тому направлению, по которому в течение веков постепенно развертывалась русская история.

Один из секретов Сурикова — цельного и подлинного художника-реалиста, посвятившего жизнь самому неверному из видов искусства, исторической живописи, — в том, что он никогда не восстанавливал археологически формы жизни минувших столетий, а добросовестно писал то, что сам видел собственными глазами, потому что он был действительным современником и Ермака, и Стеньки Разина, и боярыни Морозовой, и казней Петра.

Василий Иванович Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. М.: Искусство, 1977. С. 170

Яков Тепин, художник, историк искусства, коллекционер:

«…гениальный властитель нашего воображения, преступник и герой».
Суриков первый увидел в картине историческую драму, первый гармонически сочетал глубину исторической мысли с фундаментальностью чистой живописи. Вместо оперных финалов прежних исторических картин появилось подлинное изображение древней жизни на основании внутренней психологической правды исторического события. Ведь не внешняя историческая точность восхищает нас в «Морозовой», а то, что Суриков верно, как никто ни до него, ни после него, выразил духовную сущность всех этих старцев, баб, мужиков, понял дух времени, понял то вечное мистическое озарение, которое появилось однажды в Морозовой. Суриков объективен; он как бы растворяется без остатка в переживаниях, мыслях и чувствах своих героев, окруженных атмосферою подлинной древности. И вместе с тем, несмотря на реализм и объективность в своих изображениях, Суриков сам в высокой степени индивидуален. Чувство древности, чувство предков и родины в нем необыкновенно сильны лиризмом. Внешний реализм сочетается в нем с вдохновенной фантастикой. Жуткие и нежные образы старой Руси — плоды его поэтических грез.

Силой собственных переживаний Суриков убедил нас в реальности своих исторических видений. Стрельцы, Морозова, Ермак — все это только он, Суриков, гениальный властитель нашего воображения, преступник и герой. До него исторические события изображались как нечто отвлеченное, необязательное для нас. Суриков же открыл, что все это он сам видел; казнили его дядю, пытали его бабку, а он бежал в те поры за санями, и боялся, и не мог отвести глаз от ее лица.

Способность увидеть в непостоянстве текущей жизни образы, отстоявшиеся веками, — его дар пророческий. Этот дар почувствовался с первой его картины. Даже Крамской заметил в «Стрелецкой казни» какой-то древний дух. И действительно, дух — это главное, что нас пленяет в Сурикове. Вглядываясь в живопись его картин и портретов, мы можем любоваться их поверхностью, крепостью рисунка, мощностью тона и силуэта, но мы главным образом и невольно устремляемся вглубь, в душу изображенных предметов, и кажется, не можем их исчерпать.

Каждое лицо и предмет в его картинах живут не в силу своей натуральности, а в силу духа, заключенного в них и отражающего в себе богатство чувств целой нации.

Василий Иванович Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. М.: Искусство, 1977. С. 191–192

Сергей Глаголь, художественный критик:

«…внешность Сурикова была очень скромна и проста».
Сергей Голоушев (С. Глаголь). Начало XX века. Фотография.
Сергей Голоушев (С. Глаголь). Начало XX века. Фотография.
Встречи мои с В.И. Суриковым относятся к тому времени, когда он писал своего «Разина». Писал он его в одной из запасных зал Исторического музея и, как все прочие картины, никому не показывал в период работы. Я увидел картину, когда она была уже окончена, и помню, как поразила меня тогда неуютность залы с ее грязными белыми стенами и полным отсутствием какой-либо мебели, кроме двух простых табуретов. Впрочем, неуютно выглядела и квартира, в которой жил тогда Василий Иванович, в Леонтьевском переулке. Она походила не на квартиру художника, а на жилье холостяка, всецело ушедшего в свое дело и совершенно не думающего о том, в какой он живет обстановке.

Да и сама внешность Сурикова была очень скромна и проста, и когда с приближением сумерек в своем слегка поношенном пальто с черным барашковым воротником и в надвинутой на глаза черной смушковой шапке Василий Иванович шел, бывало, по Тверской из музея домой, едва ли кто, не знавший его в лицо, угадал бы в нем человека палитры и кисти. Только приглядевшись к лицу этого прохожего, каждый, хоть немного наблюдательный человек, сейчас же угадал бы в нем незаурядную личность. Слишком остро смотрели из-под шапки черные умные глаза, слишком много энергии и воли было в очертаниях этого скуластого лица с коротко подстриженной татарской бородкой.

Василий Иванович Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. М.: Искусство, 1977. С. 207

Илья Репин, художник:

«Натура страстная, живая, с глубоким драматизмом».
Илья Репин. Автопортрет. 1887. Холст, масло.
Илья Репин. Автопортрет. 1887. Холст, масло.
С Суриковым мне всегда было интересно и весело. Он горячо любил искусство, вечно горел им, и этот огонь грел кругом его и холодную квартирушку, и пустые его комнаты, в которых, бывало: сундук, два сломанных стула, вечно с продырявленными соломенными местами для сидения, и валяющаяся на полу палитра, маленькая, весьма скупо замаранная масляными красочками, тут же валявшимися в тощих тюбиках. Нельзя было поверить, что в этой бедной квартирке писались такие глубокие по полноте замыслов картины, в таким богатым колоритом. <…>

Натура страстная, живая, с глубоким драматизмом; он творил только непосредственно, выливая себя; он не мог подчинить свои силы никакой школе, никаким канонам. И лица, и краски, и линии, пятна, светотени — все в нем было своеобразно, сильно и беспощадно по-варварски.
А искусство он горячо любил, более всего на свете. И послушать, как он рассуждал о нем, — можно было решить, что он эстет аристократ. Он понимал все и глубоко и верно ценил.

Василий Иванович Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. М.: Искусство, 1977. С. 225, 228

Михаил Нестеров, художник:

«В нем жили все его герои».
Михаил Нестеров. Автопортрет. 1928. Холст, масло.
Михаил Нестеров. Автопортрет. 1928. Холст, масло.
Суриков и краску, и живопись любил любовью живой, горячей. Он и тут, в беседу о живописи, о ее природе, о ее особом «призвании», вкладывал свой страстный, огненный темперамент. Поэтому, может быть, краски Василия Ивановича «светятся» внутренним светом, излучая теплоту внутренней жизни.

А как любил он жизнь! Ту жизнь, которая обогащала его картины. Исторические темы, им выбираемые, были часто лишь «ярлыком», «названием», так сказать, его картин, а подлинное содержание их было то, что видел, пережил, чем был поражен когда-то ум, сердце, глаз внутренний и внешний Сурикова, и тогда он в своих изображениях — назывались ли они картинами, этюдами или портретами — достигал своего «максимума», когда этому максимуму соответствовала сила, острота, глубина восприятия. Суриков любил композицию, но и эту сторону своего искусства он не подчинял слепо установленным теориям, оставаясь во всех случаях свободным, исходя из жизни, от ее велений и лишь постольку считаясь с теориями, поскольку они носили в себе законы самой жизни. Он был враг высасывания теорий из пальца. Суриков в хорошем и великом, равно как и в несуразном, был самим собой. Был свободен. Это было его право, и он пользовался им до того момента, когда творческие силы были изжиты, когда дух его переселялся в картину и уже она жила им, а Василий Ивановича оставался лишь свидетелем им содеянного — не больше. <…>

В Сурикове в годы нашей близости, да, вероятно, и до конца дней его, великий провидец времен минувших, человек с величайшим интеллектом уживался с озорным казаком. Все это вмещала богатая натура потомка Ермака. Быть может, потому-то, захватывая в его лучших картинах так широко, так всеобъемлюще жизнь, отражая ее трагические и иные причуды, он так поражает ими наше чувство и воображение. В нем жили все его герои, каковы бы они ни были.

Василий Иванович Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. М.: Искусство, 1977. С. 230, 233

Вера Зилоти, дочь П.М. Третьякова:

«…он был неуклюжим молодым медведем, могущем быть, казалось, и страшным, и невероятно нежным».
Вера Павловна Зилоти. Конец 1890-х. Фотография.
Вера Павловна Зилоти. Конец 1890-х. Фотография.
Приблизительно в тех же годах, когда мы виделись с Васнецовым, поселился в Москве Василий Иванович Суриков. Родом он был из Красноярска, «почти якут», по его собственному выражению, и наружность у него была, мне кажется, типичная для того Сибирского края: небольшой, плотный, с широким вздернутым носом, темными глазами, такими же прямыми волосами, торчащими над красивым лбом, с прелестной улыбкой, с мягким звучным голосом. Умный-умный, со скрытой, тонкой сибирской хитростью, он был неуклюжим молодым медведем, могущим быть, казалось, и страшным, и невероятно нежным. Минутами он бывал просто обворожительным.

Василий Иванович Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. М.: Искусство, 1977. С. 235

Александр Головин, художник:

«Он умел воскрешать прошлое со всей отчетливостью настоящей жизни».
Александр Головин. Автопортрет. 1912. Холст, масло.
Александр Головин. Автопортрет. 1912. Холст, масло.
Первый эскиз «Морозовой» был сделан в 1881 году, а появилась картина на выставке только шесть лет спустя. В перерыве работ над «Морозовой» был создан «Меншиков». Суриков ездил куда-то на север, писал там внутренность избы, работая при таком холоде, что масло, стоявшее на окне, замерзало.

Для каждой своей картины Суриков долго и тщательно подбирал материал, выискивал подходящие типы — то блаженного найдет на толкучке (он изображен в «Морозовой»), то старого учителя (для «Меншикова»), то светскую даму, то богомолку. <…>

Облик Сурикова рисуется мне строгим, суровым и простым. Этот коряжистый, насквозь русский человек был также монументален и величав в своем характере, как величава его глубоко содержательная и поучительная живопись.

Значение Сурикова громадно, что бы ни говорили о технических недостатках его живописи. Как у великих художников можно встретить технические недочеты, ничуть не умаляющие художественной силы их произведений, так и у Сурикова некоторая неряшливость живописи — скорее достоинство, а не недостаток.

Большой заслугой Сурикова является также и то, что он вместе с Репиным выступил в свое время против раболепства перед академической школой. Он и Репин сделали нечто аналогичное тому, чего добивались во Франции импрессионисты. Картины Сурикова, написанные грязновато и, пожалуй, грубо, зажигали художественную молодежь своей страстностью, своим вдохновением и размахом.

Не говорю уже о глубоко национальном значении Сурикова. Он умел воскрешать прошлое со всей отчетливостью настоящей жизни, воссоздавая подлинную старину, словно он был ее современником, ее очевидцем.

Василий Иванович Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. М.: Искусство, 1977. С. 238–239.

Дмитрий Каратанов, художник:

«И в музыке он был виртуоз».
Несколько раз мне довелось слышать его (Сурикова. — Прим. ред.) игру на гитаре. И в музыке он был виртуоз. Следует заметить, что гитара для Сибири была своего рода культом — ее можно было найти в любой квартире, и в городе, и на приисках, и в деревне. Василий Иванович любил все, что имело общее с народом. Он высоко ценил народное творчество и называл его хрустально-чистым родником, откуда берут начала творческие пути лучших русских художников. Помню, как восхищался Василий Иванович домовой резьбой во время одной из наших прогулок.

Василий Иванович Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. М.: Искусство, 1977. С. 242

Михаил Рутченко, художник:


Не могу точно сказать, когда у нас был разговор по поводу преобразования Академии художеств. Говоря об этом событии, Василий Иванович рассказал мне, как его приглашал И.Е. Репин занять место профессора. Дело было на каком-то собрании художников, забыл каком, кажется, на съезде перед открытием Передвижной выставки. Был такой шуточный эпизод. «Сижу я на диване, — рассказывал Суриков, — а Репин стоит передо мной и все просит меня на работу в Академию. Мне это было смешно и досадно. Я и говорю ему: «На колени!» Представьте себе, стал на колени. Я расхохотался и сказал ему: «Не пойду!»

Василий Иванович Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. М.: Искусство, 1977. С. 246

Сергей Конёнков, скульптор:

«Суриков не переносил ничего гостиного, напомаженного, прилизанного…»
Павел Корин. Портрет Сергея Конёнкова. 1947. Холст, масло.
Павел Корин. Портрет Сергея Конёнкова. 1947. Холст, масло.
Его высказывания об искусстве служили для меня, как и для других молодых художников, своеобразной энциклопедией, откуда черпали мы знания, крайне полезные.

Суриков безгранично любил природу. Помню, он говорил так: «Учиться в Академии нужно, но не очень следовать за указаниями академиков. Искусство — оно большое, и ему не вместиться в академических стенах, — Суриков взмахивал при этом обеими руками. — Природа! Она велика, и вот где истинная школа художника!»

Наговорившись всласть, Суриков брал гитару, играл на ней и подпевал вполголоса.

В искусстве Суриков не переносил ничего гостиного, напомаженного, прилизанного, выполненного в угоду салонным вкусам. Да и в жизни тоже.

Бывало, входя в комнату, он ловким движением взбивал свои черные кудри, чтобы «они не лежали, точно я от цирюльника». Одет он был всегда аккуратно, чисто, без единой пылинки на платье, но органически не выносил выглаженных в струнку брюк.

Однажды Суриков покупал в магазине шляпу. Померил ее — подошла. Затем он ее снял и старательно смял. У продавца от удивления расширились зрачки. Суриков поглядел на него игриво, бросил шляпу на пол и придавил ногой. Продавец заикнулся: «А д-деньги кто будет платить?» Суриков поднял шляпу, почистил щеткой и, надев на голову, сказал: «Теперь и носить ее! Отличная шляпа, а то какие-то дамские складочки. Смерть не люблю новых шляп».

Василий Иванович Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. М.: Искусство, 1977. С. 251

Яков Минченков, художник, уполномоченный Товарищества передвижных художественных выставок:

«Самородок из диких гор и тайги необъятного края!»
Яков Данилович Минченков. 1929. Фотография.
Яков Данилович Минченков. 1929. Фотография.
Смотришь, бывало, на Василия Ивановича и думаешь: «Вот она, могучая, стихийная сила сибирская! Самородок из диких гор и тайги необъятного края!»

Был ли он потомком лихих завоевателей Сибири или купцов, рыскавших и менявших товары на меха и золото «инородцев», — не знаю, но вся фигура его ярко выделялась на фоне людей, попавших под нивелировку культуры и сглаженных ею до общего среднего уровня. В основе его натуры лежал несокрушимый сибирский гранит, не поддающийся никакому воздействию.

Самобытность, непреклонная сила воли и отвага чувствовались в его коренастой фигуре, крепко обрисованных чертах скуластого лица со вздернутым носом, крупными губами и черными, точно наклеенными, усами и бородой. Кудлатая черная голова, вихры которой он часто по-казацки взбивал рукой. Речь смелая, упорная, решительная, подкрепляемая иногда ударом кулака по столу.

Ему бы бросаться на купецкие ладьи с криком: «Сарынь на кичку!» или скакать на диком сибирском коне по полям и лесным просекам. Садко купец или ушкуйник!

У него, выросшего среди необъятной природы, было необычайно развито чутье охотника, выслеживающего зверя, чутье художника, улавливающего тропу, протоптанную людьми давних эпох.

Василий Иванович Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. М.: Искусство, 1977. С. 255