28 января 2021

Арт-среда Воспоминания о Фальке

Каким запомнили Фалька современники — его ученики, близкие, друзья? Настоящий интеллигент, внимательный педагог, мягкий, тонкий человек — таким художник остался в воспоминаниях Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Татьяны Сельвинской, Ильи Эренбурга и других замечательных людей.

Эрик Булатов

Эрик Булатов (в центре) с учениками в Московском городском Доме пионеров. Москва, 1947
Эрик Булатов (в центре) с учениками в Московском городском Доме пионеров. Москва, 1947

Художник, один из основателей соц-арта и московского концептуализма

У Фалька чердак был и маленькое окошко на скошенной крыше, с видом на Москву-реку, Кремль был виден немножко и знаменитый Дом на набережной с той стороны реки. Потом, в дальнейшем, он расширил это помещение в другую сторону, и там стало довольно просторно. А тогда, вначале, это была небольшая совсем комната, там были стеллажи и фортепиано, на котором он постоянно играл. Какие-то были люди, совершенно мне незнакомые. Роберт Рафаилович поставил мольберт и вынимал из стеллажа одну за другой работы, показывал одну, какое-то время она стояла, потом он ее убирал, ставил следующую. Не могу сказать, что то, что я видел, мне просто очень понравилось, не могу сказать… Это просто меня как-то ошарашило, потому что это было совершенно другое, совершенно непохожее на то, что я привык видеть и понимать в качестве живописи. Тональных контрастов почти не было, и тональности были настолько сближены, что я был в совершенном недоумении. Только вот цвета, то, как они соотносились друг с другом, это меня поразило гармонией, особой гармонией, очень на меня подействовало. И я спросил разрешения, могу ли я еще прийти. Роберт Рафаилович разрешил. Я регулярно стал по этим дням ходить к нему. И как-то постепенно Роберт Рафаилович стал ко мне очень тепло относиться. И для меня стало все более понятным, чтó он делает, почему он это делает, и уже даже стало понятно, где у него выходит, где не выходит, то есть я уже как бы в его шкуре оказывался, и он это ценил, и он это, конечно, сразу понял, увидел. И я стал даже там как бы своим человеком: мы с ним в шахматы играли. Он любил со мной в шахматы играть; бывало, с ним дамы какие-то играли в шахматы, но я лучше играл, поэтому со мной ему было лучше играть, чем с ними. Но он очень переживал, когда проигрывал, и всегда говорил, что в моем возрасте он играл лучше, чем я. <…>

Я друзей своих стал к Фальку приводить и замечательных наших будущих художников: Олега Васильева, Николая Касаткина, Михаила Меженинова, Кабакова тоже привел, и на всех них он очень серьезное влияние оказал. Я ведь на Фалька смотрел снизу вверх, просто ловил каждое его слово. Он со мной держался красиво. Все-таки такая разница и в возрасте, и во всех отношениях. Мне с ним просто было. Для меня все-таки основой общения с ним было искусство, какие-то вещи он мне помогал понимать в современном искусстве. <…>

Музыку он понимал и чувствовал не меньше, чем живопись, и через музыку он даже чувствовал каких-то художников, которые были, казалось бы, от него очень далеки. Помню, как он мне объяснял Джексона Поллока, именно он мне его открыл. Он говорил, что Джексон Поллок — замечательный художник именно потому, что он чрезвычайно чувствует ритм, вот эта музыкальность важна. А для Фалька ритмичность была вообще основой всего, просто всего. Он считал, что натурализм — это сбой ритма, а у Поллока нет сбоев ритма, он ритмически никогда не ошибается. Это мне многое открыло в смысле ритмики, пластики, понимания того, насколько она в основе должна быть. Так что не только французское искусство он мог помочь понять.

Воспоминания о Роберте Фальке. Роберт Рафаилович Фальк. 1886–1958. Каталог выставки. М.: Государственная Третьяковская галерея, 2020. С. 294–295

Илья Кабаков

Илья Кабаков. Автопортрет. 1962
Илья Кабаков. Автопортрет. 1962

Художник, основатель московского концептуализма

Врубель, импрессионисты были запрещены, мы их почти не знали, не говоря о Сезанне, но с классиком живописи мы, то есть несколько друзей — Булатов, Васильев, Меженинов и я, — познакомились сразу же после института, то есть в 1957 году. Это был Роберт Рафаилович Фальк. Мы регулярно, два раза в неделю, ходили к нему на его чердак в мастерскую на набережной, и это было для нас проникновение и контакт с Великой Живописью. У каждого из нас это было по-своему, но меня очень волновала тогда мощная, таинственная живописность холста, при жалком, ничего не значащем (мне тогда казалось) положении предметов или людей, вообще натуры, изображенной на холсте, плохо, кургузо скомпонованной вообще. <…>

Свой шедевр я начал изготавливать в 1957 году. Как понятно из предыдущего изложения о живописи и правде жизни, он должен был сочетать живопись Фалька и композиционный сюжет бесконечной глубины и значительности. Холст имел размеры 140 на 200 см по горизонтали. На нем был изображен пустырь на окраине какого-то города. Сзади какие-то дома, узкие улицы. Вечер, последние лучи, солнце зашло, но небо еще светлое. Старый цирковой фургон синего цвета. Дверь его открыта, в ней сидит клоун. Перед фургоном небольшое представление — клоун в белом балахоне размахивает руками, маленькая гимнастка в розовом трико подняла ногу, акробат в пестром стоит на руках. Вокруг немного зрителей: слева несколько сидящих и стоящих старух городского типа, справа сельская группа: селянин в широкополой шляпе опирается на ослика с поклажей, рядом еще кто-то, кажется, женщина. Все погружено в светящуюся фальковскую полувечернюю дымку. (Видимо, предполагается, что фальковская живопись — это освещение между днем и вечером, когда возникает полумерцание.) 

Все исполнено глубокомысленности и метафизики, все полно значения (не старухи — вообще старость, не клоун — а самооплевывание, не балерина — а вечно женственное и т. д.). Тут самое важное, чтобы глубокомыслие и высшая значимость были тут же показаны, внедрены в самую, так сказать, плоть картины. Писал «шедевр» я после института, то есть в 1957 году в Солнечногорске, где мы с мамой снимали крошечную комнатку, потом после женитьбы, в мастерской в Свиблово, где с Игнатьевым Юрой вдвоем снимали пустующую квартиру в бараке и ездили 1 ч. 30 м. от дома в одну сторону. Писал потом в квартире на Машковой, среди тещи, жены, когда строил кооператив, и писал до 1961 года; несмотря на переписывания каждого куска все в целом оставалось таким же сырым, неопределенным и беспомощным. Никого я не сразил, не порадовал, не удивил, самому постепенно надоело это мусоленье, шедевр был снят с подрамника и облупленный, черный, скрученный лежит в мастерской.

60–70-е. Записки о неофициальной жизни в Москве. М.: НЛО, 2008. С. 12–14

Елена Левина

Ева Левина-Розенгольц. В ссылке в Подтёсово (Енисейский район Красноярского края). 1951
Ева Левина-Розенгольц. В ссылке в Подтёсово (Енисейский район Красноярского края). 1951

Дочь ученицы Фалька Евы Левиной-Розенгольц 

К своим старым ученикам по Вхутемасу Фальк относился внимательно, в каждом ученике видел его индивидуальность и поддерживал с ними в дальнейшем дружественную связь. В письмах к родным из Парижа интересовался ими, вернувшись, он повидался почти со всеми. Они, в свою очередь, тоже ценили своего учителя. Мне кажется, фальковское влияние чувствовалось в творчестве каждого. Жизнь сложилась у всех по-разному. Не все продолжали заниматься живописью, а ушли кто в преподавание, кто в театр. Только некоторые до конца жизни не бросали живопись и выставлялись. Но никто из них не поддался искушению работать на потребу идеологии. 

Поскольку моя мама была ученицей Фалька, то она тоже была в орбите его внимания. После его возвращения из Парижа, когда с мамой даже общаться было небезопасно, так как оба ее брата были репрессированы, а один даже расстрелян, Роберт Рафаилович приходил к ней. Он не боялся. 

В августе 1949 года маму арестовали. Как только Роберт Рафаилович узнал об этом, сразу же забеспокоился о ее работах и просил, чтобы я к нему отнесла все, что осталось после обыска не опечатанным в ее комнате. Мне удалось сохранить большой холст — тройной портрет «Старики», ее дипломную работу, написанную в мастерской Фалька во Вхутемасе. Мои друзья-однокурсники с геофака помогли отнести эту картину к нему. Я помню, что никого не было дома, и мы ее оставили на площадке перед дверью. Она хранилась у него в мастерской до маминого возвращения. Фальк очень ценил эту работу и показывал тем людям, кому это могло быть интересно. Так ее увидел Александр Георгиевич Габричевский. 

В годы, когда мама находилась в ссылке, Роберт Рафаилович тревожился о ее судьбе, уделял мне очень много внимания, и когда я поехала к маме на свидание, чтобы ее порадовать, передал ей в подарок пейзаж, написанный в Софрино, с надписью на обороте: «Дорогая Эва. Посылаю эту работу, потому что по размеру она войдет в чемодан, но я уверен, что скоро мы встретимся, и тогда я вам заменю ее на более ответственную. Обнимаю Ваш Р. Ф.».

Из воспоминаний дочери художницы Евы Левиной-Розенгольц. Роберт Фальк. Каталог выставки в Третьяковской галерее. Москва, 2020. С. 304

Раиса Идельсон

Роберт Фальк. Женщина в красном лифе. 1923. На портрете изображена Раиса Идельсон
Роберт Фальк. Женщина в красном лифе. 1923. На портрете изображена Раиса Идельсон

Художник, третья жена Роберта Фалька

Учащихся в мастерской немного — человек 15. Холодно! Центральное отопление не действует. Маленькую железную печку топят сами учащиеся. Сами приносят и пилят дрова. Большинство работает в валенках и телогрейках. Мастерская большая, много окон. Холодно, очень холодно! Время от времени выходим в коридор погреться, там теплее, считаю там много народа из разных мастерских. Из мастерской Кончаловского, Машкова, Шевченко, Штеренберга, Лентулова и других. Говорят о живописи, о скульптуре, спорят без конца. 

…Я немного опоздала в этот день, и когда я вошла в мастерскую, все были погружены в работу. Было необычайно тихо, не было слышно обычных шуток, смеха и споров… Когда наступил час обеденного перерыва, Виктор [Мидлер] подвел меня к худому человеку, который стоял у высокого мольберта и внимательно смотрел на свою работу. «Роберт Рафаилович! Вот Ваша новая ученица». Фальк быстро повернулся в мою сторону. Я увидела где-то наверху очень худое, очень усталое лицо человека лет 35. Сквозь круглые очки на меня внимательно и мягко смотрели большие, широко открытые серо-голубые глаза. «Неужели этот большой, как-то по-детски беспомощный близорукий человек — профессор Фальк?!» Он обращается ко мне: «Покажите, что вы делаете?» Со страхом подвожу его к своей работе. Он внимательно смотрит на мое полотно, затем спрашивает, с какого места я пишу, становится на указанное мной место и смотрит оттуда на натюрморт, потом снова на мою работу, берет ее в руки и поворачивает, к моему удивлению, сперва вниз головой, потом на один бок, потом на другой и говорит: «У вас есть чувство ритма, но оно бессознательно, также как и некоторое чувство формы, но работаете вы совершенно неправильно, потому что у вас отсутствует главное, что необходимо художнику, — умение видеть натуру, и потому возникает абсолютное непонимание того, что вы хотите сделать, что, по-вашему, должно получиться на этом полотне. Таким образом, весь процесс вашей работы над этим натюрмортом оказывается бесцельным. Попробуйте мне рассказать, что именно хотели бы вы увидеть на своем полотне?» Пытаюсь что-то говорить, но ничего не получается, и приходится сознаться в том, что мне совсем непонятна цель моей работы. Фальк терпеливо и очень внимательно слушает мои беспомощные объяснения, как хороший врач случает больного, пытающегося описывать свои болевые ощущения. По тому, как он смотрит на мою работу, сравнивая ее с натурой, по тому, как слушает мои несвязные речи, мне делается ясным, что Фальк именно такой учитель, такой художник и человек, какого я мечтала встретить!

Роберт Фальк. Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художнике. М.: Советский художник, 1981. С. 167–168

Семен Чуйков

Семен Чуйков. Автопортрет. 1945
Семен Чуйков. Автопортрет. 1945

Народный художник СССР, лауреат двух Сталинских премий, автор картины «Дочь Советской Киргизии» (1948), ученик Фалька во Вхутемасе

В 1924 году я, окончив рабфак искусств, был принят в мастерскую Фалька и был счастлив, так как наслышался о нем как о лучшем педагоге, а главное, потому что его работы, виденные мною на выставках, произвели на меня сильное впечатление.

Четыре года я занимался у Фалька, и это были счастливые годы в моей жизни. В нашей мастерской всегда царила подлинно творческая атмосфера. С упоением писали мы обнаженную модель, портрет и натюрморт, а в вечерние часы с таким же упоением рисовали обнаженную натуру. 

Действительно, Фальк был замечательным педагогом. Он умел разгадать индивидуальный характер каждого студента и соответственно этому вел с ним разговор. Его чуткость, внимательность и доброжелательность были исключительны. 

Внимательное, заботливое отношение Фалька к студентам, как говорится, «вошло в поговорку»: часто его, шаржируя, представляли в роли доброго доктора, справляющегося о здоровье студентов. И на самом деле он часто спрашивал нас о самочувствии и настроении…<…>

Он говорил с нами всегда как художник. Не как учитель, «натаскивающий» своих учеников, а как художник, как артист. В его мастерской реже слышались речи об анатомии или перспективе, о мазке, пятне или линии, а чаще о красоте, правде, о характере, о подлинности и искренности. 

Может быть, и правы те, кто упрекает школу Вхутемаса и Вхутеина в том, что она мало чему научила своих питомцев в отношении ремесла. Зато эта школа сделала много для воспитания в них художника. Она привила студентам понимание искусства, чувство искусства и воспитывала честное отношение к искусству. И именно Фальк был самым ярким представителем этой школы.

Роберт Фальк. Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художнике. М.: Советский художник, 1981. С. 162-163

Лидия Литвиненко

Pоберт Фальк среди студентов, образовавших Общество художников-общественников (ОХО). 1927-1928. Лидия Литвиненко - во втором ряду четверая справа.
Pоберт Фальк среди студентов, образовавших Общество художников-общественников (ОХО). 1927-1928. Лидия Литвиненко - во втором ряду четверая справа.

Художник, ученица Фалька во Вхутемасе

Помню, что мастерская помещалась на третьем этаже. Окна выходили на фасад здания, смотрели на Рождественку, теперь улицу Жданова. Входная дверь находилась в центре большой мастерской и как бы разделяла мастерскую пополам. Учеников было много. Мольберты стояли тесно. Был помост для натуры, табуретки, кое-какие драпировки, скромный реквизит. Железная печь, пышущая жаром, которая тогда называлась «буржуйка». От нее шла железная труба, выведенная в окно. К трубам подвешивались консервные банки, чтобы вода не капала нам на голову. Для обогрева живой натуры и себя мы — студенты — волоком тащили, как репинские бурлаки, по московским мостовым с Белорусского, тогда Александровского вокзала стволы березовых деревьев. Их во дворе Вхутемаса пилили, кололи и складывали в мастерской. Если изредка для натюрморта приобретали что-либо съедобное — копченую золотистую рыбу, пирожные почему-то с ярко-розовым украшением, румяный хлеб и другую снедь, — то с общего одобрения дежурный обрызгивал съедобные предметы растворителем или керосином во избежание соблазна. В непогоду, иногда и от сырых дров было темно. Общий вид мастерской был унылым. Нижние стекла окон были загрунтованы белилами. В мастерской даже весной в солнечный день было как-то сумрачно. От всего веяло аскетизмом. 

Говорил Роберт Рафаилович сдержанно, негромко, вернее, беседовал интимно, как бы анализируя виденное, выражаясь об виденном очень скупыми фразами. Как педагог, он умел скупыми словами воодушевить ученика и передать ему творческие навыки. Речь его была спокойная, скорее это было философское раздумье — рассуждение с самим собой. Такая манера постепенно втягивала и учила студента рассуждать о станковой картине, о станковой живописи, о разработке проблемы цвета, о цветовой дисциплине, о колорите, чувстве формы, о свете, объеме, пространстве, композиции и т. д. и т. п.

Роберт Фальк. Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художнике. М.: Советский художник, 1981. С. 165-167

Татьяна Сельвинская

Татьяна Сельвинская. Занавес с автопортретом. 1976
Татьяна Сельвинская. Занавес с автопортретом. 1976

Художник-сценограф, с 11 лет училась у Роберта Фалька в мастерской

Однажды я встретила его, влекущегося по улице. Он читал книгу, держа ее близко от глаз. Он двигался по тротуару и мостовой, перебирая ногами, как ластами, а машины и люди огибали его. 

Серая вязаная шапочка и длинное черное «сутулое» пальто, и ветхие бархатистые страницы. На лице — не покидавшая его блаженная улыбка. 

Сегодня все читают в метро, автобусах, очередях. Читают в давке, в спешке, впопыхах, глотая чтиво и еду одновременно, ничего не успевая, но желая успеть все.

Он читал на ходу спокойно и не торопясь, его мир был всегда с ним, окружающее не мешало ему. 

В одиннадцать лет я поднималась в его мансарду и писала натюрморты, поставленные им или его женой, или мной же, а он притрагивался к старинному инструменту (клавесин? фисгармония?), и возникала тянущаяся музыка (Бах? Гендель?). И эта музыка, и пепельный свет его мастерской, и особый запах, вобравший в себя и лак, и краски, и пожившую мебель, и поникшие цветы…

Он любил ржавую рябину на фоне золотых шаров. Я привозила их с дачи. 

Свет и запах его комнат целиком проник в его холсты. Когда я смотрю на эти перламутровые полотна, я вспоминаю драгоценное мое детство.

Роберт Фальк. Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художнике. М.: Советский художник, 1981. С. 178–179

Моисей Хазанов

Моисей Хазанов. Девочка в голубом. 1946
Моисей Хазанов. Девочка в голубом. 1946

Художник, ученик Фалька во Вхутемасе

Фальк не засиживался подолгу на одном месте, он любит менять пейзаж и природу. Здесь и Подмосковье, и Прибалтика, и Молдавия, и Средняя Азия. И для каждой местности он находит другой колорит. Вот пейзажи серебристо-голубые — это Подмосковье. Оранжево-золотистые с глубоким темно-синим небом — это Средняя Азия. Гамма горячего золота — это Молдавия. А вот жемчужно-серебристая гамма — это Франция. Все разное и все неповторимо фальковское. Его работы всегда поражают пластичностью и проникновенностью образа. В его живописи нет пустых мест. «От каждого кусочка холста должно исходить большое напряжение», — говорил Фальк. 

Его работоспособность изумительная. Он всегда в искусстве. Летом весь день работает на природе, а если дождь — на террасе. За лето он привозит 12–14 холстов, но это не этюды. Достаточно взглянуть на их фактуру, чтобы почувствовать, какая огромная работа вложена в каждый холст. 

А вот зима. Встречаю Фалька в полном вооружении: на нем этюдник, холсты и мольберт. «Куда вы собрались, Роберт Рафаилович?» — «Еду в Загорск. Пишу там серию зимних пейзажей». 

Я провожаю его, пробую помочь нести вещи — Фальку уже 71 год. Справляюсь с трудом, в то время как он, простившись со мной у метро, легко поднимает свою ношу. Жил и работал Фальк на седьмом этаже в старом доме, ранее принадлежавшего Перцову. Ему нужно было подниматься по винтовой лестнице на самый верх. Хорошо, если работал лифт. В мастерской невысокий сводчатый потолок, поддерживаемый балками. В центре — мольберт и помост из толстых досок. На нем он ставил свои натюрморты. 

Роберт Фальк. Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художнике. М.: Советский художник, 1981. С. 180

Илья Эренбург

Илья Эренбург. 1959
Илья Эренбург. 1959

Советский писатель, поэт, публицист, автор романа «Оттепель»

Он работал до самой смерти, исступленно, мучительно, уничтожая холсты, в десятый раз замазывал; соскребая краски, нараставшие, как струпья, и снова писал; в пятый, в десятый раз возвращался к той же модели, к тому же натюрморту. Он работал, и когда его выставляли, и когда перед ним закрывались все двери, работал, не думая, выставят ли его холсты, — говорил не потому, что перед ним был набитый людьми зал, а потому, что у него было много что сказать. 

Он как-то сказал мне: «Я думаю о многом до того, как сажусь за работу, думаю о человеке, которого пишу, да и об эпохе, о пейзаже, о политических событиях, о стихах, о бабушкиных сказках, о вчерашней газете… Когда я пишу, я только гляжу, но я вижу многое иначе именно благодаря тому, что думал, продумал…» Импрессионисты говорили, что они изображают мир таким, каким его видят. Пикассо как-то сказал, что он изображает мир таким, как он его мыслит. Фальк видел так, как мыслил. Он не искал иллюзорного сходства, говорил, что не любит термина «изобразительное искусство», предпочитал «пластическое искусство»: живопись для него была не изображением, но отображением, созданием реальности на холсте. 

Роберт Фальк. Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художнике. М.: Советский художник, 1981. С. 184, 186