19 декабря 2020

Текст Миф о Фальке

Роберт Фальк был художником, не укладывающимся в рамки выпавшей ему эпохи: слишком тихий для эпохи авангарда, слишком «формалистский» для советского искусства… Может показаться, что биография Фалька меньше всего располагает к рождению персонального мифа и последующих его литературных вариаций. Тем не менее художнику посвящали стихи и прозу, а история его жизни легла в основу сразу нескольких крупных литературных произведений.

«Картина являла собой пейзаж. На переднем плане — куст, за ним виден серый дачный забор и небольшой участок тропинки, по которой идет смутная в сумерках женщина. На заднем плане — красная крыша дома и купа деревьев <…> Эту общую серовато-голубовато-охристую гамму взрывают два пятна: изумрудно-зеленый куст и красная крыша дома». Это описание картины «Пасмурный день. Хотьково», которую в романе Дины Рубиной «Белая голубка Кордовы» подделал главный герой — художник-авантюрист и гениальный фальсификатор Захар Кордовин. Однако такой картины Роберт Фальк никогда не писал. У него есть работы «Пасмурный день» (1926), «Забор в Хотьково» (1947), «Хотьково. Монастырь» (1954), по колориту, тематике и эмоциональному заряду созвучные придуманному Рубиной произведению. Но почему выбор писательницы пал именно на Фалька? Почему с ним выстраивает диалог так не похожий на него самого герой романа?

Роберт Фальк. Хотьковский монастырь. 1954
Роберт Фальк. Хотьковский монастырь. 1954

Из всех «бубновых валетов» Фальк был одним из самых тихих — эту его особенность верно подметила его последняя жена, искусствовед Ангелина Щекин-Кротова. Даже в пору тотального обновления художественной культуры он оставался верен своей аскетичной, исполненной скрытого драматизма живописной системе, очевидно отличавшейся от того, что делали его более «громкие» друзья — Петр Кончаловский, Илья Машков и Аристарх Лентулов. В его произведениях в меньшей степени отзывалась мощная поступь века. Зато слышались ноты давно забытые — Рембрандт, Веласкес («Я все более и более смотрю назад, к старым мастерам…» — писал Фальк художнику Александру Куприну в 1920-е годы). В эмиграции, в «большом и радостном» Париже он тоже жил просто и безыскусно. Изображал пасмурный, проникнутый меланхолией город, как будто бы не замечая шумных вечерних бульваров. По возвращению в СССР начал было преподавать, но вскоре оказался изгнан из официальной художественной жизни. Много лет писал в стол, несмотря на то, что его имя стали использовать как синоним «формалистской мазни», которую следовало бы раз и навсегда похоронить в том подвале, где она рождалась. 

И все же еще при жизни о Фальке начали слагать легенды. Особенно в трудный период. На фоне борьбы с космополитизмом условия жизни художника стали фактически невыносимыми. Его не покупали, не приглашали на работу в театр, не выставляли. «И хотя жизнь Фалька без заказов, без признания официального была трудна в бытовом отношении, но с другой стороны, она оставила ему свободу творчества», — вспоминает Ангелина Щекин-Кротова. Высоко ценивший творчество Фалька поэт Борис Слуцкий по этому поводу заметил:

Роберт Фальк за работой над картиной «Хотьковский монастырь» Фотография Г.С. Кухарского. 1954 © Архив Е.Б. Громовой

У величья бывают

одежды любого пошива,

и оно надевает

костюмы любого пошиба.

В посвященном художнику стихотворении «Старое синее» он изобразил Фалька «в старом лыжном костюме», одним из солдат, шагающих в том же полку, где ранее шли Шагал и Рембрандт. Слуцкому удалось соединить в этом образе обыденное и поэтическое, повседневное и вневременное — измерения, между которыми на протяжении всей жизни балансировал и сам художник. При этом сам Фальк едва ли претендовал на роль хранителя коллективного опыта или символа эпохи — как верно заметил искусствовед Дмитрий Сарабьянов, в исторической перспективе он «оставался одиноко стоящим, ни к кому не примыкавшим и не выражавшим ничьих групповых интересов».

Илья Эренбург. 1959
Илья Эренбург. 1959

Тем не менее усилиями Ильи Эренбурга жизненный путь Фалька, путь ускользания от внешнего взгляда, путь углубления и самопознания, стал своего рода знаменем наступающих в период оттепели перемен. «В Сабурова я вложил страстную любовь к живописи, подвижническую жизнь, даже некоторые мысли Р. Р. Фалька», — признался писатель в книге «Люди, годы, жизнь». Он был одним из ближайших друзей художника и сконструировал по образу и подобию Фалька одного из героев самого известного своего произведения — повести «Оттепель»:

Почему я считал, что Сабуров сумасшедший, что он выбрал ужасный путь? Конечно, он мало зарабатывает. Но разве в этом дело? Он любит живопись, пишет, как ему хочется. У него не только талант, у него спокойная совесть.

Эренбург вылепил из Фалька символ эпохи — художника-подвижника, который будто не замечает, сколь тяжелая ему выпала ноша, а занятия искусством воспринимает как своего рода служение. Он живет впроголодь, пишет пейзажи, «которых нигде не выставляли», и любит в жизни только две вещи — живопись и свою жену. В повести этот образ раскрывается на контрасте с более деятельным и предприимчивым художником Пуховым — именно этому герою Эренбург вкладывает в уста наиболее крамольные вещи («Рафаэля теперь не приняли бы в Союз художников. Не все способны творить, как ты, — для двадцать первого века»). 

Известно, что Фальк был повестью разочарован — предваряющие литературную работу беседы с Эренбургом о живописи были ему ближе и понятнее, чем несколько гипертрофированные речи Сабурова. Сам художник едва ли стремился стать воплощением романтического идеала, который являл собой герой «Оттепели». В этом смысле повесть следует рассматривать не как ключ к пониманию личности и творчества Фалька, а как известного рода гиперболу. Создавая образ Сабурова, Эренбург задавался, по сути, единственным вопросом: как быть художником в эпоху перемен? как в период тектонических сдвигов истории сохранить себя? Образ жизни Фалька отчасти послужил ответом на этот вопрос, но сам художник не был столь артикулированной фигурой и не противопоставлял себя халтурщикам и функционерам от официального искусства, произведения которых обсуждались на страницах центральных газет.

Роберт Фальк. Автопортрет. 1923
Роберт Фальк. Автопортрет. 1923

Репутацией подвижника Фальк отчасти был обязан и своему ближайшему окружению. «Он работал, как каменотес, как поденщик, как пролетарий, который в определенное время ходит на работу. Он вставал всегда рано, летом с рассветом. Жизнь была очень трудной…» — замечала Щекин-Кротова в своих воспоминаниях. При этом в жизни художник не был отшельником. Речь идет скорее об эстетической замкнутости его творчества. Двери его мастерской, располагавшейся в чердачном помещении в доме Перцова, всегда были открыты для посетителей.

Сходились юноши сюда

с неуспокоенной душою,

седые женщины

с девичьими глазами

и убеленные снегами,

художники,

постигшие и страны и моря.

Это стихи Ксении Некрасовой — поэтессы, «маленькой юродивой, “незаконной дочери” Гуро и Хлебникова», как назвала ее Надежда Мандельштам. По воспоминаниям современников, ее знала вся Москва, однако сформировалась она фактически вне литературного контекста и этим во многом была близка Роберту Фальку. Некрасова часто подолгу гостила в доме художника. «Во время сеансов она всегда читала свои стихи, а иногда сочиняла их тут же, в мастерской, лежа на тахте», — вспоминала Ангелина Щекин-Кротова. Жена художника называла ее «совершенным ребенком» и, судя по мемуарам, несколько тяготилась настойчивым вниманием. Фальк же в равной степени был впечатлен наследующими народной песне стихами и столь же безыскусной личностью поэтессы. В 1940–1950-е художник создал более двадцати графических этюдов и один живописный портрет Ксении Некрасовой.

Портрет Ксении Некрасовой. Вторая половина 1940-х
Портрет Ксении Некрасовой. Вторая половина 1940-х

Поэтесса посвятила ему стихотворение «О художнике»:

В Замоскворечье живет

живописец.

Роскошнейшие убранства от купола

до половиц

неостывающими светилами

мерцают из тихих рам.

А в комнате нет ковра,

сосновый в комнате пол,

и стул один

и кресло одно…

Фигурирует художник и в одном из произведений Вениамина Каверина — романе в письмах «Перед зеркалом», в основу которого легла истории художницы Лидии Никаноровой. Фальк познакомился с ней в Париже и принимал участие в ее делах. Каверин вывел его под именем художника Корна, который сыграл значительную роль в судьбе главной героини: «Если бы не милый, добрый Корн (который бешено ругался с маршаном, а потом притащил на выставку чуть ли не весь художественный Париж), меня бы как раз и вынесли с выставки вперед ногами». Однако в жизни дела обстояли иначе. В реальности Фальк, по словам жены, любившей рассказывать о былых романтических увлечениях, вспоминал о Никаноровой неохотно: «Я много сделал для нее, в сущности говоря, я ее учил. Она, правда, с этим не согласилась, она воображала, что всего сама достигла. Для ее выставки я сделал то, что не делал для своих выставок: пригласил Матисса и Пикассо и прессу замечательную. Она стала продавать свои вещи после этой выставки, вышла в люди. Но оказалась неблагодарной».

Роберт Фальк. Автопортрет. 1917
Роберт Фальк. Автопортрет. 1917

Также в письме к Ангелине Щекин-Кротовой Каверин признается, что весь его роман проникнут творчеством Фалька:

Все, что касается художественного строя моей Лизы, написано под знаком Фалька…

Подобным путем пошла и Людмила Улицкая. В повести «Сонечка» она вывела на сцену художника, воплотившего в себя универсальный образ мастера XX века. От Роберта Фалька ему досталось имя, некоторые вехи биографии (жизнь художника напоминает «ломаную, как движение ослепительной ночной бабочки») и вера в преобразующую силу искусства — возможно, единственный доступный нам способ приблизиться к пониманию истины. Вероятно, именно эта черта в конце концов и легла в основу «фальковского мифа». Для целого поколения советских художников именно он стал воплощением столь желанной эстетической альтернативы. Роберт Фальк был одним из немногих мастеров, кто застал авангард и чей художественный мир не оскудел за годы кризисов и непризнания. Со временем он лишь окреп и переродился, показав, что настоящий художник может быть выше выпавшей ему эпохи.