29 апреля 2025

Возвращение в родные стены

В начале Великой Отечественной войны коллекция Третьяковской галереи была эвакуирована в города Советского Союза, в основном — в Новосибирск и Пермь. В 1944 году начался процесс возвращения произведений в Москву. О том, как происходила реэвакуация и как прошло открытие Галереи в мае 1945 года рассказала заведующая отделом рукописей Елена Теркель.

Во время Великой Отечественной войны коллекция произведений Третьяковской галереи была эвакуирована в Новосибирск и Пермь (в то время город Молотов). В Новосибирск поехала основная часть собрания, там был создан Филиал галереи во главе с директором музея Александром Ивановичем Замошкиным.
Телеграмма А.И. Замошкина к Е.В. Кудрявцеву. 6 сентября 1944.
Телеграмма А.И. Замошкина к Е.В. Кудрявцеву. 6 сентября 1944.
В мае 1944 года Комитет по делам искусств при СНК СССР издал приказ о реэвакуации, стали готовиться к возвращению. А.И. Замошкин, выехавший в Москву на празднование 100-летия со дня рождения И.Е. Репина, предпринимал все возможное для быстрейшего возвращения музейного собрания в родные стены. 4 октября было принято постановление СНК СССР о реэвакуации. Александр Иванович отправил телеграмму заведующему реставрационными мастерскими Евгению Васильевичу Кудрявцеву, временно исполнявшему обязанности директора Филиала Третьяковской галереи в Новосибирске: «Немедленно приводите в состояние готовности отправке все эвакуированные ценности».
Перед главным входом в Третьяковскую галерею - возвращение из эвакуации. Ноябрь 1944. Фотография.
Перед главным входом в Третьяковскую галерею - возвращение из эвакуации. Ноябрь 1944. Фотография.
Были укреплены ящики, несколько дней их грузили в вагоны, ведь эвакуировано было около 18 000 работ. В ноябре все произведения из Перми и Новосибирска вернулись в Москву по железной дороге. С ними приехали и покинувшие столицу на время войны сотрудники. С вокзала в Лаврушинский переулок ехали и ехали грузовики. Главный хранитель Третьяковской галереи Елена Владимировна Сильверсван вспоминала: «Все лето Галерея готовилась к обратному приему эвакуированных произведений, ремонтировали окончательно все здание, застекляли и чинили рамы и т. д. И вот в холодный, хмурый дождливый день, который для нас казался одним из самых радостных и ярких, в широко открытые ворота Галереи въехали грузовики с экспонатами. Сколько было радости встреч и с дорогими товарищами, и с экспонатами Галереи».
Распаковка первого ящика с прибывшими из эвакуации картинами. Слева направо: заместитель директора по хозяйственной работе 
С.И. Пронин, начальник Главизо П.М. Сысоев (?), заместитель директора по научной работе Г.В. Жидков, директор Третьяковской галереи А.И. Замошкин, заведующий реставрационным отделом Е.В. Кудрявцев, И.Э. Грабарь (держит в руках работу А.А. Иванова «Женская голова, в повороте головы Иоанна Крестителя»), неизвестный, реставраторы С.Я. Бабкин, А.А. Рыбников, старший научный сотрудник М.М. Колпакчи, неизвестная. 28 ноября 1944. Фотография.
Распаковка первого ящика с прибывшими из эвакуации картинами. Слева направо: заместитель директора по хозяйственной работе С.И. Пронин, начальник Главизо П.М. Сысоев (?), заместитель директора по научной работе Г.В. Жидков, директор Третьяковской галереи А.И. Замошкин, заведующий реставрационным отделом Е.В. Кудрявцев, И.Э. Грабарь (держит в руках работу А.А. Иванова «Женская голова, в повороте головы Иоанна Крестителя»), неизвестный, реставраторы С.Я. Бабкин, А.А. Рыбников, старший научный сотрудник М.М. Колпакчи, неизвестная. 28 ноября 1944. Фотография.
Распаковка прибывших ящиков стала настоящим событием. Первый акт вскрытия двух ящиков, вернувшихся из Молотова, датирован 9 ноября 1944. В этот день были осмотрены работы А.А. Иванова, В.А. Тропинина, К.А. Сомова, М.С. Сарьяна и др. Итоговая запись этого и многих последующих актов гласит: «Новых повреждений не обнаружено». Все собрание вернулось в целости и сохранности, без утрат.
А.В. Щусев. Проект развески зала В.И. Сурикова в Третьяковской галерее. Черновые наброски. [1944]
А.В. Щусев. Проект развески зала В.И. Сурикова в Третьяковской галерее. Черновые наброски. [1944]
В это время шла разработка концепции новой экспозиции. Сотрудники и эксперты решали, как лучше развесить картины. К концу 1944 года план расположения экспонатов был готов. На втором этаже решили представить художественные произведения, начиная с древнерусского искусства и заканчивая творчеством В.И. Сурикова и И.Е. Репина; на первом должно было разместиться все остальное. Бывший директор Третьяковской галереи, архитектор А.В. Щусев принял участие в обсуждении. Сохранились его наброски размещения картин в зале В.И. Сурикова. Этот зал был особенно важным, в нем состоялось торжество в честь открытия галереи.
Пригласительный билет на торжественное открытие Третьяковской галереи после возвращения экспонатов из эвакуации. 17 мая 1945.
Пригласительный билет на торжественное открытие Третьяковской галереи после возвращения экспонатов из эвакуации. 17 мая 1945.
Первоначально планировалось открыть Третьяковскую галерею 1 мая 1945 года. Однако Комитет по делам искусств при СНК СССР утвердил новую экспозицию лишь в середине мая. К открытию залы украсили цветами, комнатными растениями, коврами. 500 пригласительных билетов было разослано выдающимся деятелям науки, искусства, литературы, дипломатическому корпусу и героям войны. Вечером в день открытия в Московской консерватории состоялся приуроченный к открытию Галереи концерт.
Перед главным входом в Третьяковскую галерею в день открытия.  17 мая 1945. Фотография.
Перед главным входом в Третьяковскую галерею в день открытия. 17 мая 1945. Фотография.
17 мая 1945 года сокровищница русского искусства распахнула свои двери. Почетные гости прибывали ко входу в Третьяковскую галерею. Машины с дипломатическими номерами с трудом могли протиснуться сквозь толпу приглашенных на открытие. Все стремились увидеть сохраненные шедевры. Изначально планировали провести торжественное открытие в зале с произведениями И.Е. Репина, но в итоге торжества состоялись в зале В.И. Сурикова. Внучка основателя галереи Марина Николаевна Гриценко вспоминала: «Реальное первое безусловное подтверждение, остро пережитое, вещественное доказательство рубежа между войной и миром — открытие Галереи!!! Как-то особенно празднично, красива она сейчас! И развеска — в основном, скорее, положительно решенная, разреженная, — выделяя (по сравнению с прежним) каждую картину, способствует восприятию праздничного показа! <…> После четырехлетнего отсутствия — и главное, после пережитого и отложившегося в душе за эти годы — вещи кажутся иными, какие-то даже для себя еще не осознанные переоценки происходят. И развеска способствует этому».
Торжественное открытие Третьяковской галереи в зале В.И. Сурикова. Слева директор Третьяковской галереи А.И. Замошкин, в центре (за букетом цветов) - академик И.Э. Грабарь. 17 мая 1945. Фотография.
Торжественное открытие Третьяковской галереи в зале В.И. Сурикова. Слева директор Третьяковской галереи А.И. Замошкин, в центре (за букетом цветов) - академик И.Э. Грабарь. 17 мая 1945. Фотография.
В час дня началась торжественная церемония открытия. Теплые слова в адрес Третьяковской галереи были сказаны многими. Приподнятое настроение в этот день переполняло всех. Со всего мира приходили отклики на долгожданное событие. Николай Рерих писал из далекой Америки: «К открытию Третьяковской галереи шлю сердечный привет друзьям художникам и всем геройски охранявшим великие народные сокровища. Да процветает русское искусство!». На следующий день после вернисажа поток посетителей хлынул в Галерею.

Подборку работ, посвященных Великой Отечественной войне, можно посмотреть на сайте проекта «Моя Третьяковка»