1. Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу
Картина стала итоговым произведением Семирадского за период обучения в Императорской Академии художеств. За нее художник был удостоен большой золотой медали и правом на долгосрочную поездку в Европу. Сюжетом послужило событие из античной истории, описанное Плутархом. Враги пишут письмо Александру Македонскому, где обвиняют греческого врача Филиппа в том, что тот предал царя и подмешал яд в приготовленное для него лекарство. Александр показал письмо Филиппу. Пока Филипп в ужасе читал его, Александр, доверчиво глядя на врача, выпил лекарство и здоровым вернулся к своему войску.
Академическая программа на большую золотую медаль не требовала от соискателя собственного прочтения сюжета, индивидуальной художественной манеры. Семирадский демонстрирует безупречный рисунок, знание анатомии, мастерство в построении композиции, умение передать гармонию ярких локальных цветов — золотистого, оливково-зеленого, насыщенно синего и мягкого красного, при помощи светотеневой моделировки показать трехмерный объем.
2. Римская оргия блестящих времен цезаризма
Сюжет картины взят из романа «Сатирикон» римского писателя и поэта I века н. э. Гая Петрония. В этом первом в творчестве Семирадского многофигурном полотне художник решает множество сложных задач: он умело объединяет человеческие фигуры, архитектуру и скульптуру в единую композицию, грамотно передает разнообразие поз многочисленных участников действа — полуобнаженных танцовщиц и римских патрициев, убедительно показывает ночное освещение. Сюжет картины предполагает бурное движение, которое во многом достигается мельканием пятен света и тени.
Но в картине еще присутствуют приемы, характерные для начинающего живописца: композиция несколько перегружена фигурами, подробностями, деталями, колорит тяготеет к условной, так называемой музейной золотисто-коричневой гамме. Важную роль в картине играет архитектурный фон: величественные колоннады, балюстрады, мощные своды то погружаются в глубокую тень, то освещаются неверным огнем ламп.
3. Грешница
Картина стала первым большим успехом Семирадского. Президент Императорской Академии художеств великий князь Владимир Александрович заказал ему грандиозное полотно и предложил сюжет на тему поэмы Алексея Толстого «Грешница». В поэме описывается встреча Христа с красавицей-блудницей и духовно-нравственное перерождение героини под влиянием личности Учителя. Творческие взгляды и методы художника и поэта оказались очень близки.
Композиция картины разделена на две части: слева — Христос и его последователи, справа — куртизанка с толпой поклонников. Так, в картине сталкиваются два мира — христианский и языческий.
Семирадский использует в большой картине на религиозный сюжет пленэрные эффекты. Событие из легендарного прошлого происходит на открытом воздухе, среди природы. Солнечные лучи скользят по скалам, мраморным архитектурным и скульптурным поверхностям, играют на одеждах персонажей. Этот живописный прием создавал иллюзию достоверности, делал апокрифический сюжет особенно убедительным.
Однако со стороны демократического лагеря создатель картины подвергся яростной критике. «Шарлатан в рисунке, шарлатан в колерах» — так отзывался о нем Илья Репин. «Вовсе не следует говорить о ней [картине] как о серьезном историческом создании», — высказывался Владимир Стасов. Эти отзывы на долгие годы определили отношение к искусству Семирадского в России.
4. Танец среди мечей
Картина была написана по заказу известного предпринимателя и коллекционера XIX века Козьмы Солдатенкова и только в 1920-е годы оказалась в собрании Третьяковской галереи. Она является авторским повторением картины, местонахождение которой неизвестно.
На картине Семирадского предстает идеальный мир, где в нерасторжимой гармонии сосуществуют природа, люди и искусство. Развлекая сидящих на затененной террасе патрициев, изгибается в танце обнаженная красавица. Вероятно, изображена гетера — только они могли присутствовать на мужских пирах, развлекая пирующих танцами и пением. Три девушки аккомпанируют танцовщице на кифаре, тибии и тимпане. Возможно, одним из источников картины послужил балет на музыку Людвига Минкуса «Зорайя, или Мавританка в Испании», поставленного Мариусом Петипа в начале 1881 года в Санкт-Петербурге, в частности, ронденья, танец с кинжалами. Опасная близость обнаженной кожи и сверкающих лезвий кинжалов придает сюжету пикантность и остроту.
Дивный пейзаж, на фоне которого разворачивается сцена, вызывал восхищение писателя Генриха Сенкевича: «Никто не передает так стихию солнечного света, как Семирадский. Фоном светлой части картины “Танец среди мечей”, на которой изображена пляшущая девушка, является чудесный, напоенный воздухом, насыщенный синевой моря пейзаж. За террасой виден изумрудный залив и скалистые холмы, окаймляющие берега. Эти холмы, выдержанные в розовых тонах, чуть затенены и как бы растворены в необъятной морской лазури <…> Если бы эта картина была только пейзажем, если бы ни одно человеческое существо не оживляло тишину и покой, — даже тогда она была бы шедевром».
5. Оргия времен Тиберия на острове Капри
Сцена, запечатленная на картине, навеяна событиями мрачных времен правления римского императора Тиберия Клавдия Нерона, пасынка императора Августа, жившего и правившего Римом в I веке н. э.
Тиберий, к концу своего правления удалившийся на остров Капри, развлекался там буйными оргиями и жестокими казнями. Одним из источников сюжета картины могли быть слова Светония: «Капри — остров, больше всего привлекательный для него тем, что высадиться там можно было в одном лишь небольшом месте, а с остальных сторон он был огражден крутизной высочайших скал и глубью моря. На Капри до сих пор еще показывают место его бойни: отсюда осужденных после долгих и изощренных пыток сбрасывали в море у него на глазах…»
6. Христос у Марфы и Марии
Темой для картины Семирадского послужил сюжет из Евангелия от Луки: «Когда Иисус и его ученики были в пути, он пришел в деревню, где женщина по имени Марфа открыла ему свой дом. У нее была сестра по имени Мария, которая сидела у ног Господа и слушала то, что он говорил. Но Марфа была отвлечена всеми приготовлениями, которые нужно было сделать. Она подошла к нему и спросила: “Господи, неужели тебя не волнует, что моя сестра оставила меня делать эту работу одну? Скажи ей, чтобы она помогла мне!” — “Марфа, Марфа, — ответил Господь, — ты беспокоишься и расстраиваешься из-за многих вещей, но нужно только одно. Мария выбрала то, что лучше, и это не будет отнято у нее”».
У ног Христа сидит Мария, вслушиваясь в слова Учителя. В глубине дворика стоит на ступенях старшая сестра Марии Марфа, вышедшая из дома, где она хлопотала по хозяйству, готовясь принять гостя. Эта наполненная необыкновенной гармонией сцена происходит в саду, среди старых олив и белых построек, по которым скользят и играют блики солнечного света. Современная Семирадскому критика писала: «И стены, и ступени, и серебристая маслина, и тихий дворик представляют тихий поэтический пейзаж, какого тщетно мы искали бы у специалистов по пейзажной живописи на той же академической выставке».
Под увитым диким виноградом навесом, под могучими кронами вековых деревьев царит божественная гармония. Юная Мария внимает словам Иисуса Христа рядом с кустом цветущих роз. Рядом с главными героями картины — голуби, клюющие зерно. Этот простой и на первый взгляд бытовой мотив наполнен внутренним смыслом: голуби — символ Святого Духа, благословения, чуда, посетившего дом Марфы и Марии.
У ног Христа сидит Мария, вслушиваясь в слова Учителя. В глубине дворика стоит на ступенях старшая сестра Марии Марфа, вышедшая из дома, где она хлопотала по хозяйству, готовясь принять гостя. Эта наполненная необыкновенной гармонией сцена происходит в саду, среди старых олив и белых построек, по которым скользят и играют блики солнечного света. Современная Семирадскому критика писала: «И стены, и ступени, и серебристая маслина, и тихий дворик представляют тихий поэтический пейзаж, какого тщетно мы искали бы у специалистов по пейзажной живописи на той же академической выставке».
Под увитым диким виноградом навесом, под могучими кронами вековых деревьев царит божественная гармония. Юная Мария внимает словам Иисуса Христа рядом с кустом цветущих роз. Рядом с главными героями картины — голуби, клюющие зерно. Этот простой и на первый взгляд бытовой мотив наполнен внутренним смыслом: голуби — символ Святого Духа, благословения, чуда, посетившего дом Марфы и Марии.
7. Трудный выбор (Женщину или вазу?)
Картина «Трудный выбор (Женщину или вазу?)» была показана публике на персональной выставке художника в Петербурге в 1890 году. Тогда же, на 18-й выставке Товарищества передвижников была представлена картина Николая Ге «Что есть истина? Христос и Пилат», созданная в то же время. Трудно было не заметить внешнего сходства героев этих столь разных по идейному замыслу и по живописной манере картин. Пилат в картине Ге с его подбритым жирным затылком и непробиваемым тупым самодовольством откровенно похож на упоенного своей властью и богатством римского патриция с картины Семирадского.
8. По примеру богов
Юные влюбленные уединились в весеннем саду на берегу водоема среди расцветающей южной природы. Художник изобразил их на фоне мраморной скульптурной группы «Амур и Психея» — римской копии II века н. э. с несохранившегося греческого оригинала, ныне находящейся в Капитолийском музее в Риме. Миф о любви сына богини Венеры Амура и прекрасной дочери царя Психеи был хорошо знаком образованной публике второй половины XIX века. Эта история дошла до нашего времени в пересказе римского автора II века до н. э. Апулея.
Возлюбленной Амура Психее было строжайше запрещено видеть своего жениха. Он приходил к ней только под покровом ночной темноты. Но Психея пренебрегла запретом. Она зажгла масляный светильник и поднесла его к спящему Амуру, желая рассмотреть его лицо. Горячая капля упала на плечо бога, он проснулся и в гневе покинул Психею. Стремясь вернуть свою любовь, Психея прошла долгий путь, полный тяжелых испытаний, и даже спустилась ради любимого в подземное царство мертвых. Боги Олимпа вознаградили Психею, даровав ей бессмертие, и соединили влюбленных узами брака.
9. Фрина на празднике Посейдона в Элевзине
Темой картины стал сюжет из истории Греции IV века до н. э. Античный писатель Афиней Навкратийский в «Пире софистов» повествует о том, как в городе Мегары жила красавица-гетера Фрина («белокожая»), возлюбленная скульптора Праксителя, изваявшего с нее статую Афродиты Книдской, а живописец Апеллес писал с нее Афродиту Анадиомену. На одном из элевзинских празднеств, посвященных богу Посейдону, на берегу моря, где вышла на берег богиня красоты Афродита, Фрина сбросила с себя одежды и предстала обнаженной перед восхищенным народом, бросив вызов богине. За этот поступок Фрину обвинили в «оскорблении богов», но судьи, очарованные ее красотой, оправдали ее. Желая достичь в своей картине наибольшего правдоподобия, Семирадский специально ездил в Грецию, в Элевзин, где много веков назад устраивались знаменитые мистерии. Сам Семирадский писал о замысле своей картины: «Солнце, море, архитектура, женская красота и немой восторг греков при виде красивейшей женщины своего времени, восторг народа-художника».
Одно из безусловных достоинств картины — ее пейзаж. Художник передает ощущение воздуха Греции, дыхание свежего морского ветра. При этом картина в целом производит впечатление большого декоративного панно. Создается впечатление, будто ее участники по просьбе художника приняли красивые позы и застыли на несколько минут, позволив зрителю любоваться их совершенством.
10. Игра в кости
Группа молодых людей расположилась на лоне средиземноморской природы в тени огромных деревьев и цветущих кустарников. Справа на дальнем плане виднеются темно-синее море, зеленоватые, мягко очерченные холмы, горы, белые облака на светлом голубом небе, тут же постройки из желтоватого мрамора. Этот поистине райский уголок освещен яркими солнечными лучами, которые мелькают на цветных тканях одежд, оживляют скульптурные рельефы на мраморном обелиске. Участники этой сценки развлекаются игрой в кости, их свободные позы полны изящества и естественной грации. «Кто не мечтал погреться в лучах южного солнца, приютиться в тени серебристых олив, дремать в душистой траве, прислушиваясь к сонной трескотне сицилийских акрид?» — писал художник и художественный критик Александр Бенуа.
Изображение на превью: Генрих Семирадский. Игра в кости. 1899. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.