25 мая 2022

10 картин Генриха Семирадского, которые нужно знать "Игра в кости", "Фрина" и "Римская оргия"

«Никто не передает так стихию солнечного света, как Семирадский», — точно написал о художнике писатель Генрик Сенкевич. Картины Семирадского выделялись энергичной игрой световых бликов и особым ощущением счастья даже среди работ европейских художников-академистов. И хотя художнику далеко не всегда рукоплескала современная ему критика, сегодня без его произведений невозможно представить историю русского искусства.

1. Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу

Генрих Семирадский. Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу. 1870. Холст, масло.
Генрих Семирадский. Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу. 1870. Холст, масло.
Картина стала итоговым произведением Семирадского за период обучения в Императорской Академии художеств. За нее художник был удостоен большой золотой медали и правом на долгосрочную поездку в Европу. Сюжетом послужило событие из античной истории, описанное Плутархом. Враги пишут письмо Александру Македонскому, где обвиняют греческого врача Филиппа в том, что тот предал царя и подмешал яд в приготовленное для него лекарство. Александр показал письмо Филиппу. Пока Филипп в ужасе читал его, Александр, доверчиво глядя на врача, выпил лекарство и здоровым вернулся к своему войску.

Академическая программа на большую золотую медаль не требовала от соискателя собственного прочтения сюжета, индивидуальной художественной манеры. Семирадский демонстрирует безупречный рисунок, знание анатомии, мастерство в построении композиции, умение передать гармонию ярких локальных цветов — золотистого, оливково-зеленого, насыщенно синего и мягкого красного, при помощи светотеневой моделировки показать трехмерный объем.

В этой ранней картине заключены приемы, которые будут характерны для зрелого творчества Семирадского, впитавшего традиции живописи классицизма, восходящие к Карлу Брюллову, Фиделио Бруни, Александру Иванову. Картина получила одобрение даже демократического критика Владимира Стасова.

2. Римская оргия блестящих времен цезаризма

Генрих Семирадский. Римская оргия блестящих времен цезаризма. 1872. Холст, масло.
Генрих Семирадский. Римская оргия блестящих времен цезаризма. 1872. Холст, масло.
Сюжет картины взят из романа «Сатирикон» римского писателя и поэта I века н. э. Гая Петрония. В этом первом в творчестве Семирадского многофигурном полотне художник решает множество сложных задач: он умело объединяет человеческие фигуры, архитектуру и скульптуру в единую композицию, грамотно передает разнообразие поз многочисленных участников действа — полуобнаженных танцовщиц и римских патрициев, убедительно показывает ночное освещение. Сюжет картины предполагает бурное движение, которое во многом достигается мельканием пятен света и тени.

Но в картине еще присутствуют приемы, характерные для начинающего живописца: композиция несколько перегружена фигурами, подробностями, деталями, колорит тяготеет к условной, так называемой музейной золотисто-коричневой гамме. Важную роль в картине играет архитектурный фон: величественные колоннады, балюстрады, мощные своды то погружаются в глубокую тень, то освещаются неверным огнем ламп.

Изображенная сцена напоминает театральную декорацию. Любовь к театру, оказавшая огромное влияние на все последующее творчество Семирадского, впервые проявилась именно в этой работе. Картина имела успех и в Мюнхене, где она была написана, и в Петербурге. Академия художеств купила картину за 2000 рублей для последующей перепродажи ее наследнику престола, великому князю Александру Александровичу, будущему императору Александру III. Это обстоятельство сыграло едва ли не решающую роль в творческой судьбе Семирадского: наследник стал заказчиком и покровителем художника. Именно он приобретал в дальнейшем почти все большие полотна мастера. Продажа картины решила финансовые проблемы художника и позволила ему продолжить свой путь дальше в Италию.

3. Грешница

Генрих Семирадский. Грешница. 1873. Холст, масло.
Генрих Семирадский. Грешница. 1873. Холст, масло.
Картина стала первым большим успехом Семирадского. Президент Императорской Академии художеств великий князь Владимир Александрович заказал ему грандиозное полотно и предложил сюжет на тему поэмы Алексея Толстого «Грешница». В поэме описывается встреча Христа с красавицей-блудницей и духовно-нравственное перерождение героини под влиянием личности Учителя. Творческие взгляды и методы художника и поэта оказались очень близки.

Композиция картины разделена на две части: слева — Христос и его последователи, справа — куртизанка с толпой поклонников. Так, в картине сталкиваются два мира — христианский и языческий.

Семирадский использует в большой картине на религиозный сюжет пленэрные эффекты. Событие из легендарного прошлого происходит на открытом воздухе, среди природы. Солнечные лучи скользят по скалам, мраморным архитектурным и скульптурным поверхностям, играют на одеждах персонажей. Этот живописный прием создавал иллюзию достоверности, делал апокрифический сюжет особенно убедительным.

Картина имела огромный успех. В 1873 году на Всемирной выставке в Вене она была удостоена медали «За искусство». В том же году после демонстрации картины в Петербурге художнику было присвоено звание академика. Картину приобрел наследник престола за 10 000 рублей. «[Картина] произвела такой фурор, какого у нас и не припомнят», — писала пресса.

Однако со стороны демократического лагеря создатель картины подвергся яростной критике. «Шарлатан в рисунке, шарлатан в колерах» — так отзывался о нем Илья Репин. «Вовсе не следует говорить о ней [картине] как о серьезном историческом создании», — высказывался Владимир Стасов. Эти отзывы на долгие годы определили отношение к искусству Семирадского в России.

4. Танец среди мечей

Генрих Семирадский. Танец среди мечей. 1881. Холст, масло.
Генрих Семирадский. Танец среди мечей. 1881. Холст, масло.
Картина была написана по заказу известного предпринимателя и коллекционера XIX века Козьмы Солдатенкова и только в 1920-е годы оказалась в собрании Третьяковской галереи. Она является авторским повторением картины, местонахождение которой неизвестно.

На картине Семирадского предстает идеальный мир, где в нерасторжимой гармонии сосуществуют природа, люди и искусство. Развлекая сидящих на затененной террасе патрициев, изгибается в танце обнаженная красавица. Вероятно, изображена гетера — только они могли присутствовать на мужских пирах, развлекая пирующих танцами и пением. Три девушки аккомпанируют танцовщице на кифаре, тибии и тимпане. Возможно, одним из источников картины послужил балет на музыку Людвига Минкуса «Зорайя, или Мавританка в Испании», поставленного Мариусом Петипа в начале 1881 года в Санкт-Петербурге, в частности, ронденья, танец с кинжалами. Опасная близость обнаженной кожи и сверкающих лезвий кинжалов придает сюжету пикантность и остроту.

Дивный пейзаж, на фоне которого разворачивается сцена, вызывал восхищение писателя Генриха Сенкевича: «Никто не передает так стихию солнечного света, как Семирадский. Фоном светлой части картины “Танец среди мечей”, на которой изображена пляшущая девушка, является чудесный, напоенный воздухом, насыщенный синевой моря пейзаж. За террасой виден изумрудный залив и скалистые холмы, окаймляющие берега. Эти холмы, выдержанные в розовых тонах, чуть затенены и как бы растворены в необъятной морской лазури <…> Если бы эта картина была только пейзажем, если бы ни одно человеческое существо не оживляло тишину и покой, — даже тогда она была бы шедевром».

Все архитектурные элементы в картине вычерчены художником по линейке, а цветы, венки на головах патрициев написаны алла прима.

5. Оргия времен Тиберия на острове Капри

Генрих Семирадский. Оргия времен Тиберия на острове Капри. 1881. Холст, масло.
Генрих Семирадский. Оргия времен Тиберия на острове Капри. 1881. Холст, масло.
Сцена, запечатленная на картине, навеяна событиями мрачных времен правления римского императора Тиберия Клавдия Нерона, пасынка императора Августа, жившего и правившего Римом в I веке н. э.

Тиберий, к концу своего правления удалившийся на остров Капри, развлекался там буйными оргиями и жестокими казнями. Одним из источников сюжета картины могли быть слова Светония: «Капри — остров, больше всего привлекательный для него тем, что высадиться там можно было в одном лишь небольшом месте, а с остальных сторон он был огражден крутизной высочайших скал и глубью моря. На Капри до сих пор еще показывают место его бойни: отсюда осужденных после долгих и изощренных пыток сбрасывали в море у него на глазах…»

Полумрак, сумеречный серо-фиолетовый, сине-черный колорит. Рассеянный свет выхватывает в центре картины группу кружащихся в буйном танце полуобнаженных молодых людей. В сумрачном освещении почти не видны в левой части картины два трупа, сброшенных с вершины горы, — старика среди скал и сухих деревьев и молодого невольника на переднем плане.

6. Христос у Марфы и Марии

Генрих Семирадский. Христос у Марфы и Марии. 1886. Холст, масло.
Генрих Семирадский. Христос у Марфы и Марии. 1886. Холст, масло.
Темой для картины Семирадского послужил сюжет из Евангелия от Луки: «Когда Иисус и его ученики были в пути, он пришел в деревню, где женщина по имени Марфа открыла ему свой дом. У нее была сестра по имени Мария, которая сидела у ног Господа и слушала то, что он говорил. Но Марфа была отвлечена всеми приготовлениями, которые нужно было сделать. Она подошла к нему и спросила: “Господи, неужели тебя не волнует, что моя сестра оставила меня делать эту работу одну? Скажи ей, чтобы она помогла мне!” — “Марфа, Марфа, — ответил Господь, — ты беспокоишься и расстраиваешься из-за многих вещей, но нужно только одно. Мария выбрала то, что лучше, и это не будет отнято у нее”».

У ног Христа сидит Мария, вслушиваясь в слова Учителя. В глубине дворика стоит на ступенях старшая сестра Марии Марфа, вышедшая из дома, где она хлопотала по хозяйству, готовясь принять гостя. Эта наполненная необыкновенной гармонией сцена происходит в саду, среди старых олив и белых построек, по которым скользят и играют блики солнечного света. Современная Семирадскому критика писала: «И стены, и ступени, и серебристая маслина, и тихий дворик представляют тихий поэтический пейзаж, какого тщетно мы искали бы у специалистов по пейзажной живописи на той же академической выставке».

Под увитым диким виноградом навесом, под могучими кронами вековых деревьев царит божественная гармония. Юная Мария внимает словам Иисуса Христа рядом с кустом цветущих роз. Рядом с главными героями картины — голуби, клюющие зерно. Этот простой и на первый взгляд бытовой мотив наполнен внутренним смыслом: голуби — символ Святого Духа, благословения, чуда, посетившего дом Марфы и Марии.

7. Трудный выбор (Женщину или вазу?)

Генрих Семирадский. Трудный выбор (Женщину или вазу?). 1887. Уменьшенное повторение одноименной картины (1878, местонахождение неизвестно). Холст, масло.
Генрих Семирадский. Трудный выбор (Женщину или вазу?). 1887. Уменьшенное повторение одноименной картины (1878, местонахождение неизвестно). Холст, масло.
Картина «Трудный выбор (Женщину или вазу?)» была показана публике на персональной выставке художника в Петербурге в 1890 году. Тогда же, на 18-й выставке Товарищества передвижников была представлена картина Николая Ге «Что есть истина? Христос и Пилат», созданная в то же время. Трудно было не заметить внешнего сходства героев этих столь разных по идейному замыслу и по живописной манере картин. Пилат в картине Ге с его подбритым жирным затылком и непробиваемым тупым самодовольством откровенно похож на упоенного своей властью и богатством римского патриция с картины Семирадского.

Место действия в картине происходит в богатом доме патриция, куда фригийские торговцы доставили для продажи два равно прекрасных «произведения искусства»: китайскую вазу, украшенную драгоценными камнями, и красавицу-рабыню. Трудный выбор предстоит патрицию: что же предпочесть? Рядом с отцом стоит молодой человек — возможно, его сын, с восторгом взирающий на прекрасное обнаженное тело невольницы. Для него не существует сомнений в выборе. Таким образом, в картине появляется тема молодости и старости. В этом контексте далеко не случайной выглядит скульптура «Кентавр с амуром», расположенная за фигурой патриция, в которой узнается один из двух кентавров — старого и молодого из коллекции Капитолийского музея в Риме. Идея парных кентавров представляет аллегорию любви в разные периоды жизни. Введение скульптуры в композицию картины было рассчитано на просвещенную европейскую публику, знакомую с коллекцией Капитолийского музея и знавшую смысл, объединявший двух кентавров.

8. По примеру богов

Генрих Семирадский. По примеру богов. 1888.
Генрих Семирадский. По примеру богов. 1888.
Юные влюбленные уединились в весеннем саду на берегу водоема среди расцветающей южной природы. Художник изобразил их на фоне мраморной скульптурной группы «Амур и Психея» — римской копии II века н. э. с несохранившегося греческого оригинала, ныне находящейся в Капитолийском музее в Риме. Миф о любви сына богини Венеры Амура и прекрасной дочери царя Психеи был хорошо знаком образованной публике второй половины XIX века. Эта история дошла до нашего времени в пересказе римского автора II века до н. э. Апулея.

Возлюбленной Амура Психее было строжайше запрещено видеть своего жениха. Он приходил к ней только под покровом ночной темноты. Но Психея пренебрегла запретом. Она зажгла масляный светильник и поднесла его к спящему Амуру, желая рассмотреть его лицо. Горячая капля упала на плечо бога, он проснулся и в гневе покинул Психею. Стремясь вернуть свою любовь, Психея прошла долгий путь, полный тяжелых испытаний, и даже спустилась ради любимого в подземное царство мертвых. Боги Олимпа вознаградили Психею, даровав ей бессмертие, и соединили влюбленных узами брака.

Семирадский часто наполнял свои картины «говорящими» деталями: переднюю часть ладьи украшает скульптурное изображение лебедя — символа верности, о чистоте чувств влюбленных говорит статуя Венеры Стыдливой (Venus Pudica), стоящая в нише грота в глубине картины. Перед статуей — курящийся жертвенник. Сама поза, в которой изображена влюбленная пара, повторяет позу мраморных героев античного мифа. Любовь уподобляет земных юношу и девушку, замерших в поцелуе, бессмертным богам. Картина была столь популярна, что не раз повторялась художником.

9. Фрина на празднике Посейдона в Элевзине

Генрих Семирадский. Фрина на празднике Посейдона в Элевзине. 1889. Холст, масло. Государственный Русский музей. Вид экспозиции выставки &quot;Генрих Семирадский. По примеру богов&quot; в Государственной Третьяковской галерее, 2022
Генрих Семирадский. Фрина на празднике Посейдона в Элевзине. 1889. Холст, масло. Государственный Русский музей. Вид экспозиции выставки "Генрих Семирадский. По примеру богов" в Государственной Третьяковской галерее, 2022
Темой картины стал сюжет из истории Греции IV века до н. э. Античный писатель Афиней Навкратийский в «Пире софистов» повествует о том, как в городе Мегары жила красавица-гетера Фрина («белокожая»), возлюбленная скульптора Праксителя, изваявшего с нее статую Афродиты Книдской, а живописец Апеллес писал с нее Афродиту Анадиомену. На одном из элевзинских празднеств, посвященных богу Посейдону, на берегу моря, где вышла на берег богиня красоты Афродита, Фрина сбросила с себя одежды и предстала обнаженной перед восхищенным народом, бросив вызов богине. За этот поступок Фрину обвинили в «оскорблении богов», но судьи, очарованные ее красотой, оправдали ее. Желая достичь в своей картине наибольшего правдоподобия, Семирадский специально ездил в Грецию, в Элевзин, где много веков назад устраивались знаменитые мистерии. Сам Семирадский писал о замысле своей картины: «Солнце, море, архитектура, женская красота и немой восторг греков при виде красивейшей женщины своего времени, восторг народа-художника».

Одно из безусловных достоинств картины — ее пейзаж. Художник передает ощущение воздуха Греции, дыхание свежего морского ветра. При этом картина в целом производит впечатление большого декоративного панно. Создается впечатление, будто ее участники по просьбе художника приняли красивые позы и застыли на несколько минут, позволив зрителю любоваться их совершенством.

Картина стала главным событием персональной выставки Семирадского 1889 года в Академии художеств. Выставка пользовалась большим успехом, ее посетили более 30 000 человек. Прямо с выставки картина была приобретена Александром III. При покупке картины император заявил о своем желании создать в Петербурге музей русского искусства – будущий Русский музей.

10. Игра в кости

Генрих Семирадский. Игра в кости. 1899. Холст, масло.
Генрих Семирадский. Игра в кости. 1899. Холст, масло.
Группа молодых людей расположилась на лоне средиземноморской природы в тени огромных деревьев и цветущих кустарников. Справа на дальнем плане виднеются темно-синее море, зеленоватые, мягко очерченные холмы, горы, белые облака на светлом голубом небе, тут же постройки из желтоватого мрамора. Этот поистине райский уголок освещен яркими солнечными лучами, которые мелькают на цветных тканях одежд, оживляют скульптурные рельефы на мраморном обелиске. Участники этой сценки развлекаются игрой в кости, их свободные позы полны изящества и естественной грации. «Кто не мечтал погреться в лучах южного солнца, приютиться в тени серебристых олив, дремать в душистой траве, прислушиваясь к сонной трескотне сицилийских акрид?» — писал художник и художественный критик Александр Бенуа.

Эта картина — образец фантазии художника на столь близкую ему тему прекрасной Древней Эллады, воплощенной мечты о золотом веке человечества. В этом гармоничном мире жизнь человека и природа слились в нерасторжимое единство. Подобного рода «счастливые» картины, которых немало в творческом наследии Семирадского, пользовались у публики неизменным успехом. Состоятельные «любители искусства» и коллекционеры охотно покупали их.
Изображение на превью: Генрих Семирадский. Игра в кости. 1899. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.