1. Рождение
Генрих Семирадский родился 12 (24) октября 1843 года в слободе Ново‑Белгород (ныне поселок Печенеги) Волочанского уезда Харьковской губернии в семье офицера драгунского полка Ипполита Семирадского, поляка по происхождению, и Михалины, урожденной Прушиньской. При рождении художник получил имя Генрих Гектор.
2. Первое образование
Студенты физико‑математического, юридического и медицинского факультетов Харьковского университета. Г.И. Семирадский третий слева в верхнем ряду. Фотография. 1862.
Национальный музей, Краков
В 1860 году Семирадский поступил в Харьковский университет на физико‑математический факультет по разряду естественных наук. В университете он защитил диссертацию «Об инстинктах насекомых». Дочь художника Ванда вспоминала, что еще в детстве Семирадский собрал богатую коллекцию бабочек, и эта любовь к бабочкам никогда не покидала отца. В письмах к родителям художник упоминает, что в годы учебы в Академии Художеств привез с каникул в Харькове тарантулов, «которые произвели большое впечатление» на соседей по дому.
3. Академия художеств
Генрих Семирадский. Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу. 1870. Холст, масло.
Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
В 1864 году Семирадский поступил в Императорскую Академию художеств, сначала вольнослушателем, а вскоре стал действительным учеником — его талант в академии высоко ценили. В годы обучения художник снимал квартиру в доме М.С. Воронина, где его соседями были Илья Репин и Марк Антокольский, с которыми художник подружился. По завершении обучения за картину «Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу во время тяжкой болезни» Семирадский получил большую золотую медаль.
4. Рим
Генрих Семирадский. Итальянский дворик. 1872. Холст, масло.
Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко
В 1872 году Семирадский переехал в Рим, где прожил почти до самой своей смерти. Он быстро вошел в круг русской и польской художественной колонии в Риме, членами которой были живописцы Фёдор Бронников, Александр Риццони, Вильгельм Котарбинский, скульпторы Марк Антокольский, Виктор Бродский и Михаил Попов. Семирадский стал завсегдатаем Caffé Greco, главного места встречи художников в Риме. Вскоре, однако, у него произошел конфликт с Александром Риццони, негативно повлиявший на отношения Семирадского со многими русскими художниками и коллекционерами.
5. Грешница
Генрих Семирадский. Грешница. 1873. Холст, масло.
Государственный Русский музей
В 1871 году Семирадский получил предложение от великого князя Владимира Александровича написать картину на сюжет поэмы Алексея Толстого «Грешница» и некоторые другие работы. В 1873 году художник был удостоен звания академика за «Грешницу», которая была показана на выставке в Императорской Академии художеств. Картину купил наследник российского престола великий князь Александр Александрович за 10 000 рублей. Вскоре «Грешницу» показали на Всемирной выставке в Вене, где художник был награжден медалью «За искусство».
6. Семья
Генрих и Мария Семирадские с дочерью Вандой и сыном Леоном. Фотография. Около 1889.
Национальный музей, Краков
В 1873 году Семирадский обвенчался со своей кузиной Марией Прушиньской в варшавском костеле Святого Антония. В семье художника родились три сына — Болеслав, Казимеж (скончался в раннем возрасте) и Леон, а также дочь Ванда.
7. Храм Христа Спасителя
Генрих Семирадский. Александр Невский в Орде. Эскизы стенных композиций северного придела во имя благоверного князя Александра Невского. 1876.
Государственная Третьяковская галерея
В 1876 году художник принял заказ на исполнение цикла росписей в храме Христа Спасителя в Москве, посвященных Александру Невскому. Приехав в Москву в 1877 году, он исполнил четыре сюжета. Заказ имел продолжение: в последующие два года Семирадский проводил летние месяцы в Москве, исполнив «Крещение Господне», «Въезд Иисуса Христа в Иерусалим» и «Тайную вечерю», которая погибла из-за сырости в конце 1880-х годов. Уже после смерти художника «Тайную вечерю» переписал художник Василий Савинский.
8. Награды и звания
Генрих Семирадский. Трудный выбор (Женщину или вазу?). 1887. Уменьшенное повторение одноименной картины (1878, местонахождение неизвестно). Холст, масло.
Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Семирадский был удостоен многих наград, среди самых важных — орден Святого Станислава III степени (1875), орден Короны Италии (1876) от короля Италии Виктора Эммануила II, орден Святого Владимира IV степени (1877). В 1873 году художник получил звание академика Императорской Академии художеств, в 1878 году — большую золотую медаль Всемирной выставки в Париже и звание кавалера ордена Почетного легиона, а также звание почетного члена Берлинской академии художеств. В 1879 году Семирадский стал членом Шведской королевской академии изящных искусств, в 1880-м — академии Св. Луки в Риме, а в 1888 году — членом‑корреспондентом Французской академии изящных искусств.
9. Главный коллекционер
Илья Репин. Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве. 1885-1886. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея
Одним из главных коллекционеров Семирадского был император Александр III. Картины «Римская оргия блестящих времен цезаризма» и «Грешница» попали в коллекцию великого князя Александра Александровича, когда он находился еще в статусе наследника российского престола. А после приобретения картин «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» и «По примеру богов» с персональной выставки художника в Императорской Академии художеств в 1889 году император впервые публично высказал мысль о необходимости создания в Санкт‑Петербурге музея национального искусства. Другие члены царской семьи также покровительствовали художнику.
10. Светочи христианства
Генрих Семирадский. Светочи христианства (Факелы Нерона). 1876. Холст, масло.
Национальный музей, Краков
Монументальное полотно «Светочи христианства» принесло художнику поистине общеевропейскую известность. Картина была показана в крупнейших европейских городах: в Риме, Мюнхене, Вене, Санкт-Петербурге, Берлине, Варшаве, Кракове, Львове, Вроцлаве, Париже, Праге, Москве, Лондоне, Дрездене, Амстердаме, Стокгольме и Цюрихе. В 1879 году Семирадский подарил городу Краков картину «Светочи христианства», которая положила начало коллекции Краковского национального музея.
11. Генрик Сенкевич
Генрих Семирадский. Танец среди мечей. 1881. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея
В 1879 году в Риме художник познакомился с Генриком Сенкевичем. Считается, что, работая над своим романом «Камо грядеши», писатель был вдохновлен не только трудами историков, но и картинами Семирадского. В 1890 году Сенкевич навестил художника в Риме. Они вместе осматривали на Аппиевой дороге церковь Domine Quo vadis, давшую название роману «Камо грядеши». Сенкевич оставил прекрасные строки о картине «Танец среди мечей»: «Только тот, кто собственными глазами смотрел на окрестности Рима и Неаполитанский залив, сумеет понять, сколько правды и души в этом пейзаже, в этой голубизне и в этом созвучии розовых и голубых цветов и в этой прозрачной дали. Если бы эта картина была только пейзажем, если бы ни одно человеческое существо не оживляло тишину и покой, — даже тогда она была бы шедевром».
12. Дом-мастерская на виа Гаэта
Вилла Г.И. Семирадского на виа Гаэта. Фотография. 1896, Рим.
Национальный музей, Краков
В 1883 году Семирадский переехал с семьей на возведенную по его заказу виллу на виа Гаэта в Риме. Дом-мастерская художника стал городской достопримечательностью, которую включили в путеводитель по Риму. В 1938 году дом был разобран, на его месте построено административное здание резинового треста «Пирелли».
13. Персональная выставка
Генрих Семирадский. По примеру богов. 1888.
Национальная галерея Армении, Ереван
В 1889 году персональная выставка Семирадского прошла в Императорской Академии художеств. В экспозицию вошли пять произведений: «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине», «По примеру богов», «Перед купанием», «У фонтана», «Искушение святого Иеронима».
14. Венецианская биеннале
Генрих Семирадский Христианская Дирцея в цирке Нерона. 1897. Холст, масло.
Национальный музей, Варшава
В 1897 году Семирадский принял участие в Международной художественной выставке в Венеции, где была показана его картина «Христианская Дирцея в цирке Нерона».
15. Смерть
Генрих и Мария Семирадские с дочерью Вандой. Фотография. Весна 1902, Рим.
Национальный музей, Краков
10 (23) августа 1902 года Семирадский скончался в своем польском имении в Стшалкове от рака языка. Художник был похоронен на варшавском кладбище Повонзки рядом с могилами отца и матери. А в 1903 году прах Семирадского был перезахоронен в Кракове в костеле Паулинов на Скалке — некрополе крупнейших деятелей польской культуры.
По материалам каталога выставки «Генрих Семирадский. По примеру богов» в ГТГ, 2022.
На превью: Генрих Семирадский. Автопортрет. 1876. Национальный музей, Краков. Студенты физико‑математического, юридического и медицинского факультетов Харьковского университета. Г.И. Семирадский третий слева в верхнем ряду. Фотография. 1862.