1. Рождение
Генрих Семирадский родился 12 (24) октября 1843 года в слободе Ново‑Белгород (ныне поселок Печенеги) Волочанского уезда Харьковской губернии в семье офицера драгунского полка Ипполита Семирадского, поляка по происхождению, и Михалины, урожденной Прушиньской. При рождении художник получил имя Генрих Гектор.
2. Первое образование
В 1860 году Семирадский поступил в Харьковский университет на физико‑математический факультет по разряду естественных наук. В университете он защитил диссертацию «Об инстинктах насекомых». Дочь художника Ванда вспоминала, что еще в детстве Семирадский собрал богатую коллекцию бабочек, и эта любовь к бабочкам никогда не покидала отца. В письмах к родителям художник упоминает, что в годы учебы в Академии Художеств привез с каникул в Харькове тарантулов, «которые произвели большое впечатление» на соседей по дому.
3. Академия художеств
В 1864 году Семирадский поступил в Императорскую Академию художеств, сначала вольнослушателем, а вскоре стал действительным учеником — его талант в академии высоко ценили. В годы обучения художник снимал квартиру в доме М.С. Воронина, где его соседями были Илья Репин и Марк Антокольский, с которыми художник подружился. По завершении обучения за картину «Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу во время тяжкой болезни» Семирадский получил большую золотую медаль.
4. Рим
В 1872 году Семирадский переехал в Рим, где прожил почти до самой своей смерти. Он быстро вошел в круг русской и польской художественной колонии в Риме, членами которой были живописцы Фёдор Бронников, Александр Риццони, Вильгельм Котарбинский, скульпторы Марк Антокольский, Виктор Бродский и Михаил Попов. Семирадский стал завсегдатаем Caffé Greco, главного места встречи художников в Риме. Вскоре, однако, у него произошел конфликт с Александром Риццони, негативно повлиявший на отношения Семирадского со многими русскими художниками и коллекционерами.
5. Грешница
В 1871 году Семирадский получил предложение от великого князя Владимира Александровича написать картину на сюжет поэмы Алексея Толстого «Грешница» и некоторые другие работы. В 1873 году художник был удостоен звания академика за «Грешницу», которая была показана на выставке в Императорской Академии художеств. Картину купил наследник российского престола великий князь Александр Александрович за 10 000 рублей. Вскоре «Грешницу» показали на Всемирной выставке в Вене, где художник был награжден медалью «За искусство».
6. Семья
В 1873 году Семирадский обвенчался со своей кузиной Марией Прушиньской в варшавском костеле Святого Антония. В семье художника родились три сына — Болеслав, Казимеж (скончался в раннем возрасте) и Леон, а также дочь Ванда.
7. Храм Христа Спасителя
В 1876 году художник принял заказ на исполнение цикла росписей в храме Христа Спасителя в Москве, посвященных Александру Невскому. Приехав в Москву в 1877 году, он исполнил четыре сюжета. Заказ имел продолжение: в последующие два года Семирадский проводил летние месяцы в Москве, исполнив «Крещение Господне», «Въезд Иисуса Христа в Иерусалим» и «Тайную вечерю», которая погибла из-за сырости в конце 1880-х годов. Уже после смерти художника «Тайную вечерю» переписал художник Василий Савинский.
8. Награды и звания
Семирадский был удостоен многих наград, среди самых важных — орден Святого Станислава III степени (1875), орден Короны Италии (1876) от короля Италии Виктора Эммануила II, орден Святого Владимира IV степени (1877). В 1873 году художник получил звание академика Императорской Академии художеств, в 1878 году — большую золотую медаль Всемирной выставки в Париже и звание кавалера ордена Почетного легиона, а также звание почетного члена Берлинской академии художеств. В 1879 году Семирадский стал членом Шведской королевской академии изящных искусств, в 1880-м — академии Св. Луки в Риме, а в 1888 году — членом‑корреспондентом Французской академии изящных искусств.
9. Главный коллекционер
Одним из главных коллекционеров Семирадского был император Александр III. Картины «Римская оргия блестящих времен цезаризма» и «Грешница» попали в коллекцию великого князя Александра Александровича, когда он находился еще в статусе наследника российского престола. А после приобретения картин «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» и «По примеру богов» с персональной выставки художника в Императорской Академии художеств в 1889 году император впервые публично высказал мысль о необходимости создания в Санкт‑Петербурге музея национального искусства. Другие члены царской семьи также покровительствовали художнику.
10. Светочи христианства
Монументальное полотно «Светочи христианства» принесло художнику поистине общеевропейскую известность. Картина была показана в крупнейших европейских городах: в Риме, Мюнхене, Вене, Санкт-Петербурге, Берлине, Варшаве, Кракове, Львове, Вроцлаве, Париже, Праге, Москве, Лондоне, Дрездене, Амстердаме, Стокгольме и Цюрихе. В 1879 году Семирадский подарил городу Краков картину «Светочи христианства», которая положила начало коллекции Краковского национального музея.
11. Генрик Сенкевич
В 1879 году в Риме художник познакомился с Генриком Сенкевичем. Считается, что, работая над своим романом «Камо грядеши», писатель был вдохновлен не только трудами историков, но и картинами Семирадского. В 1890 году Сенкевич навестил художника в Риме. Они вместе осматривали на Аппиевой дороге церковь Domine Quo vadis, давшую название роману «Камо грядеши». Сенкевич оставил прекрасные строки о картине «Танец среди мечей»: «Только тот, кто собственными глазами смотрел на окрестности Рима и Неаполитанский залив, сумеет понять, сколько правды и души в этом пейзаже, в этой голубизне и в этом созвучии розовых и голубых цветов и в этой прозрачной дали. Если бы эта картина была только пейзажем, если бы ни одно человеческое существо не оживляло тишину и покой, — даже тогда она была бы шедевром».
12. Дом-мастерская на виа Гаэта
В 1883 году Семирадский переехал с семьей на возведенную по его заказу виллу на виа Гаэта в Риме. Дом-мастерская художника стал городской достопримечательностью, которую включили в путеводитель по Риму. В 1938 году дом был разобран, на его месте построено административное здание резинового треста «Пирелли».
13. Персональная выставка
В 1889 году персональная выставка Семирадского прошла в Императорской Академии художеств. В экспозицию вошли пять произведений: «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине», «По примеру богов», «Перед купанием», «У фонтана», «Искушение святого Иеронима».
14. Венецианская биеннале
В 1897 году Семирадский принял участие в Международной художественной выставке в Венеции, где была показана его картина «Христианская Дирцея в цирке Нерона».
15. Смерть
10 (23) августа 1902 года Семирадский скончался в своем польском имении в Стшалкове от рака языка. Художник был похоронен на варшавском кладбище Повонзки рядом с могилами отца и матери. А в 1903 году прах Семирадского был перезахоронен в Кракове в костеле Паулинов на Скалке — некрополе крупнейших деятелей польской культуры.
По материалам каталога выставки «Генрих Семирадский. По примеру богов» в ГТГ, 2022.
На превью: Генрих Семирадский. Автопортрет. 1876. Национальный музей, Краков. Студенты физико‑математического, юридического и медицинского факультетов Харьковского университета. Г.И. Семирадский третий слева в верхнем ряду. Фотография. 1862.