Татьяна Карпова: Сегодня мы с вами встречаемся в Третьяковской галерее на выставке «Генрих Семирадский. По примеру богов». Здесь вы увидите не только работы самого Семирадского, но также художников его круга, так называемых русских римлян. Рамой для нашего проекта служит архитектура, отсылающая к формам античного амфитеатра. Работы Семирадского представлены на выставке в диалоге с художниками XIX и XX века. Таким образом, выставка представляет собой сложный мир, где разные темы пересекаются и дополняют друг друга.
01:48 Полотно Семирадского «По примеру богов» дало выставке название. Картина полна скрытых смыслов, которые тем не менее легко считывались образованными зрителями Семирадского. Весна, зарождение чувства, первый поцелуй — все мотивы сплетаются в своего рода сонет о быте античных людей, их жизни в окружении прекрасной природы.
Ирина Горлова: 02:32 В конце 1989 года основатель группы «Новые художники» Тимур Новиков, признанный лидер ленинградского современного искусства, вдруг объявил о полном разрыве с традицией модернизма и обращении к классике. Новиков создает петербургскую Академию изящных искусств не только как объединение единомышленников, но и как учебное заведение, в котором профессорами становятся он сам и другие художники ленинградского андерграунда.
Неслучайно одним из первых произведений неоакадемизма, своего рода манифестом Новой академии, стала работа Новикова «Аполлон, попирающий красный квадрат». Она была показана в 1991 году в бывшем Музее Ленина (ныне Мраморный дворец) на выставке «Академизм и неоакадемизм». Мы видим здесь два канонических образа. С одной стороны, Аполлон Бельведерский, восходящий к иконографии победы Аполлона над чудовищем Пифоном. С другой стороны, «Красный супрематический квадрат» Казимира Малевича, который считается иконой русского авангарда и модернизма. То самое искусство, которому служили неофициальные ленинградские художники на протяжении нескольких десятилетий, было объявлено врагом. Новой установкой Новикова стало классическое искусство, под которым понималась прежде всего античность как основа европейской культуры, а также наследовавшие античности Ренессанс, классицизм и академизм или новый классицизм эпохи Семирадского.
Татьяна Карпова: 04:59 В середине 1860-х годов Генрих Семирадский становится студентом Санкт-Петербургской академии художеств. Педагоги быстро распознали в нем талант исторического живописца. Обучение Семирадского шло очень успешно, он окончил академию в 1870 году, написав картину «Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу». Отныне эпоха Античности — Греция и Рим — станет для него бесконечным источником вдохновения.
Ирина Горлова: 07:41 Александр Македонский — один из самых популярных героев в истории искусства. Неслучайно на этой выставке присутствует не только дипломная работа Семирадского, посвященная Македонскому, но рядом с ней черно-белая серия фотографий художницы Ольги Тобрелутс «Сон Александра». Художница начала свой путь в искусстве в начале 1990-х годов, когда вошла в ряды Новой академии изящных искусств в Петербурге, где стала преподавать медиаискусство.
В данной серии на наших глазах исчезает фигура юного Александра. В основе образа знаменитая скульптура Михаила Козловского «Бдение Александра Македонского» конца XVIII века, она сфотографирована в окружении скульптур античных героев. Кадр не меняется, но исчезает сам герой. В своей работе Тобрелутс отражает надежды и мечты Новой академии о возрождении прекрасного идеала и одновременно разочарование в попытке его возродить.
В данной серии на наших глазах исчезает фигура юного Александра. В основе образа знаменитая скульптура Михаила Козловского «Бдение Александра Македонского» конца XVIII века, она сфотографирована в окружении скульптур античных героев. Кадр не меняется, но исчезает сам герой. В своей работе Тобрелутс отражает надежды и мечты Новой академии о возрождении прекрасного идеала и одновременно разочарование в попытке его возродить.
Т. К.: 09:28 «Грешница» была написана Семирадским в Италии. Сюжет картины основан на одноименной поэме Алексея Толстого, которая была очень популярна в России и ставилась как на любительской, так и на профессиональной сцене. В ее основе лежал апокрифический сюжет о встрече молодой блудницы и Христа, о нравственном перерождении героини под влиянием его личности и проповеди. Семирадский достаточно близко к тексту иллюстрирует поэму, буквально изобразив момент «И в тишине раздался звон из рук упавшего фиала». Мы видим, как чаша с вином падает из рук красавицы-блудницы и она как завороженная слушает обращенные к ней слова Христа.
Во время работы Семирадского над «Грешницей» сложился его творческий союз с итальянским фотографом Микеле Мангом. Семирадский использовал фотографию и в дальнейшем, но больше всего фотоэтюдов сохранилось от его работы над «Грешницей». Семирадский искал натурщиков, для них шили специальные костюмы, после чего художник приводил их в римскую мастерскую Манга. Во дворе мастерской были проложены рельсы, на которые устанавливались специальные платформы на колесиках — на них усаживались натурщики в позах, которые задавал художник. Затем платформы с натурщиками возили по рельсам. Для чего это делалось? Чтобы натурщики освещались солнцем, как это нужно было художнику. Потом уже по этим фотографиям Семирадский создавал живописные и графические этюды. В краковском Национальном музее сохранился необычайно ценный архив, который позволяет нам понять метод работы художника. «Грешница» принесла Семирадскому звание академика и первый большой успех. Картина подготовит Семирадского к созданию самого известного его образа в храме Христа Спасителя — композиции «Тайная вечеря».
Картина четко делится на две части. С одной стороны, молодая блудница и ее окружение, в этой части мы видим роскошные ткани, музыкальные инструменты, драгоценности. В другой части — Христос и его последователи в аскетичных светлых одеждах. Тема двоемирия, ценностей мира христианского и мира языческого, впервые входит в творчество Семирадского в этой картине.
13:28 Перед нами фрагмент фрески Семирадского «Тайная вечеря». Она была написана художником в 1878 году для храма Христа Спасителя в Москве. Фреска находилась за алтарем и достаточно быстро стала портиться. Художники в те времена уже не владели фресковой живописью по сырой штукатурке. Живопись была создана масляными красками по сухой штукатурке, однако стена быстро подмокла. Еще при жизни Семирадского было решено переписать композицию на медном полукуполе, который собирались специально для него отлить. Но работы затянулись, Семирадский ушел из жизни. Разным художникам предлагали написать новую композицию. В начале ХХ века ее повторил художник Савицкий. Сохранившиеся фрагменты фрески Семирадского, в том числе голова Христа, были сняты со стены и аккуратно уложены в ящики. Когда храм был взорван, они попали в Третьяковскую галерею. А после воссоздания храма Третьяковская галерея передала их в Музей Москвы. Сейчас мы имеем редкую возможность увидеть их в контексте творчества Семирадского.
15:36 Александр Сведомский — один из «русских римлян», русских художников, которые, как и Семирадский, большую часть своей жизни прожили в Италии. Его картина «Улица в Помпее», которая сейчас находится в собрании Третьяковской галереи, была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым. Интересно, что работы Семирадского Третьяков не приобретал. Мы до конца не знаем причину. Возможно, произошел конфликт между художником и собирателем. Возможно, произведения Семирадского стоили слишком дорого с точки зрения Павла Михайловича Третьякова. Само направление позднего академизма не было чуждо Третьякову, так как он старался представить русское искусство в своей галерее во всем разнообразии.
И. Г.: 18:04 Фрагменты фрески Семирадского «Тайная вечеря» выглядят как руины, и одна из них ведет нас прямо к «Руинам» Валерия Кошлякова, который всю жизнь посвятил классике. Почему мы видим такую странную руинированную поверхность в работе Кошлякова? Откуда эта поэзия руин? Может, потому, что диктовал сам материал, который Валерий Кошляков нашел для себя в начале 1990-х годов, когда группа художников из Ростова-на-Дону приехала в Москву и поселилась в знаменитом сквоте в Трехпрудном переулке.
Т. К.: 21:00 Центральный раздел нашей выставки называется «Между Аполлоном и Дионисом. Античный мир идей, идиллий и драмы». Античность предстает в творчестве Семирадского в виде идиллических солнечных сцен под знаком Аполлона, бога солнца. Семирадский был современником Фридриха Ницше, который в 1870-е годы публикует свою знаменитую работу «Рождение трагедии из духа музыки». «Нет прекрасной поверхности без ужасной глубины», — пишет Ницше.
Солнечный аполлонический лик античного мира представлен в собрании Третьяковской галереи картиной Семирадского «Танец среди мечей». Мы видим здесь многие слагаемые идиллий Семирадского. Это и архитектура малых форм, которая вычерчена с помощью чертежных инструментов. Прекрасный пейзаж, причем Семирадский умеет переходить очень плавно от одного плана к другому, и мы не замечаем, как естественно развивается пространство в глубину. Семирадский использует пленэрные эффекты как один из механизмов «машины времени», которая переносит нас на берег античного залива. Разнообразие приемов, которые он использует, огромно.
И. Г.: 25:02 На протяжении последних столетий античность возрождалась множество раз и не только во времена Ренессанса, когда под античностью стали понимать белоснежные скульптуры. Общее представление о скульптуре классицизма выросло на том, что все антики были белыми, а не раскрашенными. Процесс воспроизводства античных образцов начался еще в эпоху Древнего Рима: скульпторы брали за основу идеальные образы древнегреческих Аполлонов, Афродит, Антиноев.
Т. К.: 27:18 «Античная идиллия» остается самым любимым жанром Семирадского на протяжении всего творчества. Тип античной идиллии выработался у Семирадского в начале 1870-х годов, тем не менее на протяжении 1880–1890-х в нем происходят определенные изменения. Фигуры людей на фоне пейзажа становятся меньше, а сам колорит — более интенсивным. Семирадский не остался в стороне от влияния импрессионизма, который, безусловно, знал. Аллегорические подкладки, сюжетные ходы, которые иногда казались слишком навязчивыми в конце 1870-х — 1880-е годы, уходят. Когда мы видим работы «Игра в кости», «У водоема», «Песня рабыни», складывается картина представлений Семирадского о том, что такое античная идиллия, которая для него становится синонимом человеческого счастья.
И. Г.: 29:51 На выставке Семирадского мы видели ряд произведений, которые были созданы по фотографии. Не случайно в экспозицию вошла фотосерия Олега Маслова и Виктора Кузнецова, которая представляет собой сценки в духе античных празднеств и мистерий, запечатленных при помощи фотокамеры. Эта серия посвящена английскому художнику Лоуренсу Альма-Тадеме, который был современником Семирадского и входил в число самых знаменитых художников-неоклассиков второй половины XIX века. Знакомство с Альма-Тадемой произошло у профессоров Новой академии Маслова и Кузнецова в 1997 году, когда в амстердамском музее Стеделейк проходила их персональная выставка. Прямо по соседству, в Музее ван Гога, открылась большая персональная выставка Альма-Тадемы. Пораженные красотой его картин, вернувшись в Петербург, Маслов и Кузнецов предприняли большую фотосессию. Особая оптика дала такой мягкий живописный эффект.
Т. К.: 31:29 Ростки модерна проросли на почве искусства позднего академизма. В картине Василия Смирнова «Смерть Нерона» мы можем это увидеть весьма наглядно. Интересен сам формат полотна — вытянутый, горизонтальный. Художник использует неглубокое пространство, превращая картину в панно или фреску. Силуэты трех женских фигур и Нерона четко читаются на фоне красной стены так называемого помпейского цвета. Художник использует ограниченную колористическую гамму. Выбранные цвета — лаконичные, строгие, тоже работают на эффект картины-панно. Художник умело и ненавязчиво вводит в картину скульптуру — знаменитого «Мальчика с гусем», мраморную копию бронзового оригинала, который находится в Мюнхене. Мальчик душит гуся в своих объятиях, гусь испытывает явные мучения, и, видимо, это намек на жестокие муки, которые Нерон доставлял не только первым христианам, но и своим рабам, окружению и родственникам. Фигура Нерона, казнь христиан, гибель Римской империи, приход новой христианской этики — эти темы приковывают к себе внимание не только художников, но и писателей, философов, историков второй половины XIX — начала XX столетия. Дихотомия античного мира, когда эти тени начинают покрывать светлый образ античности, становится темой целой серии полотен, и картины Смирнова в том числе.
И. Г.: 34:06 Драматическое повествование относится не только к истории искусства Древнего мира. Миф об Амуре и Психее стал одним из излюбленных сюжетов как неоклассиков, так и новых академиков уже в конце XX века. Почему? Этот миф повествует нам о союзе прекрасный земной женщины и бога любви Амура. Психея не послушалась приказа своего тайного возлюбленного, посещавшего ее по ночам, и решила посмотреть на его лицо, однако масло из лампады упало на него и пробудило от сна. В наказание Амур покидает Психею, как казалось, навсегда. Она отправляется за ним, преодолевает множество преград для того, чтобы соединиться со своим божественным, прекрасным любимым. Новые академики очень любили этот миф. Тимур Новиков создал множество композиций о любви Амура и Психеи. Для этой работы, которая представлена на выставке Семирадского, он выбрал момент драматического расставания, когда Амур покидает Психею. Этот момент очень важен, потому что за надеждой на счастье часто следует трагическая развязка.
Т. К.: 36:34 Картина Семирадского «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» — кульминация нашей выставки. Темой Семирадского стала история об античной гетере Фрине, которая жила в IV веке до нашей эры. По преданию, Фрина сняла с себя одежды во время празднества, посвященного Посейдону, и вошла в море обнаженная. Тем самым она хотела совершить акт благочестия, но не всеми была понята, и Фрину обвинили в богохульстве. Состоялся суд, на котором Фрина была оправдана. И этот вердикт способствовал еще большей популярности Фрины.
И. Г.: 39:42 Покидая выставку Генриха Семирадского, зритель оказывается в пространстве внутреннего двора, где его встречает большая античная голова работы Аристарха Чернышева. Она становится своего рода финалом всей экспозиции. Экспозиции, которая вела нас к свету, к прекрасной солнечной Италии, к Древней Греции, погружала нас в мечты и фантазии, в историю, где аполлоническое начало всегда побеждало дионисийское, и светлая сторона была главной. И вот перед нами гигантский, будто сброшенный с пьедестала античный памятник. В основе этой скульптуры лежит знаменитая статуя Александра Македонского, которого сравнивали с богом солнца Гелиосом и называли Солнечным королем. Древний обломок колоссальной античной статуи лишен лица, и вместо которого по гладкой поверхности бежит сигнал компьютерной загрузки, как будто бы вот-вот проявится изображение, загрузится файл, который откроет нам черты богоподобного героя. И мы с нетерпением ждем возрождения прекрасного, возрождения классики, о которой грезил Генрих Семирадский.
На превью: Вид экспозиции выставки "Генрих Семирадский. По примеру богов" в Государственной Третьяковской галерее, 2022
Государственная Третьяковская галерея. Фото: Юлия Захарова.
Государственная Третьяковская галерея. Фото: Юлия Захарова.