01 июля 2022

Лекция. Генрих Семирадский: магия таланта, стратегия успеха

В чем заключался секрет успеха Генриха Семирадского? За что его недолюбливали передвижники? Почему Семирадского можно назвать звездой позднего академизма? Куратор выставки художника в Третьяковской галерее Татьяна Карпова рассказывает в своей лекции о составляющих таланта художника.
	
Генрих Семирадский. Фрина на празднике Посейдона в Элевзине. 1889. Холст, масло. Государственный Русский музей. Вид экспозиции выставки "Генрих Семирадский. По примеру богов" в Государственной Третьяковской галерее, 2022
Генрих Семирадский. Фрина на празднике Посейдона в Элевзине. 1889. Холст, масло. Государственный Русский музей. Вид экспозиции выставки "Генрих Семирадский. По примеру богов" в Государственной Третьяковской галерее, 2022
Дорогие друзья, мы с вами находимся на выставке «Генрих Семирадский. По примеру богов» в Третьяковской галерее. В 2004 году Семирадский получил одну из сольных партий на выставке «Пленники красоты. Русское салонное академическое искусство 1830–1910-х годов», куратором которой я была. И уже тогда у нас возникло желание еще раз вернуться к творчеству художника.

Прошедшие 17 лет не прошли даром для изучения творчества Генриха Семирадского. Мы участвовали в большом международном проекте, который возглавил Варшавский институт изучения мирового искусства. В результате в 2021 году был издан каталог-резоне работ художника. И сейчас мы возвращаемся к творчеству Семирадского уже на другом уровне — более глубоко смотрим на его произведения, уточнив названия и датировки.

Генрих Семирадский такая же звезда искусства позднего академизма второй половины XIX века, как Карл Брюллов — важнейший художник романтического и академического направления искусства первой половины XIX столетия. Часто возникают споры: Семирадский — русский или польский художник? На самом деле он принадлежит равно как русской, так и польской культуре, а более всего — миру космополитичного европейского позднего академизма. Тем не менее его произведения находятся и в собраниях Польши, и в собраниях Украины, а треть его наследия находится в нашей стране.

Семья

Студенты физико‑математического, юридического и медицинского факультетов Харьковского университета. Г.И. Семирадский третий слева в верхнем ряду. Фотография. 1862.
Студенты физико‑математического, юридического и медицинского факультетов Харьковского университета. Г.И. Семирадский третий слева в верхнем ряду. Фотография. 1862.
Генрих Семирадский родился в поселении, которое называлось Ново-Белгород, недалеко от Харькова, в семье полковника царской армии. Его семья имела польские корни, но была лояльна по отношению к царской власти. Семирадский получил начальное образование в харьковской гимназии, а затем окончил физико-математический факультет Харьковского университета. В годы учебы в харьковской гимназии учитель рисования Дмитрий Безперчий обратил внимание на его способность к художествам. Безперчий был учеником Карла Брюллова и много рассказывал о великом Карле и об Академии художеств. Тогда же у Семирадского зародилась мечта стать художником, учиться в Императорской Академии художеств в Петербурге. Но отец Семирадского считал, что его сын должен получить университетское образование. Выполнив волю отца и защитив магистерскую диссертацию «Об инстинктах насекомых», Семирадский написал отцу, что он может быть только посредственным ученым, но чувствует в своей душе желание стать художником и уверен, что будет знаменитым. В 1864 году Семирадский впервые покинул Харьков и отправился сначала в Москву, а потом в Петербург, где поступил вольнослушателем в Императорскую Академию художеств.

Академия художеств

Генрих Семирадский. Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу. 1870. Холст, масло.
Генрих Семирадский. Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу. 1870. Холст, масло.
В первых работах Семирадского его выдающийся талант еще не раскрылся в полной мере. Картина «Почтовая станция» написана в 1860-е годы, во времена главенства так называемого мыслящего русского жанра, лидером которого был «московский папа», художник Василий Перов. Семирадский пытался влиться в эту струю. Сохранилось довольно небольшое количество произведений Семирадского жанрового плана: «Бандурист и девушка», «Гадание на вылитом воске», «Ночь на Ивана Купала» — незамысловатые жанровые работы. Но педагоги Академии художеств рано распознали в Семирадском талант исторического живописца и сориентировали его на большой стиль исторической картины.

Семирадский стремительно растет как художник и из вольнослушателя быстро становится постоянным учеником академии, получает награды, денежные премии. В 1868 году Семирадский претендует на малую золотую медаль и пишет картину «Диоген, разбивающий чашу». Когда академические профессора посетили мастерскую Семирадского, многие из них были удивлены тем, что он поместил своих героев в природное окружение, и тем, какую роль в картине занимает пейзаж. Семирадский писал родителям, что особенно возмущался профессор Басин: казалось, что он хочет уничтожить своей палкой все растения на картине. В этой работе Семирадский нащупывает путь, по которому пойдет дальше, — погружение в мир античности с помощью реалистично написанного пейзажа.

Несмотря на протесты некоторых академиков, Семирадский получил малую золотую медаль и возможность конкурировать на большую золотую медаль. Картина «Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу» — его программа на большую золотую медаль. Сюжет представляет собой подлинную историю, как Александр Македонский заболел и врачи боялись его лечить, но его друг — врач Филипп — предложил лекарство. В то же время Александру Македонскому подали клеветническое письмо, в котором говорилось, что Филипп собирается его отравить. Александр стал пить лекарство и одновременно передал Филиппу письмо. В его взгляде, обращенном к Филиппу, читается уверенность в непорочности своего друга. Этот сюжет, повествующий о верности и дружбе, обращенный к эпохе античности, нашел отклик в душе Семирадского и укрепил его желание писать картины из греческой и римской истории.

Семирадский успешно прошел конкурс и получил большую золотую медаль, а также право на поездку за границу за счет Академии художеств и звание художника классной степени. В отличие от многих выпускников академии он едет не в Париж или Мюнхен, а в Италию. Проведя некоторое время во Флоренции, он обосновывается в Риме. Пленэризм его картин согрет пейзажами римских окрестностей, влюбленностью в памятники Рима, в его историю. Рим станет для него источником бесконечного вдохновения и домом на многие годы.

Евангельский цикл

Генрих Семирадский. Грешница. 1873. Холст, масло.
Генрих Семирадский. Грешница. 1873. Холст, масло.
Картина «Грешница», которую Семирадский начал писать в Риме, была задумана еще в Петербурге. Ее сюжет был подсказан великим князем Владимиром Александровичем, который предложил художнику познакомиться с поэмой Алексея Константиновича Толстого «Грешница». Поэма была очень популярна и ставилась как на профессиональной, так и на любительской сцене в России. В ней повествуется о красавице-блуднице, которая неожиданно встречает Христа — его слова проникают в ее душу, и на глазах зрителя происходит духовное перерождение героини. Это апокриф, отсутствующий в Евангелии. Семирадский почти буквально иллюстрирует слова Алексея Толстого, который описывает героиню так:
Ее причудливый наряд
Невольно привлекает взоры,
Ее нескромные уборы
О грешной жизни говорят;
Но дева падшая прекрасна;
Взирая на нее, навряд
Пред силой прелести опасной
Мужи и старцы устоят:
Глаза насмешливы и смелы,
Как снег Ливана, зубы белы,
Как зной, улыбка горяча;
Вкруг стана падая широко,
Сквозные ткани дразнят око,
С нагого спущены плеча.
Ее и серьги, и запястья,
Звеня, к восторгам сладострастья,
К утехам пламенным зовут,
Алмазы блещут там и тут.
Одна часть картины посвящена грешнице. Сама грешница и ее окружение изображены в сложных позах, заметно обилие богатых, красочных тканей, музыкальные инструменты, дорогие украшения. Во второй части картины изображен Христос и его последователи, которые выстроились в строгую шеренгу, они предстают в аскетичных светлых одеждах. Христа Алексей Константинович Толстой описывает так:
Он все законы Моисея
Любви закону подчинил;
Не терпит гнева он, ни мщенья,
Он проповедует прощенье,
Велит за зло платить добром.
Образ Христа, красивого внешне и внутренне, благодатного, излучающего добро, мир и покой, Семирадский будет воспроизводить и в других своих картинах на евангельский сюжет. Эта картина стала началом небольшого, но очень важного евангельского цикла.
Генрих Семирадский. Христос у Марфы и Марии. 1886. Холст, масло.
Генрих Семирадский. Христос у Марфы и Марии. 1886. Холст, масло.
В картине «Христос у Марфы и Марии» опять большую роль играет пейзаж, написанный очень реалистично, с применением пленэрных эффектов, то есть натурных этюдов. Цвет и свет взаимодействуют с воздухом, его плотностью, воздушной атмосферой. И этот пейзаж становится своего рода машиной времени, которая переносит нас в древние времена, когда жил Иисус Христос. 

Третья картина из евангельского цикла — «Христос и самаритянка». Вода имеет важное значение в творчестве Семирадского, в данном случае вода рифмуется с духовной жаждой и с одухотворяющим источником, и этим источником является Христос, который говорит самаритянке, что он даст ей такой источник, который никогда не иссякнет.

Когда Семирадский привез «Грешницу» в Россию, русская публика встретила ее восторженно. Академия художеств тоже была очень довольна своим учеником и присудила ему звание академика. Но постепенно нарастает ропот в среде художников-передвижников и демократической критики. Крамской говорит, что Христос такая ничтожная личность у Семирадского, что ради него ни одна грешница не раскается. Свою ложку дегтя вносят в этот хор и Чистяков, и Стасов. Им кажется, что эта картина всего лишь забавная игрушка и не может принести истинное наслаждение, которое должно давать произведение искусства.

Не во всем были справедливы критики Семирадского. Передвижники просто столкнулись с тем, что, казалось бы, они уже во многом «победили» академическую доктрину, завоевали успех у публики, а тут появляется Семирадский со своей картиной, и академия вновь уповает на свои прежние устои. Семирадский был обескуражен и счел, что это откровенная зависть и травля. Сам он был человеком вполне миролюбивым, но после такого неоднозначного приема «Грешницы» уехал в Италию и принял решение там остаться.

Античность и христианство

Генрих Семирадский. Светочи христианства (Факелы Нерона). 1876. Холст, масло.
Генрих Семирадский. Светочи христианства (Факелы Нерона). 1876. Холст, масло.
После «Грешницы» Семирадский обращается к сюжетам, связанным с эпохой раннего христианства. Он пишет достаточно смелую картину «Гонители христиан у входа в катакомбы». На ней он изображает, как христиане возвращаются после совместных молитв и их поджидают римские воины, которые намереваются их арестовать, подвергнуть пыткам и казням. И снова большую роль здесь играет пейзаж, который написан необыкновенно темпераментно. Эта картина совсем не понравилась Академии художеств, и на этот раз темпераментный язык Семирадского и сложная композиция, где нет четко проявленного центра, вызвала уже резкую критику и задержала развитие Семирадского. У художника была возможность пойти по протоэкспрессионистическому пути, как это произошло с художником Николаем Ге, когда аналогично его картина «Вестники воскресения» не понравилась ни публике, ни академическим профессорам.

Семирадский не оставляет тему гонений на христиан и задумывает новую картину, которую называет «Светочи христианства. Факелы Нерона». Он посвящает ей несколько лет, делает множество эскизов и этюдов. Вообще Семирадский работал очень серьезно. Мы называем Семирадского и художников его круга художниками-эрудитами, художниками-виртуозами. Они были большими тружениками, эти отличники петербургской Академии художеств.
Композиция, которую Семирадский придумывает, представляет собой крест. С одной стороны — вереница столбов с привязанными к ним первыми христианами, живыми факелами Нерона. С другой стороны — золотой дворец Нерона, на ступеньках которого располагается он сам и патриции, которые пришли смотреть на эту кровавую казнь как на зрелище. Вереница живых факелов приближена к ступеням золотого дворца. Это была сложнейшая задача. Семирадский изображает огромное количество лиц разного возраста, положения, реальные детали архитектуры, он передает сложное закатное, вечернее освещение, берет удивительно красивые красочные аккорды. Когда находишься рядом с этой картиной, понимаешь, почему художники следующего поколения — Михаил Врубель и мирискусники — восхищались творчеством Семирадского. Эти совершенно музыкальные колористические аккорды, сочетания изумрудно-зеленого, сиреневого, василькового, бордового производят сами по себе очень сильное впечатление. Картину он показывает в нескольких европейских странах. Когда он привозит ее в Петербург, то уже является академиком нескольких европейских академий, что не очень понравилась его петербургским профессорам.

Картина опять разделила русское общество на две части: одни восхищались этим произведением, а другие его осуждали. По поводу картины было написано довольно много статей. Специально ей посвятил статью писатель Всеволод Гаршин, который отмечал высокую техническую сторону искусства Семирадского: «О технике Семирадского, где она касается человеческих фигур, ткани, украшений, мрамора, сосудов и других аксессуаров, вряд ли можно сказать что-нибудь, кроме того, что она безукоризненна. Блестящие перламутровые сиденья в паланкине императора как будто вырезаны из настоящего перламутра и налеплены на картину. Роскошные ткани только что не скатываются с женских плеч. Мраморы представляют совершеннейшую иллюзию».

Но увлеченный мастерством Семирадского Гаршин успевает заметить утомительную пестроту этой картины, отсутствие смысловых акцентов. Знаменитый педагог, учитель Врубеля и Серова, Павел Чистяков делится впечатлениями об этой картине. Он сам мечтал написать картину на этот сюжет и огорчился, что Семирадский, с его точки зрения, испортил его. Он пишет Павлу Михайловичу Третьякову: «Все-таки он не совсем умный человек, а более страстный и даровитый. Идея картины, надпись на раме “Свет и во тьме светит” и прочее — всё это хорошо, но исполнение, прием — нехорош. Идея ее не по чину пришлась, знания нет и нет, а талант есть и есть. Талант симпатичный, не буду говорить, что взгляд ошибочный, но зато фантазия, обстановка хороши».
Польская критика отнеслась к картине Семирадского еще жестче. Польский художник, писатель, философ Станислав Виткевич отмечал бесстрастность лиц участников сцены казни, невыразительность христиан-мучеников. Русская и польская критика не щадила Семирадского. Семирадский же, защищаясь от стрел критики, настаивал на своей интерпретации сцены казни христиан в садах Нерона. «Картина не может быть некрасивой, иначе она не произведение искусства. Древняя Греция и Рим были удивительно красивы. Мне трудно отрешиться от изящества картин этого старого античного мира, постоянно воскрешаемых останками построек, растительностью, тем же небом и все тем же солнцем, которое видело факелы Нерона, но спряталось за дымкой горевших мучеников, чтобы не видеть их страдания. И разве взятый мной момент не был в действительности величественно спокоен и красив».

Жесткая критика была связана еще и с тем, что Семирадский выбрал позицию наднационального художника. Он не писал картин на русские сюжеты, практически не писал картин на польские сюжеты. Обращаясь к истории Греции и Рима, к античной эпохе, он прикасался к источнику всей европейской цивилизации, что позволяло ему быть европейцем. Эта позиция в эпоху, когда гений и национальность считались синонимами, не встречала понимания.

Семирадский, безусловно, ожидал, что полотно, за которое он получил звание профессора Академии художеств, будет приобретено в России. Но картину не купили, этому противилась русская художественная общественность, которая действовала не вполне красиво через художника Боголюбова, вхожего в царский круг. И тогда обиженный художник подарил ее Кракову, и она стала основанием Краковского национального музея, ее инвентарный номер — один.
Генрих Семирадский Христианская Дирцея в цирке Нерона. 1897. Холст, масло.
Генрих Семирадский Христианская Дирцея в цирке Нерона. 1897. Холст, масло.
Последняя картина, посвященная Нерону, — «Христианская Дирцея в цирке Нерона». Семирадского часто обвиняли в том, что нет характеров, нет лиц в его произведениях, но я думаю, это не вполне верно. Он просто знал законы большой картины и понимал, что отдельные солисты не составляют хора. Но когда эта сольная партия представляется его герою, в частности Нерону, то он ее исполняет в полный голос. Тот, кто видел эту картину, никогда не забудет тучного, развращенного, жестокого Нерона, упоенного своей властью.

Семирадский точно изобразил тему смены цивилизаций, когда Римская империя рушится вместе со всем своим государственным устройством. Приходит новая этика, новое учение — христианство, которое начинает свое победное шествие по миру, и эта империя разваливается. В качестве метафоры крушения античной цивилизации выступают руины римской виллы.

Дионисийская античность

Генрих Семирадский. Римская оргия блестящих времен цезаризма. 1872. Холст, масло.
Генрих Семирадский. Римская оргия блестящих времен цезаризма. 1872. Холст, масло.
Античность предстает у Семирадского в двух ипостасях, одна из которых — дионисийство поздней античности: хмельные оргии и вакханалии. Семирадский был современником знаменитого философа Фридриха Ницше. В 1870-е годы большой популярностью пользуется произведение Ницше «Рождение трагедии из духа музыки», где он являет два лика античности: с одной стороны, это дионисийство поздней античности, проходящее под знаком Диониса, с другой стороны, это Аполлон, аполлонический лик античности. В творчестве Семирадского есть обе эти стороны.

Картина «Римская оргия блестящих времен царизма» будет написана им в Мюнхене после того, как он покинет Петербург. Здесь молодой Семирадский справляется со сложной задачей: изобразить многофигурную сцену, показать хмельную пляску вакханок и группу патрициев, которые смотрят на танец. Семирадский был большим поклонником музыкального театра. Он посещал балет и оперу в Москве и Петербурге, видел многие балеты Петипа и Сен-Симона, и танцы в его картинах изображены виртуозно. Но, захваченные этой сценой, мы не сразу замечаем, что в правой части картины лежит истекающий кровью, видимо только что заколотый, мужчина, которого вот-вот унесут на носилках, а стоящий рядом человек в руках держит нож, с которого капает кровь. И эта жестокость античного мира, равнодушие к человеку, неравенство тоже подмечает художник.
Генрих Семирадский. Оргия времен Тиберия на острове Капри. 1881. Холст, масло.
Генрих Семирадский. Оргия времен Тиберия на острове Капри. 1881. Холст, масло.
Следующая картина, которую пишет Семирадский, углубляя свое понимание темной стороны античности, — «Оргия времен Тиберия на острове Капри» — часть диптиха, который был написан Семирадским для мецената, коллекционера и купца Козьмы Солдатенкова. Здесь Семирадский обращается к истории императора Тиберия в изложении Тацита. Когда сам Семирадский был на Капри, ему показывали ту скалу, с которой Тиберий сбрасывал неугодных, политических противников, провинившихся рабов и смотрел, как они падают и разбиваются. Гости императора, танцующие на берегу, случайно замечают окровавленные трупы, и смех и радость буквально замирают на их губах. Семирадский достаточно редко писал исторических деятелей. Исключение составляют Нерон, Клеопатра, Антоний и Христос, к которому библеистика XIX века относилась как к исторической личности. В образе танцующего молодого мужчины с военным зашнурованным сапогом некоторые исследователи видят Калигулу, которого воспитывал Тиберий как своего преемника.

Античные идиллии

Генрих Семирадский. По примеру богов. 1888.
Генрих Семирадский. По примеру богов. 1888.
Темной стороне античности Семирадский противопоставляет античные идиллии. Жанр античных идиллий не был Семирадским изобретен. Его соперником и предшественником был Лоуренс Альма-Тадема, английский художник голландского происхождения. Но Семирадский наполнил этот жанр солнцем, живым ощущением средиземноморской природы, и поэтому, может быть, античные идиллии Семирадского снискали такую популярность.

В сюжете, который Семирадский разрабатывает с конца 1870-х годов, «По примеру богов» мы видим характерные составляющие его античных идиллий. Это влюбленные, которые уединились в тенистой части парка, их поза повторяет позу скульптуры «Амур и Психея». Здесь есть и еще одна скульптура — это скульптура Венеры стыдливой в гроте, перед которой стоит курящийся жертвенник. Влюбленные прибыли, видимо, на ладье, которая украшена головой лебедя — символа верности. И все элементы этой античной идиллии сплетаются в нехитрый сонет, сюжет: любовь делает смертных подобным богам. Весна, пробуждение природы, первый поцелуй, рождение чувства — это всем понятные эмоции. Иногда сюжеты живописи Семирадского кажутся современному зрителю банальными, но даже современный зритель не может не оценить мастерство Семирадского в изображении скульптуры, элементов архитектуры, цветов, растений, которые часто написаны без подготовительного рисунка a la prima.
Генрих Семирадский. Танец среди мечей. 1881. Холст, масло.
Генрих Семирадский. Танец среди мечей. 1881. Холст, масло.
К этому же жанру мы можем отнести картину «Танец среди мечей» из собрания Третьяковской галереи, которая также находилась в собрании Солдатенкова. Мы видим здесь патрициев, которые в час сиесты собрались во дворе античной виллы на берегу залива, три девушки аккомпанируют танцовщице, вероятно гетере, которая поднялась на кончиках пальцев и танцует в опасной близости к обнаженным мечам.

В искусстве второй половины XIX века мы можем заметить такое качество, как цитатность. Когда мы смотрим на танцовщицу Семирадского, то вспоминаем танцовщицу фрески Виллы Мистерий, раскопанной археологами, правда, несколько позже, недалеко от Помпей. Семирадский мог видеть изображение этой позы, может быть, на вазе, потому что Вилла Мистерий была очень знаменита в эпоху античности. Семирадский также вдохновлялся скульптурой, которая находится в неаполитанском археологическом музее, — «Венерой с прекрасными ягодицами». Но зритель увлечен и пейзажем, тем, как достоверно изображена тень под оливой, так что у нас возникает ощущение прохлады, которую дает это дерево, возникает и ощущение шелеста оливы под бризом, который веет со стороны моря. С помощью досконального знания архитектуры и быта древних людей, пленэрных эффектов Семирадский оживляет античность. Когда он умирает в 1902 году, то многие критики в России напишут, что умер последний классик русского искусства. Но не надо забывать о том, что этот классик жил в эпоху реализма и его античность реальна. И у нас действительно рождается ощущение, что мы становимся зрителями этой сцены.

Сюжеты античных идиллий, которые Семирадский пишет на протяжении всей своей жизни, варьируется. Семирадский как будто говорит нам, что секрет счастья прост: любите друг друга, ласкайте своих детей, живите простую жизнь без излишеств, на лоне природы, будьте открыты красоте этого мира, красоте женщины, красоте искусства, и жизнь ваша будет счастливой и долгой.

С конца 1870-х к 1890-м годам происходит определенная эволюция античных идиллий Семирадского. Он освобождается от аллегории, от сюжетных линий, фигуры становятся меньше, фактура и колорит более интенсивными. Безусловно, он видит, что происходит в изобразительном искусстве, видит импрессионистов и берет на вооружение некоторые их приемы. Он начинает писать очень обобщенно: зелень переднего плана, цветы, написаны просто брызгами мазков. Но само настроение идиллий остается прежним. Это гармоничное, счастливое бытие древних, мечта человечества. Нам кажется, что античность не сказка, а быль и этот золотой сон еще можно повторить.

Художник-эрудит

Мы говорим о том, что Семирадский был художником-эрудитом. Он знал латынь, греческий, многие европейские языки. Просвещенные зрители разделяли его увлечение античностью и разгадывали подсказки и цитаты, которые он приводит в своих картинах. Например, в картине «Отдых патриция» на мраморной скамье лежит развернутый свиток с красным ярлычком, на котором на греческом языке есть надпись «Анакреонт» — имя греческого поэта V века до нашей эры. На свитке видны буквы — это цитата, есть ее перевод на русский язык: «Как пьет земля сырая, так из земли деревья, а море пьет из речек, а солнце пьет из моря, а месяц пьет из солнца. Друзья мои, за что же вы пить мне не даете». Патрицию, разгоряченному жарким солнцем и вином, наливают вино, и его друг цитирует эти стихи. Над патрицием мы видим базу колонны с известным рельефом из музея Ватикана в Риме, на котором изображен поросенок, что тоже является неким намеком.

Фрина

Генрих Семирадский. Фрина на празднике Посейдона в Элевзине. 1889. Фрагмент. Холст, масло. Государственный Русский музей.
Генрих Семирадский. Фрина на празднике Посейдона в Элевзине. 1889. Фрагмент. Холст, масло. Государственный Русский музей.
Опыт работы над античными идиллиями выливается у Семирадского в масштабное полотно «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине», которое приобретает император Александр III. Покупая эту картину с персональной выставки художника, он высказал желание создать Русский музей, где картина позже займет достойное место.

Фрина (в переводе с греческого «белокожая») — известная гетера, жившая в IV веке до нашей эры, на празднике Посейдона решила отдать дань богам: сняла с себя одежды и вошла в море, подражая Афродите. Некоторые сочли ее поступок кощунством, оскорблением богам, и она была подвергнута суду. Но суд ее оправдал.

Как мы говорили, Семирадский часто не является первооткрывателем тех или иных сюжетов и вышивает по чужой канве. В 1861 году Жан-Луи Жером написал картину «Фрина перед ареопагом». Именно от этого опыта, который казался Семирадскому негативным, он отталкивался, считая Фрину Жерома несколько жеманной. А его задача была показать величие красоты Фрины. Картина становится своего рода манифестом идеи красоты и в 1880-е годы принимается уже более благосклонно публикой, критикой и художниками.

И это не случайно, потому что критический пафос искусства 1860–1870-х годов в России сменяется иными настроениями. В 1880-е годы, находясь в Италии, Серов напишет свои знаменитые слова «Я хочу отрадного и буду писать только отрадное». И таким манифестом красоты, радости, жизни является «Фрина». Не случайно сельский учитель Тяпушкин в очерке Глеба Успенского «Выпрямила» говорит о том, что его душу, которая была, как скомканная перчатка, выпрямила Венера Милосская. Такой выпрямляющий потенциал, гармонизирующий человеческую личность, есть и в этой картине.

Монастырские идиллии

Есть несколько жанров в творчестве Семирадского, которые известны меньше публике и историкам искусства. Одновременно с «Фриной» Семирадский начинает показывать на выставках серии, которые я для себя называю «старые монастыри». Семирадский любит путешествовать по району Лацио, это на пути от Рима к Неаполю, где была одна из вилл Нерона, но позже в этом районе обосновались бенедиктинские монастыри. Семирадский создает целую серию картин, тоже своего рода идиллии, только монастырские. Его монахи — адепты деятельного добра, они спускаются с утешением и помощью к бедным, отправляются причащать умирающего, растят девочку-сироту. И это тоже важная сторона жизни Семирадского. Он был верующим католиком, и его евангельский цикл и монастырская серия проникнуты искренним чувством веры.

Портреты

Семирадского упрекали в том, что он не был портретистом, что ему не давались лица, психология, но это тоже не совсем верно. Он создает своего рода исторические портреты-типы римлянок, увидев в современных итальянках античных героинь. Часто его антикизированные портреты потом используются в больших полотнах.

Есть в его творчестве и парадные портреты, в некоторых из них он предвосхищает портреты модерна. Он вплетает головы своих моделей в сложные декоративные фоны как своего рода украшения. Мы можем просто полюбоваться тем, как он решает колорит своих портретов. У Семирадского есть и глубокие портреты близких ему людей, как портрет его друга художника Александра Станкевича, который был старше Семирадского на 20 лет и тоже жил в Риме.

Графика

Задатки жанриста, способность быть наблюдательным, видеть людей и их состояния проявляются часто в графике Семирадского, может быть, более, чем в живописи. Такие точно замеченные сценки, лица наполняют его графические альбомы. Есть в его графическом творчестве и шаржи, и карикатуры. Часто личность художника в позднем академизме скрыта за стилем. Когда мы смотрим на «Фрину» или античные идиллии, мы, может быть, не вполне понимаем, что за человек был этот художник. Но графические альбомы Семирадского раскрывают его с разных сторон. Когда мы смотрим на шаржи и карикатуры Семирадского, мы понимаем, что он был язвительным и остроумным. Семирадский написал магистерскую диссертацию об инстинктах насекомых. И иногда в его шаржах человеческие лица превращаются в монстров — полулюдей, полуживотных.

Но все же хочется закончить нашу лекцию на оптимистической ноте и сказать, что Семирадский в большей степени тяготел к гармонии, умел настраивать таким образом свою душу. Последние работы, над которыми он работает, — античные идиллии, картины на евангельские сюжеты, в которых есть заряд оптимистичного, радостного, положительного отношения к жизни, которое до сих пор доносит до нас творчество Семирадского. И что может быть особенно актуально в наши дни.
На превью: Генрих Семирадский. Опасный урок. Фрагмент. Около 1895. Холст, масло. Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Вид экспозиции выставки "Генрих Семирадский. По примеру богов" в Государственной Третьяковской галерее, 2022. Государственная Третьяковская галерея. Фото: Юлия Захарова.