Что такое идиллия?
Идиллия — одна из основных форм буколической поэзии. Так были впервые названы произведения древнегреческого поэта Феокрита (конец IV – первая половина III век до н. э.), малые по объему, различные по жанровым формам. Их объединяет интерес к повседневной жизни простых людей, к интимным чувствам, природе. «Лирический герой» идиллий Феокрита — влюбленный пастух (букол). Композиционные принципы — диалог или песня-рассказ; стилистические особенности — нарочитая наивность или ученая мифологичность. На римской почве крупнейшим буколическим поэтом был Вергилий (70–19 годы до н. э.). В дидактической поэме «Георгики» («Поэма о земледелии») Вергилий воспевает «безмятежную жизнь» сельского жителя. В сборнике «Буколики» изображен идиллический мир пастушеской жизни, «где пробегают светло беспечальные дни человека» (Вергилий, «Энеида»: 6, 663).
«Долин альпийских сын, хозяин мирный мой,
С какою завистью гляжу на домик твой!
Не здесь ли счастье? <…>
Ты любишь ближнего и горд своей свободой,
Ты все нашел, чего веками ждут народы…»Античность как источник европейской цивилизации
Всеми доступными художественными средствами Семирадский воскрешает «античную идиллию», сам верит в нее и побуждает проникнуться своей верой зрителя. Семирадский актуализирует для зрителя второй половины ХIХ столетия определенные грани античных преданий, обращаясь к гедонистическим настроениям своей аудитории. Рай идиллий Семирадского — это рай обретенный.
Античная традиция воспринималась Семирадским, как и многими его современниками, как исток, основание европейской цивилизации. Выбор Семирадским античной тематики позволил ему быть наднациональным, ощущать себя не поляком или русским, но европейцем в широком смысле слова, пить из источника всей европейской цивилизации, выращивать свое искусство из «корня» западного мира.
Рим
Рим будет домом Семирадского, источником бесконечных художественных впечатлений; античные памятники Рима, его роскошные виллы, разнообразие и красочность этнических типов — питательная среда его искусства. Рим окончательно оформит эстетические принципы Семирадского в систему, придаст его работам монументальность и благородство большого стиля, воспитает в нем чувство декоративизма; воздух и природа юга Италии очистят его колорит от «музейных» коричневых тонов, сделают его пленэризм таким живым и достоверным.
Природа
Пейзажи, написанные Семирадским по натурным впечатлениям, включались в крупноформатные полотна. В большом холсте он умел сохранять свежесть натурных впечатлений, закрепленную в этюде. Стойкий набор мотивов и тем, самостоятельность образа средиземноморской природы в его картинах позволяют говорить о Семирадском как о пейзажисте. Синева залива; оливы с серебристой листвой, дающие тень и прохладу, столь желанную в жаркий день; горы с розовыми и сиреневыми складками вдали; высокое синее небо; вспышки огоньков цветов, растущих у камней; архитектура малых форм — мраморные фонтаны, скамейки, лестницы, гроты, а также скульптура, мастерски вписанная в пейзаж и участвующая в композиционном решении, вносящая смысловые акценты; позеленевший мрамор обрамлений фонтанов; нагретый солнцем камень старых выщербленных ступеней — вот набор элементов пленительных пейзажей художника.
Образ средиземноморской природы оказался столь близок русским зрителям, коллекционерам Семирадского, так как наглядно воплощал сложившийся в литературе русского романтизма образ юга, где «солнце блещет». Воздух Италии, краски, тени, звуки, которыми он наполнялся, сами по себе вселяли в русских путешественников «необъяснимое чувство счастья». Этот воздух пронизывает малые и большие холсты Семирадского и до сих пор привлекает сердца зрителей, в нем секрет «манкости» работ художника.
Скульптура
Формула авторской трактовки жара «идиллии» была впервые найдена Семирадским в картине «По примеру богов», которая была приобретена Александром II для Эрмитажа, получила широкую известность и впоследствии неоднократно повторялась художником.
Картина «Опасный урок» также представляет собой сцену «из античного быта» с аллегорической подкладкой. Опасная игра (стрельба из лука по мишени, на которой нарисована голова горгоны Медузы) приобретает второй смысл — намекает на опасности любви, будущие повороты судьбы. Маленький мальчик с луком, лукаво смотрящий на влюбленную пару, — своего рода воплощение Эрота, бога любви. Атмосфера томной неги, любовного томления пронизывает полотно. И опять часть аллегорической программы несет на себе скульптура. На круглой мраморной базе — барельеф с изображением Амфитриты на гиппокампе, чудном морском коне, который восходит к алтарю Домиция Агенобарба (II век до н. э, Глиптотека, Мюнхен).
Амфитрита — одна из нереид, похищенная любвеобильным Посейдоном и вынужденная стать его супругой. Следуя за знаками-подсказками художника, мы вспоминаем и миф о девушке Медузе, которой Посейдон силой овладел у источника Афины Паллады, и оскорбленная богиня за осквернение своих вод покарала несчастную, превратив ее в смертоносное чудовище. Так истории, рассказанные в мифах, служат предостережением смертным.
Семирадский изображает скульптуру о многих «идиллиях» 1870–1880-х годов. Как правило, «скульптурные цитаты» в картинах Семирадского — реальные античные памятники, перекочевавшие на его холсты из Капитолийского музея. Семирадский нуждается в скульптуре, она необходимый атрибут «античных жанров». Соединение скульптуры и персонажей его картин — девушек и юношей в тогах и туниках на одном полотне — «работает» на идею оживающей античности, показывает нам красивых людей древности «подобных богам».
Одновременно Семирадский подчеркивает, что искусство, наряду с природой — естественная среда повседневной жизни людей античной эпохи. Кроме того, мрамор позволял блеснуть мастерством изображения рефлексов и солнечных бликов на его белоснежной поверхности, которым в совершенстве владел Семирадский; белое пятно разбивает яркую пеструю цветовую палитру «идиллий».
Вода
Место действия большинства камерных «идиллий» Семирадского обозначено в названиях: «У водоема», «У источника», «У бассейна». Семирадский отразил в своих полотнах характерную черту жизни античного города — обилие колодцев, фонтанов, постоянный аккомпанемент воды.
«Вода была для римлян необходимым элементом особого ценностного состояния, которое они обозначали непереводимым словом otium. В этом понятии соединились для них удовлетворение выполненной жизненной задачей; отдых от дел, войны или общественных обязанностей; досуг, отданный творчеству, беседе и размышлениям; наслаждение красотой благоустроенной природы и произведений искусства. “Покой в сочетании с достоинством” — определял их Цицерон и добавлял, что такое сочетание “самое важное и наиболее желательное для всех здравомыслящих четных и благоденствующих людей…”. Вода была аккомпанементом отдыха, его условием, темой успокоительного разговора».1 Струи воды изливались из львиной маски, из клюва птицы, из горлышка амфоры и падали в небольшой бассейн. Помещение в доме, в центре которого был фонтан, римляне называли нимфеем. Часто нимфеи сооружали в местах, где отправлялся местный культ ручьев и текущей воды, в источниках которого не разрешалось купаться, «так что их комфортный смысл был неотделим от сакрального».2
___________________
1. Кнабе Г.С. Древний Рим — история и повседневность. Очерки. М., 1986. С. 38, 41.
2 Там же. С. 41.
13 октября отмечали праздник фонтаналий, посвященный богу источников Фонту, в его честь в этот день украшали колодцы и родники. «Единый строй восприятия охватывал… не только естественные водоемы, но соединял в общем сакральном представлении источники, реки, водопроводы, колодцы, фонтаны, уличные колонки. Водопровод… воспринимался как простое продление источника, а водоразборная колонка или уличный фонтан — как один из его выходов… водопровод никогда не превращался до конца в инженерно-техническое сооружение. И при расцвете империи он продолжал оставаться для ее граждан током живой воды, имеющим свое начало, свое духовное бытие, свое лицо… Противоестественным и кощунственным представлялось пресечение свободного тока природной воды, доставленной водопроводом в город… Римские краны в тех редких случаях, когда они использовались, были сконструированы так, что лишь сужали струю воды, но никогда не перекрывали ее полностью. Священный шум и плеск древней, природной, живой воды сопровождали жизнь италийских городов…».3 И этот шум живой воды мы словно слышим в «идиллиях» Семирадского.
___________________
3 Там же. С. 83–84.
Счастливая семья
В 1890-е годы происходит определенная трансформация и развитие жанра «античных идиллий» в творчестве Семирадского. Они освобождаются от аллегорических иносказаний; пейзаж, и прежде занимавший существенное место в образной ткани произведений этого рода, начинает доминировать, уменьшается формат картин и масштаб фигур. Почти исчезает скульптура. В камерных холстах 1890-х больше естественности, непосредственности, меньше литературности, театральности поз и жестов. Эти жанровые сценки представляют разнообразные стороны жизни греческого народа: торговля у храма украшениями и благовониями, ловля рыбы, игра в кости… Главные герои поздних идиллий — женщины и дети.
Одна из центральных тем идиллий 1890-х — тема счастливой семьи как первоэлемента гармонического существования. «У водоема» — пример подобной семейной идиллии. Ее сюжетный мотив — мирная картина жизни семьи в полуденный час. Маленькая девочка держит в руке красное яблоко — символ грядущего соблазна и грехопадения мира, о котором еще не ведает человек античности. Но аллегорический подтекст введен очень ненавязчиво и замаскирован под бытовую деталь.
Одна из картин Семирадского из цикла, посвященного старым итальянским монастырям, называется «С утешением и помощью». «Утешением» и «помощью» было само искусство Семирадского — укол обезболивающего, лекарство релаксирующего, успокаивающего действия, столь востребованное в смутные, полные тревожных предчувствий и нервного напряжения 1890-е годы.