Добрый день! Я, Татьяна Юденкова, расскажу в своей лекции про Третьяковскую галерею и ее основателей — Павле и Сергее Третьяковых. Московские купцы родились в Замоскворечье, в небольшом деревянном доме, построенном в первой трети XIX века в одном из Голутвинских переулков. Этот дом сохранился, несмотря на сложные судьбы таких маленьких домов в XX веке в Москве.
Братья Третьяковы получили домашнее образование — их обучали языкам, литературе. Их батюшка большое внимание уделял обучению детей. Павел Михайлович, старший сын, много времени посвящал чтению журналов, газет и художественной литературы. По воспоминаниям близких, он часто запирался в своей комнате и погружался в чтение. С ранних лет он любил посещать Сухаревский рынок, интересовался гравюрами, рисунками.
Первые покупки, которые сделал Павел Третьяков, по воспоминаниям его дочерей, — произведения западноевропейских мастеров XVII века. Но очень скоро Третьяков понял, что, собирая искусство старых мастеров, можно ошибиться. И принял решение покупать произведения художников из мастерских, с выставок, у современных художников. Таким образом, он начал формировать коллекцию современного русского искусства.
В 1860 году, когда Третьякову еще не исполнилось 28 лет, он отправляется в свое первое заграничное путешествие. На случай непредвиденных обстоятельств он пишет первое свое духовное завещание, что было в традициях купеческой жизни. В том завещании он пишет о том, что деньги, которые были ему переданы по наследству от родителей, он просит распределить между ближайшими родственниками. А деньги, которые он заработал сам, он хотел бы направить на строительство музея. При этом он добавляет: «музея, состоящего исключительно из произведений художников русской школы, который бы принес многим пользу и всем удовольствие» — это слова, записанные Третьяковым в его завещании. Дальше в своем завещании он очень подробно прописывает то, как он видит строительство будущего музея. Это завещание является, несомненно, бесценным документом для нас, потому что оно написано молодым собирателем, который уже в молодые годы решил основать в Москве, в сердце России, музей национальной школы.
Третьяков был невероятно активен в деле коллекционирования. У него были широкие контакты в среде московских и петербургских художников. Более того, он состоял в переписке с теми мастерами, которые жили и работали в Италии и Франции. Благодаря своим знакомствам, широким связям с художниками, коллекционерами, любителями искусства он знал, где и какие работы находятся в процессе создания и что продается среди коллекционеров. Он знал, какие работы можно приобрести на аукционах. Таким образом, он очень быстро овладел ситуацией на художественном рынке. И приобретал те работы, которые считал необходимыми для своей коллекции.
В 1887 году было основано Товарищество передвижников, со многими из которых он был знаком. С Первой передвижной выставки, которую он посетил сразу по открытии, он приобрел лучшие вещи, знаковые для русского искусства, среди них «Грачи прилетели» Саврасова, «Охотники на привале» Перова, историческое полотно Николая Ге «Петр I и Алексей».
К концу 1870-х годов Третьяков уже понимает, что он собирает коллекцию музея русского искусства, которую стремится выстроить в хронологической последовательности. Осознание Третьяковым, что он собирает историю русского искусства, было очень важно.
В конце 1870-х годов коллекция Третьякова была уже настолько значительна, что в 1878 году Академия художеств привлекает произведения из его собрания для экспонирования на Всемирной выставке в Париже. Конечно, это было серьезное событие и для Третьякова, и для русского искусства. Европейские критики, в том числе французские, писали о том, что русское искусство представлено Третьяковской школой. Настолько для них было поразительно, что главные вещи, представляющие русское искусство, происходили из коллекции Павла Михайловича Третьякова.
В 1880-е годы Третьяков продолжал активно пополнять коллекцию. Он восполнял лакуны, собирая или репрезентируя в своей коллекции монографии больших художников. Он искал те вещи, которых не доставало, по его мнению, чтобы представлять творчество Репина, Перова, Сурикова. Он по-прежнему покупал картины с передвижных выставок, интересовался тем, что создавалось русскими художниками за границей.
Младший брат Третьякова, Сергей Третьяков, тоже начал свою коллекционерскую деятельность. Начал он ее немного позже, в начале 1870-х годов, и собирал европейское искусство, в отличие от брата, который собирал только русское искусство. Видимо, между братьями существовала договоренность о слиянии их коллекций. Внезапная смерть Сергея Третьякова ускорила слияние коллекций Павла и Сергей Третьяковых. В 1892 году Павел Третьяков дарит объединенную коллекцию городу Москве. Галерея, которая находится в Лаврушинском переулке, получает новое наименование — Московская городская художественная галерея Павла и Сергея Третьяковых.
Но и после факта дарения Третьяков расширяет свою художественную галерею. И если вначале он размещал приобретенные коллекции в жилых комнатах своего особняка, то с начала 1870-х годов он пристраивает двухэтажную, с верхним светом галерею, которая строилась по образцу европейских. Когда она была заполнена картинами, Третьяков приступает к ее расширению — всего пять пристроек в истории галереи Павла Третьякова.
Более сорока лет Павел Михайлович Третьяков формировал свою галерею. И многие художники восхищались его неутомимой деятельностью. Репин писал, что он вынес на своих плечах существование целой русской школы. А Нестеров уже позже, в советское время, писал: кто знает, как бы сложились судьбы русского искусства, если бы не было в нем Павла Михайловича Третьякова, быть может, мы бы не увидели с вами ни «Крестного хода» Репина, ни «Боярыни Морозовой» Сурикова.