Илья Репин. Портрет П.М. Третьякова. 1883. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея
«Ради бога, не равняйте меня с любителями, всеми другими собирателями, приобретателями, т. е. с публикой, не обижайтесь на меня за то, за что вправе обидеться на них».
П.М. Третьяков — И.Е. Репину. 3 февраля [18]85. [Москва]. Цит. по: И.Е. Репин. Письма И.Е. Репина; Переписка с П.М. Третьяковым. 1873–1898. М., 1946. С. 98
Илья Репин. Автопортрет. 1887. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея
«Ошибки же художественного рода, т. е. пропускаешь, что нужно, или берешь, что не нужно, случаются со мной очень часто; это я хорошо знаю, почему никогда знатоком себя считать и не буду».
П.М. Третьяков — И.Е. Репину. 17 января 1892. Цит. по: И.Е. Репин. Письма И.Е. Репина; Переписка с П.М. Третьяковым. 1873–1898. М., 1946. С. 155
«Что вы пишете об современном искусстве, со многим я вполне согласен. Если я приобретаю вещи, противоречащие этому, то это потому, что я задался собрать русскую школу, как она есть, в последовательном своем ходе».
П.М. Третьяков — П.П. Чистякову. 11 апреля 1878. Цит. по: Чистяков П.П. Письма. Записные книжки. Воспоминания. 1832–1919. М., 1953. С. 97
«Вы можете не верить, это Ваше право, но я говорю, что не считаю себя знатоком ни на один миг. Все, пишущие у нас об искусстве, и те, с кем приходится говорить, то говорят совершенно верно, а то вдруг скажут вздор, по моему мнению. Если на мой взгляд они ошибаются, то почему же на взгляд других не ошибаться мне? Частые мои ошибки и перемены мнения мне ясно доказывают, что считать себя знатоком нельзя, да я, к счастию моему, никогда и не думал сего, к счастию потому, что у меня не бывает уязвленного самолюбия, хотя других досад бывает множество».
П.М. Третьяков — И.Е. Репину. 17 января 1892. Москва. Цит. по: И.Е. Репин. Письма И.Е. Репина; Переписка с П.М. Третьяковым. 1873–1898. М., 1946. С. 154
«Я был бы крайне благодарен, если бы мне указывали, что нужно взять, а там уже мое дело — подумать, как поступить».
П.М. Третьяков — И.Е. Репину. 17 января 1892. Цит. по: И.Е. Репин. Письма И.Е. Репина; Переписка с П.М. Третьяковым. 1873–1898. М., 1946. С. 154–155
«…я менее, чем кто-нибудь, желал бы бросать деньги, и даже не должен сметь это делать… Все, что я трачу и иногда бросаю на картины, мне постоянно кажется необходимо нужным».
П.М. Третьяков — И.Е. Репину. 18 апреля 1883. Цит. по: И.Е. Репин. Письма И.Е. Репина; Переписка с П.М. Третьяковым. 1873–1898. М., 1946. С. 69
Илья Репин. Портрет Владимира Васильевича Стасова. 1873
Государственная Третьяковская галерея
«Вы понимаете верно, как есть на самом деле, желание выторговывать, т. е. побудительную причину и необходимую для меня, так как все сбережения идут на ту же цель. Но знаете ли, что из художников никто этого не понимает?»
П.М. Третьяков — В.В. Стасову. 5 декабря 1889. Цит. по: Переписка П.М. Третьякова и В.В. Стасова. 1874–1897 / Гос. Третьяковская галерея. М., 1949. С. 130
«Перевешивать картины в галерее такой труд, что Вы и понятия не имеете о нем, это не то, что на выставке, где можно передвигать на мольбертах и уединять некоторые картины, что бывает иногда необходимо, в сплошной галерее этого делать нельзя, особенно трудно развешивать по авторам».
П.М. Третьяков — И.Е. Репину. 22 августа 1887. Цит. по: А.П. Боткина. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. М., 2012. С. 449
Иван Крамской. Автопортрет. 1867. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея
«Очень бы рад был, если бы ничего не брали у меня на Парижскую выставку: Вы не можете себе представить, сколько хлопот и возни снимать, укладывать, привинчивать и т. д.; еще большие хлопоты по возвращению вещей, промывка, починка рам, снова ввинчивать кольца, наблюдать, чтобы должный наклон был при новой развеске, и пр[очее], и пр[очее], да почти год смотреть на безобразные оголенные и запятнанные стены, и все это еще слава Богу — в сравнении с тем чувством опасения за целость вещей».
П.М. Третьяков — И.Н. Крамскому. 12 января 1878. Цит. по: Переписка И.Н. Крамского: И.Н. Крамской и П.М. Третьяков. 1869–1887. М., 1953. С. 213–214
«Моя идея была, с самых юных лет, наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях, мысль эта не покидала меня никогда во всю жизнь».
П.М. Третьяков — А.П. Боткиной. 24 марта 1893. Цит. по: А.П. Боткина. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. М., 2012. С. 543
«Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес — дайте мне хотя лужу грязную, да чтобы в ней правда была поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника».
П.М. Третьяков — А.Г. Горавскому. 2 апреля 1861. Цит. по: А.П. Боткина. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. М., 2012. С. 79
«…я не желал бы венецианского вида, все уж очень надоели они…»
П.М. Третьяков — А.П. Боголюбову. 29 мая 1863. Цит. по: Письма художников Павлу Михайловичу Третьякову. 1856–1859. С. 318
«К русским пейзажам я имею слабость».
П.М. Третьяков — В.В. Стасову. 5 марта 1892. Москва. Цит. по: Переписка П.М. Третьякова и В.В. Стасова. 1874–1897 / Гос. Третьяковская галерея. М., 1949. С. 148
«Нахожу достаточным иметь один портрет, удовлетворяющий меня. Да и вообще достаточно иметь по одному портрету желаемого лица, так как многие [из публики] находят, что и теперь в собрании портретов слишком много, а между тем у меня многих еще нет…»
П.М. Третьяков — И.Н. Крамскому. 21 января 1880. Цит. по: Переписка И.Н. Крамского: И.Н. Крамской и П.М. Третьяков. 1869–1887. М., 1953. С. 269
«Никак не могу согласиться с Вами, чтобы наши художники должны были писать исключительно одни бытовые картины, других же сюжетов не отважились бы касаться. <…> нужна свобода, а не стеснение в выборе сюжетов; другое дело критический отзыв: сказать хорошо или дурно — должно».
П.М. Третьяков — В.В. Стасову. 7 марта 1878. Москва. Цит. по: Переписка П.М. Третьякова и В.В. Стасова. 1874–1897 / Гос. Третьяковская галерея. М., 1949. С. 35–36
«В Италии я и прежде получал большое наслаждение, а теперь еще более; не говоря уже об остатках древнего искусства и лучших памятниках времени возрождения искусства, я преклоняюсь перед многими художниками времени довозрождения; несмотря на их слабые стороны, они для меня много сильнее нынешних иных больших мастеров; я уже не говорю о том уважении, которое чувствуется ввиду отсутствия нынешнего спекулятивного направления».
П.М. Третьяков — И.Н. Крамскому. 5/17 ноября 1878. Рим. Цит. по: Переписка И.Н. Крамского. И.Н. Крамской и Н.М. Третьяков. М., 1953. С. 170
Илья Репин. Портрет Л. Н. Толстого. 1887. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея
«Мое личное мнение то, что в живописном искусстве нельзя не признать главным самую живопись, разумеется, высокое содержание было бы лучше, т. е. было бы весьма желательно».
П.М. Третьяков — Л.Н. Толстому. 18 июня 1890. Цит. по: Переписка Толстого с П.М. Третьяковым: публикация М. Бабенчикова / Литературное наследство / АН СССР, Ин-т литературы (Пушкинский Дом). Т. 37/38: Л.Н. Толстой. II… С. 256
«Насчет названия галереи совершенно бесполезно говорить, т. к. оно измениться не может; название “Московская Городская (имени) братьев Третьяковых” было по моему желанию и утверждено покойным государем (мое желание было “Московская Городская”, а имени П. и С. Третьяковых было прибавлено в ходатайстве об утверждении уже городом), следовательно, изменено быть не может. Означает оно, совершенно верно, то же самое как Городская больница, Городская бойня, Городская прачечная, Городской водопровод и пр., т. е. что это есть собственность города, принадлежащая только ему и заведуемая городским хозяйством, т. е. управлением; после моей смерти попечитель Галереи избираться будет городом, т. е. Думой. Для меня важно не название, а суть дела: т. к. она Городская, принята городом на известных условиях, есть неотъемлемая собственность города, утвержденная высочайшей властью, то судьбы ее незыблемо утверждены и с ней не может случиться того, что случилось с Румянцевским музеем, который вместо Петербурга находится теперь в Москве, а завтра может быть в Киеве или другом каком городе, я же желал, чтобы наше собрание всегда было в Москве и ей принадлежало, а что пользоваться собранием может весь русский народ, это само собой известно».
П.М. Третьяков — В.В. Стасову. 16 августа 1893. Москва. Цит. по: Переписка П.М. Третьякова и В.В. Стасова. 1874–1897 / Гос. Третьяковская галерея. М., 1949. С. 190
«Кто действительно прав, покажет только время!»
П.М. Третьяков — В.В. Стасову. 15 июля 1888. Цит. по: Переписка П.М. Третьякова и В.В. Стасова. 1874–1897. С. 123
П.М. Третьяков — В.В. Стасову. 15 июля 1888. Цит. по: Переписка